Цель рекомендаций - помочь в организации лексической работы на уроках русского языка, направленной на формирование речевых умений и навыков обучающихся, на обогащение и активизацию их словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над синонимами как средство формирования речевой культуры обучающихся. Методические рекомендации»
ГБПОУ
«Светлоградский педагогический колледж»
Работа над синонимией как средство формирования речевой культуры обучающихся Методические рекомендации
(Автор-составитель: Богданова Н.Я.,
преподаватель филологических дисциплин)
Для учителей общеобразовательных школ
и преподавателей СПО.
Светлоград 2016
Пояснительная записка
Лексическая, или словарная работа, в начальных классах проводится, в основном, как количественное обогащение словаря младших школьников и включает в себя упражнения над значением слов и их уместным употреблением в речи.
Качественное обогащение словаря предполагает умение не только различать значения многозначных слов, синонимов, антонимов, фразеологических оборотов, но овладение богатством лексической системы русского языка во всём её многообразии, в частности понимать и использовать в речи оттенки значений синонимов – лексических, морфологических, синтаксических, стилистических. Решением этих задач занимаются учителя-словесники в средних и старших классах общеобразовательной школы, а также преподаватели НПО и СПО.
В данных методических рекомендациях представлены традиционная классификация синонимов и упражнения, направленные на формирование умений употреблять их в речи в зависимости от целей высказывания и коммуникативной ситуации.
Цель рекомендаций – помочь в организации лексической работы на уроках русского языка, направленной на формирование речевых умений и навыков обучающихся, обогащение и активизацию их словарного запаса.
Работа над синонимией как средство формирования речевой культуры обучающихся
В процессе речевого развития школьников большое место занимает работа над синонимами, поэтому в методике синонимика рассматривается как одно из важнейших средств формирования речемыслительных умений и навыков обучающихся. Такая работа не требует специального времени. Упражнения по синонимам можно приводить при изучении всех разделов языка, поскольку она проявляется на разных языковых уровнях.
Лексические синонимы– это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению. Изучение лексических синонимов помогает осознанию лексического значения слова и служит основой для обучения выразительности речи.
В прочесе изучения лексических синонимов у школьников формируются умения находить эти слова в тексте, подбирать синонимы к данному слову, выбирать из ряда синонимичных слов наиболее подходящее, использовать синонимы в своей речи.
Использование синонимов в речи способствует расширению словарного запаса школьников, их умению, выбирая нужное слово в соответствии с речевой ситуацией, различать тончайшие смысловые оттенки синонимических единиц.
При обучении синонимам необходимо отметить их функции: функцию замещения одних слов другими и функцию уточнения, т.е. подбор слова-синонима, позволяющего более точно обозначить предмет или явление. Так, благодаря синонимам, можно избежать однообразия речи, а также усилить выразительность высказывания. М.Горький писал в одном из писем: «Кроме слов хорошо, отлично, есть немало хвалебных слов, например: славно, прекрасно, великолепно, неподражаемо, совершенно, удивительно, замечательно, изумительно, чудесно…».
Слова-синонимы могут использоваться в художественном произведении как стилистическая фигура, стилистическое средство. Например, нанизывание синонимов: Знать, высоте покой несносен: уже который день подряд зеленые верхушки сосен трепещут, мечутся, дрожат. (В. Савельев); противопоставление синонимам: В зимний вечер по задворкам разухабистой гурьбой по сугробам, по пригоркам мы идем, бредем домой. (С.Есенин)
Для закрепления теоретических сведений о лексических синонимах учитель предлагает учащимся различные упражнения.
Прочитайте предложение. С помощью каких лексических и синтаксических средств создается радостное, веселое настроение? Укажите отличительные признаки в значении синонимов. Какова их роль в тексте?
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л.Кассиль).
Чтобы школьники научились правильно использовать синонимы в речи, необходимо научить их строить словосочетания, учитывая различную сочетаемость синонимов с другими словами.
Замените в словосочетаниях выделенные слова синонимичными.
К словам беседа, мелодия, обычай подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения, используя приведенные прилагательные.
Грустный, древний, радостный.
Запишите слова одного тематического ряда, отбирая для этого синонимы со значением движения: а) медленного; б) быстрого; в) с определенной целью; г) без определенной цели. Составьте с одним из синонимов каждой группы предложения.
Упражнения в использовании синонимов помогают школьникам осознать выбор того или иного слова в соответствии со стилевой принадлежностью и уместностью употребления.
Особое место среди лексических синонимов занимают контекстуальные синонимы– слова, которые сближаются по смыслу только в условиях контекста: … Всходило солнце победоносно, смело и светло. (Ф.Тютчев). В языке слова победоносно, смело, светло не являются синонимами, но в этом тексте они неожиданно образуют один синонимический ряд, причем очень выразительный.
Укажите в текстах контекстуальные синонимы. С какой целью их вводят авторы? Как они влияют на выразительность поэтических строк?
Он [Христос] идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным. (Н.Гумилев.)
И грусть. И отчий манит дом…
И луч пройдет душевным дном,
И будешь грезить об одном,
О несравненном, о родном. (К.Бальмонт.)
Выполнение подобных упражнений поможет детям не только лучше усвоить понятие «синонимия», но значительно обогатит их речь, научит внимательно относиться к каждому слову художественного текста, заставит по-другому взглянуть на произведения писателей и поэтов, которые они изучают на уроках литературы.
Синонимия как языковое явление наблюдается и в морфологии, и в синтаксисе.Морфологическая синонимиясвязана с употреблением разных форм слова, а также с использованием морфологических вариантов слов в разных стилях речи.
В процессе обучения именам существительным учитель должен обратить внимание школьников на вопросы, касающиеся употребления этой части речи.
1. Употребление форм женского рода существительных, обозначающих профессию, род занятий: докторша (ср. доктор), почтальонша (ср. почтальон), парикмахерша (ср. парикмахер) и т. д. Слова с суффиксом –ш- имеют просторечную окраску.
2. Изменение существительных одного рода по образцу другого рода: ср. нейтральное нет тюля, шампуня (тюль, шампунь – м. р.) и разговорное нет тюли, шампуни (тюль, шампунь – ж.р.)
3. Использование устаревших форм множественного числа (чаще всего встречается в художественном стиле как выразительное средство): дерева (ср. деревья), сыны (ср. сыновья).
Рассказывая учащимся о падежных окончаниях имен существительных, учитель знакомит их с вариантами окончаний существительных мужского рода единственного числа в родительном падеже: стакан сока – стакан соку; много народа - много народу и т. д. Важно, чтобы ученики запомнили, что в современном русском литературном языке наиболее употребительной является форма на –а(-я). Формы на –у(-ю) имеют стилистическую окрашенность и используются в некоторых конкретных случаях:
у вещественных существительных при указании на часть предмета: килограмм луку, стакан кефиру, ложка сахаруи т. д.;
у отвлеченных существительных, если выражение имеет количественное значение: натерпеться страху, наговорить вздору и т. д.;
во фразеологических сочетаниях: сбить с толку, без году неделя и т.д.
Некоторые существительные мужского рода имеют варианты окончаний в предложном падеже –е/-у: в отпуске – в отпуску; на плоте – на плоту. Литературной нормой является окончание – е. Однако следует отметить, что существительным, имеющим обстоятельственное значение, присуще окончание – у (где? В лесу, на лугу, в саду), а окончание –е имеют существительные с объектным значением ( о чем? О лесе, о луге, о саде).
Существительные в творительном падеже имеют варианты окончаний, различающихся стилистически: людьми (нейтр.)- людями (прост.); дочерями (нейтр.) – дочерьми (разг.)
При изучении имен прилагательных учащиеся знакомятся с употреблением полной и краткой формы качественных прилагательных. Они усваивают, что краткая форма носит книжный характер, она несколько категорична; ср.: 1. Мал золотник, да дорог. (Пословица) 2.И дорога длинна, и разлука с тобой бесконечна. (С. Островой.)
В случае употребления прилагательных в функции сказуемого постоянный признак выражается полной формой: поле зеленое, задача простая, ребенок большой, а непостоянный (временный) – краткой: поле зелено, задача проста, ребенок болен.
Некоторые прилагательные образуют параллельные краткие формы: острый – остр, остер(разг. ); полный – полон, полн (книжн., устар.).
Употребление простой формы сравнительной степени качественных прилагательных возможно во всех стилях речи: красивее, позднее; составная форма характерна для книжных стилей (научного и делового): более красивый, более поздний.
Простая форма превосходной степени прилагательных является принадлежностью книжной речи: добрейший, высочайший, а составная форма нейтральна: самый добрый, самый высокий.
Форма сравнительной степени с приставкой по- носит разговорный характер: потоньше, покраснее.
Прил. на – енный также имеют синонимичные краткие формы. Это может быть форма с основой на – ен и – енен: ответствен – ответственен, своевремен – своевременен. В современном русском литературном языке форма на – ен преобладает во всех стилях.
Следует обратить внимание и на роль прилагательных в построении словосочетания. Так, словосочетание, состоящее из сущ. + прил., имеет лишь значение качественной характеристики: школьный учитель, детский смех, отцов дом, вечерняя работа.
В то же время словосочетания с управляемым существительным («сущ.+сущ.») могут выражать различные значения. Обычно они указывают на отношения между предметами (учитель школы), субъект действия ( смех детей ), принадлежность (дом отца), обстоятельственные отношения (работа вечерами) и т.д. Такие словосочетания более выразительны, образны, сфера их употребления шире. «Выразительные возможности этих конструкций богаче, чем у конструкций «прил. + сущ.»), так как они позволяют более полно и точно охарактеризовать зависимое существительное с помощью определяющего его прилагательного.
К синонимичным относятся также конструкции с прилагательным- определением и со сравнительным оборотом: собачий нюх – нюх, как у собаки. В этом случае прилагательное употребляется в переносном значении, как метафора.
При изучении глагола следует остановиться на синонимии глагольных форм: наклонения, времени, вида и др.
Анализируя категорию наклонения, учащиеся знакомятся с употреблением формы одного наклонения в значении другого. Например: Приди он вовремя – застал бы брата дома (разг.). Здесь форма приди, характерная для повелительного наклонения, употреблена в значении сослагательного (условного) наклонения. Ср.: Если бы он пришел вовремя, застал бы брата дома. Сослагательное наклонение, напротив, может употребляться в значении повелительного: Поговорили бы вы с ней… Ср.: Поговорите с ней. Форма повелительного наклонения может употребляться в значении изъявительного наклонения: А он и закричи (разг.). В то же время изъявительное наклонение может приобретать значение повелительного:Отведешьсестру в детский сад и пойдешь в школу. Ср.: Отведи сестру в детский сад и иди в школу.
Использование глагольных времен тоже связано с употреблением одной формы в значении другой. Так, в художественном стиле форма настоящего времени может употребляться в значении прошедшего (для оживления повествования, придания ему большей достоверности) и в значении будущего времени (если речь идет о фактах или событиях, которые обязательно должны произойти). Например: Проезжаем мы раз через небольшой городок – настоящее время в значении прошедшего; Отправляемся завтра утром- настоящее время в значении будущего.
Форма прошедшего времени глагола в разговорной речи может употребляться вместо формы будущего времени: Я пошла за билетом, а ты собирай вещи.
Форма будущего времени глагола может употребляться как в значении прошедшего, так и в значении настоящего времени: 1. Долго стоял он молча, да как закричит вдруг. 2. Живем в одном городе, а увидишься раз в неделю. (А. Островский)
Работа над морфологическими синонимами проводится в основном в процессе выполнения упражнений. Это могут быть упражнения в нахождении синонимичных форм частей речи, функционально-стилистических особенностей, в выборе нужной формы и др.
Прочитайте приведенные родовые пары имен существительных. Определите, чем вызваны колебания в роде.
Прочитайте. Выделите существительные мужского рода в формах родительного и предложного падежей единственного числа. Укажите окончания. Обоснуйте свой ответ.
1.Словно как с испуг.. раскричавшись, к югу журавли летят. (А.Фет.)
2. Да принеси нам квас.. . (И. Тургенев.)
3. В «Вишневом сад..» Чехова были заняты ведущие актеры театра.
4. В лес.. все темней да темней. (И. Тургенев.)
5. Отражаясь, березы ломались в пруд.. .(С.Есенин.)
6. В мир.. столько потрясений, столько горестей. (В.Федоров.)
7. Роль Несчастливцева в «Лес..» А. Островского прекрасно исполнил
молодой актер.
8. В мир.. его звали Владимиром Сергеевичем.
9. В вишневом сад.. у дома затерялась уютная беседка.
Замените словосочетания «сущ.+сущ.» синонимичными «прил.+ сущ.» и наоборот. Какие из них более конкретно и определенно указывают на признак предмета? Какие употреблены или могут употребляться в переносном значении?
1. Дом из кирпича, занятия музыкой, прогулка утром, человек дела,
уклончивость в ответе, боль в голове.
2. Каменная ограда, вечерний город, полевые цветы, шерстяной кос-
тюм, осеннее утро, школьный двор.
Вставьте вместо точек полную или краткую форму прилагательных. Определите основания для выбора необходимой формы. Укажите синтаксическую функцию вставленного слова.
1. … ночь опустилась над городом. – Ночь …, и кругом тишина
(темная, темна).
2. Во дворе стоит … скамейка. – Эта скамейка … для Маши (высокая,
высока).
3. Во время ледохода в реке … уровень воды. – Для работы мельницы
такой уровень воды … (высокий, высок).
4. Туристы прошли … участок маршрута. – Этот участок маршрута …
(опасный, опасен).
Для … ученика задание не составило трудности. – Этот ученик … к
математике (способный, способен).
Я почувствовал … боль в ноге. - … твоя немилость (страшная,
страшна).
Какими формами глагола выражено значение желательности действия в приведенных предложениях? Какой вариант передает это значение с особой силой? По аналогии составьте другие предложения.
В выходной я хочу сходить на выставку молодых художников. –
Я с удовольствием сходил в выходной на выставку молодых
художников. – Сходить бы в выходной на выставку молодых
художников.
Прочитайте предложение. Проанализируйте переносное употребление форм времени глаголов (употребление форм настоящего и будущего времени для изображения событий прошлого, настоящего и прошедшего времени – в значении будущего). Определите роль и эмоционально – стилистическую окраску этих форм.
1.Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. (А.Чехов.)
2. Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком – то как притопнет!.. (А. Пушкин.)
3. Если я поеду одна, то мы, значит, расстались (А.Н. Толстой.)
4. Завтра утром я уезжаю из Петербурга. (Ф. Достоевский.)
5. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги изучают дорогу осторожно. (М. Горький)
Работа над синтаксическими синонимами в школе чаще сводится к внеконтекстным преобразованиям некоторых конструкций по образцам, что не позволяет ученикам глубоко усвоить особенности функционирования тех или иных синтаксических единиц.
Выбор синтаксических конструкций определяется речевой ситуацией, стилистическими особенностями высказывания. Поэтому при анализе синонимичных словосочетаний в процессе обучения морфологии и синтаксису следует обращать внимание учащихся на стилистическую принадлежность того или иного словосочетания, на уместность его употребления. Например, словосочетания с определительными отношениями («сущ.+прил.») более употребительны, чем словосочетания с объектно-субъективными отношениями («сущ.+ сущ.»). Такие словосочетания чаще употребляются в книжной речи: ваза из фарфора, крыша из железа; ср. более употребительные: фарфоровая ваза, железная крыша.
Различаются словосочетания и по синтаксической функции зависимого слова; ср.: дом из дерева (несогласованное определение), деревянный дом (согласованное определение). В словосочетаниях типа занятия по вечерам – вечерние занятия, работы на полях – полевые работы зависимое существительное определяет признак предмета, указывая на время и место действия.
Синонимические глагольные словосочетания различаются стилевой принадлежностью: отдыхать летом (нейтр.) – отдыхать в течение лета (книжн.); пойти за грибами (нейтр.) – пойти по грибы (разг.); не прийти из-за болезни (нейтр.) – не прийти вследствие болезни (книжн.)
Работу над синтаксической синонимией следует организовать на базе тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили, изучая лексическую синонимию. Школьники уже знают, что такое синонимы, умеют находить их в речи, умеют различать их смысловые оттенки, но не всегда умеют пользоваться ими в речи. Поэтому работа над синонимичными словосочетаниями преследует не только узкую цель – сформировать у учащихся навыки построения словосочетаний с учетом норм управления, но и более широкую – формирование у них чувства языка, обогащения и развитие связной речи.
С целью формирования умений строить словосочетания ученикам предлагается такое упражнение.
Составьте с синонимичными парами словосочетания. Укажите стилистическое различие между ними.
Синтаксические единицы необходимо изучать во взаимосвязи, учитывая системный характер синтаксиса. В процессе анализа синтаксических синонимов школьники знакомятся с особенностями использования соотносительных конструкций, имеющих сходство значений, но различающихся определенными смысловыми или стилистическими оттенками.
Работу над синтаксическими синонимами необходимо проводить систематически, планомерно, в том числе и при обучении основной коммуникативной единице – предложению. Так, излагая общие сведения о предложении, учитель должен обратить внимание учащихся на тот факт, что предложение, отрицательное по форме, может быть утвердительным, и интонация подчеркнет это: Кого здесь только не было! Синонимично предложению: Все были здесь; знаменитое пушкинское: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Также имеет утвердительный синоним. И наоборот, предложение по форме утвердительное: Стану я подметать двор по смыслу – отрицательное и потому синонимично предложению: Не буду я подметать двор.
Знакомясь с составом простого предложения, школьники учатся использовать в речи как односоставные, так и синонимичные им двусоставные предложения. Следует отметить, что односоставные предложения чаще используются в разговорной и художественной речи, потому что от простых двусоставных они отличаются эмоциональностью, экспрессией: отсутствие одного из главных членов односоставного предложения только усиливает смысловое значение другого главного члена.
Односоставные предложения – яркое и выразительное средство русского языка, с помощью которого подчеркиваются самые различные смысловые оттенки: Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!(А. Блок.)
Система односоставных предложений очень богата. Определенно – личные предложения делают речь лаконичной и в то же время более точной, динамичной, чем синонимичные им двусоставные предложения. Благодаря определенно – личным предложениям в научно – популярной речи создается ощущение непринадлежности, откровенности в беседе с читателем: 1.Посмотрите на картину. 2. Вдумайтесь в название произведения.
В неопределенно – личных предложениях действующее лицо несущественно, так как все внимание сосредоточено на действии, поэтому синонимичные им двусоставные предложения излишне громоздки; ср.: Ему верили, его хорошо знали. (А.Н. Толстой.) – Они (все) ему верили, все (они) его хорошо знали.
Некоторые безличные предложения также имеют синонимы – двусо-
ставные предложения; ср.: 1. Болото затянуло туманом. – Болото затянул туман. 2. Мне нездоровится. – Я не здоров. 3. Быть дождю! – Будет дождь.
С целью формирования умения различать и употреблять односоставные предложения в речи и пользоваться синонимичными конструкциями учитель может предложить следующие упражнения.
Назовите в парах предложений общие смысловые признаки. Чем различаются данные предложения? Произведите их синтаксический разбор.
1. Люблю тебя, Петра творенье! (А. Пушкин.) – Я люблю тебя,
жизнь. (К. Ваншенкин.)
2. Слышишь что-нибудь? (К. Симонов.) – Каждую ночь ты слышишь
эти шорохи.
3. Еду, еду в чистом поле. (А. Пушкин.) – Я еду к морю.
Перестройте, где возможно, двусоставные предложения в односоставные.
О б р а з е ц: В воскресный день мы решили организовать прогулку
в лес. – В воскресный день решено было организовать прогулку в лес.
Местные жители рассказывают, что в ближайшем лесу есть
замечательные грибные места. Рано утром в дверь кто-то постучал.
Это были соседские мальчишки, которые должны были проводить
нас до леса. Они сказали, что на опушке леса нас встретит лесник и
укажет дорогу дальше.
Перестройте двусоставные предложения в односоставные безличные, употребляя разные способы выражения главного члена.
Наступает темнота. На дворе воздух становится более свежим. С
гор дует прохладный ветерок. Усиливается ветерок. Усиливается
мороз. Я легко дышу чистым морозным воздухом. Я уже не надеюсь
на тихие солнечные деньки.
Предложения с однородными членами не менее яркое стилистическое средство. Они используются в разных стилях и как выразительное средство языка, средство эмоциональной оценки (художественной, публицистический стили), и для строгого, четкого перечисления каких – либо фактов (деловой, научный стили).
Однородные члены предложения, соединенные одиночными, составными или повторяющимися союзами, используются чаще в художественной речи для логического и эмоционального выделения каких-либо деталей, признаков, свойств. Однородные члены образуют изобразительные ряды эпитетов, обладающих большой живописностью и точностью. Обобщающие слова в конструкциях с однородными членами предложения в художественном и публицистическом стилях также выполняют изобразительную и эмоционально – экспрессивную функции.
Выполняя упражнения по синонимической замене однородных членов или союзов при них, школьники учатся использовать такие синтаксические конструкции в разных речевых ситуациях, определять их стилевую принадлежность.
Перестройте предложения, заменив в них повторяющиеся союзы двойными. Изменились ли от этого тональность повествования?
1. И в Соловках, и в Пушкино, и на Урале я наблюдал с интересом
жизнь соболей. (М. Пришвин.)
2. К рассвету все поле было покрыто [снегом], и в белой безмерности
исчезли и белый заяц и белый череп [лошади]. (М. Пришвин.)
3.Высшая комиссия… оценила его и назначила ему должность и спо
койную и почетную. (М. Булгаков.)
В процессе изучения предложений с прямой речью (8 класс) также происходит формирование умений школьников использовать синонимичные конструкции. Учитель должен объяснить школьникам, что разные способы передачи чужой речи синонимичны и выбор способа зависит от конкретной задачи, стоящей перед говорящим или пишущим.
Конструкции с прямой речью характерны для художественного и разговорного стиля. В художественном стиле прямая речь выполняет изобразительную функцию, являясь не только средством речевой характеристики героя-персонажа, но и выражая эмоциональность, образность, непринужденность. Косвенная речь, в отличие от прямой речи, преимущественно используется в публицистическом стиле.
Работая над преобразованием предложений с прямой речью в конструкции с косвенной речью, школьники учатся правильно употреблять союзы в построении сложноподчиненных предложений, личные формы местоимений и личные формы глаголов.
Замените прямую речь косвенной. Какие изменения произошли в структуре и стилистической окраске предложений?
«Режиссеру полагается знать все»,- сказал Эйзенштейн.
(К. Паустовский.)
«Как вас зовут?» - спросил Вернер и внимательно посмотрел в лицо. (В. Кетлинская.)
Когда Пушкина спросили про его кабинет, он отвечал: «Деревня – вот мой кабинет». (С. Гейченко.)
Я спросил довольно некстати: «По делам вы заехали в нашу сторону?» (А. Пушкин.)
«Эй, Дуня! – закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». (А.Пушкин.)
Работа над стилистическими синонимами проходит и в процессе изучения сложных предложений. Анализируя сложные синтаксические конструкции, школьники знакомятся с особенностями использования соотносительных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в разных стилях речи. Учащиеся должны усвоить, что сложносочиненные предложения шире употребляется в художественной, разговорной и публицистической речи. Они являются средством выражения чувств, оценок, экспрессивности. Сфера употребления сложноподчиненных предложений – научный и публицистический стили. Сложные бессоюзные предложения чаще встречаются в разговорной речи. Это связано с тем, что в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях отношения между частями выражения более точно, четко, чем в бессоюзных конструкциях. Для сравнения можно предложить школьникам следующие предложения:
Лишь солнце покажется, птица запоет. – Солнце покажется – птица запоет. – Когда солнце покажется, птица запоет. – Солнце покажется, и птица запоет.
Коль за чужим погонишься, то свое потеряешь. – За чужим погонишься – свое потеряешь. – За чужим погонишься, и свое потеряешь. – За чужим погонишься, а свое потеряешь.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. – Птиц не было слышно, так как они не поют в часы зноя. (И. Тургенев.)
Сложное предложение может быть синонимично и простому неосложненному предложению.
Они вступили в ту часть своего пути, которая была самой опасной. – Они вступили в самую опасную часть своего пути. (В. Катаев.)
Костя вдруг почувствовал, что он очень маленький, бессильный и одинокий на огромном пустом берегу. – Костя вдруг почувствовал себя очень маленьким и одиноким на огромном пустом берегу. (Н. Дубов.)
Люблю, когда сосна шумит.(Ф. Абрамов.) – Люблю шум сосны.
Когда скворцы прилетают, они начинают устраивать свои гнезда.– После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда.(И. Соколов-Микитов.)
Сложные предложения могут иметь в качестве синонимов простые осложненные предложения, в частности предложения с обособленными членами. Например:
Скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни, когда сидит на ветке дерева и трепещет черными крылышками. – Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. (И. Соколов–Микитов.)
Если не знаешь броду, не суйся в воду. – Не зная броду, не суйся в воду. (Пословица)
Капитан, которого утомил шторм, спустился в свою каюту. – Утомленный штормом, капитан спустился в свою каюту. (К. Станюкович.)
Дежурный по станции, который отправлял поезд, ушел. (Е. Исаев.)- Дежурный по станции, отправлявший поезд, ушел.
Предложения с обособленными членамиболее подробно выражают мысль, они являются средством смыслового уточнения речи.
Чтобы сформировать у школьников умение строить синтаксические конструкции в соответствии с речевой ситуацией и целевой установкой, можно предложить им упражнения на синонимическую замену простых предложений с обособленными членами аналогичными конструкциями с необособленными членами и сложными предложениями.
Прочитайте текст. Укажите обособленные определения. Спишите, заменив обособленные определения необособленными.
Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полный странных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам.
Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони: это запел кларнет. Музыкант… сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. (А. Грин.)
Сравните два текста. Почему автор выбрал именно конструкции с обособленными членами предложения? Какой текст – с обособленными или необособленными определениями – является более выразительным, эмоциональным?
Подберите к сложным предложениям синонимы – простые предложения с обособленными определениями и укажите слова, к которым они относятся.
Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, которая вредна, по ее словам, для здоровья молодой девушки.
Первый паломник, который совершил после смерти Пушкина прогулку по Михайловскому в феврале 1837 года, был А. И. Тургенев.
Есть в Михайловском доме – музее два сувенира, которые связаны с судьбой «трех сосен», которые были воспеты Пушкиным в элегии.
Таким образом, сопоставление разных по структуре предложений помогает проанализировать специфику синтаксических синонимов, что способствует формированию умения выражать одну и ту же мысль разными конструкциями в зависимости от речевой ситуации и цели высказывания.
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
1. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/Под ред. Л.А. Новикова. – СПб, 2009..
2. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977.
3. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка /Под общ.рук. Ю.Д.
Апресяна. – М.: Языки славянской культуры, 1993-2003.
4. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. Ч.1. – Шанский
Н.М., Иванов В.В.. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография.
5. Современный русский литературный язык/ Под ред. Леканта П.И. – М., Высшая школа, 2001.
6. Словарь синонимов русского языка/ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., Астрель: АСТ, 2011.
7. Уфимцева А.А. Лексическое значение. Принципы семасиологического описания лексики. Изд.2-е. – М., Эдиториал УРСС. 2003..
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2004.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка.– М.. Наука, 1998.