Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме» в 9 классе»
04 - 06
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
РассмотренА и одобрена
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Руководитель МО /Крылова Л.Н./
«27» августа 2021 г.
«УтвержденО»
Приказ № 92/0д от «01» сентября 2021 г.
Директор МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка /Курочкина Н.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курсапо русскому языку
«ОГЭ: курс подготовки к экзамену
по русскому языку в тестовой форме»
в 9 классе «А»
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2021/2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме» для 9 «А» класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»;
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),
- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- учебным планом Лицея;
- на основе требований к результатам освоения примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе;
- с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования второго поколения отводит для изучения учебного предмета «ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме» в 9 классе 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Данная рабочая программа реализуется на основе «Кодификатора проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по русскому языку», «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по русскому языку», подготовленных федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (2022 г.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме»
в 9 классе
Личностные универсальные учебные действия
Ученик 9 класса научится:
В рамках когнитивного компонента:
• определять историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• знать государственную символику (герб, флаг, гимн), знать государственные праздники;
• знать положения Конституции РФ, основные права и обязанности гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знать о своей этнической принадлежности, осваивать национальные ценности, традиции, культуру, знание о народах и этнических группах России;
• осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации, понимать конвенциональный характер морали;
• понимать основы социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• знать основные принципы и правила отношения к природе; знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
• любить Родину, гордиться своей страной;
• уважать историю, культурные и исторические памятники;
• эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность;
• уважать другие народы России и мира и принятие их, проявлять межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважать личность и её достоинство, доброжелательно относиться к окружающим, проявлять нетерпимость к любым видам насилия и быть готовым противостоять им;
• уважать ценности семьи, проявлять любовь к природе, признавать ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• проявлять потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• следовать моральным нормам, испытывать переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
• испытывать готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• испытывать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• испытывать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• испытывать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• уметь строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• быть готовым к выбору профильного образования.
Ученик 9 класса получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 9 класса научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативн. способы достижения цели и выбирать наиболее эффективн. способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направлен. на достижение поставленн.целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 9 класса научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различн. позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргумент-ть и координировать её с позициями партнёров в сотруднич-ве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаим0контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планир-ть учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• учитывать и координир.отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достиж. цели в совместн. деятельн.;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 9 класса научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использ. ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Речь и речевое общение
Ученик 9 класса научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик 9 классаполучит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик 9 класса научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль учебно-научного, публицистического, официально-делового, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового в форме плана, тезисов, ученического изложения.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать е. в устной форме.
Чтение
Ученик 9 класса научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать е. в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик 9 класса научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникат. направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научн. общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик 9 класса научится:
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• реализовать основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Ученик 9 класса научится:
• осуществлять информационную переработку текста.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), офиц.-деловые тексты (деловое письмо, объявление)
Функциональные разновидности языка
Ученик 9 класса научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• выступать перед сверстниками с небольшой речью.
Общие сведения о языке
Ученик 9 класса научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик 9 класса научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик 9 класса научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматич. и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразоват. пары и словообразоват. цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художеств. речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологич. справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик 9 классанаучится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать осн. виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет и др.);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик 9 класса научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик 9 классаполучит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик 9 класса научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик 9 класса научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик 9 класса научится:
• выявлять единицы языка в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа –носителя языка;
• определять цели изучения русского языка в школе;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебной дисциплины
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
1
Введение
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2022 г.
2
Учимся выполнять тестовые задания с выбором ответов
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Осложнённое простое предложение.
Орфография. Правописание корней. Правописание словарных слов. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Языковые средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение и др.). Анализ средств выразительности.
3
Учимся выполнять тестовые задания с кратким открытым ответом
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.
Словосочетание. Синтаксический анализ словосочетаний. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики и фразеологии. Группы слов по происхождению и употреблению.
4
Заключение
Заключение. Рекомендации учителя. Контрольная работа. Оценка уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников 9-го класса.
Тематическое планирование уроков элективного курса «ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме»
№ п/п
Раздел программы
Количество часов
Из них
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Введение
2
1
1
2
Учимся выполнять тестовые задания с выбором ответов
15
11
4
3
Учимся выполнять тестовые задания с кратким открытым ответом
13
10
3
4
Заключение
4
3
1
ИТОГО
34
25
9
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса
по русскому языку в 9 классе «А»
«ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в тестовой форме»
Программа элективного курса и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказовой С.П.
Всего уроков Теоретическая часть
Практическая часть
Контрольных работ
34
25
9
1
№ п/п
Раздел программы
Тип урока
Количество часов
Из них
Дата проведения
теоретическая часть
практическая часть
планируемая
фактическая
1
Введение
2
1
1
1
1.1
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.
Ознакомление со структурой экзам. работы
1
2
1.2
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Практическая работа
2
Учимся выполнять тестовые задания
с выбором ответов
15
11
4
3
2.1
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Систематизация знаний
1
4
2.2
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Систематизация знаний
1
5
2.3
Неполное предложение.
Систематизация знаний
1
6
24
Практическая работа «Синтаксический анализ предложений» (задание № 2).
Практическая работа
1
7
2.5
Орфография. Орфограмма – основная единица орфографии. Применение правил при написании слов с орфограммами.
Систематизация знаний
1
8
2.6
Правописание гласных в корне слова (проверяемых, непроверяемых, чередующихся)