Рабочая программа элективного курса «Капканы ОГЭ. Тестовая часть» для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями.
2. Основной образовательной программы ООО МОУ Тимирязевской СШ (приказ №269 от 30.05.2017).
3. Положения МОУ Тимирязевской СШ о рабочих программах по предметам, реализующих ФГОС (приказ №269 от 30.05.2017).
4. Программы основного общего образования по русскому языку. Авторы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.Н.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова. (Рабочие программы. Русский язык. 5 – 9 классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2013.)
Рабочая программа ориентирована на использование пособия, разработанного ФИПИ для подготовки к ГИА. (ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.)
Элективный курс «Капканы ОГЭ. Тестовая часть» в учебном плане относится к образовательной области «Филология». В учебном плане МОУ Тимирязевской средней школы на 2017-2018 учебный год на изучение предмета выделен 1 час в неделю в течение первого полугодия, т.е. 16 часов.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Программа данного элективного курса предполагает безоценочное обучение. Форма итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся – контрольная работа в форме ОГЭ (выполнение тестовых заданий 2-ой части), по результатам которой учащиеся получают зачет.
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Содержание | Вид деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата урока |
метапредметные | личностные | по плану | факт |
| Введение | 1 | | | | | | |
1 | Знакомство со структурой 2-ой части заданий КИМов ОГЭ | | Знакомство со структурой 2-ой части заданий КИМов ОГЭ | Работа с КИМами | Использование приёмов ознакомительного и изучающего чтения | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению | | |
| Тестовая часть ОГЭ | 14 | | | | | | |
2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. (Задание 2) | | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | Работа с тестом, составление алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами; нахождение в тексте необходимой информации; определение основной мысли прочитанного текста | Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия | | |
3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. (Задание 3) | | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | Работа с тестом, составление обобщающей таблицы и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выбор и использование целесообразных способов действий | Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий и поступков | | |
4 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. (Задание 4) | | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | Работа с тестом, составление опорной схемы и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |
5 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). (Задание 5) | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). | Работа с тестом, составление опорной схемы и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Восстановление нарушенной последовательности учебных действий | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | | |
6 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. (Задание 6) | | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению | | |
7 | Словосочетание. (Задание 7) | | Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании | Работа с тестом, составление опорной схемы и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации | Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия | | |
8 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. (Задание 8) | | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выбор и использование целесообразных способов действий | Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий и поступков | | |
9 | Осложнённое простое предложение. (Задание 9) | | Обособленные члены предложения | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Представление информации в схематическом виде | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |
10 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | | Пунктуация в предложениях с обращениями и вводными словами | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | | |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения. (Задание 11) | | Сложное предложение | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению | | |
12 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. (Задание 12) | | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выбор и использование целесообразных способов действий | Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому содержанию и новым способам действия | | |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения. (Задание 13) | | Синтаксический анализ сложного предложения. | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики | Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий и поступков | | |
14 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. (Задание 14) | | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | Работа с тестом, составление кластера и алгоритма выполнения задания, заполнение бланков | Выбор и использование целесообразных способов действий | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |
15 | Закрепление знаний на практике. Демоверсия 2018 | | Демоверсия 2018 | Выполнение тестовых заданий демоверсии 2018 года | Контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе | Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий и поступков | | |
| Подведение итогов | 1 | | | | | | |
16 | Подведение итогов | | Анализ достижений | Анализ достижений | Адекватная самооценка выполненной работы | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | | |