kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по русскому языку. Раздел «Лексика и фразеология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена  для  работы студентов по разделу «Лексика и фразеология». Представленные задания можно использовать как на учебных занятиях, так и в рамках  самостоятельной работы студентов. Задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку. Раздел «Лексика и фразеология»»



Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский автотехнический колледж»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

студента____________________________________________группы_____________________________________________

раздел «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Курск-2015


Рабочая тетрадь по русскому языку. Раздел «Лексика и фразеология», 2014 – 2015 учебный год.Сост.Т.И.Полянская,– Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2015. – 60 с.




Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов по разделу «Лексика и фразеология».

Представленные задания можно использовать как на учебных занятиях, так и в рамках самостоятельной работы студентов. Задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.



Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологически дисциплин протокол № от 26 марта 2015 г.



Председатель _______________М.Н. Тарасова







СОДЕРЖАНИЕ

Тема: «Слово в лексической системе языка. Многозначность слова»……………………………………….4

Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы»…………………11

Тема: «Средства художественной выразительности речи»…………………………………………………………..20

Тема: «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления»………………………………………………..28

Тема: «Фразеологизмы»…………………………………….32

Словарь архаизмов…………………………………………41

Словарь паронимов………………………………………...49

Список использованной литературы…………………….60












Тема: «Слово в лексической системе языка. Многозначность слова».

1. Дать определение понятиям Лексика_____________________________________________Лексическое значение слова___________________________

Прямое значение_____________________________________

Переносное значение_________________________________

2.Работа с толковым словарем. Найти в толковом словаре значение слов, определить многозначное/однозначное, составить предложения, используя слово в разных значениях (для многозначных слов).

Работа со словами: «Сварщик», «Повар», «Электрик», «Экономист».

1. «Сварщик».

Это слово имеет____значений. Перечислить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Это слово многозначное ( однозначное), потому что____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы составили следующие предложения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Повар».

Это слово имеет___значений. Перечислить.

______________________________________________________________________________________________________

Это слово многозначное (однозначное), потому что________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы составили следующие предложения________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. «Экономист».

Это слово имеет____значений. Перечислить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это слово многозначное (однозначное), потому что____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы составили следующие предложения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. «Электрик»

Это слово имеет____значений. Перечислить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это слово многозначное ( однозначное), потому что____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы составили следующие предложения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глубокий_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Острый___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подберите однокоренные слова к словам-омонимам. Составьте предложения с данными словами.

Точка – знак препинания. ______________________________________________________________________________________________________

Точка- место в пространстве, на местности.

______________________________________________________________________________________________________

Клубы – клубы дыма.

______________________________________________________________________________________________________

Клубы – сельские клубы.

______________________________________________________________________________________________________

Мир – Вселенная. ______________________________________________________________________________________________________

Мир – спокойствие.

___________________________________________________

___________________________________________________

5. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.

Глухой старик, глухой переулок, глухой согласный, глухой голос; завели разговор, завели машину, завели собаку, завели хозяйство; вскипела вода, вскипел самовар, вскипело море, вскипело сердце; самолет снизился, температура снизилась, успеваемость снизилась.

















________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выделите пример, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

а) железный человек; б) железная воля; в) железная дисциплина; г) железная кровать.

7. Подчеркните ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

а) светлый ум, общий язык, горячий чай;
б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

8.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и др.) Внесите необходимые исправления и перепишите предложения. При затруднениях обратитесь к толковому словарю.

1.Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2.Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3.Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. 4. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6.Очень поздно я понял, что биология – завлекательная наука.

9. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие – в переносном значении? Перепишите. Объясните правописание.

1.Г…рит восток з…рею новой. 2.Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздр…вляют. 3.Но торжеством победы полны ещё кипели злобно волны.4. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. 5. Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6. Края Москвы, края родные, где на з…ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не) зная горестей и бед.







Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».

1. Записать определения

  • Словарный состав языка изучает ______________________________________________

  • Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию________________________

  • Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению____________________________________

  • Слова, противоположные по лексическому значению______________________________________

  • Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению________________________

2. Найдите антонимы в крылатых выражениях и выпишите их.

1. Хороша веревка длинная, а речь короткая. 2. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 4. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим. 5. Если не умеешь говорить, научись слушать 6. Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите антонимы в следующих строчках. Какими частями речи они являются?


Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, - а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,-
Парня в гору тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой-
Там поймёшь, кто такой…

(В.Высоцкий)
4. Дополните ряды синонимов, составьте и запишите с ними предложения.


Дорога, путь, тропа,…
Мокрый, влажный, сырный,…
Изготовлять, делать, производить,…
Ласково, приветливо, дружелюбно,…

5.Дайте определения синонимам. Перепишите предложения, укажите функции синонимов в них.
1) Академик Лев Владимирович Щерба принадлежит к числу выдающихся русских лингвистов. Интерес к методике преподавания выделяют Л.В. Щербу из всех русских ученых-языковедов. 2) Полились сперва алые, потом красные, золотые потом молодого, горячего света. (Тургенев) 3)Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (Горький) 4) Я не поэт, я стихотворец, я просто Пушкин, не Мусин. (Пушкин) 5) «Умерла Клавдия Ивановна», - сообщил заказчик. – “Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка…».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Найдите и выпишите из текста синонимы.
Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать смелым, то наше определение будет приблизительным. Человека активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать храбрым, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - мужественным, а неустрашимым будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем родина, звучит слово отчизна. Друг – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а приятель – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вместо точек вставьте антонимы.
Какова загадка, такова ………...

Хороша книга, да чтец ............ .

Кто хочет больше знать, тому надо............спать.

Маленькое перо, да ...............книги пишет.

Летом яблоки кислы, а к осени —………... .

От доброго не бегай, а ………… не делай.

В гостях щи густые, а дома — …………………... .
Слова для справок:

меньше, жидкие, отгадка, большие, плох, худого, сладки.


8. Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже ……………… (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) ……………… (вернулся, пришёл обратно). По его ……………….. (усталому, измученному, изнурённому,истомлённому) виду, неверной …………….. (поступи,походке, шагу), по запылённой …..……….. (костюму, платью, одежде) его можно было ………………… (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он ………….…..… (стал, остановился, задержался) ……………..… (возле, напротив) …………………... (господских, помещичьих,барских) окон, ……………....… (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь ……………….. (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».

9. Выборочный диктант. Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения высказывания? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов.

1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л. Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф. Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И. Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М. Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. Чехов).

экспрессивность высказывания

уточнение









Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Прочитайте текст. Выпишите омонимичные слова.

В течение всей ночи студент Иванов изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того, что Иванов был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: «Иванов обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа». Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Иванова о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании, вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Иванову возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Сгруппируйте парами антонимы.

1. Явный. 2. Активно. 3. Вечность. 4. Вперед. 5. Высоко. 6. Завышать. 7. Твердый. 8. Подлинный. 9. Мгновение. 10. Пассивно. 11. Скрытый. 12. Назад. 13. Всегда. 14.Занижать. 15. Никогда. 16. Мягкий. 17. Поддельный. 18. Низко.

12.Приведите названия литературных произведений, построенных на антонимии: контекстуальной или языковой.

Лексические антонимы –

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,…………

Контекстуальные антонимы –

А.П.Чехов «Толстый и тонкий,…………………

13.Выполните самостоятельное творческое задание. Опишите свою профессию, используя как можно больше синонимов и антонимов, обозначьте синтаксическую роль (подчеркните как члены предложения) данных средств выразительности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Тема: «Средства художественной выразительности речи».

1. Перечислите изобразительно-выразительные средства языка и дайте определение 1-2 понятиям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях

1. Люблю я пышное природы увяданье… . (А. Пушкин)

2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.(А. Пушкин)

3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок// В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)

4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)

5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)

6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)

7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от душисамыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

3. Подберите к данным словам эпитеты.

Солнце ___________________________________________ 

Туман _____________________________________________ 

Огонь _____________________________________________

Свет ______________________________________________
Чувство ___________________________________________

Муза_______________________________________________ 
Тишина ____________________________________________

4. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание.

      Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

      1)   Уснуло озеро; безмолвен черный лес; 
            Русалка белая небрежно выплывает; 
            Как лебедь молодой, луна среди небес 
            Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  

(А. А. Фет)

      2)   А сосны гнутся, как живые, 
            И так задумчиво шумят... 
            И, словно стадо птиц огромных, 
            Внезапно ветер налетит 
            И в сучьях спутанных и темных 
            Нетерпеливо прошумит.

(И. С. Тургенев)

      3)   Тускнеют угли. В полумраке 
            Прозрачный вьется огонек. 
            Так плещет на багряном маке 
            Крылом лазурным мотылек.

(А. А. Фет)

      4)   Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой 
            Мы стояли, точно в клетке золотистой.

(А. Н. Майков)

6. Найдите соответствия. Укажите, в каких случаях наблюдается сочетание перифраза с другими изобразительными средствами: метафорой и метонимией.

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Солнце русской поэзии
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Голубая планета
7. Потомок викингов отважных
8. Белые воротнички
9. Прикованный к скале титан
10. Бессмертный творец «Илиады»

1. Земля
2. Зима
3. Прометей
4. Швед
5. Сабля
6. Животные
7. Пушкин
8. Гомер
9. Конторские служащие
10. Юность

7. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?

Бузина цельный сад залила! 
Бузина зелена, зелена! 
Зеленее, чем плесень на чане, 
Зелена — значит, лето в начале! 
Синева — до скончания дней! 
Бузина моих глаз зеленей!

(М. И. Цветаева)

8. Найдите в текстах олицетворения. Объясните их употребление и выразительную роль.

1)   Вешних дней минутны грозы,       
   Воздух чист, свежей листы... 

И роняют тихо слезы 
            Ароматные цветы. (А. А. Фет)

2)   На родину тянется туча, 
            Чтоб только поплакать над ней. (А. А. Фет)

3) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка... выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей... Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А. П. Чехов)
4) Солнце запуталось в серовато-желтых тучах за серебряной рекой. Над водой сонно клубится прозрачный туман.
      Тихий город спит, приютясь в полукольце леса. Утро, а грустно. День ничего не обещает, и лицо у него печальное. (М. Горький)

5) Злоба шипела змеей, извивалась в злых словах, встревоженная светом, упавшим на нее. (М. Горький)
9Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните ее употребление.

      1)   С вечера все спится, 
            На дворе темно, 
            Лист сухой валится, 
            Ночью ветер злится 
            Да стучит в окно. (А. А. Фет)

      2)   Что с Вами, синий свитерок? 
            В глазах тревожный ветерок. (А. А. Вознесенский)

      3)   Скажите: скоро ль нам Варшава
            Перепишет гордый свой закон? (А. С. Пушкин)

      4) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И. А. Гончаров)

10. Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.

...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...
      Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет...», с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства.
      За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Тема: «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления».

Словарный состав языка находится в постоянном движении. Постоянно появляются новые слова, исчезают устаревшие слова, у слов могут возникать новые значения и утрачиваться старые.



1. Заполнить таблицу.


общеупотребительные

устаревшие

неологизмы
































Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, плейер, инфляция, аккредитация, банкрот, спонсор, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент, мэр, сериал, трансляция, космос, прилунение, атомщик, компьютер, фестиваль, калейдоскоп.

2. Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

3. Заполнить таблицу.

Предки, кипиш, весна, вода, башка, интернет, беречь как зеницу ока, балакать, лакей, злато, око, врата, изыди.

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА


ДИАЛЕКТИЗМЫ


ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ


ЖАРГОНИЗМЫ


АРГО


АРХАИЗМЫ


ИСТОРИЗМЫ


НЕОЛОГИЗМЫ


СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ


ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ



4.Найдите архаизмы в отрывке из стихотворения А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.


5. Приведите примеры неологизмов из стихотворений В. Маяковского, Р. Рождественского, А.Вознесенского и др.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы. Для какой профессии данные слова являются характерными.

Профе(с)(сс)ия, электр..м..нтёр, специ..лист, заряд а(к)(кк)..мулят..рных батарей, в..здушные линии электр..пер..дач, груз..п..дъёмный кран, м..нтаж в..здушных линий, электр..м..нтажник, энерг..уст..новка, пл..ск..губцы, плоская ..твёртка, нож м..нтёрский, ламп..вый п…трон, , м..нтёрскиепр..в..да АППВ, выс..к..вольтные эл..ктрические машины, тр..нсф..рматор,, электр..изм..рительные приборы, из..ляц..я пр.в.дов, пр..д..хранительный щиток, ..светительнаяарм..тура.


Тема: «Фразеологизмы».

1. Подобрать к картинкам фразеологизмы.





«Сесть на шею», «Мухи не обидит», «Витать в облаках»,«Водить за нос» «Море по колено», «Не разлей вода» , «Как две капли воды», «Тянуть кота за хвост», «Плясать под чужую дудку».

2. Выпишите из текста все фразеологизмы и напишите их значение.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Напишите значение фразеологизмов.

Брать пример; уделять внимание; мёртвым сном; в первую очередь; не давать покоя; год от года; как по команде; хоть отбавляй; на скорую руку; море по колено; откуда ни возьмись.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исправьте ошибку.

Ждать у горя погоды; Мы сами с ушами; Купить кита в мешке; Нашла коза на камень; Крутится как булка в колесе; Держать язык за губами; Собачий аппетит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Напишите лексическое значение фразеологизмов.

Вешать нос; висеть на телефоне; звезда первой величины; медведь на ухо наступил; кривить душой; ломать голову.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами.

Моя бабушка встаёт очень рано и начинает готовить нам завтрак._____________________________________________

Нам надо обсудить эту проблему наедине._______________

Наша футбольная команда на соревнованиях вышла с честью из затруднительной ситуации.___________________

Рыбаки ушли на пруд очень рано.______________________

Слова для справок:

чуть свет, ни свет ни заря, глазу на глаз, не ударить в грязь лицом.

 8.Значения каких фразеологических оборотов указано неверно?

МОКРАЯ КУРИЦА – безвольный, бесхарактерный человек.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА – самые ранние признаки появления чего-либо.

ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ – ненужный человек.

 ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ – похожи друг на друга по своим качествам, 

свойствам.

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ – очень далеко.

МАХНУТЬ РУКОЙ – разрешать, давать разрешение.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ – человек, умеющий всё делать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 9.В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

А) два сапога пара, одного поля ягоды; одним лыком шиты;

Б) душа уходит в пятки; душу в душу; душа нараспашку;

В) выжимать соки; драть шкуру; тянуть жилы;

Г) прощупывать почву; закидывать удочки; пускать пробный шар;

Д) яблоку негде упасть; пальцем негде ткнуть; как сельдей в бочке;

Е) хоть отбавляй; куры не клюют; через край;

Ж) тёртый калач; стреляный воробей; гусь лапчатый;

З) хоть шаром покати; ни кола ни двора; ни ложки ни плошки;

10.Выполните самостоятельное творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему: « Как я выбрал свою профессию», используя в нем как можно больше фразеологизмов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме: « Лексика и фразеология».

  1. Определите какие словосочетания употреблены в прямом, а какие в переносном значении:

Железные гвозди, железная рука, твердый стол, золотые руки, теплый взгляд, глухой переулок.

  1. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой, острый, чистый.

  1. Какое значение имеют фразеологизмы?

Море по колено. Мухи не обидит. Как две капли воды.
Тянуть кота за хвост.

  1. Подберите антонимы к следующим словам:

светлый, сильный, всегда, верх, красивый, глубокий.

  1. Подберите к архаизмам современные слова (синонимы):

очи, ладья, ратник, шуйца, зеница.

  1. Продолжите предложение (фразеологизмом):

А) Самому надо отвечать за свои поступки, а не прятаться за…

Б) На садовом участке ребята работали дружно, старались…
В) Бросились искать приезжего, а его и след …




СЛОВАРЬ АРХАИЗМОВ:

Брада, ж. Борода. | В пещере старец; ясный вид, // Спокойный взор, брада седая (Пушкин). Вдруг шум — и в двери входит воин. // Брада в крови, избиты латы (Лермонтов).

Вежды, мн., ед. вежда, ж. Веки. | В те дни, когда уж нет надежд, // А есть одно воспоминанье, // Веселье чуждо наших вежд, // И легче на груди страданье (Лермонтов). И вежды старые сомкнуть // Последним, вечным сном желаем (Баратынский).

Власы, мн., ед. влас, м. Волосы. | Перед лампадою старик // Читает библию. Седые // На книгу падают власы (Пушкин). И на челе тогда моём // Власы седые не блистали (Лермонтов).

Выя, ж. Шея.  Гнуть выю перед кем-нибудь — раболепствовать. | Иди, и с вервием на выи // К убийце гнусному явись (Пушкин). Над мглой космической он пел, // Развив власы и выгнув выю (А. Белый). Прусский барон, опоясавши выю // Белым жабо в три вершка ширины(Некрасов).

Глава, мн. главы, ж. Голова.  Во главу угла ставить что-нибудь — считать самым важным. Во главе кого-чего-нибудь — возглавляя кого-что-нибудь, впереди кого-чего-нибудь. Во главе с кем-чем-нибудь — имея кого-что-нибудь в качестве руководящего, ведущего начала.| Склонитесь первые главой // Под сень надёжную закона (Пушкин). Главу свою склонивши, он стоит, // Как девушка в печали роковой(Лермонтов).

Глезна, мн. глезны, ж. Голень. | За ногу торопко влёк по кровавому поприщу боя, // Около глезны, у жил, обвязавши ремнём перевесным (Гомер.Пер. Гнедича).

Десница, ж. Правая рука, а также вообще рука. ¤ Десный — правый, находящийся с правой стороны. Одесную — по правую руку, справа. Карающая десница — возмездие. | Меч острый на бедре сияет, // Копьё десницу воружает (Пушкин). И мне десницею святою // Он указал правдивый путь (А. К. Толстой). Дротом другим, близ локтя пронёсшимся, ссаднилдесную: // Чёрная кровь заструилась (Гомер.Пер. Гнедича).

Длань, ж. Ладонь. | Ты молоток возьмёшь во длань // И воззовёшь: свобода! (Пушкин). Он видит круг семьи, оставленный для брани, // Отца, простёршего немеющие длани (Лермонтов). Хроменький Порфирий снял кадило с деревянного гвоздя, заковылял к печи, раздул уголёк в кедровой смоле, с лобызанием длани подал старцу (А. К. Толстой).

Зеница, ж. Зрачок.  Как зеницу ока беречь кого-что-нибудь — оберегать тщательно, заботливо. | Открылись вещие зеницы, // Как у испуганной орлицы (Пушкин). Немые грозы с вихрем шли, // Блестя порой зеницей вещей (Блок). Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась (Гоголь).

Ланита, ж. Щека. | С невольным пламенем ланит // Украдкой нимфа молодая, // Сама себя не понимая, // На фавна иногда глядит(Пушкин). Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь (Достоевский). Ланиты его никогда от стыда не краснели, разве от гнева или пощёчины (Радищев).

Лик, м. Лицо. | Но бледный лик меняет часто цвет (Лермонтов). И плакал я перед тобой, // На лик твой глядя милый (А. К. Толстой).Навеки // В душе моей, как чудо, сохранится // Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный (Набоков).

Око, мн. очи и очеса, ср. Глаз. ¤ Око за око — о мести. В мгновение ока — в один миг, мгновенно, сразу. | Видит око, да зуб неймёт(посл.). Тяжелы надгробные плиты // На бессонных очах твоих (Ахматова). Вновь твои я вижу очи — // И один твой южный взгляд // Киммерийской грустной ночи // Вдруг рассеял сонный хлад... (Тютчев). Вижу очи твои изумрудные, // Светлый облик встает предо мной(Соловьёв).

Перси, мн. Грудь, а также женские груди. | Их сладострастные напевы // В сердца вливают жар любви; // Их перси дышат вожделеньем (Пушкин). Как жемчуг перси белизной (Лермонтов). К ней на перси тихо сел [голубок], обнял их крылами (Жуковский).

Перст, м. Палец, обычно палец на руке.  Один как перст — совершенно один, в полном одиночестве. | Апостол гибели, усталому Аиду // Перстом он жертвы назначал (Пушкин). Перстам послушную волос густую прядь (Фет). Сирота, ваше благородие, как перст один, ни отца, ни матери... (Достоевский).

Плоть, ж. Тело. Плоть и кровь чья-нибудь или Плоть от плоти кого-нибудь — чьё-нибудь родное дитя, детище. В плоть и кровь облечь или облечься — придать чему-нибудь или принять ту или иную материальную форму. В плоть и кровь войти — укорениться, стать неотъемлемой частью. Во плоти — воплощённый в телесный образ, в реальность. | Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть (Тургенев). Не плоть, а дух растлился в наши дни (Тютчев). Господь // Избраннику передаёт своё // Старинное и благостное право // Творить миры и в созданную плоть // Вдыхать мгновенно дух неповторимый (Набоков).

Пясть, ж. Кулак (часть кисти между запястьем и основными фалангами пальцев). | Уже он вышел из комнаты, как король приказал ему выключить свет, отчего вернулась обратно рука и пясть в перчатке нашарила и повернула выключатель (Набоков). Теперь реальным стало только то, // Что можно было взвесить и измерить, // Коснуться пястью, выразить числом (Волошин).

Пята, мн. пяты, ж. Пятка, а также ступня. ¤ До пят — об очень длинной, почти до земли одежде или косе. По пятам за кем-нибудь(ходить, гнаться) — следовать за кем-нибудь, не отставая. Под пятой у кого-нибудь — под гнётом, под властью. С головы до пят — полностью, совершенно, целиком. | Грех алчный гонится за мною по пятам (Пушкин). Пальто российское до пят. // Калоши по снегу скрипят (Набоков). Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой (Достоевский).

Рамо, мн. рамена, ср. Плечо. | Один, на рамена поднявши мощный труд, // Ты зорко бодрствуешь (Пушкин). Копьё рамена прободает, // И хлещет кровь из них рекой (Лермонтов). И помчались в Палестину, крест на раменах! (Жуковский).

Уста, мн. Губы, рот. ¤ У всех на устах — все говорят, обсуждают. На устах у кого-либо — готов сказать, произнести. Из уст чьих-либо (узнать, услышать) — услышать от кого-нибудь. Из первых уст (узнать, услышать) — непосредственно от того, кто лучше других осведомлён. Из уст в уста передавать — сообщать от одного к другому. В уста чьи-либо вложить (слова, мысли) — заставить говорить от себя, от своего имени. Вашими бы устами да мёд пить — хорошо было бы, если бы вы оказались правы, если бы ваши предположения сбылись. | Устами младенца глаголет истина (посл.). Глупец, хотел уверить нас, // Что Бог гласит его устами! (Лермонтов). Она устремила глаза на меня и засмеялась одними устами... без звука (Тургенев). У природы на устах коварная улыбка (Окуджава).

Чело, мн. чёла, ср. Лоб. ¤ Бить челом — (кому-нибудь) низко до земли кланяться; (кому-нибудь) благодарить; (кому-нибудь чем-нибудь) подносить дар, дары; (кому-нибудь) просить о чём-нибудь; (кому-нибудь на кого-нибудь) жаловаться. | Взгляни на милую, когда своё чело // Она пред зеркалом цветами окружает (Пушкин). Я снова меж людей явился // С холодным, сумрачным челом (Лермонтов). Его лобзание горит на твоём, как мрамор, побледневшем челе! (Тургенев).

Чресла, мн. Поясница, бёдра.  Препоясать чресла мечом — приготовиться к битве. | И целомудренно и смело, // До чресл сияя наготой, // Цветёт божественное тело // Неувядающей красой (Фет). У меня в самых чреслах до сих пор покалывает от пистолетной пальбы этих ударов (Набоков).

Шуйца, ж. Левая рука.  Ошуюю — по левую руку, слева. | Он тяжёлою шуйцей коснулся стола (Жуковский). Шуйца Аякса замлела, // Крепко дотоле державшая щит перемётный (Гомер.Пер. Гнедича). Простите простака, но этот луч на смуглой шуйце вашей не камень ли волшебный? (Набоков).



СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ

Адресат – адресант

  • адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление (получатель);

  • адресант – тот, кто посылает почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический – анекдотичный

  • анекдотический – присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ);

  • анекдотичный – смешной, нелепый, странный (анекдотичная личность).

Архаический – архаичный

  • архаический – свойственный старине (архаический стиль);

  • архаичный – вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний – будничный

  • будний – не праздничный (будний день);

  • будничный – прозаичный, однообразный (будничные заботы).

Всякий – всяческий

  • всякий – каждый, какой угодно из всех, любой (всякая минута);

  • всяческий – самый разнообразный (всяческие маски).

Выборный – выборочный

  • выборный – относящийся выборам, избираемый голосованием (выборная должность);

  • выборочный – частичный (выборочная проверка).

Демократический – демократичный

  • демократический – относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь);

  • демократичный – характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический – динамичный

  • динамический – относящийся к динамике, движению (динамическая теория);

  • динамичный – обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический – дипломатичный

  • дипломатический – относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост);

  • дипломатичный – тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный – длительный

  • длинный – имеющий большую длину (длинный доклад);

  • длительный – долговременный (длительный отпуск).

Добровольный – добровольческий

  • добровольный – совершаемый без принуждения (добровольный взнос);

  • добровольческий – относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический – драматичный

  • драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма (драматичная ситуация);

  • драматический – относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский – дружественный

  • дружеский – относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча);

  • дружественный – основанный на дружбе (дружественная страна).

Запасный – запасливый

  • запасный - имеющийся в качестве запасе (запасный выход);

  • запасливый - умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой – злостный

  • злой – исполненный чувства вражды (злой человек);

  • злостный – имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный – исполнительский

  • исполнительный – старательный, точно и хорошо исполняющий поручения (исполнительный работник);

  • исполнительский – относящийся к исполнителю (исполнительный стиль).

Историчный – исторический

  • историчный – соответствующий историческим фактам, точный, правильный (историчный взгляд);

  • исторический – относящийся к истории (исторический роман).

Командированный – командировочный

  • командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист);

  • командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический – комичный

  • комический – относящийся к комедии (комический рассказ);

  • комичный – забавный (комичный вид).

Критический – критичный

  • критический – относящийся к критике (критический разбор);

  • критичный – исполненный критики (критичный подход).

Логический – логичный

  • логический – относящийся к логике (логическое мышление);

  • логичный – правильный, разумный, последовательный (логичное  рассуждение).

Методический – методичный

  • методический – относящийся к методике (методическая конференция);

  • методичный – точно следующий плану (методичная работа).

Ненавистнический – ненавистный

  • ненавистнический – проникнутый ненавистью (ненавистнические планы);

  • ненавистный – вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый – нетерпимый

  • нестерпимый – такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод);

  • нетерпимый – недопустимый (нетерпимое отношение).

Одеть – надеть

  • одеть – кого-либо (одеть ребёнка);

  • надеть – что-либо (надеть плащ).

Описка – отписка

  • описка – случайная ошибка при письме (досадная описка);

  • отписка – ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить – усвоить

  • освоить – научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить новую профессию);

  • усвоить – сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический – органичный

  • органический – относящийся к растительному или животному миру (органическое удобрение);

  • органичный – неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение – обсуждение

  • осуждение – выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника);

  • обсуждение – всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы).

Отчётный – отчётливый

  • отчётный – относящийся к отчету (отчетный период);

  • отчётливый – хорошо различимый (отчетливый звук).

Политический – политичный

  • политический – относящийся к политике (политический деятель);

  • политичный – действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый – понятный

  • понятливый – быстро понимающий (понятливый человек);

  • понятный – ясный (понятная причина).

Представительный – представительский

  • представительный – производящий выгодное впечатление (представительная наружность);

  • представительский – относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление - предоставление

  • представление - вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики);

  • предоставление - выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый – приметный

  • приметливый – способный примечать (приметливый критик);

  • приметный – заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический – реалистичный

  • реалистический – следующий реализму (реалистическая живопись);

  • реалистичный – соответствующий действительности, вполне практический реалистичная цель)

Скрытый – скрытный

  • скрытый – тайный, невидимый (скрытая угроза);

  • скрытный – неоткровенный (скрытный человек).



Тактичный - тактический

  • тактичный – обладающий тактом (тактичный поступок);

  • тактический – относящийся к тактике (тактическая задача).

Удачливый - удачный

  • удачливый – счастливый, тот, кому везет (удачливый человек);

  • удачный – успешный (удачный день).

Фактический - фактичный

  • фактический – соответствующий фактам (фактическое положение дел);

  • фактичный – содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский - хозяйственный

  • хозяйский – относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность);

  • хозяйственный – занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный - явственный

  • явный – очевидный, нескрываемый (явное превосходство);

  • явственный – отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот).


















Список использованной литературы

Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.

Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. – «Русское слово», 2008г.

Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ: Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2010.

Иванова С.В. Русский язык: Тесты. Упражнения. Правила. Повышение грамотности. – М.: Изд. фирмы «ГЛЯНЦ», 2011.

Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7

Пономарёва Л.Д.  Речетворчество учащихся // РЯШ. – 1979. – №6

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век». Мир и образование, 2009.




26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая тетрадь по русскому языку. Раздел «Лексика и фразеология»

Автор: Полянская Татьяна Игоревна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства