Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"
В наше время всё большее значение приобретают лингвистические знания и умения, которые формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, позволят подготовить обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Тайны текста"»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Стакановская средняя общеобразовательная школа
имени лейтенанта А.С.Сергеева »
Черемисиновского района
Курской области
Принята на
заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 31. 08. 2014 г.
Согласована
Руководитель МО
_______(Е. Н. Лопанова)
Протокол № 1
от 29. 08. 2014 г.
Утверждена
Директор школы
______ (Позднякова Е.В.)
Приказ по школе № 56
от 31. 08. 2014 г.
Рабочая учебная программа
по элективному курсу «Тайны текста»
в 9 классе
основного общего образования
на 2014-2015 уч. год
учителя высшего образования
второй квалификационной категории
Лыковой Марины Анатольевны
д. Удерево 2014 г.
Пояснительная записка
В наше время всё большее значение приобретают лингвистические знания и умения, которые формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учётом задач общения, позволят подготовить обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Результаты ГИА в 9 классе свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения – рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить обучающихся к сдаче экзамена.
Данный элективный курс поможет углубить лингвистические знания, овладеть культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, сформировать умение применять полученные знания на практике, обеспечить сознательное усвоение материала, развить навыки активных речевых действий и риторических способностей, логику мышления.
Практическая направленность данного курса позволит обучающимся постичь теоретический материал через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство всего курса, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения отдельных разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания разной сложности, тестовые задания, практические работы по сокращению текста, по созданию текста, умение работать с бланками и демонстрационным материалом.
Элективный курс рассчитан на 17 часов, из расчета 0,5часа в неделю.
Формами организации познавательной деятельности обучающихся станут лекции и практические занятия. Данный курс рассчитан на обучающихся 9 класса.
Цели и задачи курса
Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Примечание. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Содержание элективного курса
Тема № 1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Тема № 2. Задания части 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Нахождение микротем исходного текста. Что такое сжатие текста. Приёмы сжатия текста : исключение, обобщение, упрощение. Выбор приёмов сжатия.
Тема № 3. Задания части 3. Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулирование тезиса. Аргументация. Вывод сочинения на лингвистическую тему.
Тема № 4. Задания части 3. Сочинение – рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Формулирование тезиса сочинения – рассуждения. Аргументация. Вывод сочинения – рассуждения.
Тема № 5. Задания части 2. Понимание текста. Целостность текста. Извлечение информации. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Лексическое значение слова.
Лексический анализ слова.
Тема № 6. Выразительные средства языка.
Тема № 7. Правописание корней, приставок и суффиксов.
Тема № 8. Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Тема № 9.Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Грамматическая основа предложения.
Тема № 10. Сложные предложения. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Сложноподчинённые предложения и знаки препинания в них.
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Тема № 11. Текст. Работа с текстом.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
( 17 часов )
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Сроки
Примечание
План
Факт
1.
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2012. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
1
Часть 1
2.
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
1
3.
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ.
1
Часть 3
4.
Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
1
5.
Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.
1
Часть 2
6.
Понимание текста. Задание А1.
1
7.
Лексическое значение слова. Задание А2.
1
8.
Средства выразительности в тексте. Задание А3.
1
9.
Фонетика. Задание А4.
1
10.
Корни с чередованием. Задание А5.
1
11.
Правописание приставок, суффиксов Задание А6, А7.
1
12.
Синонимы. Омонимы. Антонимы. Задание В1.
1
13.
Связь слов в словосочетании. Задание В2.
1
14.
Грамматическая основа предложения. Задание В3, В6.
1
15.
Осложнённые простые предложения. Знаки препинания в простом предложении. Задания В4, В5.
1
16.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчинённом предложениях. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Задания В7, В8, В9.
1
17.
Текст. Работа с текстом.
1
Литература для учителя:
Итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Русский язык. 9 – й класс. Подготовка к ГИА – 2013: учебно – методическое пособие/ Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/ Д: Легион – М, 2013.
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013: Учебно –методическое пособие/ Л. И. Мальцева, П. И. Нелин, Т. М. Бандоля. – Ростов н/ Д: НИИ школьных технологий – М, 2013.
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/ Т. М. Пахнова. – М. : Дрофа, 2011.
Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом/ Т. Е. Тимошенко. – М. : Дрофа, 2009.
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Литература для учащихся:
1. Егораева Г. Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
2. Русский язык. 9 – й класс. Подготовка к ГИА – 2013: учебно – методическое пособие/ Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/ Д: Легион – М, 2013.
3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013: Учебно –методическое пособие/ Л. И. Мальцева, П. И. Нелин, Т. М. Бандоля. – Ростов н/ Д: НИИ школьных технологий – М, 2013.