kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публикация. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у студентов СПО (Из опыта работы )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня». Не будем забывать, что всякое познание начинается с удивления. А удивление - это и есть пробуждение познавательного интереса. Вот тогда и корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публикация. Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у студентов СПО (Из опыта работы )»

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у студентов СПО (Из опыта работы )



Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня». Не будем забывать, что всякое познание начинается с удивления. А удивление - это и есть пробуждение познавательного интереса. Вот тогда и корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.



Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.



Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами».

Помочь «проснуться», то есть пробудить интерес к знаниям, я считаю, - главное задание педагога. Мудрецы утверждают, что плохая школа - это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование культивирует вопросы детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания).



Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Между тем они так и остаются «инновационными» в системе российского образования

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, а игра переживает период своеобразного расцвета.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Краткий экскурс в историю.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько играмногогранна: она обучает, развивает, воспитывает развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение .

Ещё в древних Афинах (VIIV века до н. э.) воспитание и обучение пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки постоянно состязались в танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, например, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий.

В Западной Европе в эпоху Возрождения   хотели, чтобы дети без труда и играя, знакомились со всеми науками.

В XVI—XVII веках Ян Амос Каменский писал: «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ». Он призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Дальнейшее развитие игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Первая деловая игра была разработана и проведена   в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году игры были запрещены.

Их второе рождение произошло только в 1960-х гг. Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.



Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, побуждает к поисковой активности, разрушает инерцию, развивает способности к самовыражению.  



Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания и до обобщения материала.



К теме «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников» я обратилась не случайно, так как в последние годы, к сожалению, наблюдается снижение интереса к предмету русский язык.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.



Игра - не самоцель на уроке, это прежде всего деятельность. Её не нужно путать с забавой. В забавности и развлекательности элемент деятельности отсутствует .

Занимательность же - необходимый эмоциональный фон для любой игры.



Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок?

Я бы хотела дать несколько

Рекомендаций по проведению игровых уроков.

1. Игровые уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм игровых уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. При проведении игровых уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.



Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят познавательные игры (занимательные, театрализованные, имитационные).

Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я используюклассификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.



Несколько слов об этом.

Так,при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Задание

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Задание

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)

- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

«Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

«Конкурс дикторов» и др.



Следующая группа игр –это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.



Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)

И приправа я хорошая к столу,

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)



Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.



Задание

Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.



Куда Макар телят не гонял.

Гусь свинье не товарищ.

У него язык без костей.

Семь пятниц на неделе.

Из огня да в полымя.

Как в воду канул.



В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

Слайд19

«Перевертыши», или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг)

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.





Задание

Слайд 20

«Угадай-ка» (игра с подсказками)



Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).



Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)



Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)



Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).



Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Леушева Светлана Юрьевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства