Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык и литература» для студентов по специальности «Техник - дизайнер»
Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык и литература» для студентов по специальности «Техник - дизайнер»
Основной единицей обучения данного раздела УМК является текст (художественный, научный, публицистический). Именно текст как опорное понятие русского языка дает возможность по-новому на современном уровне решить основные задачи изучения языка и обучения речи Он и становится объектом анализа и результатом деятельности каждого студента. Все тексты, включённые в рабочую тетрадь, носят по-настоящему воспитывающий характер. Интересные и актуальные по темам, разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют студентов о многом задуматься.
Таким образом, приведённые ниже примеры заданий наглядно показывают, что самостоятельная работа студентов позволяет работать на личностный, метапредметный и предметный результаты. Это поможет качественно подготовиться обучающимся к аттестации по предмету и дальнейшей успешной карьере в профессии «Техник-дизайнер».
Цель заполнения тетради: дать возможность студентам потренироваться в выполнении таких видов заданий, которые повысят кругозор, культуру речи, послужат развитию познавательного интереса, творческих способностей, воображения, памяти.
Задачи:
-закрепление теоретических знаний по предмету;
-помощь студентам в освоении нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык и литература» для студентов по специальности «Техник - дизайнер» »
Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык и литература» для студентов по специальности «Техник - дизайнер»
«Учимся читать, говорить, писать, мыслить»
Пояснительная записка:
Основной единицей обучения данного раздела УМК является текст (художественный, научный, публицистический). Именно текст как опорное понятие русского языка дает возможность по-новому на современном уровне решить основные задачи изучения языка и обучения речи Он и становится объектом анализа и результатом деятельности каждого студента. Все тексты, включённые в рабочую тетрадь, носят по-настоящему воспитывающий характер. Интересные и актуальные по темам, разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют студентов о многом задуматься.
Таким образом, приведённые ниже примеры заданий наглядно показывают, что самостоятельная работа студентов позволяет работать на личностный, метапредметный и предметный результаты. Это поможет качественно подготовиться обучающимся к аттестации по предмету и дальнейшей успешной карьере в профессии «Техник-дизайнер».
Цель заполнения тетради: дать возможность студентам потренироваться в выполнении таких видов заданий, которые повысят кругозор, культуру речи, послужат развитию познавательного интереса, творческих способностей, воображения, памяти.
Задачи:
-закрепление теоретических знаний по предмету;
-помощь студентам в освоении нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи.
Памятка по заполнению рабочей тетради:
1.В течение учебного года каждый студент регулярно заполняет рабочую тетрадь, что является обязательным условием успешной сдачи аттестации.
2.Перед началом работы студент изучает материалы лекций, практических работ и приступает к выполнению заданий. При необходимости обращается к дополнительной литературе, различным источникам, включая ресурсы интернета.
3. Соответственно выполненные студентом задания должны быть представлены для проверки до 30 числа каждого месяца.
Задания:
№1-сентябрь
Задание: используя материал об истории города, составить план,озаглавить и записать краткое изложение текста.
Есть легенда, что название города Караганды произошло от низкорослого кустарника с желтыми цветами қарағаны, который в огромных количествах растет в окрестностях города. История Караганды началась еще 175 лет назад, когда в один прекрасный день 1833 года казахский пастух АппакБайжанов, прогуливаясь со своими отарами, в степях Сары-Арки нашел первые куски каменного угля. Произошло это в урочище Караганды, что на юге реки Нуры. Разжившись угольком, Аппак особо не обрадовался и в общем-то даже не осознал всей значимости своей находки, пока в здешних краях не появился купец Николай Ушаков, которому в 1856 году были переданы карагандинские земли. Ушаков естественно смекнул, что к чему, и быстренько начал разработку угольных месторождений. В том же 1856 году в эксплуатацию был запущен Ивановский открытый разрез, который назывался «Кара Забой». Долгие годы Караганды активно развивался и рос. 10 февраля 1934 года Караганда получила статус города.К 1940 году город Караганды превратился в крупный промышленный и культурный центр.
Однако не все так радужно в истории этого города. В 30-х годах в его окрестностях был построен огромный архипелаг КарЛАГ, площадь которого могли бы занять две Франции. На его территории тогда проживало около 65 тысяч заключенных и переселенцев. Существуют документы, которые свидетельствуют, что через КарЛАГ прошло около миллиона заключенных, которые работали в основном на угольных шахтах.
Дополнительно:
1.Дать лексическое значение слов: урочище,купец,заключенный, архипелаг КарЛАГ, шахта.
2.Подобрать синонимы к словам: смекнул, отара,крупный, разжившись.
3. Определить стиль текста и привести доказательства.
№2-октябрь
Задание: прочитать дополнительную литературу о художниках эпохи Возрождения и подготовить публичное выступлениена 10-15 минут перед студентами 1 курса.
(1)Еще в глубокой древности люди украшали свои дома рисунками на стенах. Расписывались дворцы фараонов в Египте и виллы римских аристократов, фрески радовали глаз прекрасных дам в средневековых замках, художественная роспись стен и потолков услаждала обитателей роскошных дворцов эпохи Возрождения. Словом, современные художники - достойные продолжатели Микеланджело и Рафаэля, превращающие обычные помещения в роскошные. Наряду с передовыми технологиями живописи используются и те, что проверены веками, поэтому картины получаются необыкновенно реалистичными.
(2)З_казывая подобное оф_рмление следует помнить что проце(с,сс) этот довольно пр_д_лжителен по времени. Сн_чала художник должен осм_третьп_мещение понять общую тенденцию оф_рмления затем он с_ставляет эскиз по которому будет вып_лняться насте(н,нн)ая роспись. После того как сюжет опр_делен нужно выбрать цв_товую га(м,мм)у так например для темных пом_щенийвыб_рают более светлые о(т,тт)енки. Затем на к_мпьютеревып_лняется объемная модель рассмотрев которую заказчик п_ймет как будет выгл_детьиз_бражение на стене. И наконецзав_ршающий этап – роспись стен и нан_сение защитного слоя на г_товый рисунок.
Ключ (для проверки учителю)
(2) Заказывая подобное оформление, следует помнить, что процесс этот довольно продолжителен по времени. Сначала художник должен осмотреть помещение, понять общую тенденцию оформления, затем он составляет эскиз, по которому будет выполняться настенная роспись. После того, как сюжет определен, нужно выбрать цветовую гамму, так, например, для темных помещений выбирают более светлые оттенки. Затем на компьютере выполняется объемная модель, рассмотрев которую заказчик поймет, как будет выглядеть изображение на стене. И, наконец, завершающий этап – роспись стен и нанесение защитного слоя на готовый рисунок.
Дополнительно:
1. Списать текст (2), вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
3.Разобрать предложенные слова по составу: проверены, расписывались, средневековые, заказчик, необыкновенно.
4. Объясните значение слов: фреска, эскиз, модель,тенденция.
№3-ноябрь
Задание:подобрать 5-6 описаний деревенского дома из художественной литературы.Крестьянский дом
(1)У таких поэтов, как Н.Рубцов, А.Яшин, А.Прасолов, крестьянский дом выступает символом Родины, покоя и счастья, хранителем нравственных идеалов. (2)Многочисленны описания крестьянского дома и на страницах прозаических произведений. (3)Вспомним, как описывает крестьянское жилье в повести «Деревянные кони» Ф.А. Абрамов – сам выходец из архангельской деревни: «Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. (4)А кроме них, были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину – на нее, бывало, заезжали на паре, – да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами.
(5)И вот, когда не было дома хозяев (а днем они всегда на работе), для меня не было большей радости, чем бродить по этому удивительному дому. (6)Да бродить босиком, не спеша, вразвалку. (7)Чтобы не только сердцем и разумом, подошвами ног почувствовать прошлые времена».
Дополнительно:
1.Выписать предложения (2,6) и определить все части речи.
2.Выписать из текста все прилагательные и определить их разряд.
3.Объяснить знаки препинания в предложении (5).
4. Выписать из текста диалектные слова и просторечия.
№4-декабрь
Для справки
Ви́кторОле́говичПеле́вин (род. 22 ноября 1962, Москва) — русский писатель, автор романов «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «GenerationП» и «Empire V». Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993) и «Национальный бестселлер» (2004).
Задание: прочитать одно произведение В.Пелевина. Написать эссе-отзыв о прочитанном.
Отрывок из повести "Происхождение видов" В. Пелевина.
(1)Когда над головой захлопнулся люк и голоса оставшихся наверху людей стали глуше, Чарльз Дарвин осторожно пошел вниз по лестнице, держась одной рукой за отполированный множеством ладоней поручень, а другой сжимая подсвечник с толстой восковой свечой. Сойдя с последней скрипучей ступеньки, он отпустил поручень и осторожно пошел вперед.
(2)Пол уже отмыли. Свеча давала достаточно света, чтобы разглядеть ободранные доски стены, липкую на вид бочку, несколько валяющихся на полу картофелин и длинные ряды одинаковых ящиков, которые уходили в постепенно сгущающийся мрак, — ящики стояли с обеих сторон прохода в несколько рядов и были прикреплены к стенам толстыми канатами. Через несколько шагов из тьмы выплыли несколько винных бочек и груда сложенных у стены мешков.
(3)Пр_ход стал шире. Вп_редик_залосьпр_изошло какое(то) дв_жение. Дарвин в_дрогнул и п_пятился назад но сразу(же) понял в чем дело — из т_мнотыпр_леталскв_зняк пламя св_чип_драгивало и вслед за ним к_лебались тени (от)чего и к_залось что впереди что(то)ш_велится.
Ключ(для проверки учителю)
(3)Проход стал шире. Впереди, казалось, произошло какое-то движение. Дарвин вздрогнул и попятился назад, но сразу же понял, в чем дело — из темноты прилетал сквозняк, пламя свечи подрагивало, и вслед за ним колебались тени, отчего и казалось, что впереди что-то шевелится.
Дополнительно:
1.Из отрывка(1) выписать все деепричастия, причастия, наречие.
2.Из отрывка(2) выписать служебные части речи и выполнить морфологический разбор
2-3 служебных частей речи по выбору.
3. Списать отрывок (3), вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Объяснить знаки препинания в последнем предложении.
№5 -февраль
Из воспоминаний дочери Л.Н.Толстого
(1)С б..льшой любовью вспом..наю я св..ё детство. (2)И с чувством горячей благ..дарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счас(?)ливую пору моей жизн.. .
(3)Я выр..сла среди людей, любящих друг друга и меня. (4)Трём людям я особе(н/нн)о благ..дарна за св..ё детство. (5)Отцу, руководивш..му нашей жизнью и п..ставивш..му нас в те условия, в которых мы выр..сли. (6)Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. (7)И Хане, нашей английск..й восп..тательнице, пр..жившей в нашей семье шесть лет и давш..й нам столько любви, заботы и твёрдых нравстве(н/нн)ых основ.
(8)Среди этих трёх людей, зан..мавших главное место вмоейпамят.. , пр..шло моё детство.
Задания.
1. Записать текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы.
2. Определить тему, идею текста.
3. Определить тип и стиль речи.
4. Найти в тексте 7 причастий, выделить в них суффиксы причастий.
5. В предложении 3 объяснить пунктуацию.
6. Выписать 3 слова с чередующейся гласной в корне.
7. Выполнить морфологический разбор прилагательного и числительного из 7 предложения.
8. Из предложений 1-2 выписать 5 местоимений и указать их разряд.
Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. Нет другого художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал все мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. Тем не менее он не уст…вал нагр…мождать сцены страданий. Находя все новые формы их художестве…ого выр…жжения. Им двигала бе..мерная жалость и любовь к людям. Боль за поруга…оечеловеческоедосто…нство. Но к великому ужасу Достоевского развитие обществе…ых противоречий. Какое он мог наблюдать в 60 - 70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. Достоевский ясно вид…л, что в пореформе…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые. Всё более бе…пощадные и бе…жалостные. Капиталистическая эксплуатац…я, денежный Ра…чет влекли за собой (не)вида…ую раньше нищету масс. Всё большее порабощение человеческой личности. И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношения людей. За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.Наибольшего реализма в изображении… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток».
Вопросы и задания. 1.Записать текст. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. 2. Определите тему и идею текста. 3.Найти ключевые слова в тексте и выписать их. Какими частями речи они являются?
4.К какому стилю принадлежит данный текст и почему? Чем этот стиль отличается от других? Дать характеристику его основных признаков. 5.Найти в тексте предложения с однородными членами и составить их схемы.
6. Выполнить синтаксический разбор 1-ого предложения, объяснить постановку в нем тире. 7.Подготовить материал о правописании И/Ы после Ц в разных морфемах. Привести примеры из текста.
8. Подобрать синонимы и антонимы к словам безмерно, беспощадный, любовь, власть. 9.Подготовить материал о правописании приставок на З/С и приставок ПРИ- и ПРЕ-. Привести примеры из текста.
№7-апрель
Общение — это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение2 времени. Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми. Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек всегда3 найдет вдругом хорошие качества, которые делают его интересным. Это не просто — открыть изюминку5 в каждом нашем знакомом3, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получал2 свою долю уважения.
Говорят: лучше3 лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает2 признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее1 ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее — отличный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте3 щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей!
Задания и вопросы.
1.Прочитать текст. Определить его тему, основную мысль.
2.Что нового и полезного для себя о правилах общения вы узнали из этого текста? Записать ответ.
3.Доказать, что это текст публицистического стиля.
4.Записать первое и последнее предложения текста, обозначить в них грамматические основы.
5.Объяснить значение фразеологизма мастер на все руки.
6.Указатьвид связи в данных словосочетаниях:воспитание себя, культура общения, нормы взаимоотношений, хорошие качества, ценить искренне, выразить уважение, проявить внимание, ценить людей, предполагать признание, в каждом знакомом,ценить высоко,истинные достоинства.
7.Выполнить все разборы из текста.
№8-май
Задание: подготовить презентацию о Леонардо да Винчи гении эпохи Возрождения, используя предложенный материал для вступительной части.
Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляет позади себя всех прочих людей.
Леонардо да Винчи… Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно…
Дополнительно:
Загадка Леонардо начинается ещё1 с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна3 или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет.
Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи в XIII столетии.
Воспитывался Леонардо в доме отца.4 Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен.4 Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.
В более поздние годы он увлекался2 ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды.4 Все это свидетельствует о его3 любознательности2 и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь2 по окрестностям городка.
1.Озаглавить текст. Составить план к тексту.
2.Объяснить лексическое значение слов: нотариус, биографы, латынь.