Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе авторской рабочей программы Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы (М.: Просвещение, 2016г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. под редакцией Н. М. Шанского « Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа в год. Учебный план школы предусматривает изучение русского языка в 6 классе в объеме 204 ч. (6ч в неделю).
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
I. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.II Текст. Тема текста.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
1.Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
1.Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
1.Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности уч-ся |
план | корр |
Язык. Речь. Общение. (3 часа) |
1. | | | Русский язык - один из развитых языков мира. | 1. | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. | Осознают роль русского языка в жизни общества, государства, в современном мире; красоту, богатство, выразительность русского языка. Анализируют устные и письменные высказывания. Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания. Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы. Устанавливают принадлежность текста к определённым стилям. Анализируют тексты упражнений. |
2. | | | Язык. Речь. Общение. | 1. | Способы передачи мысли, настроения, информации. | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницы между выражением настроения и передачей точной информацией. Анализируют стихотворения. |
3. | | | Ситуация общения. | 1. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схемы. Дают характеристику диалогов по наличию компонентов речевой ситуации, высказывают и обосновывают своё мнение. |
Повторение изученного в 5 классе. (16 часов) |
4. | | | Фонетика, орфоэпия, графика. | 1. | Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е. Ё. Ю. Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения. | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы в зависимости от орфограмм. |
5. | | | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1. | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Работают с таблицами. Анализируют стихотворения. Работают с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту). Графически выделяют и объясняют орфограммы в приставках и корнях слов. |
6. | | | Части речи. | 1. | Части речи, изученные в 5 классе. Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (носок, носков) падежей множественного числа. | Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль текста, его основную мысль. Графически выделяют и объясняют орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. |
7.
| | | Орфограммы в окончаниях слов. | 1.
| Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов.
|
8. | | | Сочинение «Интересная встреча». | 1. | Совершенствовать умение свободно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста. | Работают с материалами учебника. Пишут сочинение. |
9. | | | Словосочетания. | 1. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Активизируют знания в области синтаксиса. Выполняют синтаксический разбор. Находят, выделяют, группируют и составляют словосочетания. |
10. | | | Простое предложение. Знаки препинания. | 1. | Для чего в языке служат предложения? От каких условий зависит выбор знаков завершения предложения? | Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Определяют предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения, распространённые и нераспространённые предложения, предложения с обращениями |
11. | | | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | 1. | Сходство и различие простых и сложных предложений. | Активизируют знания в области синтаксиса (сложное предложение). Выполняют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений, составляют сложные предложения по схемам. Различают сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и. Расставляют знаки препинания. |
12. | | | Прямая речь. Диалог. | 1. | Из каких частей состоят предложения с прямой речью? Какими знаками препинания обозначаются реплики в диалоге? | Активизируют знания в области синтаксиса (прямая речь и диалог). Записывают предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. |
13. | | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». | 1. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе». | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант, выполняют разные виды разбора. |
14. | | | Работа над ошибками. | 1. | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, делают работу над ошибками. |
15. | | | Текст, его особенности. | 1. | Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Доминирование определенной части речи в текстах разного типа. Синонимия. Функциональные разновидности языка. | Знакомятся с признаками текста. Характеризуют текст по форме, виду, типу. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. |
16. | | | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Сочинение по упражнению 68. | 1. | Текст, признаки текста. Элементы комплексного анализа текста. | Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Пишут сочинение - описание. |
17. | | | Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. | 1. | Как выявить в тексте ключевые слова? Роль начальных и конечных предложений текста. | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль начальных и конечных предложений текста. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. |
18. | | | Основные признаки текста. | 1. | Каковы языковые и композиционные признаки текста определенного типа речи? | Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённые фрагменты – текст. |
19. | | | Текст и стили речи. | 1. | Текст и стили речи. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Знакомятся с особенностями официально-делового стиля речи. Составляют заявления и объяснительные записки по образцу. |
Лексика. Культура речи. (15 часов) |
20.
| | | Слово и его лексическое значение. | 1.
