Семина Ольга Николаевна Приложение №5
Дидактический и практический материал для использования учителем на уроке.
Рабочая тетрадь
«Лексика и стилистика»
Картотека заданий.
В предлагаемой картотеке собраны задания по лексике, морфологии, синтаксису. Некоторые карточки отражают ошибки логического характера.
Порядок расположения карточек не предполагает использование их именно в такой последовательности. Какие карточки включать сегодня в работу – дело самого учителя.
Задания по лексике.
1. Найдите лишние слова. Дайте варианты исправления.
1)В школе-интернате я живу пять лет и многому за эти годы научился делать полезных вещей.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2)Осенью похолодание и потепление долго чередуются между собой. 3)Когда Кирюша шёл в школу, на улице было светло, а возвращался он из школы вечером.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Что делает текст скучным? Исправьте.
Зимой в лесу очень хорошо, даже не хочется уходить из лесу. Зиму я люблю. Зимой можно кататься на коньках, лыжах. Воздух зимой чистый, свежий. Природа зимой очень красивая.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Устраните повторения.
Заяц на зиму сменил себе шубку. Волки бродят худые и злые. Медведи в берлогах свои лапы сосут. Белочки сидят в дуплах и питаются своими запасами. Громко стучат дятлы своими носами по стволам деревьев, добывая себе пищу.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Какое необходимое слово пропущено в отрывке? Введите его. Что после этого ещё потребуется заменить?
Однажды в эту комнату втолкнули Дефоржа. Но он не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. На основе состава слова «исток» и «устье» объясните их значения. А что значит «пустыня»,»ущелье», «родник», «колодец»? Как образовалось слово «лукоморье»? Найдите ему современный синоним. _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Составьте предложения со словами «перевести» и «перевезти», «путаница» и «путница»
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Найдите неудачно выбранные слова, замените их другими. Объясните необходимость замены.
1)Притормозив коня, командир подождал Марусю. 2)Лошадь вывели из гаража, запрягли в сани и поехали в лес за дровами. 3)Уже кончились патроны, уже затупились сабли, но Тарас Бульба и его товарищи все сражались с врагами.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Найдите лишние слова, исправьте предложения.
1)Бурлаки устали. Каплями стекает с их лиц пот и капает прямо в песок. 2)Ребята, которые хорошо работали, были премированы подарками. 3)Ему удачно сделали хирургическую операцию.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Найдите в предложении две ошибки.
Утки почуяли опасность и обратно поднялись над озером.
_________________________________________________________________________________
10. Используйте слова «азбука» и «алфавит» в следующих предложениях.
1)На первых уроках немецкого языка мы познакомились с латинск… … . 2)Ребёнок быстро освоил … . 3)Список учащихся нужно составить по … . 4)Отец купил сыну цветн.. … .
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Исправьте предложение. С тем словом, которое вы замените, составьте новое предложение, где это слово будет уместным.
Сегодня ужасно приятная погода.
_________________________________________________________________________________
12. Какая разница в смысле слов «невежда» и «невежа»? Составьте с этими словами предложения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Составьте предложения со словами «продукт» и «продукция», «орудие» и «оружие».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14. Составьте предложения с синонимами «попасть» и «угораздить», «помогать» и «пособлять».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
15. Составьте предложения со словами «праздновать» и «справлять», «толстый» и «полный».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
16. Составьте предложения со словами «воля» и «свобода», «зодчий» и «строитель».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17. Напишите предложения со словами «вера», «верность», «уверенность».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18. Составьте предложения со словами «быть», «находиться», «стоять», «помещаться».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
19. Подберите слова (существительные, местоимения, сочетания слов), которыми можно заменить собственное имя Муму.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Слова «свет», «мир», «глава» имеют несколько значенией. Составьте с каждым из этих слов несколько предложений, учитывая их разные значения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задания в связи с изучением морфологии.
1. Поставьте, где нужно, глаголы одеть и надеть.
Сегодня выпал первый снег. Я решил пойти гулять и …. пальто и шапку. Хотел … валенки, но было ещё сыро. Стал со мною проситься и Мишка. Ему всего три года, он ещё маленький. Я … его, и мы пошли вместе. А во дворе ребята уже слепили снежную бабу и на голову ей … старое ведро.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Составьте возможные сочетания из слов 1-го и 2-го ряда:
1)вспотели, запотели;
2) лошади, люди, окна, спортсмены, очки.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Составьте предложения со словами перервать и прервать, переломить и преломить.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Объясните разницу в употреблении слов велеть – повелеть, будим – побудил, собирать – сбирать. Со словами велеть и повелеть составьте предложения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. К данным именам существительным подберите имена прилагательные.
Путь, толь, мозоль, такси, повидло, кофе, тюль, олифа.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Допишите окончание слов.
Пирожки с повидл…, краску разводят олиф…, крышу покрыли толь… .
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
7. Раскройте скобки.
1) Все (шофёр) справились с заданием. 2)В летние (месяц) учащиеся помогают старшим выращивать урожай. 3)Проект школы создали молодые (инженер). _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Составьте предложения со словами учителя и учители, сыны и сыновья.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Исправьте.
1)В лесу рабочие прятали динамит и разные оружия, которые нужны были для революции. 2)По обеим сторонам дороги росли одуванчики и земляники.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
10. Раскройте скобки.
1)Без (сапоги) на охоту не пойдёшь. 2)В магазин привезли партию (чулки и носки). 3)Мы купили пять (килограмм) (яблоко) и пятьсот (грамм) (помидор).
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
11. Образуйте при помощи приставок существительные от данных глаголов. Объясните значение существительных.
Ходить, пилить, писать, резать.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12. Образуйте от данных глаголов с помощью различных суффиксов возможные существительные. Объясните значение полученных слов.
Читать, ловить, рубить.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13. Замените неудачно выбранное слово.
1)На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. 2)Мы стали делать из пойманных брёвен плот. 3)Опыт проводился тщательно. Каждую кормёжку кур надо было проводить точно по часам.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
14. Составьте возможные сочетания из слов 1-го и 2-го ряда:
1) трудный, трудовой, трудящийся;
2) рубль, день, человек, вопрос, путь.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
15. В чём разница между словами мелкий и мелочный, кремневый и кремнистый, водяной и водный?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
16. Какая разница между словами рыбий, рыбный, рыбачий? Введите их в предложения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
17. В чём разница между словами сытый и сытный, серебряный и серебристый, невежливый и невежественный? Составьте с этими словами предложения.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
18. Образуйте от данных существительных прилагательные, используя различные суффиксы. Объясните значение образованных прилагательных.
Земля, цвет, вода.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
19. Составьте возможные сочетания из прилагательных заграничный, импортный, зарубежный, иностранный и существительных повар, язык, поездка, гость.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
20. Исправьте ошибку. Мне лучше всего нравится ходить в лес на лыжах. Составьте предложение со словом лучше.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
21. Напишите словами: 43 – 28 = 15; 162 – 79 = 83; 75,29 – 17,81 = 57,48
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
22. Составьте сочетания предлогов с местоимением он. Придумайте с любым из этих сочетаний два предложения. Напротив (он), вокруг (он), возле (он), позади (он).
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
23. Найдите ошибку и исправьте её.
1)Герасим подобрал собачку и пустился большими шагами домой. Он вошёл к себе в каморку и уложил её на кровать. 2)Охотник всё-таки поймал журавлёнка и сунул его под пиджак. Он жалобно закричал.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
24. Исправьте текст.
И через несколько минут вошёл мальчишка. Ему было не больше четырнадцати лет, лицо горело от веснушек. На нём был одет ватник. Глаза у него были стального цвета.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
25. Исправьте предложение. Какие ещё варианты здесь возможны? Составьте подобные предложения.
Я и свой брат решили покататься на лыжах.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
26. Составьте предложения с глаголами ожидать и дожидаться, скучать и соскучиться.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
27. Составьте предложения с выделенными глаголами синонимического ряда. Объясните разницу в употреблении этих глаголов.
Делать – производить – совершать – трудиться - работать – заниматься – действовать.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
28. Попробуйте образовать от приведённых глаголов форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. От каких глаголов этого сделать нельзя?
Ходить, победить, искать, затмить, светить, дымить, дудеть.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
29. От приведённых глаголов образуйте новые, используя различные приставки. Объясните значение полученных глаголов.
Читать, кидать, слушать, топить (печь).
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
30. Образуйте повелительную форму единственного числа от следующих глаголов:
Поехать, садиться, трогать, слезать, взглянуть, положить.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
31. Замените:
а) повелительное наклонение условным. Напиши он об этом заранее - мы бы успели всё подготовить;
б) условное наклонение повелительным. Если бы Вася прибежал раньше на одну минуту, наша команда заняла бы первое место.
Как изменился оттенок смысла?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
32. Правильно ли употреблены глаголы?
1) Послышалась весёлая детская песенка и звучным эхом отдавалась в берёзовой роще.
2)В конце апреля началось половодье, вода поднялась выше своих берегов и стала затапливать луга и низины.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
33. Исправьте предложения.
1)Инструмент все ребята ложат в ящик.
2)Пришёл к папе сосед и говорит: «Займите мне десять рублей». 3)Марусе стало всё хуже и хуже. Соня всё-таки дала Марусе куклу поиграться.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
34. Определите, какого падежа требуют глаголы. С двумя из этих глаголов составьте предложения.
Благодарить, рассказывать, объяснять, уверить.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
35. Составьте предложения со следующими словами:
Горячий, горящий; колючий, колющий; могучий, могущий.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
36. Исправьте.
1)Журавлёнок был ещё неоперивший, покрытый жёлтым пухом.
2)Тарас Бульба нагнулся, чтобы отыскать в траве затерявшую люльку.
3)Бульба остановился на берегу в развалившейся крепости.
4)Гнездо было устланное зелёными листьями.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
37. Введите в предложения причастные обороты.
1)Нельзя проходить мимо нарушений, которые не украшают лицо коллектива (допущенные школьниками).
2)Ребята со смехом катаются на санках (играющие во дворе).
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
38. Исправьте.
1)Возвращаясь домой, дрожь пробегала по телу.
2)Дав несколько кругов по парку, ноги устали.
3)Въехав в парк, стало темнее.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
39. Исправьте.
1) Прибежав под крышу, дождь усилился.
2)Проходя поле, на котором колыхалось золотое море пшеницы, на душе становилось весело.
3)Под окнами виднелась конная фигура царского генерала, угрожая кому-то саблей.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
40. Найдите ошибку. Как исправить? Возможен ли здесь деепричастный оборот?
Маленьких медвежат приводили в гостиную. Там с ними забавлялись. Возмужав, их садили на цепь в ожидании потехи.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
41. Какие наречия можно сочетать с глаголами решить, думать, рассказывать, заботиться?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
42. Образовать из данных слов сочетания, добавляя, где нужно, предлоги.
Рядом (дом), рядом (он), возле (я), возле (они), около (школа).
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
43. Используйте нужный предлог.
Живу (в, на) улице Северной; мой дом (в, на) переулке Озёрном; горсовет (в, на) Октябрьской площади; папа работает (в, на) станции, мама работает (в, на) детских яслях.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
44. Выберите нужный предлог.
Возвращаюсь (из, с) фабрики; возвращаюсь (из, с)завода; возвращаюсь (из, с) школы; иду (из, с) поезда; иду (из, с) поликлиники.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
45. К данным глаголам добавьте существительные с предлогами, чтобы образовались словосочетания.
Образец: вышел – вышел из дома.
Сбежал, зашёл, вылез, вывалился, свалился, выбежал, спрыгнул, выскочил.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
46. Можно ли обойтись без предлогов в следующих сочетаниях.
Повторить о причастии; наметить пути к устранению недостатков; на отстающих стали уделять больше внимания; деревья были покрыты в белый цвет.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
47. Найдите ошибки в объявлениях.
1) «Своевременно оплачивайте за проезд». 2) «Экономьте время! Получайте заказы на дом».
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
48. Можно ли использовать предлог благодаря в следующем предложении?
«Благодаря весенним заморозкам сев запоздал на целую неделю».
Какие варианты замены можно предложить? Составьте два предложения с предлогом благодаря.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
49. Найдите ошибки, исправьте текст.
В течение недели ярко светило солнце и дул тёплый ветер. Вследствие этого показались проталинки, на которых еле-еле зазеленела травка. По мере приближения весны дни снова стали прибывать.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
50. Нужно ли повторять союз и в следующем предложении:
Кочегар залез на рею и взял перепёлку и понёс в свою каюту и накормил её.
Дайте пример правильного употребления повторяющегося союза и.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
51. Закончите предложения.
1) Наступила зима, но … . 2)Наступила зима, и … . 3)Наступила зима, а … .
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
52. Какая разница в употреблении союзов ибо и потому что? Покажите это на примерах.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задания в связи с изучением синтаксиса.
1. Определите границы предложений.
Моя мама работает на часовом заводе она считается лучшей работницей она даже лекцию читала о своей бригаде когда наша учительница Нина Семёновна показала мамин портрет, то все захлопали в ладоши Нина Семёновна сказала будем брать пример с хороших людей.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Выбирая из 1-го и 2-го ряда нужные слова, составьте простые нераспространённые предложения.
