kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по литера.8 класс,часть 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

A Это полезно знать!

            Жанровое многообразие романтизма.

            Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М.Н. Загоскин), философскую сказку (Э.Т.А. Гофман), научно-фантастический роман (М. Шелли), психологический детектив (Э.А. По), романтическую поэму (Д.Г. Байрон).

……………………………………………………………………………

  sС помощью статьи учебника «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 – 217) определите тематику романтических произведений.

 

 

 

 

……………………………………………………………………………

  sС помощью статьи учебника «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 – 217) опишите романтического героя.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литера.8 класс,часть 3 »

117

Это полезно знать!

Европейский романтизм




немецкий

Э.Т.А. Гофман

английский

Д.Г. Байрон

русский

К.Ф. Рылеев






Романтический мир




мир грез, поэзии, музыки

мир битв и борьбы

мир прошлого (история или фольклор, в т.ч. мифология)






Романтический герой





художник

бунтарь

патриот




Национальная почва




Война против Наполеона

Великая французская буржуазная революция

Движение декабристов







Неудовлетворенность социальной действительностью, разочарование в окружающем



Это полезно знать!


Основные идеи западноевропейского романтизма.

Черты своеобразия русского романтизма XIX века

Сложность человеческих характеров.

Русский романтизм опирался на литературные открытия писателей XVIII века (классицистов и сентименталистов).

Необъяснимость многих проявлений природы.

Проблемы свободы и рабства, всевластия денег, обывательщины русские писатели разрешали применительно к русской действительности.

Недостаточность человеческих знаний.

Особое внимание к понятиям чести, уважения к предкам, ответственности перед государством.

Борьба добра и зла является основой развития всего живого.

Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы.

Обращение к человеку, попытка понять сложность его внутреннего мира, научить «слышать голос собственного сердца».

Придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам.

Человека проверяют, искушая его деньгами, властью, почетом или общественным мнением.

Синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.).


Активнейшее развитие лирики.





A Это полезно знать!

Жанровое многообразие романтизма.

Романтизм реконструировал систему лирических жанров, создал исторический роман (В. Скотт, М.Н. Загоскин), философскую сказку (Э.Т.А. Гофман), научно-фантастический роман (М. Шелли), психологический детектив (Э.А. По), романтическую поэму (Д.Г. Байрон).

……………………………………………………………………………

С помощью статьи учебника «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 – 217) определите тематику романтических произведений.





……………………………………………………………………………

С помощью статьи учебника «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 – 217) опишите романтического героя.






……………………………………………………………………………

С помощью статьи учебника «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 – 217) перечислите романтические традиции в литературе XIX века.






Творческое задание «Проба пера».

Представьте, что вы сочиняете романтический рассказ под названием «В поисках сокровищ». Перескажите письменно его кульминацию. Не забывайте, что место действия должно быть экзотическим, а персонажами должны быть романтические герои, которые побеждают вопреки опасностям и козням врагов.
































































А.С. Пушкин «Братья разбойники»

­Вспомните!

Поэму какого русского поэта вы читали в 7 классе? Назовите характерные черты поэмы как литературного жанра.










………………………………………………………………………….

На какие традиции опирался Пушкин, создавая поэму?







……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Найдите черты романтизма в поэме А.С. Пушкина «Братья разбойники»








Творческая мастерская.

В чем проявилось новаторство автора в поэме?










……………………………………………………………………………

$ Загляни в словарь!

С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «реализм».

8 Реализм -






















……………………………………………………………………………

Это полезно знать!


Черты европейского реализма

Особенности русского реализма


Стремление к широкому охвату действительности и ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии.

Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики.

Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени.

Выраженный жизнеутверждающий характер.

Универсальность в изображении человека.

Особый динамизм.

Социальный и психологический детерминизм.

Синтетический (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

Историческая точка зрения на жизнь.



А.С. Пушкин «Повести покойного

Ивана Петровича Белкина»

«Станционный смотритель»


Творческая мастерская.

Восстановите алгоритм «Прием литературной мистификации» в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.


Автор

А.С. Пушкин

издатель

друг Белкина в письме рассказывает о нем





«Смотритель»

………………………….





«Выстрел»

………………………….


Иван Петрович Белкин





«Гробовщик»

………………………….





«Метель», «Барышня-крестьянка», девицею К.И.Т.





С какой целью А.С. Пушкин прибегнул к «приему литературной мистификации» в «Повестях Белкина»?










……………………………………………………………………………


Проверочная работа по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Тест.


  1. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

а) осуждение детей, забывающих своих родителей

б) изображение жизни «маленького человека»

в) реалистическое описание почтовой станции

  1. С какой целью А.С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?
    а) для подробного описания жизни на почтовых станциях
    б) для реалистического изображения действительности
    в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера

  2. Кого из героев русской литературы называют «Маленьким человеком»?
    а) ребенка
    б) второстепенный персонаж
    в) человека, не имеющего высокого чина
    г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

  3. Какую символическую деталь вводит А.С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
    а) горшки с бальзамином
    б) лубочные картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
    в) кровать с пестрой занавеской

  4. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью А.С. Пушкин дважды описывает внешность героя?
    Iчасть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах…»
    II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину…»
    а) для более яркого описания характера героя
    б) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина
    в) создать ощущение достоверности

  5. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Минским?
    а) проявил неосмотрительность
    б) не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом
    в) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером

  6. А.С. Пушкин показывает, что люди «порядочного общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя
    а) сюжет
    б) прямую авторскую характеристику
    в) художественную деталь

  7. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
    а) отказ Вырина жаловаться
    б) ассигнации брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя, убежал
    в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь

  8. Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку.

    а) Вырин

    1) корит, не оправдывает

    б) Дуня

    2) осуждает, возмущается

    в) Минский

    3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

  9. Что является идейным замыслом повести и наиболее значимо для автора?
    а) изобразить семейную драму
    б) показать трагическую судьбу мелкого чиновника
    в) показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе

  10. Счастлива ли Дуня?
    а) да, потому что она любит Минского
    б) автор не дает прямого ответа
    в) нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни

  11. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»?
    а) «цель оправдывает средства»
    б) «чин чина почитай»
    в) «добро всегда победит зло»
    г) «на чужом несчастьи своего счастья не построишь»

  12. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
    а) не хватило мужества
    б) был очень добрым человеком и простил Минского
    в) не знал, как это можно сделать
    г) понимал бессмысленность такой попытки

  13. Что общего между повестями «Метель» и «Станционный смотритель»?
    а) глубина характеристики героев
    б) социальная проблематика
    в) бытописание
    г) сложный сюжет
    д) образ рассказчика

  14. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы?
    а) писатель, заставляет задуматься о бесправии «маленького человека»
    б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»
    в) повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек»

……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Литературовед Е.Н. Купреянова пишет: «В критике сложилось мнение, что в «Станционном смотрителе» перед каждым из трех главных персонажей встает проблема другого человека, которая становится мерилом внутреннего этического достоинства и Вырина, и Дуни, и Минского».

Как вы понимаете выражение «проблема другого человека? Попытайтесь объяснить свое понимание этих слов применительно к повести «Станционный смотритель».










Как, по вашему мнению, справляется с этой проблемой каждый из трех героев повести? Всем ли из них по силам решить эту проблему?












……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Литературовед Н.Н. Петрунина отмечает в прозе Пушкина такие особенности: «… ясность и точность, лаконизм, предельная простота синтаксического строения, ключевая роль глагола действия, сознательный отказ от всякого рода стилистических украшений, взгляд на прозу как на выражение мысли и отражение «жизни действительной».

Можете вы согласиться с такой характеристикой прозы применительно к «Повестям Белкина»? Обоснуйте свое мнение, используя текст повести «Станционный смотритель».










………………………………………………………………………..

Творческая мастерская.

Определите роль художественной детали в произведении – картинки, изображающие библейский сюжет о блудном сыне.











Это полезно знать!


Рассмотрите алгоритм «Виды художественных деталей»


Художественные детали





внешние

психологические




портретные


пейзажные

вещные





Художественные детали по характеру художественного воздействия






детали подробности

детали - символы




………………………………………………………………………..

Творческая мастерская.

Приведите примеры художественных деталей разных видов в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»













……………………………………………………………………………

 Охарактеризуйте образ Самсона Вырина, персонажа повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

……………………………………………………………………………


 Расскажите историю похищения Дуни от лица ротмистра Минского, от лица самой Дуни.

……………………………………………………………………………


Творческое задание «Проба пера».

Напишите сочинение «Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».


















































































Развитие темы «маленького человека»

в русской литературе XIX века





Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

«Медный всадник»

Н.В. Гоголь «Шинель»

«Петербургские повести»








идеи сентиментализма

сочувствие «бедным людям», способность «маленького человека на бунт; использование элементов фантастики


духовная скудость и убожество бедных людей













А.П. Чехов «Смерть чиновника»

Ф.М. Достоевский

«Бедные люди»




попытка привлечь внимание к проблеме «униженных и оскорбленных»;

гуманизм

сатирическое освещение темы





 Малая олимпиада


Как зовут Вырина, и случаен ли выбор этого имени?





……………………………………………………………………


Е.А. Баратынский. Лирика

 К какому виду лирики относится стихотворение Е.А. Баратынского «Водопад»?



……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Проанализируйте стихотворение Е.А. Баратынского «Водопад» по следующему алгоритму.

Как воздействует лирика на читателя






композиция

взаимо-действие

мотивов и

образов

стихотвор-ный

размер

изобразительно-вырази-тельные

средства и стилисти-ческие фигуры











Композиция

Взаимодействие мотивов и образов














……………………………………………………………………………


Творческая мастерская.

Найдите в стихотворении Е.А. Баратынского «Водопад» изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Определите их роль в художественном тексте.































……………………………………………………………………………

 Определите стихотворный размер и вид рифмы в 1 катрене стихотворения «Водопад».

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины.










……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Определите композицию стихотворения Е.А. Баратынского «Чудный град»?

Какой прием лежит в основе построения стихотворения?








……………………………………………………………………………

 Определите стихотворный размер и вид рифмы в 1 катрене стихотворения «Чудный град».

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов;










……………………………………………………………………………

Сравните звучание обоих стихотворений. Сделайте вывод о влиянии стихотворного размера на звучание стихотворения.








……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Прочитайте описание водопада из одноименного стихотворения Г.Р. Державина.


Алмазна сыплется гора

С высот четырьмя силами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.


Шумит – и средь густого бора

Теряется вдали потом;

Луч чрез поток сверкает скоро;

Под зыбким сводом древ, как сном

Покрыты воды; тихо льются

Рекою млечною влекутся.


Сопоставьте водопады Г.Р. Державина и Е.А. Баратынского.









М.Ю. Лермонтов «Мцыри»


Творческая мастерская.

Проверочная работа.


  1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из
    а) древнерусских летописей
    б) Библии
    в) былин
    г) стихотворения Горация

  2. В чем заключается смысл эпиграфа?
    а) восстание против судьбы, против Бога
    б) раскаяние, безнадежное смирение
    в) защита права человека на свободу

  3. Определите жанр произведения.
    а) баллада
    б) элегия
    в) поэма-исповедь
    г) притча

  4. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
    а) сентиментализм
    б) реализм
    в) романтизм
    г) классицизм

  5. Что можно назвать символом свободы в поэме?
    а) степь
    б) Кавказ
    в) барса
    г) девушку-грузинку

  6. Выделите черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
    а) бурная, неистовая природа
    б) гибель героя
    в) герой одинок и не понят миром
    г) введение сна героя в сюжет поэмы
    д) мотив борьбы, мятежа

  7. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме.
    а) анапест
    б) дактиль
    в) амфибрахий
    г) ямб

  8. Какой момент в сюжете поэмы можно назвать кульминационным?
    а) побег из монастыря
    б) встречу с грузинкой
    в) бой с барсом
    г) гибель Мцыри

  9. В исповеди Мцыри звучит
    а) гнев, негодование
    б) смирение, покаяние
    в) грусть, размышления
    г) утверждение своей правоты
    д) призыв отказаться от бесплодной борьбы

  10. Почему местом действия поэмы М.Ю. Лермонтов избирает Кавказ?
    а) проявляется любовь автора к Кавказу
    б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
    в) связь с историей России
    г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

  11. В чем заключается основная идея произведения?
    а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
    б) тоска по воле
    в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
    г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.




­ Это интересно

Узнайте историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».








……………………………………………………………………………

 Малая олимпиада

Был ли прототип у Мцыри?








……………………………………………………………………………

n Знаете ли вы?

Первоначально поэма называлась «Бэри» (по-грузински -«Монах»). Почему М.Ю. Лермонтов изменил название?







Первоначально поэма имела эпиграф «Родина бывает у человека только одна». Почему М.Ю. Лермонтов предпочел в качестве эпиграфа строчки из 1-ой «Книги царств»?






……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Составьте цитатный план поэмы.






































……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Определите композицию поэмы.





…………………………………………………………………………..

Творческая мастерская.

Назовите средства раскрытия характера главного героя.







……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Определите основной конфликт в поэме.














……………………………………………………………………………

& Творческая мастерская.

Охарактеризуйте пейзаж. Рассмотрите средства, приемы его создания. Какова роль пейзажа в тексте?





























……………………………………………………………………………

& Творческая мастерская.

Отметьте черты романтизма в поэме.














…………………………………………………………………………

& Творческая мастерская.

Найдите отражение фольклорных мотивов в поэме.







Творческое задание «Проба пера».

Напишите сочинение на тему «Изображение романтического характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».






































































































 Малая олимпиада

В каких лермонтовских произведениях действие происходит на Кавказе?







……………………………………………………………………………


 Малая олимпиада

Какие две героини – пушкинская и лермонтовская – сравниваются с тополем: «Как тополь киевских высот, она стройна…» и «Стройна под ношею своей, как тополь, царь ее полей!»?




……………………………………………………………………………


Д.Г. Байрон «Корсар»

Знаете ли вы?

Джордж Ноэл Гордон БАЙРОН (Byron) (1788-1824) - английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-18), «восточных поэмах (в том числе «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах — «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» (1813-15) — острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби — «космического пессимизма»). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую (поэма «Бронзовый век», 1823), нравоописательную (роман в стихах «Дон Жуан», 1819-24, не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (начало 19 в.), в т. ч. «русского».

……………………………………………………………………………

Творческая мастерская. Тестовая проверочная работа.


  1. Жанр этого произведения:
    а) баллада; б) поэма; в) роман в стихах.

  2. Образ Конрада относится к литературному типу:
    а) романтического злодея; б) благородного разбойника;
    в) байронического героя.

  3. Авторская позиция проявляется в этом произведении:
    а) в авторских отступлениях; б) в образе Конрада; в) в песне пиратов.

  4. Пиратство для Конрада:
    а) средство существования; б) возможность сохранить независимость; в) средство борьбы со всем миром.

  5. Конрад в этом произведении изображен как: а) трагическая личность; б) отрицательный персонаж; в) идеальный герой.

  6. Медора в этом произведении выполняет роль: а) жертвы любви к корсару; б) нравственного критерия для Конрада; в) персонажа, характеризующего Конрада.

  7. Автор в этом произведении утверждает: а) совместимость внутреннего благородства с пиратством; б) несовместимость внутреннего благородства с пиратством; в) трагичность попытки совместить внутреннее благородство с пиратством.

  8. Это произведение строится на конфликте: а) внутреннем; б) главного персонажа с враждебным миром; в) главного персонажа и обстоятельств.

  9. Композиция этого произведения является:
    а) последовательной; б) вершинной; в) ретроспективной.

  10. Романтический бунт в этом произведении: а) анализируется; б) отрицается; в) утверждается.

……………………………………………………………………
Семинар. «Художественный мир романтической поэмы Д.Г. Байрона «Корсар»


Подготовьтесь к семинару по поэме Д.Г. Байрона «Корсар».

  1. Охарактеризуйте жанр романтической поэмы и укажите на примере поэмы «Корсар» его признаки.

  2. Какими художественными средствами создается романтический пафос поэмы?

  3. На примере образа Конрада покажите, как создается характер «байронического героя».

  4. Определите основной конфликт и охарактеризуйте композицию поэмы.

  5. Какое место в системе образов занимает образ Медоры? Какова его идейная и композиционная роль?

  6. Как в этом произведении проявляется авторская позиция и в чем ее особенность?

  7. Как в этом произведении проявляется «романтическая ирония»?

  8. Почему, отказываясь убить спящего Сеида, Конрад позволяет это сделать Гюльнар? Чем мотивируется такая позиция автора?

  9. Почему смерть Медоры заставляет Конрада отказаться от пиратства?

  10. Сформулируйте тему и идею поэмы.


Н.В. Гоголь «Портрет»

­Вспомните!

Какие произведения русского писателя Н.В. Гоголя вы читали в 5 и 7 классах? В какие циклы прозаических произведений они входят?










………………………………………………………………………….

Творческая мастерская.

Проверочная работа.

I часть

  1. Где купил художник Чартков портет старика?


  2. Как выглядел старик на портрете?


















  1. Сколько снов с участием старика увидел художник Чартков в первую ночь после покупки портета?


  2. Как художнику Чарткову удалось разбогатеть?


  3. Восполните пропуск в цитате: «И потому все чувства, и порывы его обратились к …………. ……. …….. сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

  4. Что нашли в мастерской художника Чарткова после его смерти?









II часть

  1. Где происходит действие II части повести?






  2. Как описан художник Б.?















  1. Как описан ростовщик?














  1. Какая судьба ждала тех, кто обратился за помощью к ростовщику?








  2. Почему портрет ростовщика не был закончен?

















  1. Чем искупает свой грех отец художника Б.?




  1. Кому принадлежат слова; «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?



Творческая мастерская.

Доработайте композиционный план повести Н.В. Гоголя «Портрет». Впишите название каждого композиционного элемента сюжета. Определите, что является композиционным центром повести? Может ли каждая новелла существовать отдельно от другой? Что связывает их в единое целое? Сделайте вывод о композиции каждой из частей повести.


часть I

часть II



композиционный
центр





композиция

композиция




Э



Рама

З



Осн. часть

Р/д



Э

К



З

Р/д



Р/д

Р


К


З



Р/д



Рама









……………………………………………………………………………

U Расскажи о …

Дайте характеристику художнику Чарткову.

……………………………………………………………………………

sЧто погубило Чарткова? Каковы ужасные последствия его гибели как художника?






……………………………………………………………………………

sКаким, по мнению Н.В. Гоголя, должен быть настоящий художник?






……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Определите тематику, проблематику и идейное содержание повести.









……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Какие традиции духовной литературы отразились в повести?









……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Какие традиции фольклора отразились в повести?








……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Отметьте сочетание фантастики и жизнеподобия в повести.









……………………………………………………………………………

& Творческая мастерская.

Докажите, что повесть является романтическим произведением.

















……………………………………………………………………………

Творческое задание «Проба пера».

Напишите эссе на тему «Глаза – зеркало души»










































& Творческая мастерская.

Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Портрет» и отрывок из одноименной повести Н.В. Гоголя.

sКакова роль портретной детали (глаза) в этих отрывках?


Н.А. Заболоцкий «Портрет»

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

1953

Н.В. Гоголь «Портрет»

...Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: "Глядит, глядит", - и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.

...Это были живые, эти были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство.















……………………………………………………………………………

sСопоставьте идейное содержание повести Н.В. Гоголя и стихотворения Н.А. Заболоцкого.







……………………………………………………………………………

Творческое задание «Проба пера».

Напишите реферат на тему «Роль искусства в современном обществе».

Ф.И. Тютчев. Лирика.

U Расскажи о …

Подготовьте сообщение о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.

……………………………………………………………………………

­Вспомните!

Какие стихотворения русского поэта Ф.И. Тютчева вы изучали в 6 классе? К какому виду лирики они относятся? Какие стихотворные размеры вы знаете?










………………………………………………………………………….

$ Загляни в словарь!

С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «лирика».

8 Лирика -


















……………………………………………………………………………

sНазовите основные виды лирики?




……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Проанализируйте стихотворение по алгоритму.

Как воздействует лирика на читателя






композиция

взаимо-действие

мотивов и

образов

стихотвор-ный

размер

изобразительно-вырази-тельные

средства и стилисти-ческие фигуры










……………………………………………………………………………

Определите стихотворный размер и вид рифмы 1-ой строфы стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Как влияет стихотворный размер на звучание стихотворения?


Что ты клонишь над водами,

Ива, макушка свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами

Ловишь беглую струю?








……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» со стихотворением Г.Р. Державина «Осень во время осады Очакова…». Найдите различия в изображении природы, в том, как видится авторам этих произведений ее жизнь.












Творческая мастерская.

Исследователь К.В. Пигарев пишет, что Тютчев «любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека».

sПрокомментируйте эту мысль ученого и найдите подтверждение или опровержение ей в лирике Тютчева. Как вы думаете, о чем свидетельствует такая особенность поэтического дарования?










……………………………………………………………………………

Творческое задание «Проба пера».

Проанализируйте стихотворение Ф.И. Тютчева «Ты, волна моя морская…»

































.


















































И.С. Тургенев «Бирюк»

Творческая мастерская.

Составьте композиционный план рассказа.

















……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Докажите, что рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» является реалистическим произведением.










U Расскажи о …

Дайте характеристику Бирюка.

……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Литературовед Э. Шубин пишет: «Переосмысление жизни крепостной русской деревни в «Записках охотника» Тургенева, пристальное изучение типов народной и помещичьей среды, воспроизведение в рассказах самого процесса непредвзятого их «узнавания» и дало в ряде случаев, например, в рассказах «Два помещика», «Бирюк», «Бурмистр» и т. д., сюжеты, основывающиеся на внезапном проявлении характера, которое заставляло взглянуть на человека новыми глазами, увидеть в нем неожиданное».

sМожете вы согласиться с тем, что в указанных ученым рассказах присутствует момент «внезапного проявления характера»? Если да, то в чем это выражается? Обоснуйте свой ответ обращением к рассказу «Бирюк».















……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Отметьте фольклорные традиции в рассказе.












……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Найдите описание интерьера. Какова его роль в рассказе?

















……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Найдите описание пейзажа. Какова его роль в рассказе?














……………………………………………………………………………

A Это полезно знать! Рассмотрите алгоритм.

Роль пейзажа в художественном произведении







эмоциональ-ное настроение

фон событий

соответствие душевному состоянию персонажей

контраст с душевным состоянием персонажей или сюжетными коллизиями










……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Лингвистический эксперимент.

Какое слово можно употребить в тексте? Какое слово употребил автор? Почему именно это? Как влияет выбор слова на звучание отрывка?

«… Девочка улеглась на полу у самых ног его и опять заснула. Бирюк сидел возле стола, опершись головою на руки. Кузнечик …………… в углу … дождик стучал по крыше и скользил по окнам: мы все молчали»









……………………………………………………………………………

Творческое задание «Проба пера».

Сочините рассказ на тему «Друзья в беде познаются» о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека.


































































Ги де Мопассан «Ожерелье»


Знаете ли вы?

Ги де МОПАССАН (Maupassant) (1850-93) - французский писатель, мастер короткого рассказа. В сборниках новелл «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» (1882), «Дядюшка Милон» (1883), новелле «Пышка» (1880), в многообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения романах «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Пьер и Жан» (1888) — трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчению личности, утрате духовной цельности. Умер в лечебнице для душевнобольных.

……………………………………………………………………………

Докажите, что произведение Ги де Мопассана «Ожерелье» по жанру является новеллой.








Творческая мастерская.

Объясните смысл названия новеллы.







……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Какой показана Матильда Луазель в экспозиции новеллы?







……………………………………………………………………………

U Расскажи о …

Докажите, что муж госпожи Луазель - её настоящий друг.

……………………………………………………………………………

По какой причине оба супруга оказались в долгах и нищете? Был ли иной выход из создавшейся ситуации?







Охарактеризуйте тип конфликта в новелле.







……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Выпишите из новеллы слова, выражающие ее идею.







……………………………………………………………………………

!" Малая олимпиада

Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых упоминаются женские украшения.




…………………………………………………………………………..

Н.С. Лесков «Человек на часах»

На что указывает дата под заголовком произведения? Что вы знаете об этом периоде истории?












…………………………………………………………………………..

Творческая мастерская.

Какова роль пейзажа в произведении?











……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Какими средствами раскрывается характер главного героя?










……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Можно ли считать фамилию солдата «говорящей», и если «да», то каково ее значение?











……………………………………………………………………………

& Творческая мастерская.

Охарактеризуйте конфликт в рассказе.








……………………………………………………………………………

$ Загляни в словарь!

С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «градация».

8 Градация -







Творческая мастерская.

В рассказе Н.С. Лескова система персонажей выстроена по принципу градации. Докажите правильность этого утверждения.








……………………………………………………………………………

$ Загляни в словарь!

С помощью справочника «Литература: Краткий справочник школьника. 5-11 кл.» Есина А.Б. и других выясните значение литературного термина «гротеск».

8 Гротеск -








……………………………………………………………………………

Творческая мастерская.

Как используется гротеск в рассказе Н.С. Лескова ?







Как осмысливаются Н.С. Лесковым традиции духовной литературы?








………………………………………………………………………….

$ Загляни в словарь!

С помощью «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. узнайте значение слова «праведный».

8 Праведный






Применимо ли понятие «праведность» к героям Н.С. Лескова? К кому именно?









……………………………………………………………………………

Как проявляются русские реалистические традиции в создании художественного мира рассказа?










………………………………………………………………………….

Творческая мастерская.

Как вы понимаете смысл названия рассказа Н.С. Лескова ?








Знаете ли вы?

Первоначально рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах» назывался «Спасение погибавшего», под таким названием рассказ был опубликован в журнале «Русская мысль» №4 (в апреле 1887 года).

……………………………………………………………………………

Как вы думаете, почему автор изменил название?








Творческое задание «Проба пера».

Напишите сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературном произведении».






















































































Семинар.

Подготовьтесь к семинару на тему


«Традиции и новаторство

русской литературы XIX века».


Задания группам:

  1. Перечислите романтические традиции в русской литературе XIX века. Приведите примеры их проявления в литературных произведениях. Назовите истоки русского романтизма.


  1. Охарактеризуйте типичный романтический характер. В каких произведениях русской и зарубежной литературы созданы образы романтических героев? Какого автора можно считать «отцом» первого романтического героя?



  1. Перечислите реалистические традиции в русской и европейской литературе XIX века. В чем вы видите взаимовлияние литератур? Приведите примеры их проявления в литературных произведениях.


  1. В чем проявилось новаторство русской литературы XIX века? Как менялась жанровая система, тематика и идейное содержание художественных литературных произведений от начала XIX века к концу его?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь по литера.8 класс,часть 3

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства