Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа в год. Учебный план школы предусматривает изучение русского языка в 6 классе в объеме 204 ч. (6ч в неделю).
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа в год. Учебный план школы предусматривает изучение русского языка в 6 классе в объеме 204 ч. (6ч в неделю).
Введение
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе авторской рабочей программы Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы (М.: Просвещение, 2016г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. под редакцией Н. М. Шанского « Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа в год. Учебный план школы предусматривает изучение русского языка в 6 классе в объеме 204 ч. (6ч в неделю).
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 6 классе.
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения русского языка являются:
- владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты Выпускник научится:владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета.
Язык. Речь. Общение.
Повторение пройденного в 5 классе.
I. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.II Текст. Тема текста.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи.
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
1.Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
1.Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
1.Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Резерв
Тематическое планирование.
№ | Наименование раздела
| Количество часов | |||||
Всего | Контрольные работы | Развитие речи | |||||
диктанты | тесты | Изложения | Сочине- ния | ||||
1 | Язык и общение | 3 | - | - | - | - | |
2 | Повторение пройденного в 5 классе | 16 | 1 | - | - | 2 | |
3 | Лексика и фразеология. Культура речи | 15 | 1 | - | 1 | 2 | |
4 | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 30 | 2 | - | - | 4 | |
5 | Морфология. Орфография. Культура речи | 131 | | | | | |
| Имя существительное | 24 | 2 | - | - | 2 | |
Имя прилагательное | 26 | 2 | - | 1 | 1 | ||
Числительное | 18 | 1 | - | 1 | 1 | ||
| Местоимение
| 26 | 1 | 1 | - | 4 | |
| Глагол | 35 | 1 |
| 2 | 6 | |
| Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
| 7 |
|
|
|
| |
| Резервные уроки | 4 | | |
| | |
ИТОГО | 204 | 11 | 1 | 5 | 22 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности уч-ся
| |||||||
план | корр | |||||||||||
Язык. Речь. Общение. (3 часа) | ||||||||||||
1.
|
|
| Русский язык - один из развитых языков мира. | 1. | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. | Осознают роль русского языка в жизни общества, государства, в современном мире; красоту, богатство, выразительность русского языка. Анализируют устные и письменные высказывания. Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы. Устанавливают принадлежность текста к определённым стилям. Анализируют тексты упражнений. | ||||||
2. |
|
| Язык. Речь. Общение. | 1. | Способы передачи мысли, настроения, информации. | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницы между выражением настроения и передачей точной информацией. Анализируют стихотворения. | ||||||
3. |
|
| Ситуация общения. | 1. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схемы. Дают характеристику диалогов по наличию компонентов речевой ситуации, высказывают и обосновывают своё мнение. | ||||||
Повторение изученного в 5 классе. (16 часов) | ||||||||||||
4.
|
|
| Фонетика, орфоэпия, графика. | 1. | Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е. Ё. Ю. Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения. | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы в зависимости от орфограмм. | ||||||
5.
|
|
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1. | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Работают с таблицами. Анализируют стихотворения. Работают с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту). Графически выделяют и объясняют орфограммы в приставках и корнях слов. | ||||||
6. |
|
| Части речи.
| 1. | Части речи, изученные в 5 классе. Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (носок, носков) падежей множественного числа. | Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль текста, его основную мысль. Графически выделяют и объясняют орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. | ||||||
7.
|
|
| Орфограммы в окончаниях слов.
| 1.
| Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
| Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов.
| ||||||
8.
|
|
| Сочинение «Интересная встреча». | 1.
| Совершенствовать умение свободно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. | Работают с материалами учебника. Пишут сочинение. | ||||||
9. |
|
| Словосочетания. | 1. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Активизируют знания в области синтаксиса. Выполняют синтаксический разбор. Находят, выделяют, группируют и составляют словосочетания. | ||||||
10. |
|
| Простое предложение. Знаки препинания. | 1. | Для чего в языке служат предложения? От каких условий зависит выбор знаков завершения предложения? | Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Определяют предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, распространённые и нераспространённые предложения, предложения с обращениями | ||||||
11. |
|
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1. | Сходство и различие простых и сложных предложений. | Активизируют знания в области синтаксиса (сложное предложение). Выполняют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений, составляют сложные предложения по схемам. Различают сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и. Расставляют знаки препинания. | ||||||
12. |
|
| Прямая речь. Диалог. | 1. | Из каких частей состоят предложения с прямой речью? Какими знаками препинания обозначаются реплики в диалоге? | Активизируют знания в области синтаксиса (прямая речь и диалог). Записывают предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. | ||||||
13. |
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». | 1. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант, выполняют разные виды разбора.
| ||||||
14. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, делают работу над ошибками. | ||||||
15. |
|
| Текст, его особенности.
| 1. | Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Доминирование определенной части речи в текстах разного типа. Синонимия. Функциональные разновидности языка. | Знакомятся с признаками текста. Характеризуют текст по форме, виду, типу. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. | ||||||
16. |
|
| Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Сочинение по упражнению 68. | 1. | Текст, признаки текста. Элементы комплексного анализа текста. | Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Пишут сочинение - описание. | ||||||
17. |
|
| Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. | 1. | Как выявить в тексте ключевые слова? Роль начальных и конечных предложений текста. | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль начальных и конечных предложений текста. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. | ||||||
18. |
|
| Основные признаки текста. | 1. | Каковы языковые и композиционные признаки текста определенного типа речи? | Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённые фрагменты – текст. | ||||||
19. |
|
| Текст и стили речи. | 1. | Текст и стили речи. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Знакомятся с особенностями официально-делового стиля речи. Составляют заявления и объяснительные записки по образцу. | ||||||
Лексика. Культура речи. (15 часов) | ||||||||||||
20.
|
|
| Слово и его лексическое значение.
| 1.
| Что такое лексическое значение слова? Какие слова называются однозначными, многозначными? Какие слова называют синонимами, омонимами, антонимами? | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывая их при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текста. Выделяют в тексте многозначные слова и слова в переносном значении. Подбирают антонимы и синонимы к указанным словам в тексте. | ||||||
21-22. |
|
| Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя». Сочинение по картине
| 2. | Урок-презентация по опорной картине. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине. Пишут сочинение. | ||||||
23. |
|
| Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | 1. | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. | Выделяют в речи общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находят их в текстах. Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Определяют сферы употребления профессионализмов.
| ||||||
24. |
|
| Диалектизмы | 1. | Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении. | Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. | ||||||
25. |
|
| Сжатое изложение по упражнению 119. | 1. | Знакомство учащихся с правилами сокращения, сжатия текста, обучение исключению и обобщению. | Воспроизводят прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; сохраняют логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; соблюдают в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Осознают ответственность за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Пишут сжатое изложение.
| ||||||
26. |
|
| Исконно русские и заимствованные слова. | 1. | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки - источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов. | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. Осознают лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремятся к речевому самосовершенствованию | ||||||
27. |
|
| Устаревшие слова и неологизмы. | 1. | Историческая изменчивость словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов. Образование новых слов в языке как один из путей пополнения словарного состава языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Словари устаревших слов и неологизмов. | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значения устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. факультативную информацию из текстов,. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняя причины их появления, анализируя их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. | ||||||
28. |
|
| Словари. | 1. | Отработка новых знаний, анализ текста словарной статьи, работа по словарям. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознають роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользуются лексическими словарями. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей. | ||||||
29. |
|
| Повторение изученного по теме «Лексика». | 1. | Повторение материала по теме «Лексика». | Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу.
| ||||||
30. |
|
| Контрольный диктант по теме «Лексика» с лексическим заданием. | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют лексическое задание.