1) Стужа, утро, собрание, солнце, библиотека.
2) Закрылась, прекрасно, сияло, отложено, усилилась.
Распространите эти предложения определениями или обстоятельствами.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Распространите предложения, дайте несколько вариантов ответов.
1) Лето наступило.
2) Занятия начались.
3) Самолёт опустился.
4) Строительство закончено.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Исправьте.
1) Речка была глубока и чиста.
2) Герасим, принеся Муму, и побежал за молоком.
3) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика.
4) Деревья расступились, и мы вышли на берег мелкой и безвестной реки.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Исправьте предложения.
1) Когда Журка доедал последнюю лягушку и снова просил хлеба или каши.
2) По пути их застал буран, где они встретили мужика.
3) Это был кот тощий-тощий, хотя и воровал.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Исправьте.
1) Если выйти на поляну, то она вся покрыта разноцветными цветами.
2) Когда пойдёшь в лес, то там растут такие деревья, что не хочется уходить.
3) Ляхи стали думать, что такой смертью ему умереть.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Исправьте.
1) Маруся нашла мальчика в сарае. Несчастный мальчонка горько плакал. Маруся позвала его и сказала, что мы берём тебя в отряд красноармейцев.
2) На экскурсии мы поймали интересного жука. Мы расспросили учителя, откуда он и как сюда попал.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8. Составьте предложения, используя приведённые слова.
1) Граница, солдат, молодой, охранять, страна, свой.
2) Рубеж, воин, юный, беречь, Отчизна, своя.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Дайте два варианта описания одной картины: раннее утро, река, луг, собака, краски неба.
Начальные предложения этих описаний:
1) Восходит солнце … .
2) Всходит солнце … .
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Заключение.
«Рабочая тетрадь» содержит в себе 52 задания по стилистике и 9 заданий по синтаксису .Все задания данного пособия в полном объеме могут быть предложены учащимся 8-9 класса как элективный курс и 10-11 класса как курс по выбору. Отдельные задания тетради могут выполняться учениками по закреплению пройденного материала при изучении частей речи .
По мере знакомства учащихся с лексическими пластами и стилями речи представление о литературном языке будет постоянно расширяться и конкретизироваться. К концу обучения учащиеся овладевают определёнными речевыми и грамматическими знаниями, и на основе этих знаний свободно используют приобретённые речевые умения в речевой практике, конструировании и переконструировании текстов.
На основе материалов исследования можно сделать вывод, что вся работа по лексике и стилистике ведётся таким образом, чтобы учащиеся могла видеть, что изучаемый материал нужен им в их собственной речевой и письменной практике. Все выводы строятся на практических разборах. Материалом для анализа служат те же предложения и тексты, которые взяты для работы по правописанию. В качестве контекста успешно могут использоваться ученические работы (изложения и сочинения), подготовка и разбор которых позволяет ввести учащихся в необходимую писательскую лабораторию. Могут разбираться и специальные примеры и тексты, в свою очередь они используются для закрепления навыков правописания. Я считаю, что систематическая работа по предупреждению стилистических ошибок активизирует познавательный интерес учащихся, способствует развитию коммуникативно-речевой и культуроведческой компетенции.
Всё это позволяет школьникам более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определённых мыслей, поможет учащимся систематизировать, обобщить полученные знания по русскому языку, успешно подготовиться к ЕГЭ
Список используемой литературы.
1. Гольцова Н.Г. «Русский язык 10-11 классы» Учебник – М. ООО «ТИД» «Русское слово» 2007 год.
2. Т. А. Кудинова «Трудности ЕГЭ по русскому языку» Ростов-на Дону «Феникс – 2005 год».
3. В. И. Капинос , Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. «Развитие речи: теория и практика обучения 5-7 класс» Москва «Просвещение 2005 год».
4. Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова «Русский язык и культура речи» учебное пособие Ростов-на Дону «Феникс 2006 год».
5. И.Б. Голуб. «Упражнения по стилистике русского языка».3-е издание М.Рольфер. 2001г
6. Солганик. Г.Я. «Стилистика текста».М.Флинт.1997г.
7. Усачева.М.П. «Стилистика и культура речи». Изд .Феникс.2004г.
8. Афанасьева.Н, Попова Т.И «Палитра стилей» .Уч.пособие по стилистике. Изд.РеторикаА
9.Плещенко Т.П. «Стилистика и культура речи». Минск. Изд.Тетрасистемс .2001г