Рабочая программа по учебной дисциплине ОДП.10 "Русский язык" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДП.10 "Русский язык" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"
Рабочая программа по учебной дисциплине ОДП.10 "Русский язык" для специальности 44.02.01 "Дошкольное образование".
Разработана на основе примерной программы учебной дисцитплины "Русский язык" для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Организация-разработчик: КГАОУ СПО "Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева". разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории. Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета техникума в 2015 г. Рабочая программа содержит: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины, тематический план.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОДП.10 «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
2015г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор, одобрена директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Мионбрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008г.
Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ стр стр
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
Структура и содержание учебной программы 6
дисциплины
Условия реализации рабочей программы учебной 12 программы дисциплины
контроль и оценка результатов освоения учебной 15
дисциплины
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Русский язык» относится к дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
знать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические. грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее. ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося -108 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов/
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
78
практические занятия
лабораторные работы
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:
30
-самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;
-подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторно-практическим занятиям, подготовка к их защите;
-выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;
-самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата;
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
14
Тема 1.1.
Язык и речь. Роль языка в обществе. Виды речевой деятельности.
Содержание учебного материала
4
1
1
Введение. Раскрыть связь между происхождением языка и появлением человеческого общества.
1
2
Понять значимость языка в жизни человека.
1
3
Познакомить с основными требованиями к речи: правильность, точность, выразительность
1
4
Уместность употребления языковых средств
1
Самостоятельная работа № 1. Реферат «Язык и культура речи»
1
Тема 1.2
Функциональные стили речи и их особенности.
Содержание учебного материала
4
1
1
Знать основные признаки стилей речи, жанры, сферы использования.
1
2
Основы ораторского искусства.
1
3
Особенности построения публичного выступления.
2
Тема 1.3
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.
Содержание учебного материала
2
1
1
Тема, основная мысль текста.
1
2
Средства и виды связей предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.
1
Самостоятельная работа № 2. Ответить на вопросы по данной теме.
1
Раздел 2.
Лексика и фразеология.
10
Тема 2.1
Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова.
Содержание учебного материала:
4
1
1
Прямое и переносное значение слова.
1
2
Метафора, метонимия как выразительные средства языка.
1
3
Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление
1
4
Контекстуальные синонимы и антонимы, градация, антитеза
1
Тема 2.2
Особенности русского речевого этикета.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Происхождение русской лексики, ее употребление.
1
2
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Русские пословицы и поговорки.
1
Тема 2.3
Фразеологизмы. Употребление
фразеологизмов в речи.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Отличие фразеологизма от слова, лексические и фразеологические словари.
2
Самостоятельная работа № 3. Подготовиться к проверочной работе
1
Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
16
Тема 3.1
Фонетические единицы. Звук и фонема.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Соотношение звука и буквы. Фонетическая фраза. Фонетический разбор слова.
2
Тема 3.2
Орфоэпические нормы.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Произношение гласных и согласных звуков. Использование орфоэпического словаря.
2
Тема 3.3
Правописание безударных гласных
Содержание учебного материала:
2
1
1
Безударные гласные, звонкие и глухие согласные
2
Самостоятельная работа № 4. Проработка конспекта, учебной литературы.
1
Тема 3.4
Употребление буквы ь.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Мягкий знак в различных частях речи.
2
Самостоятельная работа № 5. Проработка конспекта, учебной литературы.
1
Тема 3.5
Правописание о-ё после шипящих и ц
Содержание учебного материала:
2
1
1
Закрепить навыки правописания о-ё после шипящих
2
Тема 3.6
Правописание приставок на з-с. Правописание ы-и после приставок
Содержание учебного материала:
2
1
1
Закрепить навыки правописания приставок.Зачет
2
Самостоятельная работа № 6. Подготовиться к контрольной работе
1
Раздел 4.
Морфемика, словообразование, орфография.
9
Тема 4.1
Морфемы русского языка.
Содержание учебного материала:
1
1
1
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова
1
Самостоятельная работа № 7. Ответить на вопросы теста.
1
Тема 4.2
Основные способы словообразования.
Содержание учебного материала:
1
1
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.
1
1
Тема 4.3
Правописание корней с чередующимися гласными.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова.
2
Тема 4.4
Правописание приставок пре-при
Содержание учебного материала.
2
1
1
Закрепить правописание приставок.
2
Самостоятельная работа № 8. Реферат «Язык и его функции. Русский язык в современном мире»
2
Раздел 5
Морфология и орфография.
23
Тема 5.1
Имя существительное.
Содержание учебного материала:
2
1
Разряды, склонения, правописание имен существительных, сложных существительных. Морфологический разбор существительных.
2
1
Самостоятельная работа № 9. Реферат на тему «Культура речи. Нормы русского языка»
2
Тема 5.2
Имя прилагательное.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Разряды, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
1
Самостоятельная работа № 14 Реферат «Синонимия простого предложения»
2
Тема 7.8
Вводные слова и обращения. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи
косвенной.
Содержание учебного материала:
2
1
Группы вводных выражений по значению, употребления вводных слов и речи, знаки препинания при обращении.
1
1
2
Знаки препинания при прямой речи, при цитатах
1
Тема 7.9
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Знаки препинания в сложносочиненном предложении, употребление сложносочиненных предложений в речи.
2
Самостоятельная работа № 15. Реферат «Синонимия сложных предложений»
2
Тема 7.10
Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное
сложное предложение.
Содержание учебного материала.
2
1
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении, использование СПП в разных типах и стилях речи.
1
1
2
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
1
1
Тема 7.11
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Содержание учебного материала.
1
1
Синонимика простых и сложных предложений.
1
1
Тема 7.12
Сложное синтаксическое целое как компонент текста.
Содержание учебного материала:
1
1
Структура и анализ текста, его построение.
1
1
Самостоятельная работа № 16. Подготовиться к контрольной работе.
2
Экзамен
Итого 108 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины.
Реализация дисциплины «Русский язык» должна обеспечивать наличие специального кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методических пособий по дисциплине, справочные материалы, плакаты, наглядные пособия,учебники., рабочие места преподавателей и студентов.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. 4-е изд., испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000 г.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Дополнительная литература
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы и других видов заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-осуществлять речевой самоконтроль;
-анализировать языковые единицы;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Усвоенные знания:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Формы контроля знаний:
Текущий, тематический,итоговый.
Методы контроля:
Устный опрос, тесты, письменные ответы на вопросы, практические работы, самостоятельные работы.