kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публичная презентация педагогическому сообществу по теме "Шифрованный морфологический разбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шифрованный морфологический разбор

В силу сложившихся обстоятельств мне пришлось много лет проработать в национальной школе и обучать  детей русскому языку и литературе. Естественно, вопрос о грамотном письме не раз возникал в моей практике. С годами выработала много различных профессиональных хитростей, приемов, способствующих  правильному написанию слов или, если возможно, избежать  этих ошибок. Одним из таких опытов хочу поделиться. Это шифрованный морфологический разбор.

         Представим себе, как выглядит даже самая лаконичная  словесная запись, посвящённая одному слову  книга.

         Им.сущ., предмет, н.ф. – книга; нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., им.п., ед.ч., в предл.- подлежащее

         Теперь обратимся к цифровому выражению разбора этого слова:

                                               Книга=

                Каквидим, разница весьма существенная. И если учесть, что на овладение техникой морфологического разбора  затрачиваются драгоценные минуты многочисленных уроков, то есть прямой смысл избавиться от громоздких записей, заменив их кратким шрифтом. Предлагаемая система цифровых обозначений легко усваивается учащимися и облегчает учителю проверку выполнения заданий. Для начала следует запомнить, что цифра, стоящая перед дробью, обозначает номер разбираемого слова, принятый нами для членов предложения ( 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – дополнение, 4 – определение, 5 – обстоятельство). Цифра после дроби – это порядковый номер части речи ( 1 – существительное, 2 – прилагательное, 3 – числительное, 4 – местоимение, 5 – глагол). В числитель выносятся цифры, обозначающие постоянные признаки этой части речи, в знаменатель – непостоянные признаки той же части речи. Итак, достаточно записать в тетрадь принятые числовые обозначения и, сверяясь с ними, выполнить несколько упражнений, чтобы в дальнейшем безошибочно пользоваться шифром при разборе любого слова. Такой  шифрованный морфологический разбор позволяет избегать ошибки при сокращении и написании слов  детьми в школах с нерусским языком обучения.

                            Вот исходные цифровые данные для частей речи.

Имя существительное

Числитель:

первая цифра-1- собственное, 2 – нарицательное;

вторая – 1- одушевлённое, 2 – неодушевлённое;

третья – род: 1-мужской,2-средний,3- женский, 4 – общий, 0 – отсутствие рода;

четвёртая – склонение: 1,2,3; 0- несклоняемое.

Знаменатель:

первая цифра – падеж: 1-И.,2-Р.,3-Д.,4- В.,5-Т., 6 – П., 0 – несклоняемое;

вторая –число: 1- единственное, 2- множественное.

О Б Р АЗ Е Ц:Книга – наш учитель (Пословица).

                               Книга=

Имя прилагательное

Числитель:

первая цифра – 1- качественное, 2 – относительное, 3 -  притяжательное.

Знаменатель

первая цифра – степень сравнения: 1- простая сравнительная, 2 – составная сравнительная, 3 – простая превосходная, 4 – составная превосходная. 0 – не имеет степени сравнения;

вторая – форма:  1- полная, 2 -  2 – краткая;

третья – падеж: 1- И., 2 – Р., 3 –Д., 4 – В., 5 – Т., 6 – П., 0 – несклоняемое;

четвёртая –число: 1- единственное, 2 – множественное;

пятая – род: 1- мужской, 2 – женский, 3 – средний, 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З ЕЦ : Над ним луч солнца золотой (М.Ю. Лермонтов).

                                              Золотой=

Имя числительное

Числитель:

первая цифра -1 – простое, 2 – составное;

вторая -1- количественное, 2- порядковое;

третья – разряд: 1 – целые, 2- дробные,3 – собирательные, 0 – не имеет разряда;

Знаменатель:первая цифра – падеж: 1- И., 2- Р., 3- Д., 4- В., 5 –Т., 6-П.

вторая – число:1 –единственное, 2- множественное, 0 – не имеет числа;

третья – род: 1 – мужской, 2- средний, 3 – женский, 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З ЕЦ: Мы ждали третий день ( М. Ю. Лермонтов).

Третий =

Местоимение

Числитель:

первая цифра – разряд: 1 –личное, 2 – возвратное, 3 – вопросительное, 4 – относительное, 5 – неопределённое, 6 – отрицательное, 7 – притяжательное, 8 –указательное, 9 – определительное;

вторая – лицо: 1 -1,2,3,;0 – не имеет категории  лица;

третья – род: 1- мужской, 2 –женский, 3 – средний; 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З Е Ц: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов).

                                                           Ты=

Глагол

Числитель:

Первая цифра – вид; 1 – совершенный, 2 – несовершенный;

Вторая – спряжение: 1,2,3; 0 – разноспрягаемые;

Третья -1 – переходный, 2 – непереходный.

Знаменатель:

Первая цифра- наклонение: 1 – изъявительное, 2 – условное, 3 – повелительное;

Вторая – число : 1 – единственное, 2 –множественное;

Третья – время: 1 – прошедшее, 2 – настоящее, 3 – будущее, 0 – нет категории времени;

Четвёртая – лицо: 1,2,3; 0 – нет категории лица;

Пятая – род: 1- мужской, 2 – средний, 3 – женский; 0 –не изменяется по родам.

О Б Р А З Е Ц: Чуть утро осветило пушки…(М.Ю.Лермонтов)

Осветило=

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публичная презентация педагогическому сообществу по теме "Шифрованный морфологический разбор"»

Ябанжи Лариса Игоревна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с.Маламино Успенский район



Математика приходит на помощь

В силу сложившихся обстоятельств мне пришлось много лет проработать в национальной школе и обучать детей русскому языку и литературе. Естественно, вопрос о грамотном письме не раз возникал в моей практике. С годами выработала много различных профессиональных хитростей, приемов, способствующих правильному написанию слов или, если возможно, избежать этих ошибок. Одним из таких опытов хочу поделиться. Это шифрованный морфологический разбор.

Представим себе, как выглядит даже самая лаконичная словесная запись, посвящённая одному слову книга.

Им.сущ., предмет, н.ф. – книга; нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., им.п., ед.ч., в предл.- подлежащее

Теперь обратимся к цифровому выражению разбора этого слова:

Книга=

Как видим, разница весьма существенная. И если учесть, что на овладение техникой морфологического разбора затрачиваются драгоценные минуты многочисленных уроков, то есть прямой смысл избавиться от громоздких записей, заменив их кратким шрифтом. Предлагаемая система цифровых обозначений легко усваивается учащимися и облегчает учителю проверку выполнения заданий. Для начала следует запомнить, что цифра, стоящая перед дробью, обозначает номер разбираемого слова, принятый нами для членов предложения ( 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – дополнение, 4 – определение, 5 – обстоятельство). Цифра после дроби – это порядковый номер части речи ( 1 – существительное, 2 – прилагательное, 3 – числительное, 4 – местоимение, 5 – глагол). В числитель выносятся цифры, обозначающие постоянные признаки этой части речи, в знаменатель – непостоянные признаки той же части речи. Итак, достаточно записать в тетрадь принятые числовые обозначения и, сверяясь с ними, выполнить несколько упражнений, чтобы в дальнейшем безошибочно пользоваться шифром при разборе любого слова. Такой шифрованный морфологический разбор позволяет избегать ошибки при сокращении и написании слов детьми в школах с нерусским языком обучения.

Вот исходные цифровые данные для частей речи.

Имя существительное

Числитель:

первая цифра-1- собственное, 2 – нарицательное;

вторая – 1- одушевлённое, 2 – неодушевлённое;

третья – род: 1-мужской,2-средний,3- женский, 4 – общий, 0 – отсутствие рода;

четвёртая – склонение: 1,2,3; 0- несклоняемое.

Знаменатель:

первая цифра – падеж: 1-И.,2-Р.,3-Д.,4- В.,5-Т., 6 – П., 0 – несклоняемое;

вторая –число: 1- единственное, 2- множественное.

О Б Р АЗ Е Ц: Книга – наш учитель (Пословица) .

Книга=

Имя прилагательное

Числитель:

первая цифра – 1- качественное, 2 – относительное, 3 - притяжательное.

Знаменатель

первая цифра – степень сравнения: 1- простая сравнительная, 2 – составная сравнительная, 3 – простая превосходная, 4 – составная превосходная. 0 – не имеет степени сравнения;

вторая – форма: 1- полная, 2 - 2 – краткая;

третья – падеж: 1- И., 2 – Р., 3 –Д., 4 – В., 5 – Т., 6 – П., 0 – несклоняемое;

четвёртая –число: 1- единственное, 2 – множественное;

пятая – род: 1- мужской, 2 – женский, 3 – средний, 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З ЕЦ : Над ним луч солнца золотой (М.Ю. Лермонтов).

Золотой=

Имя числительное

Числитель:

первая цифра -1 – простое, 2 – составное;

вторая -1- количественное, 2- порядковое;

третья – разряд: 1 – целые, 2- дробные,3 – собирательные, 0 – не имеет разряда;

Знаменатель:первая цифра – падеж: 1- И., 2- Р., 3- Д., 4- В., 5 –Т., 6-П.

вторая – число:1 –единственное, 2- множественное, 0 – не имеет числа;

третья – род: 1 – мужской, 2- средний, 3 – женский, 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З ЕЦ: Мы ждали третий день ( М. Ю. Лермонтов).

Третий =

Местоимение

Числитель:

первая цифра – разряд: 1 –личное, 2 – возвратное, 3 – вопросительное, 4 – относительное, 5 – неопределённое, 6 – отрицательное, 7 – притяжательное, 8 –указательное, 9 – определительное;

вторая – лицо: 1 -1,2,3,;0 – не имеет категории лица;

третья – род: 1- мужской, 2 –женский, 3 – средний; 0 – не изменяется по родам.

О Б Р А З Е Ц: Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов).

Ты=

Глагол

Числитель:

Первая цифра – вид; 1 – совершенный, 2 – несовершенный;

Вторая – спряжение: 1,2,3; 0 – разноспрягаемые;

Третья -1 – переходный, 2 – непереходный.

Знаменатель:


Первая цифра- наклонение: 1 – изъявительное, 2 – условное, 3 – повелительное;

Вторая – число : 1 – единственное, 2 –множественное;

Третья – время: 1 – прошедшее, 2 – настоящее , 3 – будущее, 0 – нет категории времени;

Четвёртая – лицо: 1,2,3; 0 – нет категории лица;

Пятая – род: 1- мужской, 2 – средний, 3 – женский; 0 –не изменяется по родам.

О Б Р А З Е Ц: Чуть утро осветило пушки…(М.Ю.Лермонтов)

Осветило=



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ябанжи Лариса Игоревна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства