Работа над ошибками в 5-9 классах как важный элемент формирования языковой компетенции.
Работа над ошибками в 5-9 классах как важный элемент формирования языковой компетенции.
Работа над ошибками в 5-9 классах это важный элемент формирования языковой компетенции обучающихся. Главная цель – добиться более высокой орфографической зоркости, умений школьников систематизировать и обобщать изученный материал, сэкономить при этом затраты учительского труда. Это становится тем более важным, поскольку в заданиях 3-7 ЕГЭ обучающимся приходиться классифицировать ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками в 5-9 классах как важный элемент формирования языковой компетенции. »
Работа над ошибками в 5-9 классах как важный элемент формирования языковой компетенции.
Это важный элемент формирования языковой компетенции обучающихся. Главная цель – добиться более высокой орфографической зоркости, умений школьников систематизировать и обобщать изученный материал, сэкономить при этом затраты учительского труда. Это становится тем более важным, поскольку в заданиях 3-7 ЕГЭ обучающимся приходиться классифицировать ошибки.
Я
остановлюсь на двух типах уроков работы над ошибками: после диктанта и после творческой работы (сочинения или изложения). Для решения этой задачи необходим дифференцированный подход к учащимся, забота о том, чтобы они своевременно и систематически ликвидировали пробелы в своих знаниях и навыках, чтобы полученная итоговая оценка отражала их действительный уровень подготовки, так как пробелы, обретенные в младших классах, не позволяют успешно усваивать программу в старших классах. В своей работе мы обращаемся к «Нормам оценок…», которые позволяют вести индивидуальный учет ошибок. На основе этого мы и проводим работу над ошибками. Как уже сказано выше, в основу такого урока закладывается принцип разноуровневой, дифференцированной работы, так или иначе связанной с текстом диктанта. Проверяя работу, выписываем все ошибки, а потом группируем их по видам орфограмм. На доске перед уроком выписываем по одному слову с каждой орфограммой. Например
Находим орфограмму в каждом слове, устно объясняем, повторяем соответствующее правило (можно найти в учебнике и прочитать). Потом ошибка в слове объясняется графически.
Далее соответствующая запись в тетради. И следующий этап. Выписать и объяснить допущенный орфографические ошибки в словах, где ученик допустил ошибку. Такая работа помогает развить орфографическую зоркость учащихся.
Как показывает опыт, ошибки можно разделить на 3 группы.
3 группы орфограмм начальной школы (по легкости-трудности усвоения их учащимися).
1 группа – орфограммы, усвоенные большинством учащихся (70%) почти на уровне навыка:
- правописание Ь как знака мягкости согласного (радость, судьба);
- правописание с большой буквы фамилий, имен, отчеств русского происхождения (Иван Андреевич Крылов);
- кличек животных (кошка Мурка);
- названия крупных рек, озер, морей (река Волга);
- названия населенных пунктов страны (город Москва);
- правописание безударных окончаний имен прилагательных в Им. падеже (суровая, алые);
- правописание буквы Э в начале слова (этот, эмблема).
2 группа – написания, правила употребления которых учащиеся в общем-то знают, однако навыки грамотного письма не являются устойчивыми:
- правописание гласных и согласных в корне слова (страна, травка, страстный);
- правописание разделительных Ъ и Ь (подъезд);
- название континентов (Европа, Америка);
- название улиц (Пушкинская улица);
- написание предлогов с именами существительными и особенно местоимениями (ко мне, со мной);
Заключительный этап – обобщение по вопросам типа: какие орфограммы мы повторили в ходе анализа ошибок? Какие правила надо повторить, чтобы ликвидировать пробелы?
Д/з – дифференцированное.
Те, кто получил «5» получают индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта. Можно предложить найти слова с определенной орфограммой, выписать, подчеркнуть орфограмму, составить текст, предложения и т.д.
Работа над ошибками после творческих работ строится аналогично.
Речевые ошибки нередко устранить труднее, чем орфографические. Обычно начинаем с изучения речи учащихся.
Вот, по моим наблюдениям, наиболее характерные речевые ошибки:
I. Синтаксико-стилистические.
1) СПП: употребление придаточного предложения без главного:
Когда встанешь на бугор и увидишь вдали лес.
2) Придаточное по смыслу не соответствует главному:
Когда идешь лесом, то воздух очень свежий.
3) Неправильное оформление СПП предложения:
Мы идем в школу, бывает туман.
4) Лишнее сказуемое:
В упражнении надо было сделать, подчеркнуть окончание.
5) Отсутствие связи слов в предложении.
6) Неправильный порядок слов:
На кадке стоял кувшин разбитый.
II. Морфолого-стилистические ошибки.
1) Усечение окончания прилагательного, местоимения.
2) Путаница окончаний.
3) Отсутствие Н личных местоимений (у ей).
III. Лексико-стилистические ошибки.
1) Неумение выбрать синонимы.
Деревья стоят голые, дни стоят унылые.
2) Неправильное словообразование.
От листьев пахло прелостью.
3) Искажение устойчивых сочетаний.
При разборе творческой работы выясняем сущность той или иной ошибки, находим способ ее исправления.