Просмотр содержимого документа
«Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма»
МОБУ СОШ № 20
Направление :
«Работа со слабоуспевающими учащимися
на уроках русского языка»
Тема:
«Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма»
Учитель русского языка
и литературы
Нерсесян Ася Левановна
г. Сочи
Каждому учителю хорошо известно, что далеко не у всех школьников вырабатывается умение использовать на практике полученные теоретические сведения. Зачастую «словесные» знания существуют как бы сами по себе, для ответа учителю.
В исследованиях ученых, занятых этой проблемой, доказано, что нет прямого пути от «словесного» знания правил к грамотному письму. Нужно, прежде всего, чтобы у обучающегося на основе правила сформировался умственный прием, обеспечивающий применение правила. Такой прием состоит из некоторых мыслительных операций.
Простой пример взаимоотношения правила и умственного приема:
после того как школьники узнали правило «Частица не пишется с глаголами раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются», у них должен выработаться прием умственной работы по применению правила, то есть алгоритм. Только тогда у пишущего будут формироваться правилосообразные действия:
- определяю, употребляется ли глагол без не;
- если да, пишу не с глаголом раздельно;
- если нет, пишу не с глаголом слитно.
Если у школьника умственный прием не вырабатывается, то он допускает ошибки в ряде слов, которые без не не употребляются:
Негодовать
Недомогать
Недоумевать
Невзлюбить…
Так как же выработать этот умственный прием?
Ученику необходимо давать разнообразные задания:
-на слух: учитель называет разные части речи с не, затем целые предложения, в состав которых входят слова с не. Ученик должен записать только глаголы с не, объясняя, слитно или раздельно пишется не с глаголами;
-таблицы:
Определите,
употребляется ли глагол без не
Да
Вывод:
пишу не раздельно
Нет
Вывод:
пишу не слитно
ИЛИ
Глаголы с не
Другие части речи с не
ИЛИ
Распределить данные слова по колонкам таблицы и т.п.
Выполнение подобных заданий приводит к сформированности орфографических и пунктуационных умственных приемов. На их основе вырабатывается соответствующее умение: ученик может грамотно записывать чужой, готовый текст ( упражнение в учебнике или в дидактике). В центре его внимания находится решение грамматических задач. И время их решения жестко не ограничено.
Однако надо иметь в виду, что сформированность навыка проверяется при оформлении пишущим собственного текста! Поэтому умения, выработанные с помощью умственных приемов, являются лишь основой, фундаментомдля формирования психологических механизмов.
В результате исследований ученые пришли к выводу, что необходимо варьировать учебный материал – это должно помочь осознанию существенных признаков. Однако недостаточно варьировать только тренировочный материал, обслуживающий операции умственного приема. Необходимо также установить типичные ошибки учащихся, допускаемые ими в различных вариантах грамматического материала внутри его инварианта.