kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки к ОГЭ "Орфография. Правописание приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тетрадь ориентирована на учащихся 8 класса и нацелена на отработку одного из заданий ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки к ОГЭ "Орфография. Правописание приставок"»



Готовимся к ОГЭ!



Рабочая тетрадь

по русскому языку

ученика (цы) 8 класса





«Орфография: Правописание приставок»











Дорогой друг!

В следующем году тебе предстоит сдавать основной государственный экзамен по русскому языку. Это всего лишь одно из испытаний, которое ты встретишь на своем жизненном пути, но все же подготовку к экзамену нужно начинать заранее. В этом тебе помогут материалы данного пособия. В пособии представлено лишь одно задание раздела «Орфография», это задание 4: «Правописание приставок». Тебя ожидают теоретический материал и практические задания, аналогичные заданиям демоверсии ОГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!









































Задание 4

Задание 4 экзаменационного теста ОГЭ по русскому языку связано с правописанием приставок. 

Примерные формулировки задания 4:

Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного.
Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.

Что нужно знать:

 В русском языке существует 4 группы приставок, в написании которых могут возникнуть трудности:

1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить);
2) Приставки на з-, с-, написание которых зависит от последующего согласного;
3) Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-), написание которых зависит от ударения;
4) Приставки при-, пре-, написание которых зависит от значения.

1. Неизменяемые приставки.

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда!

Список неизменяемых приставок:

О-: окликнул

ПО-: поверье

НА-: накрыть

НАДО-: надорваться

ОТ-: отдать

У-: уехал

ПРО-: произрастать

ЗА-: забрать

ПОД-: подтаять

ОТО-: отодвинуть

ДО-: догадка

ПРА-: прабабушка

НАД-:  надписать

ПОДО-: подождать

ОБ-:  обточить

В-: вовлечь

ВЫ-: выход

ПЕРЕ-:  перелить

ПРЕД-: председатель

ОБО-: обойти

ВО-: вовлечь

С-:  сдвинуть

СО-: согнуться

ПРЕДО:  предостеречь


ПРИМЕР: написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. 
Приставки з- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.

Пример задания 4.  Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: входя

  1. Приставки на З-, С-.

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

 без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ/нис-, раз-/рас-, через-(чрез-)/черес-

ПРИМЕР: 
рассмотреть, 
разглядеть, 
извести, 
истопить, 
чрезмерный, 
расчертить, 
вскарабкаться, 
чересчур, 
снисходительный

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.  Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.  Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Звонкие согласные  звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!

ПРИМЕР: в приставках слов расчудесный и расцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов издержка и обмен мы напишем буквы -з- и -б-, так как первые буквы корня -д- и -м- обозначают звонкие согласные звуки

Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

ПРИМЕР: 
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

8. ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

9.ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

10.РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

Помните:  В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С.

Например: село Разгуляй.



Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

3. Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-).

Написание этих приставок также очень и очень простое: без ударения пишется буква А, под ударением - О.

ПРИМЕР: расписАться - рОспись, разыгрАть - рОзыгрыш, разлИв (реки), рОзлив вина

4. Приставки при-, пре-

Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Значения приставки при-

Значения приставки пре-

1. приближения (примчался)

2. присоединения (пришил)

3. близости (пришкольный)

4. неполного действия (прикусил)

5. доведения действия до конца (пристрелить)

1. = очень (премудрый)

2. = ПЕРЕ- (преступник)

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание!  Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому?Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Случай 1. Правописание некоторых слов с приставками при-, пре- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) — «умереть», устроить светопреставление.

Случай 2.  Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю:  престиж,   президент, прейскурант, префикс, прецедент;  приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.

Пример задания 4.  Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение». 

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте все слова. 2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию. 3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Практикум к заданию 4

I. Из словосочетаний выпишите:

а) слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки;

б) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придаёт слову значение неполноты действия».

в) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка пре- имеет значение, сходное со значением приставки пере-»;

г) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка ни»;

д) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»;

е) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»;

ж) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В неопределённых и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка - не, без ударения - -ни».

  1. престарелый сторож

  2. въехать во двор

  3. несколько ребят

  4. присел на лавочку

  5. написать рассказ

  6. прервать разговор

  7. разжечь костёр

  8. превкусный хлеб

  9. сдать книгу

  10. бесхозяйственный помещик

  11. прилёг на минутку

  12. записать в тетрадь

  13. преградить путь

  14. раздать конфеты

  15. приморский город

  16. отремонтировать здание

  17. нигде не видно

  1. II.Тест по теме «Правописание приставок»

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».

  2. А) приехать

  3. Б) преграда

  4. В) пристанционный (сквер)

  5. Г) приоткрыть

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.

  1. А) рассмотреть

  2. Б) несделанный

  3. В) разделить

  4. Г) беззвучный

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

  1. А) привязать

  2. Б) присоединить

  3. В) приоткрыть

  4. Г) преградить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.

  1. А) использовать

  2. Б) бездельничать

  3. В) несговорчивый

  4. Г) безграничный

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

  1. А) привокзальная (площадь)

  2. Б) приуменьшить

  3. В) приплыть

  4. Г) привинтить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) сделать

  2. Б) сбросить

  3. В) воспользоваться

  4. Г) сдержать

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

  1. А) приехать

  2. Б) приусадебный

  3. В) приглушить

  4. Г) преувеличить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»

  1. А) растопить

  2. Б) слепить

  3. В) известить

  4. Г) возводить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

  1. А) презабавный

  2. Б) приклеить

  3. В) прибрежный

  4. Г) пригореть

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) безыдейный

  2. Б) сдержать

  3. В) исправить

  4. Г) разыскивать

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

  1. А) придорожный

  2. Б) прибежать

  3. В) прикоснуться

  4. Г) приколоть

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»

  1. А) безызвестный

  2. Б) здоровье

  3. В) бездельничать

  4. Г) здание

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».

  1. А) преградить

  2. Б) преувеличить

  3. В) прицепить

  4. Г) притронуться

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».

  1. А) прибыть

  2. Б) приусадебный (участок)

  3. В) приблизиться

  4. Г) прицепить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) сверхинтересный

  2. Б) безынициативный

  3. В) слетать

  4. Г) бессонная

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением приставки

  1. пере-».

  2. А) преогромный

  3. Б) презабавный

  4. В) прервать

  5. Г) преувеличить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»

  1. А) сбежать

  2. Б) бессердечный

  3. В) сгореть

  4. Г) беззвучный

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

  1. А) прибавить

  2. Б) прилететь

  3. В) прицепить

  4. Г) прижарить

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

  1. А) безызвестный

  2. Б) извещение

  3. В) сложить

  4. Г) заросли

  1. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».

  1. А) сверхинтересный

  2. Б) преинтересный

  3. В) прервать

  4. Г) притронуться

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кузьмина Светлана Анатольевна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340679


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства