Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Капканы ОГЭ. Тестовая часть"»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Капканы ОГЭ. Тестовая часть» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями.
2. Основной образовательной программы ООО МОУ Тимирязевской СШ (приказ №269 от 30.05.2017).
3. Положения МОУ Тимирязевской СШ о рабочих программах по предметам, реализующих ФГОС (приказ №269 от 30.05.2017).
4. Программы основного общего образования по русскому языку. Авторы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.Н.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова. (Рабочие программы. Русский язык. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2013.)
Рабочая программа ориентирована на использование пособия, разработанного ФИПИ для подготовки к ГИА. (ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.)
Цели изучения курса
Основными целями курса являются:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программыосновного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Основные задачикурса:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Место учебного предмета, курса в учебном плане школы
Элективный курс «Капканы ОГЭ. Тестовая часть» в учебном плане относится к образовательной области «Филология». В учебном плане МОУ Тимирязевской средней школы на 2017-2018 учебный год на изучение предмета выделен 1 час в неделю в течение первого полугодия, т.е. 16 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Содержание программы элективного курса «Капканы ОГЭ. Тестовая часть»
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тематическое планирование
№
Основные разделы
Количество часов
1
Введение.
1
2
Тестовая часть ОГЭ
14
3
Подведение итогов
1
Программа данного элективного курса предполагает безоценочное обучение. Форма итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся – контрольная работа в форме ОГЭ (выполнение тестовых заданий 2-ой части), по результатам которой учащиеся получают зачет.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Коли-чество часов
Содержание
Вид деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Дата урока
метапредметные
личностные
по плану
факт
Введение
1
1
Знакомство со структурой 2-ой части заданий КИМов ОГЭ
Знакомство со структурой 2-ой части заданий КИМов ОГЭ
Работа с КИМами
Использование приёмов ознакомительного и изучающего чтения
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Тестовая часть ОГЭ
14
2
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. (Задание 2)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
Работа с тестом, составление алгоритма выполнения задания, заполнение бланков
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
нахождение в тексте необходимой информации;
определение основной мысли прочитанного текста
Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия
3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. (Задание 3)
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
Работа с тестом,
составление обобщающей таблицы и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков
Выбор и использование целесообразных способов действий
Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий и поступков