Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки к ОГЭ "Орфография. Правописание приставок"»
Готовимся к ОГЭ!
Рабочая тетрадь
по русскому языку
ученика (цы) 8 класса
«Орфография: Правописание приставок»
Дорогой друг!
В следующем году тебе предстоит сдавать основной государственный экзамен по русскому языку. Это всего лишь одно из испытаний, которое ты встретишь на своем жизненном пути, но все же подготовку к экзамену нужно начинать заранее. В этом тебе помогут материалы данного пособия. В пособии представлено лишь одно задание раздела «Орфография», это задание 4: «Правописание приставок». Тебя ожидают теоретический материал и практические задания, аналогичные заданиям демоверсии ОГЭ по русскому языку.
Желаю удачи!
Задание 4
Задание 4 экзаменационного теста ОГЭ по русскому языку связано с правописанием приставок.
Примерные формулировки задания 4:
Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.
Что нужно знать:
В русском языке существует 4 группы приставок, в написании которых могут возникнуть трудности:
1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); 2) Приставки на з-, с-, написание которых зависит от последующего согласного; 3) Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-), написание которых зависит от ударения; 4) Приставки при-, пре-, написание которых зависит от значения.
1. Неизменяемые приставки.
Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда!
Списокнеизменяемых приставок:
О-: окликнул
ПО-: поверье
НА-: накрыть
НАДО-: надорваться
ОТ-: отдать
У-: уехал
ПРО-: произрастать
ЗА-: забрать
ПОД-: подтаять
ОТО-: отодвинуть
ДО-: догадка
ПРА-: прабабушка
НАД-: надписать
ПОДО-: подождать
ОБ-: обточить
В-: вовлечь
ВЫ-: выход
ПЕРЕ-: перелить
ПРЕД-: председатель
ОБО-: обойти
ВО-: вовлечь
С-: сдвинуть
СО-: согнуться
ПРЕДО: предостеречь
ПРИМЕР:написать, недосолить, поскользнуться, постучаться, сделать, сдать, предпринять. Приставки з- нет в русском языке! В словах здание, здоровье, здесь, ни зги (не видно) буква З входит в состав корня.
Пример задания 4.Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
Ответ: входя
Приставки на З-, С-.
Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:
Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:
1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.
2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.
3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.
4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих. Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
ПРИМЕР: в приставках слов расчудесный и расцветка мы напишем -с-, потому что первые буквы корня -ч- и -ц- обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов издержка и обмен мы напишем буквы -з- и -б-, так как первые буквы корня -д- и -м- обозначают звонкие согласные звуки
Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР: 1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица) 4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) 5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) 6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
8.ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)
9.ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)
10.РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)
Помните: В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С.
Например: село Разгуляй.
Пример задания 4.Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от последующего согласного звука.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
Ответ: рассказывайте
3. Приставки роз- (рос-)/ раз- (рас-).
Написание этих приставок также очень и очень простое: без ударения пишется буква А, под ударением - О.
2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)
Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому?Например: На старости лет некуда голову приклонить.
3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)
4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)
5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)
6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)
7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)
8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)
9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)
11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)
Случай 1. Правописание некоторых слов с приставками при-, пре- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) — «умереть», устроить светопреставление.
Случай 2. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т.п.
Пример задания 4.Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Ответ: пришли
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте все слова. 2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию. 3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Практикум к заданию 4
I. Из словосочетаний выпишите:
а) слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки;
б) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка при- придаёт слову значение неполноты действия».
в) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «Приставка пре- имеет значение, сходное со значением приставки пере-»;
г) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка ни»;
д) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»;
е) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»;
ж) слова, правописание приставок в которых определяется правилом: «В неопределённых и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка - не, без ударения - -ни».
престарелый сторож
въехать во двор
несколько ребят
присел на лавочку
написать рассказ
прервать разговор
разжечь костёр
превкусный хлеб
сдать книгу
бесхозяйственный помещик
прилёг на минутку
записать в тетрадь
преградить путь
раздать конфеты
приморский город
отремонтировать здание
нигде не видно
II.Тест по теме «Правописание приставок»
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».
А) приехать
Б) преграда
В) пристанционный (сквер)
Г) приоткрыть
Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.
А) рассмотреть
Б) несделанный
В) разделить
Г) беззвучный
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».
А) привязать
Б) присоединить
В) приоткрыть
Г) преградить
Укажите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного.
А) использовать
Б) бездельничать
В) несговорчивый
Г) безграничный
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».
А) привокзальная (площадь)
Б) приуменьшить
В) приплыть
Г) привинтить
Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
А) сделать
Б) сбросить
В) воспользоваться
Г) сдержать
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».
А) приехать
Б) приусадебный
В) приглушить
Г) преувеличить
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»
А) растопить
Б) слепить
В) известить
Г) возводить
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».
А) презабавный
Б) приклеить
В) прибрежный
Г) пригореть
Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
А) безыдейный
Б) сдержать
В) исправить
Г) разыскивать
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».
А) придорожный
Б) прибежать
В) прикоснуться
Г) приколоть
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный»
А) безызвестный
Б) здоровье
В) бездельничать
Г) здание
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».
А) преградить
Б) преувеличить
В) прицепить
Г) притронуться
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».
А) прибыть
Б) приусадебный (участок)
В) приблизиться
Г) прицепить
Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
А) сверхинтересный
Б) безынициативный
В) слетать
Г) бессонная
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением приставки
пере-».
А) преогромный
Б) презабавный
В) прервать
Г) преувеличить
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется -с, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»
А) сбежать
Б) бессердечный
В) сгореть
Г) беззвучный
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».
А) прибавить
Б) прилететь
В) прицепить
Г) прижарить
Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
А) безызвестный
Б) извещение
В) сложить
Г) заросли
Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «сходно со значением слова очень».