| ||||||
31. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
32. |
|
| Фразеологизмы. | 1. | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и толковом словаре, составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к указанным словам фразеологизмы-синонимы. | ||||||
33. |
|
| Источники фразеологизмов. | 1. | Фразеологические словари русского языка, их использование. | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. | ||||||
34. |
|
| Повторение по теме «Фразеология». Проект. | 1. | Системные отношения в лексике. Лексика как развивающаяся система. Лексика ограниченного употребления. Источники пополнения лексики. Представление проектных работ. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Защищают проектные работы. | ||||||
Словообразование. Орфография. Культура речи. (30 часов) | ||||||||||||
35. |
|
| Морфемика и словообразование. | 1. | Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. Гласные в корнях с чередованием. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразовании. Выделяют основы слов, корни, окончания, приставки, суффиксы. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстами. Заполняют таблицу видов орфограмм. | ||||||
36. |
|
| Описание помещения. | 1. | Знакомство с текстами учебника. Анализ текстов. | Характеризуют тексты, содержащие описание помещений. Анализируют тексты, содержащие описание помещений. | ||||||
37-38. |
|
| Основные способы образования слов в русском языке. | 2. | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес-суфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари. | Анализируют слова с точки зрения способа их образования; различают способы словообразования. Оценивают основные выразительные средства словообразования. Устанавливают смысловые и структурные связи однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные слова, способ образования. Составляют цепочки однокоренных слов. | ||||||
39. |
|
| Этимология слов. | 1. | Этимологические словари, особенности построения словарных статей в этимологических словарях. Использование этимологических словарей для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи. | Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят выступления на тему истории того или иного слова. | ||||||
40. |
|
| Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. | ||||||
41-42. |
|
| Сочинение- описание помещения. | 2. | Сочинение - описание помещения. | Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. | ||||||
43-44. |
|
| Буквы о и а в корне – кос---кас- | 2. | Буквы О-А в корнях КОС-КАС. | Усваивают правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют разные значения слов с корнями -кас- и -кос-. | ||||||
45-46. |
|
| Буквы о и а в корне - гор- - - гар-, -зор-зар- | 2. | Буквы о и а в корне - гор- - - гар-, -зор-зар- | Усваивают правила написания букв а и о в корнях -гор- и -гар- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Усваивают правило написания букв а и о в корнях -зор- и -зар- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Составляют и анализируют таблицы. | ||||||
47-48. |
|
| Буквы и и ы после приставок. | 2. | Буквы и и ы после приставок. | Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. | ||||||
49-52. |
|
| Гласные в приставках пре- и при-. | 4. | Гласные в приставках пре- и при-. | Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицы. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. Пишут диктант. | ||||||
53. |
|
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по орфограммам, изученным в разделе «Словообразование». гзаданием. | 1. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание. | ||||||
54. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
55-56. |
|
| Соединительные о и е в сложных словах. | 2. | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах. | Усваивают правило написания о-е в сложных словах. Анализируют таблицы. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. | ||||||
57-58. |
|
| Сложносокращенные слова. | 2. | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени. | Усваивают понятие Сложносокращенного слова. Образуют сложносокращённые слова. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. | ||||||
59-60. |
|
| Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». | 2. | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль. | Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. | ||||||
61. |
|
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1. | Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Образование различных частей речи. | Выделяют значимые части слова и способ образования слов. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. | ||||||
62. |
|
| Повторение изученного по теме «Словообразование». | 1. | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся гласные А-О, Е-И в корне. Правописание гласных в приставках ПРЕ-ПРИ, гласных И-Ы после приставок на согласные. Приставки. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. | ||||||
63. |
|
| Контрольная работа по теме «Словообразование». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
64. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. (131 час) | ||||||||||||
Имя существительное (24 часа) | ||||||||||||
65-66. |
|
| Имя существительное как часть речи Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
| 2. | Грамматическое значение существительного. Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написания падежных окончаний имен существительных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывают информацию, представленную в форме таблицы. Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Выполняют морфологический разбор имени существительного. Находят имёна собственные в текстах. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способ образования существительных. | ||||||
67. |
|
| Разносклоняемые имена существительные. | 1. | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ.
| Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывают текстовую информацию в форму таблицы. Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют таблицы. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные. . | ||||||
68. |
|
| Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | 1. | Суффикс -ЕН- - -ЁН- в основе существительных на -МЯ | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на –мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
69. |
|
| Несклоняемые имена существительные. | 1. | Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
70-71. |
|
| Род несклоняемых существительных. | 2. | Род несклоняемых имен существительных. Способы определения рода несклоняемых существительных. Употребление несклоняемых существительных в речи. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Распознают несклоняемые существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. Определяют род несклоняемых существительных, составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. | ||||||
72. |
|
| Имена существительные общего рода. | 1. | Имена существительные общего рода, определение рода этих имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего - существительного общего рода. Употребление в речи имен существительных общего рода. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают имена существительные общего рода; составляют предложения с именами существительными общего рода, согласуют их с другими частями речи. | ||||||
73. |
|
| Контрольная работа по морфологическим признакам существительного. | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
74. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
75-76. |
|
| Сочинение по упр. 284) | 2. | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
77-78. |
|
| Не с существительными. | 2. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ-. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания не с именами существительными. Различают не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
79-80. |
|
| Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 2. | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы ч и щ в суффиксе -чик -щик. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. | ||||||
81-82. |
|
| Гласные в суффиксах -ек и-ик- | 2. | Образование существительных с помощью | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы е-и в суффиксе –ек-ик. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. | ||||||
83-84. |
|
| Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 2. | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы о е и после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. | ||||||
85-86. |
|
| Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2. | Повторяют орфограммы, изученные по теме «Имя существительное». | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. | ||||||
87. |
|
| Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
88. |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
Имя прилагательное (26 часов) | ||||||||||||
89. |
|
| Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. | 1. | Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Активизируют знания об имени прилагательном как части речи. Выполняют морфологический разбор прилагательного. Заполняют таблицы. Анализируют орфограммы, относящиеся к имени прилагательному.
| ||||||
90. |
|
| Описание природы. | 1. | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
91. |
|
| Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | Степени сравнения имен прилагательных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют тексты, находят прилагательные, комментируют степени сравнения. | ||||||
92 |
|
| Сравнительная простая степень прилагательного | 1. | Образование простой сравнительной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют сравнительную простую степень. | ||||||
93 |
|
| Сравнительная составная степень прилагательного | 1. | Образование составной сравнительной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют сравнительную составную степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
94 |
|
| Превосходная простая степень прилагательного | 1. | Образование простой превосходной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют превосходную простую степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
95 |
|
| Превосходная составная степень прилагательного | 1. | Образование составной превосходной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют превосходную составную степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
96 |
|
| Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагат. | 1. | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи качественных прилагательных | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят качественные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
97 |
|
| Относительные прилагательные. | 1. | Смысловые и грамматические отличия относительных, прилагательных. Правильное написание и употребление в речи относительных прилагательных . | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят относительные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
98 |
|
| Притяжательные прилагательные. | 1. | Смысловые и грамматические отличия притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи притяжательных прилагательных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят притяжательные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
99 |
|
| Переход прилагательного из одного разряда в другой. | 1. | Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | ||||||
100 |
|
| Выборочное изложение по упр. 347 | 1. | Составление плана. | Пишут изложение. | ||||||
101 |
|
| Морфологический разбор имени прилагательного | 1. | Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного. | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; ведут самостоятельный поиск информации. Выполняют устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного. Работают с текстом. | ||||||
102 |
|
| Контрольная работа по морфологическим признакам имени прилагательного | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
103-104 |
|
| Не с именами прилагательными. | 2. | Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с именами прилагательными | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
105 |
|
| Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания о-е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания.
| ||||||
106-107 |
|
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 2. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания н-нн в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания.
| ||||||
108 |
|
| Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1. | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений), относительных прилагательных с помощью суффикса -СК-. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
109-110 |
|
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2. | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
111 |
|
| Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». | 1. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине. Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
112 |
|
| Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1. | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. | ||||||
113 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
114 |
|
| Работа над ошибками. Устное публичное выступление | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
Имя числительное (18 часов) | ||||||||||||
115 |
|
| Имя числительное как часть речи. | 1. | Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Отличие числительного от других частей речи с числовым значением | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют и характеризуют значения, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. | ||||||
116 |
|
| Простые и составные числительные. | 1. | Строение числительных. Простые, сложные и составные числительные | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. | ||||||
117 |
|
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1. | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания ь в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
118 |
|
| Разряды числительных. | 1. | Разряды количественных числительных (целые, дробные и собирательные). Особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые, дробные и собирательные числа | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют числительные в тексте.
| ||||||
119-120 |
|
| Склонение количественных числительных. | 2. | Склонение и правописание количественных числительных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят рассуждение. Определяют разряды количественных числительных. Работают с текстами упражнений. | ||||||
121 |
|
| Числительные, обозначающие целые числа. | 1. | Целые числительные. Изменение целых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнении. Работают с текстами упражнений. | ||||||
122 |
|
| Выборочное изложение по упр. 406 | 1. | Составляют план. | Пишут изложение. | ||||||
123 |
|
| Дробные числительные. | 1. | Дробные числительные. Изменение дробных числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Работают с текстами упражнений. | ||||||
124 |
|
| Собирательные числительные. | 1. | Собирательные числительные. Изменение собирательных числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают собирательные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Работают с текстами упражнений. | ||||||
125 |
|
| Порядковые числительные. | 1. | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают порядковые числительные. Работают с текстами упражнений. | ||||||
126-127 |
|
| Склонение порядковых числительных. | 2. | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи.
| Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают порядковые числительные. Работают с текстами упражнений. | ||||||
128 |
|
| Морфологический разбор имени числительного | 1. | Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени числительного. | ||||||
129 |
|
| Повторение темы «Имя числительное». | 1 | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. | ||||||
130 |
|
| Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
131 |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
132 |
|
| Сочинение «Берегите природу». | 1. | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
Местоимение (26 часов) | ||||||||||||
133 |
|
| Местоимение как часть речи. | 1. | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют местоимения как части речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. | ||||||
134-135 |
|
| Разряды местоимений. Личные местоимения. | 2. | Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. | ||||||
136 |
|
| Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1. | Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения местоимения. Употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают возвратное местоимение. Склоняют возвратное местоимение по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
137-138 |
|
| Рассказ по сюжетным рисункам. | 2. | Рассказ по сюжетным картинкам. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по рисунку. Записывают увиденное в форме материалов к сочинению. Пишут сочинение. | ||||||
139-140 |
|
| Вопросительные местоимения. | 2. | Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
141-142 |
|
| Относительные местоимения. Тест. | 2. | Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают относительные местоимения. Склоняют относительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
143-144 |
|
| Неопределенные местоимения. | 2. | Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают неопределённые местоимения. Склоняют неопределённые местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
145-146 |
|
| Отрицательные местоимения. | 2. | Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают отрицательные местоимения. Склоняют отрицательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
147-148 |
|
| Притяжательные местоимения. | 2. | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
149-150 |
|
| Сочинение – рассуждение | 2. | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
151-152 |
|
| Указательные местоимения | 2. | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают указательные местоимения. Склоняют указательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
153-154 |
|
| Определительные местоимения. | 2. | Определительные местоимения. Значение, употребление в речи | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают определительные местоимения. Склоняют определительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. | ||||||
155 |
|
| Морфологический разбор местоимения. | 1. | Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений и употребление их в речи | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремятся к совершенствованию собственной речи. | ||||||
156 |
|
| Повторение по теме «Местоимение». | 1. | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. | ||||||
157 |
|
| Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
158 |
|
| Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
Глагол (35 часов) | ||||||||||||
159-160 |
|
| Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. | Активизируют знания о глаголе. Называют грамматические признаки глагола, умеют оперировать терминами при анализе языкового явления. Применяют алгоритм идентификации глагола как части речи, осваивают тематические группы глаголов. | ||||||
161-162 |
|
| Сочинение – рассказ. | 2 | Рассказ на основе услышанного. | Пишут сочинение-рассказ на основе услышанного. | ||||||
163-164 |
|
| Разноспрягаемые глаголы. | 2 | Окончание разноспрягаемых глаголов. | Распознают разноспрягаемые глаголы, указывают их грамматические признаки. Указывают время, лицо, число. Спрягают разносклоняемые глаголы. Выполняют упражнения.
| ||||||
165-166 |
|
| Глаголы переходные и непереходные. | 2 | Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы. | Распознают глаголы переходные и непереходные. Выполняют упражнения. | ||||||
167-168 |
|
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении. | Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы изъявительного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. | ||||||
169-170 |
|
| Изложение. | 2 | Изложение на основе текста учебника. | Пишут изложение. | ||||||
171-173 |
|
| Условное наклонение. | 3 | Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают глаголы условного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. | ||||||
174-176 |
|
| Повелительное наклонение. | 3 | Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают глаголы повелительного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. | ||||||
177-178 |
|
| Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | 2 | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. | Различают глаголы повелительного наклонения и формы будущего времени. Выполняют упражнения. Анализируют тексты.
| ||||||
179-180 |
|
| Рассказ по рисункам. | 2 | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
181-182 |
|
| Употребление наклонений. | 2 | Употребление формы 2 лица ед. ч. с обобщенным значением в художественной речи, форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании, инфинитива в значении разных наклонений, стилистическая характеристика этих конструкций | Правильно употребляют наклонения глаголов в речи, выражают просьбы, используя разные наклонения. Заменяют в тексте неопределённую форму глагола (инфинитива) формой повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в тексте. | ||||||
183-184 |
|
| Безличные глаголы. | 2 | Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают безличные глаголы. Выполняют упражнения. Анализируют тексты | ||||||
185 |
|
| Морфологический разбор глагола. | 1 | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремятся к совершенствованию собственной речи. | ||||||
186-187 |
|
| Рассказ на основе услышанного. | 2 | Составляют план. | Пишут сочинение. | ||||||
188-189 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | Правописание гласных в суффиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. | ||||||
190-191 |
|
| Повторение темы «Глагол». | 2 | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. | ||||||
192 |
|
| Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.
| ||||||
193 |
|
| Работа над ошибками. | 1 | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. | ||||||
Повторение изученного в 6 классе (7 часов) | ||||||||||||
194 |
|
| Части речи в русском языке. | 1 | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Определяют части речи. Выполняют упражнения, делают морфологический разбор. | ||||||
195 |
|
| Словообразование самостоятельных частей речи. | 1 | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют морфемный разбор, определяют способ образования слов. Выполняют упражнения. | ||||||
196 |
|
| Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | Правописание НЕ с различными частями речи | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. | ||||||
197 |
|
| Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на –О. | 1 | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. | ||||||
198 |
|
| Орфограммы в корне, в суффиксе, окончаниях. | 1 | Правописание гласных в корнях, окончаниях, суффиксах существительных, глаголов, прилагательных, | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. | ||||||
199-200 |
|
| Текст, его признаки. | 2 | Текст, его признаки. | Текст, его признаки. | ||||||
201-204 |
|
| Резервные уроки. | 4 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики МАОУ «Бутовская СОШ №2» от 29.08. 2016 года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О.
|
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. 29.08. 2016 года |
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс " ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass" ["file_id"] => string(6) "182006" ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik" ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki" ["date"] => string(10) "1425451601" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(87) "Рабочая программа русский язык "школа России" 1-4" ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_proghramma_russkii_iazyk_shkola_rossii_1_4" ["file_id"] => string(6) "369096" ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1481613754" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»" ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven" ["file_id"] => string(6) "487380" ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1543129794" } }
object(ArrayObject)#887 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык"" ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2" ["file_id"] => string(6) "570239" ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1610788373" } }
object(ArrayObject)#865 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс." ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass" ["file_id"] => string(6) "608875" ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1654370168" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт