Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку Искусство устной и письменной речи"»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Искусство устной и письменной речи» реализуется в 10 и в 11 классах. Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И.Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10–11классов» (М.: «Мнемозина», 2009).
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной речи в устной и письменной форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров; осуществлять выбор о организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога и диалога; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. Кроме того, ученики должны научится соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Предполагается активное использование интернет - ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет - чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет -публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет -ресурсов.
Таким образом, элективный курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть различными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно – коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений(высказывание¸ монолог, дискуссия, полемика ) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Программа данного элективного курса, рассчитана на 68 часов. Предполагает изучение материала в течение двух лет (10-11 класс).
Программа 10 класса составлена из расчета, что изучение предмета продолжится в 11 классе.
В 11 классе из компонента образовательного учреждения на нее выделено 34 часа Вместо двух лет программа проходится за один учебный год, поэтому в нее внесены следующие изменения: сокращается количество часов при изучении всех тем.
№
Тема
Количество часов по программе
С.Львовой
Количество часов в рабочей программе
11 класса
1
Функциональные разновидности русского языка
16
7
2
Виды речевой деятельности
6
4
3
Особенности устной и письменной речи
12
6
4
Сбор материала для письменного и устного высказывания.
6
3
5
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
6
4
6
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств.
6
3
7
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя.
6
4
8
Защита исследовательских работ
12
4
ИТОГО
70
35
2. Учебно-тематический план
10-11 класс, 70 часов
№
Тема
количество часов
10 класс
1
Функциональные разновидности русского языка.
16
2
Виды речевой деятельности.
6
3
Особенности устной и письменной речи.
13
11 класс
Сбор материала для письменного и устного высказывания.
8
2
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
8
3
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств .
8
4
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя.
6
5
Защита исследовательских работ
5
11 класс, 35 ч.
№
Тема
количество часов
11 класс
1
Функциональные разновидности русского языка
7
2
Виды речевой деятельности
4
3
Особенности устной и письменной речи
6
4
Сбор материала для письменного и устного высказывания.
3
5
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании
4
6
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств.
3
7
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя.
4
8
Защита исследовательских работ
4
3. Содержание программы
10 класс
Функциональные разновидности русского языка (16 ч) Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность (владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (6 ч)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы. Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ, краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии, статьи, конспект, план, реферат и т.п. Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи. Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
11 класс
Сбор материала для письменного и устного высказывания(8ч.)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного). Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата (выступления). Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (8ч.)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления. Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и предложений. Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи. Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др. Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств (8 ч.)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию. Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6ч.)
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на читателя. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры.
Публичная защита реферата (4ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида. Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность; соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
4. Требования к умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны уметь:
строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;
грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;
вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;
создавать тексты различных стилей и жанров;
владеть различными видами монолога;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;
соблюдать нормы построения текста;
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.
5. Формы контроля
Форма
контроля
I полугодие
II полугодие
10 класс
Защита исследовательских работ
1
Семинар
1
Практическая работа
1
11 класс
Тесты
1
1
Практические работы
1
1
Защита рефератов
-
1
6.Литература
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. – М.: 2005
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: 2004
Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь –справочник. – М.: 2004
Ладыженская Т. А. Риторика в школе и жизни. - М.: 2005
Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие/Л.А.Введенская.- Ростов и/Д.: Феникс, 2011