| Что такое лексическое значение слова? Какие слова называются однозначными, многозначными? Какие слова называют синонимами, омонимами, антонимами? | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывая их при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текста. Выделяют в тексте многозначные слова и слова в переносном значении. Подбирают антонимы и синонимы к указанным словам в тексте. |
21-22. | | | Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя». Сочинение по картине | 2. | Урок-презентация по опорной картине. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине. Пишут сочинение. |
23. | | | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | 1. | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. | Выделяют в речи общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находят их в текстах. Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Определяют сферы употребления профессионализмов. |
24. | | | Диалектизмы | 1. | Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении. | Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. |
25. | | | Сжатое изложение по упражнению 119. | 1. | Знакомство учащихся с правилами сокращения, сжатия текста, обучение исключению и обобщению. | Воспроизводят прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; сохраняют логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме; соблюдают в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Осознают ответственность за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Пишут сжатое изложение. |
26. | | | Исконно русские и заимствованные слова. | 1. | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки - источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов. | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. Осознают лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремятся к речевому самосовершенствованию |
27. | | | Устаревшие слова и неологизмы. | 1. | Историческая изменчивость словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов. Образование новых слов в языке как один из путей пополнения словарного состава языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте. Словари устаревших слов и неологизмов. | Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значения устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. факультативную информацию из текстов,. Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняя причины их появления, анализируя их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. |
28. | | | Словари. | 1. | Отработка новых знаний, анализ текста словарной статьи, работа по словарям. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознають роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользуются лексическими словарями. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей. |
29. | | | Повторение изученного по теме «Лексика». | 1. | Повторение материала по теме «Лексика». | Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. |
30. | | | Контрольный диктант по теме «Лексика» с лексическим заданием. | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют лексическое задание. |
31. | | | Работа над ошибками. | 1. | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
32. | | | Фразеологизмы. | 1. | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и толковом словаре, составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к указанным словам фразеологизмы-синонимы. |
33. | | | Источники фразеологизмов. | 1. | Фразеологические словари русского языка, их использование. | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. |
34. | | | Повторение по теме «Фразеология». Проект. | 1. | Системные отношения в лексике. Лексика как развивающаяся система. Лексика ограниченного употребления. Источники пополнения лексики. Представление проектных работ. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Защищают проектные работы. |
Словообразование. Орфография. Культура речи. (30 часов) |
35. | | | Морфемика и словообразование. | 1. | Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. Гласные в корнях с чередованием. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразовании. Выделяют основы слов, корни, окончания, приставки, суффиксы. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстами. Заполняют таблицу видов орфограмм. |
36. | | | Описание помещения. | 1. | Знакомство с текстами учебника. Анализ текстов. | Характеризуют тексты, содержащие описание помещений. Анализируют тексты, содержащие описание помещений. |
37-38. | | | Основные способы образования слов в русском языке. | 2. | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бес-суфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари. | Анализируют слова с точки зрения способа их образования; различают способы словообразования. Оценивают основные выразительные средства словообразования. Устанавливают смысловые и структурные связи однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные слова, способ образования. Составляют цепочки однокоренных слов. |
39. | | | Этимология слов. | 1. | Этимологические словари, особенности построения словарных статей в этимологических словарях. Использование этимологических словарей для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи. | Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят выступления на тему истории того или иного слова. |
40. | | | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. |
41-42. | | | Сочинение- описание помещения. | 2. | Сочинение - описание помещения. | Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. |
43-44. | | | Буквы о и а в корне – кос---кас- | 2. | Буквы О-А в корнях КОС-КАС. | Усваивают правила написания букв а и о в корнях -кас- и -кос- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют разные значения слов с корнями -кас- и -кос-. |
45-46. | | | Буквы о и а в корне - гор- - - гар-, -зор-зар- | 2. | Буквы о и а в корне - гор- - - гар-, -зор-зар- | Усваивают правила написания букв а и о в корнях -гор- и -гар- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Усваивают правило написания букв а и о в корнях -зор- и -зар- Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Составляют и анализируют таблицы. |
47-48. | | | Буквы и и ы после приставок. | 2. | Буквы и и ы после приставок. | Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. |
49-52. | | | Гласные в приставках пре- и при-. | 4. | Гласные в приставках пре- и при-. | Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицы. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. Пишут диктант. |
53. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по орфограммам, изученным в разделе «Словообразование». гзаданием. | 1. | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Пишут контрольный диктант, выполняют грамматическое задание. |
54. | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
55-56. | | | Соединительные о и е в сложных словах. | 2. | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах. | Усваивают правило написания о-е в сложных словах. Анализируют таблицы. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. |
57-58. | | | Сложносокращенные слова. | 2. | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени. | Усваивают понятие Сложносокращенного слова. Образуют сложносокращённые слова. Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом. Определяют способ образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарём. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. |
59-60. | | | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». | 2. | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль. | Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. |
61. | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1. | Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Образование различных частей речи. | Выделяют значимые части слова и способ образования слов. Анализируют тексты с объяснением условий выбора орфограмм в них. |
62. | | | Повторение изученного по теме «Словообразование». | 1. | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся гласные А-О, Е-И в корне. Правописание гласных в приставках ПРЕ-ПРИ, гласных И-Ы после приставок на согласные. Приставки. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. |
63. | | | Контрольная работа по теме «Словообразование». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
64. | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
Морфология. Орфография. Культура речи. (131 час) |
Имя существительное (24 часа) |
65-66. | | | Имя существительное как часть речи Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное». | 2. | Грамматическое значение существительного. Морфологические признаки имени существительного. Типы склонений. Выбор условий написания падежных окончаний имен существительных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывают информацию, представленную в форме таблицы. Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Выполняют морфологический разбор имени существительного. Находят имёна собственные в текстах. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способ образования существительных. |
67. | | | Разносклоняемые имена существительные. | 1. | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывают текстовую информацию в форму таблицы. Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют таблицы. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные. . |
68. | | | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- | 1. | Суффикс -ЕН- - -ЁН- в основе существительных на -МЯ | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило употребления буквы е в безударном суффиксе -ен- существительных на –мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
69. | | | Несклоняемые имена существительные. | 1. | Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
70-71. | | | Род несклоняемых существительных. | 2. | Род несклоняемых имен существительных. Способы определения рода несклоняемых существительных. Употребление несклоняемых существительных в речи. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными | Распознают несклоняемые существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. Определяют род несклоняемых существительных, составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. |
72. | | | Имена существительные общего рода. | 1. | Имена существительные общего рода, определение рода этих имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего - существительного общего рода. Употребление в речи имен существительных общего рода. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают имена существительные общего рода; составляют предложения с именами существительными общего рода, согласуют их с другими частями речи. |
73. | | | Контрольная работа по морфологическим признакам существительного. | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
74. | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
75-76. | | | Сочинение по упр. 284) | 2. | Составляют план. | Пишут сочинение. |
77-78. | | | Не с существительными. | 2. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ-. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания не с именами существительными. Различают не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
79-80. | | | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | 2. | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы ч и щ в суффиксе -чик -щик. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. |
81-82. | | | Гласные в суффиксах -ек и-ик- | 2. | Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Выбор написания суффиксов-ЕК- и -ИК- в существительных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы е-и в суффиксе –ек-ик. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. |
83-84. | | | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 2. | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания буквы о е и после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом, обозначая условия выбора орфограмм. |
85-86. | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2. | Повторяют орфограммы, изученные по теме «Имя существительное». | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. |
87. | | | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
88. | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
Имя прилагательное (26 часов) |
89. | | | Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. | 1. | Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Активизируют знания об имени прилагательном как части речи. Выполняют морфологический разбор прилагательного. Заполняют таблицы. Анализируют орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. |
90. | | | Описание природы. | 1. | Составляют план. | Пишут сочинение. |
91. | | | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | Степени сравнения имен прилагательных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют тексты, находят прилагательные, комментируют степени сравнения. |
92 | | | Сравнительная простая степень прилагательного | 1. | Образование простой сравнительной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют сравнительную простую степень. |
93 | | | Сравнительная составная степень прилагательного | 1. | Образование составной сравнительной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют сравнительную составную степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
94 | | | Превосходная простая степень прилагательного | 1. | Образование простой превосходной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют превосходную простую степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
95 | | | Превосходная составная степень прилагательного | 1. | Образование составной превосходной степени прилагательного. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно образуют превосходную составную степень. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
96 | | | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагат. | 1. | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи качественных прилагательных | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят качественные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
97 | | | Относительные прилагательные. | 1. | Смысловые и грамматические отличия относительных, прилагательных. Правильное написание и употребление в речи относительных прилагательных . | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят относительные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
98 | | | Притяжательные прилагательные. | 1. | Смысловые и грамматические отличия притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи притяжательных прилагательных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Видят притяжательные прилагательные. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
99 | | | Переход прилагательного из одного разряда в другой. | 1. | Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют имёна прилагательные по значению. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
100 | | | Выборочное изложение по упр. 347 | 1. | Составление плана. | Пишут изложение. |
101 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1. | Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного. | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; ведут самостоятельный поиск информации. Выполняют устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного. Работают с текстом. |
102 | | | Контрольная работа по морфологическим признакам имени прилагательного | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
103-104 | | | Не с именами прилагательными. | 2. | Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с именами прилагательными | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - частицу и не- - часть корня. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
105 | | | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания о-е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
106-107 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 2. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания н-нн в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
108 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1. | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений), относительных прилагательных с помощью суффикса -СК-. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
109-110 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2. | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
111 | | | Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». | 1. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине. Составляют план. | Пишут сочинение. |
112 | | | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1. | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. |
113 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
114 | | | Работа над ошибками. Устное публичное выступление | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
Имя числительное (18 часов) |
115 | | | Имя числительное как часть речи. | 1. | Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Отличие числительного от других частей речи с числовым значением | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют и характеризуют значения, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. |
116 | | | Простые и составные числительные. | 1. | Строение числительных. Простые, сложные и составные числительные | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. |
117 | | | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1. | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания ь в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
118 | | | Разряды числительных. | 1. | Разряды количественных числительных (целые, дробные и собирательные). Особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые, дробные и собирательные числа | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Анализируют числительные в тексте. |
119-120 | | | Склонение количественных числительных. | 2. | Склонение и правописание количественных числительных. | Извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят рассуждение. Определяют разряды количественных числительных. Работают с текстами упражнений. |
121 | | | Числительные, обозначающие целые числа. | 1. | Целые числительные. Изменение целых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнении. Работают с текстами упражнений. |
122 | | | Выборочное изложение по упр. 406 | 1. | Составляют план. | Пишут изложение. |
123 | | | Дробные числительные. | 1. | Дробные числительные. Изменение дробных числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Работают с текстами упражнений. |
124 | | | Собирательные числительные. | 1. | Собирательные числительные. Изменение собирательных числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают собирательные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Работают с текстами упражнений. |
125 | | | Порядковые числительные. | 1. | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают порядковые числительные. Работают с текстами упражнений. |
126-127 | | | Склонение порядковых числительных. | 2. | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают порядковые числительные. Работают с текстами упражнений. |
128 | | | Морфологический разбор имени числительного | 1. | Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремление к совершенствованию собственной речи. Способность к самооценке. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени числительного. |
129 | | | Повторение темы «Имя числительное». | 1 | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. |
130 | | | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | 1. | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
131 | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
132 | | | Сочинение «Берегите природу». | 1. | Составляют план. | Пишут сочинение. |
Местоимение (26 часов) |
133 | | | Местоимение как часть речи. | 1. | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Характеризуют местоимения как части речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. |
134-135 | | | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 2. | Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. |
136 | | | Возвратное местоимение СЕБЯ. | 1. | Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения местоимения. Употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают возвратное местоимение. Склоняют возвратное местоимение по падежам. Выполняют упражнения. |
137-138 | | | Рассказ по сюжетным рисункам. | 2. | Рассказ по сюжетным картинкам. | Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по рисунку. Записывают увиденное в форме материалов к сочинению. Пишут сочинение. |
139-140 | | | Вопросительные местоимения. | 2. | Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
141-142 | | | Относительные местоимения. Тест. | 2. | Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают относительные местоимения. Склоняют относительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
143-144 | | | Неопределенные местоимения. | 2. | Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают неопределённые местоимения. Склоняют неопределённые местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
145-146 | | | Отрицательные местоимения. | 2. | Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают отрицательные местоимения. Склоняют отрицательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
147-148 | | | Притяжательные местоимения. | 2. | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
149-150 | | | Сочинение – рассуждение | 2. | Составляют план. | Пишут сочинение. |
151-152 | | | Указательные местоимения | 2. | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают указательные местоимения. Склоняют указательные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
153-154 | | | Определительные местоимения. | 2. | Определительные местоимения. Значение, употребление в речи | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают определительные местоимения. Склоняют определительные местоимения по падежам. Выполняют упражнения. |
155 | | | Морфологический разбор местоимения. | 1. | Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений и употребление их в речи | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремятся к совершенствованию собственной речи. |
156 | | | Повторение по теме «Местоимение». | 1. | Повторяют орфограммы, теоретические сведения. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. |
157 | | | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
158 | | | Работа над ошибками. | 1. | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
Глагол (35 часов) |
159-160 | | | Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. | 2 | Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах. | Активизируют знания о глаголе. Называют грамматические признаки глагола, умеют оперировать терминами при анализе языкового явления. Применяют алгоритм идентификации глагола как части речи, осваивают тематические группы глаголов. |
161-162 | | | Сочинение – рассказ. | 2 | Рассказ на основе услышанного. | Пишут сочинение-рассказ на основе услышанного. |
163-164 | | | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | Окончание разноспрягаемых глаголов. | Распознают разноспрягаемые глаголы, указывают их грамматические признаки. Указывают время, лицо, число. Спрягают разносклоняемые глаголы. Выполняют упражнения. |
165-166 | | | Глаголы переходные и непереходные. | 2 | Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы. | Распознают глаголы переходные и непереходные. Выполняют упражнения. |
167-168 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении. | Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы изъявительного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. |
169-170 | | | Изложение. | 2 | Изложение на основе текста учебника. | Пишут изложение. |
171-173 | | | Условное наклонение. | 3 | Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают глаголы условного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. |
174-176 | | | Повелительное наклонение. | 3 | Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают глаголы повелительного наклонения. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. |
177-178 | | | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | 2 | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. | Различают глаголы повелительного наклонения и формы будущего времени. Выполняют упражнения. Анализируют тексты. |
179-180 | | | Рассказ по рисункам. | 2 | Составляют план. | Пишут сочинение. |
181-182 | | | Употребление наклонений. | 2 | Употребление формы 2 лица ед. ч. с обобщенным значением в художественной речи, форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании, инфинитива в значении разных наклонений, стилистическая характеристика этих конструкций | Правильно употребляют наклонения глаголов в речи, выражают просьбы, используя разные наклонения. Заменяют в тексте неопределённую форму глагола (инфинитива) формой повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в тексте. |
183-184 | | | Безличные глаголы. | 2 | Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознают безличные глаголы. Выполняют упражнения. Анализируют тексты |
185 | | | Морфологический разбор глагола. | 1 | Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. | Определяют последовательность действий, работают по плану, оценивают достигнутые результаты; соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила. Стремятся к совершенствованию собственной речи. |
186-187 | | | Рассказ на основе услышанного. | 2 | Составляют план. | Пишут сочинение. |
188-189 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 | Правописание гласных в суффиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА. | Соблюдают в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстами упражнений, обозначая условия выбора орфограммы и расставляя знаки препинания. |
190-191 | | | Повторение темы «Глагол». | 2 | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами. | Адекватно понимают информацию письменного сообщения; преобразуют изученную информацию в форме таблицы. Правильно отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по изученному разделу. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Составляют и заполняют таблицы. |
192 | | | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | Воспроизведение приобретённых навыков в определенном виде деятельности. | Осуществляют самоконтроль. Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. |
193 | | | Работа над ошибками. | 1 | Самодиагностика по восполнению проблемных зон в изученной теме. | Анализируют ошибки. Выполняют работу над ошибками. |
Повторение изученного в 6 классе (7 часов) |
194 | | | Части речи в русском языке. | 1 | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Определяют части речи. Выполняют упражнения, делают морфологический разбор. |
195 | | | Словообразование самостоятельных частей речи. | 1 | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют морфемный разбор, определяют способ образования слов. Выполняют упражнения. |
196 | | | Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | Правописание НЕ с различными частями речи | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. |
197 | | | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на –О. | 1 | Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. |
198 | | | Орфограммы в корне, в суффиксе, окончаниях. | 1 | Правописание гласных в корнях, окончаниях, суффиксах существительных, глаголов, прилагательных, | Соблюдают в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекают факультативную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. Выполняют упражнения. |
199-200 | | | Текст, его признаки. | 2 | Текст, его признаки. | Текст, его признаки. |
201-204 | | | Резервные уроки. | 4 | | |