kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете: "Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма»

МОБУ СОШ № 20









Направление :

«Работа со слабоуспевающими учащимися

на уроках русского языка»







Тема:

«Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма»







Учитель русского языка

и литературы

Нерсесян Ася Левановна



г. Сочи

Каждому учителю хорошо известно, что далеко не у всех школьников вырабатывается умение использовать на практике полученные теоретические сведения. Зачастую «словесные» знания существуют как бы сами по себе, для ответа учителю.

В исследованиях ученых, занятых этой проблемой, доказано, что нет прямого пути от «словесного» знания правил к грамотному письму. Нужно, прежде всего, чтобы у обучающегося на основе правила сформировался умственный прием, обеспечивающий применение правила. Такой прием состоит из некоторых мыслительных операций.

Простой пример взаимоотношения правила и умственного приема:

после того как школьники узнали правило «Частица не пишется с глаголами раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются», у них должен выработаться прием умственной работы по применению правила, то есть алгоритм. Только тогда у пишущего будут формироваться правилосообразные действия:

- определяю, употребляется ли глагол без не;

- если да, пишу не с глаголом раздельно;

- если нет, пишу не с глаголом слитно.



Если у школьника умственный прием не вырабатывается, то он допускает ошибки в ряде слов, которые без не не употребляются:

Негодовать

Недомогать

Недоумевать

Невзлюбить…

Так как же выработать этот умственный прием?

Ученику необходимо давать разнообразные задания:

-на слух: учитель называет разные части речи с не, затем целые предложения, в состав которых входят слова с не. Ученик должен записать только глаголы с не, объясняя, слитно или раздельно пишется не с глаголами;

-таблицы:

Определите,

употребляется ли глагол без не

Да

Вывод:

пишу не раздельно

Нет

Вывод:

пишу не слитно



ИЛИ

Глаголы с не

Другие части речи с не





ИЛИ

Распределить данные слова по колонкам таблицы и т.п.



Выполнение подобных заданий приводит к сформированности орфографических и пунктуационных умственных приемов. На их основе вырабатывается соответствующее умение: ученик может грамотно записывать чужой, готовый текст ( упражнение в учебнике или в дидактике). В центре его внимания находится решение грамматических задач. И время их решения жестко не ограничено.

Однако надо иметь в виду, что сформированность навыка проверяется при оформлении пишущим собственного текста! Поэтому умения, выработанные с помощью умственных приемов, являются лишь основой, фундаментом для формирования психологических механизмов.

В результате исследований ученые пришли к выводу, что необходимо варьировать учебный материал – это должно помочь осознанию существенных признаков. Однако недостаточно варьировать только тренировочный материал, обслуживающий операции умственного приема. Необходимо также установить типичные ошибки учащихся, допускаемые ими в различных вариантах грамматического материала внутри его инварианта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма

Автор: Нерсесян Ася Левоновна

Дата: 30.12.2019

Номер свидетельства: 534059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Компетентностный подход в преподавании музыки "
    ["seo_title"] => string(49) "kompietientnostnyi-podkhod-v-priepodavanii-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "231579"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442554356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства