kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по русскому языку "Слова-паразиты в речи учащихся и жителей нашего хутора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект помогает задуматься над тем, как мы говорим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "Слова-паразиты в речи учащихся и жителей нашего хутора"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Дьяконовская средняя общеобразовательная школа

Урюпинского муниципального района Волгоградской области





VIII районная конференция

проектных и исследовательских

работ «Эврика»



Слова-паразиты в речи учащихся и

жителей нашего села



Выполнила:

обучающаяся 6 класса

МКОУ Дьконовской СОШ

Рузаева Мария Владимировна



Учитель русского языка и

литературы

Плотникова А.М.









2015





Оглавление

Введение ______________________________________________________3 - 4

1. Теоретическая часть.

1. 1. Слова-паразиты и причины их употребления._____________________5-6

1. 2. Классификация речевых паразитов.______________________________7

1.3. Способы борьбы со словами паразитами в научной литературе______ 8-9

1.4. Вывод по первой главе.__________________________________________10

2. Практическая часть

2.1. .Слова – паразиты в художественной литературе.____________________11

2.2. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников ______12-15

2.3. . Исследование слов-паразитов в речи жителей нашего села ____________16-18

2. 4. Как избавиться от вредной привычки _____________________________ 19 -20

2.5. Вывод по II главе. ______________________________________________21

Заключение ______________________________________________________ 22- 23

Список литературы___________________________________________________24

Приложения _______________________________________________________25-35













Введение

Вы... это самое... того...

Когда вы говорите,

То значит, это... как его...

Ну, в общем, не тяните...

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

А. Шибаев

Слово – это удивительный феномен. Оно способно вызвать улыбку у самого мрачного по натуре человека и наоборот, повергнуть в уныние непобедимого, казалось бы, весельчака. Слово может возвысить, очистить душу человека, унизить, оскорбить. Из слов составляются гимны, поднимающие народы на борьбу, из слов же составляются пасквили, возводящие хулу на самые дорогие для нас истины. Сила слова безгранична, если наша речь наполнена смыслом.

Все мы знаем, что встречают по одежке, а провожают по уму, но при этом обычно забываем, что выразителем нашего интеллекта, прежде всего, является наша речь. Как часто мы не задумываемся над тем, ЧТО и КАК мы говорим! Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык «как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются.

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

Задачи:

  • установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

  • выяснить, что знают учащиеся школы и жители села о словах-паразитах, об их функции в речи человека;

  • выявить наличие в речи учащихся и жителей села слов-паразитов;

  • определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

  • выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

  • дать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобы она соответствовала литературным нормам.

Объект исследования – речь учащихся школы и жителей села.

Методы исследования:

  • изучение теоретического материала о словах-паразитах,

  • наблюдения за речью учащихся на уроках и жителей села в неформальной обстановке;

  • анкетирование и устный опрос учащихся и жителей села.

Гипотеза: верно ли, что большинство школьников и взрослых употребляют в своей речи слова – паразиты по разным причинам.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.































1. Теоретическая часть

1.1. Слова-паразиты и причины их употребления

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.

Большинство лингвистов считает, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э, ну и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».

Еще одно похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления»

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и др. произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

О причинах употребления слов-паразитов пишет и писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и др. Но допустимо то, что имеет меру.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

В течение месяца я просматривала популярные передачи на центральных каналах телевидения, художественную литературу и отслеживала употребление в речи слов – сорняков разными людьми. В результате выяснилось, что сегодня очень прочно осели в речи такие слова: как бы, короче, на самом деле и др. Что же касается речи моих сверстников, то она перенасыщена ими.

Из наблюдений над речью учащихся 6-8 классов:

  • «Мы как бы сходили с Танькой, но в спортзале его нет».

  • «Ну… я этот номер как бы не сделала, не смогла как бы…» (Оля Т..)

  • Но… и народ как бы начал бунтовать, но… и это как бы люди направились но в города. (Даниил Ф)

  • Ну… это хлеба как бы не хватало, ну… осиротели ну… луга там, пашни(Алексей К)

  • Ну… рекаэто у нас подлежащее, широкаэто у нас будет сказуемое. (Ваня Л.)

А вот пример из книги писателя Л.В. Успенского "Культура речи". Попробуем сразу уловить смысл этого высказывания: «- Э, мня-мня-мня... так сказать... Да вот телевизор-то мой, так сказать, лучше вашего... э-э-э, мня-мня, как его этого, ну как же не лучше, так сказать: само дело показывает...» Согласитесь, подобную речь очень трудно воспринимать. Л.В. Щерба называл такие словечки упаковочным материалом – «люди суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга…»

Таким образом, анализируя различные литературные источники, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.






1.2. Классификация речевых паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.

Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь тем они и коварны, что для самого человека незаметны.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

11

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

22

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

33

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

44

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

55

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

66

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется


В отдельную категорию можно отнести слова – паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки – палки», «ё – моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».



1.3. Способы борьбы со словами- паразитами в научной литературе

Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.

1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.

Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация), упрощение (сокращение) текста. Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).

Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.

Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.

2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».

3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.

4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.

Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1.  Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов рекомендую школьникам:

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем

излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

  • больше читать художественную литературу;

  • внимательно следить за своей речью (можно записывать свою

речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

  • делать паузы, чтобы собраться с мыслями;

  • заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами.

1.4. Вывод I Главы

Проанализировав различную литературу, я сделала вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

4. Мода на некоторые слова.

























  1. Практическая часть

    1. Слова – паразиты в художественной литературе

В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Мне стало интересно, действительно ли это так? Мной были проанализированы тексты литературных произведений: сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», рассказ В.М.Шукшина «Сельские жители», рассказы А.П.Чехова «Хирургия» и «Налим» и «Повесть о капитане Копейкине» их «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. (Приложение 1). В ходе анализа произведений мы выяснили, что герои литературных произведений тоже используют в своей речи слова-паразиты. Например, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов использует в своей речи следующие слова: «Вот», «Эдак», «Гм…», «Да», «Кабы», «Тьфу», «Вот так».В рассказе В.М.Шукшина герои используют слова: «Вот»,«Что ли», «Так…», «Ну...», «Говорит», «Тут», «Эти»,«От» (вот), «Мол», «Значит», «В общем». В речи героев рассказов А.П.Чехова присутствуют слова: «Ну», «Это..», «Мда…», «Того», «Как его», «Знаете ли». В речи старого почтмейстера в «Повести о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя присутствуют следующие слова-паразиты: «судырь ты мой», «можете вообразить», «Ну…», «Знаете», «Можете представить», «То есть», «Так сказать».

В литературном произведении автор умышленно использует слова-паразиты. Они нужны для создания речевого портрета героя. Но вместе с тем, в литературном произведении отражается речь человека, жившего в то или иное время. По речи литературного героя можно судить о речи людей того времени, в котором происходит действие произведения.

А в результате анализа диалогов участников и слов автора я пришла к выводу, что с помощью слов-паразитов автор очень грамотно передаёт атмосферу действия в произведении.






2.2.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников

Очень часто на уроках в своем классе я замечаю: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учителя пытаются отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?

Для проведения исследования мною составлена анкета «Слова–паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов–паразитов» и исследование «Употребление слов–паразитов обучающимися разных возрастных групп».

В анкетировании принимали участие ученики 2 - 9 классов (44 человека) Беспаловской ООШ ( Приложение № 2)

Диаграмма 1

Слова – паразиты в нашей речи

Таким образом, результаты исследования показали, что большинство учащихся (95,7%) употребляют в своей речи слова-паразиты.

Диаграмма 2

Замечают употребление в своей речи слов-паразитов





Из диаграммы мы видим, что большинство учащихся (68,8 %) замечают в своей речи слова-паразиты.

Диаграмма 3

Слова-паразиты, названные опрошенными


Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну. На втором и третьем местах по частоте употребления – вот и типа.

  • Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:

  • подростки (95,7%) употребляют в своей речи слова - паразиты;

  • ученики замечают употребление в своей речи слов-паразитов (68,8 %);

  • наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, на

втором и третьем местах по частоте употребления – вот и типа;

  • многие не смогли назвать никаких способов борьбы со словами

паразитами в речи, чаще всего предлагают (23%) следить за речью,12 % предлагают читать больше книг.



Диаграмма 4


Способы борьбы с употреблением слов-паразитов

Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами в речи. Чаще всего предлагают (26%) следить за речью. 10 % предлагают читать больше книг.

На основании полученных в опросе словах-паразитах, я составила частотный словарь. Так, слово ну упомянули в своих ответах 41 раз, слово вот – 30, а слова блин, там, а-а-а – по 8 раз. Слово но написали 1 раз. ( Приложение №3)

Частоту употреблений этих слов - паразитов подтвердил и эксперимент «Частота употребления слов – паразитов», который проведён в школе. Записана речь четырех учеников 8 класса и выделены в ней слова-паразиты. Из 140 слов – 23 слова - паразита, что составляет 16 % от общего количества сказанных слов. Так, слово «ну» было употреблено 10 раз. Слова «вот» и «так» по 2 раза. (Приложение 4)

  • Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 5- 9 классов).

В исследовании принимали участие 24 ученика

Из результатов исследования следует, что:

больше всего употребляют слова-паразиты ученики 5 класса;

  • частицу ну часто замечают и употребляют все опрошенные;

  • меньше всего опрошенные замечают слова понимаете, так сказать,

на них не обращают внимание ученики 8 и 9 классов;

  • меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 7 класса;

  • больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 9 класса, а меньше всего учащимся 8 класса;

  • слово короче в устной речи замечают все опрошенные. (Приложение 5)



























2.3.Исследование слов-паразитов в речи в речи жителей нашего села.

В нашем селе имеется несколько социальных групп: интеллигенция (работники сельского совета, учителя, квалифицированные специалисты, работники культуры), рабочие, ученики, студенты, пенсионеры. Я решила выяснить, как слова- паразиты используют в своей речи представители группы интеллигенции и рабочих. Для этого я составила несколько анкет и попросила по 10 человек от каждой группы ответить на вопросы.

  1. Анкета «Исследование употребления слов-паразитов в речи группы интеллигенции»

№ п/п

Вопросы анкеты.

Ответы учителей школы %

Ответы работников Беспаловского сельского поселения. %

Ответы работников культуры. %

Ответы работников СХА «Рассвет»



дда

ннет

дда


нет

дда

ннет

дда

ннет

11.

Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи?

994

66

1100


0

1100

00

1100

00

32.

Как часто употребляете слова – паразиты?

550

550

884


16

775

225

1100

00


Положительно ли вы относитесь к употреблению слов паразитов?

448

854

884


16

775

225

990

110


  1. Опрос: «Какие слова- паразиты вы употребляете?»

№п/п

Слова паразиты

Ответы учителей школы %

Ответы работников Беспаловского сельского поселения. %

Ответы работников культуры. %

Ответы работников СХА «Рассвет»

1

Блин.

94

100

100

100

2

Ё-мое

72

68

75

80

3.

Однако.


42

32

0

50

4.

Это.


42

92

75

95

5

Как сказать.

30

0

25

0

6

Чё

12

32

50

100


  1. Опрос: «Боретесь ли вы со словами – паразитами?»


№п/п

«Боретесь ли вы со словами – паразитами?»

Ответы учителей школы

%

Ответы работников Беспаловского сельского поселения. %

Ответы работников культуры. %

Ответы работников СХА «Рассвет»

11.

да

82

14

14

10

2

нет

18

86

86

90

В результате я получила статистические данные, которые показывают, что

  • Почти все участники эксперимента употребляют слова- паразиты в своей речи.

  • Чаще других слова – паразиты употребляют работники СХА «Рассвет»

  • Больше всех протестуют против употребления слов – паразитов учителя

  • Самое популярное слово, используемое участниками эксперимента «блин»

  • Больше других борются с употреблением слов – паразитов в своей речи учителя.

Внимательно прислушиваясь к тому, о чем говорят люди на улице, я обратила внимание, насколько засорена речь и взрослых людей. (Приложение № 6)




























2. 4. Как избавиться от вредной привычки?

Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, я попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников я провела такой эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, я выяснила, что слово-паразит «как сказать» в нашем классе не употребляется. В качестве эксперимента я решила начать употреблять это слово в своей речи. Через день я заметила, что моя одноклассница стала изредка вставлять это слово в свою речь, причем раннее его не использовала. Еще через день другая моя одноклассница стала употреблять это слово, а уже через три дня практически все ребята в моём классе стали употреблять слово-паразит «как сказать». Аналогичный эксперимент я провела со своими друзьями вне школы, и результат оказался тем же.

Я сделала вывод, что в лексике людей некоторые слова-паразиты появляются в результате подражания друг другу, и если исключить пример для подражания, проблема отпадёт сама собой.

На уроке истории я законспектировала ответы двух своих одноклассников: Михаила и Яны. Михаил слабоуспевающий ученик, не выполняющий технику чтения. Яна имеет по истории оценку «4».

Ответ Михаила до исследования: «Ну, в Греции, как это, блин, царей, чёрт, фараонов, хоронили в, как там, э-э-э в этих (жесты руками). …Пруссия и э-э э ну, эта, как там, Франция, хотели мира, то есть, не так, чтобы, и короче говоря, у них произошла война…».

Ответ Михаила после: «В Греции, царей, фараонов, хоронили в. …Пруссия и Франция, хотели мира, у них произошла война…».

Ответ Яны до исследования: «Рим вошёл блин в состав королевства, как его там, э-э-э Итальянского. ….Ну, в деле Дрейфуса, блин, было много, что, всколыхнуло всю мировую – э-э-э общественность…».

Ответ Яны после: ««Рим вошёл в состав королевства, Итальянского. ….В деле Дрейфуса,, было много, что, всколыхнуло всю мировую общественность…».

После того, как ответы были записаны, я исключила из этих конспектов слова паразиты и дала получившийся текст прочитать ребятам. Результат им не понравился, и сейчас ребята стараются не использовать слова паразиты в своей речи.

Значит, одним из способов борьбы со словами паразитами можно назвать контроль над своей речью

Понаблюдав за остальными ребятами в классе, и записывая слова – паразиты, которые они произносили на уроках в течение двух дней, я пришла к выводу, что слабоуспевающие учащиеся употребляют слова паразиты гораздо чаще, чем сильные ученики.

Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:

1.  Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».

2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».

Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов следует рекомендовать школьникам:

  • если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;

  • больше читать художественную литературу;

  • внимательно следить за своей речью (можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);

  • заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать».

Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

.











2.5. Вывод II Главы

На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что речь подростков и взрослых в целом соответствует литературным нормам. Но, к сожалению, все подростки и взрослые используют в своей речи слова-паразиты. Не все знают о вреде этих слов и понимают необходимость их искоренения из речи.

В ходе исследования было выяснено, что различия в употреблении слов-паразитов есть даже в соотношении полов. Девочкам присущи свои слова, мальчикам – свои.

Проанализировав литературные произведения, я пришла к выводу, что в речи героев тоже присутствуют слова-паразиты. Но они несколько отличаются от тех слов, которые употребляют современные подростки. Итак, употребление слов-паразитов даже в художественной литературе зависит от времени написания сочинения, возраста, профессии и даже места жительства (деревня или город) героев произведения. Больше всего употребляется слов-паразитов в деревне.

В ходе исследования моя гипотеза полностью подтвердилась. Употребление «слов-паразитов» зависит от возраста, пола, профессии людей, а также от эпохи, в которой живут люди. Слова-паразиты возникают, как правило, в спонтанной речи.

По проблеме употребления слов – паразитов в нашей школе проведено исследование лишь только одной стороны, существует ещё проблема употребления нецензурных выражений, сокращение слов, общение по типу sms. Это направления для новых исследований.














Заключение

В ходе данного исследования было выявлено, что 95,7 % учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

Подводя итоги проделанной работы, я пришла к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, которые происходят в обществе.

В школах и других учебных заведениях нужно проводить больше разъяснительных бесед и классных часов о культуре речи, объяснять детям и подросткам, что слова-паразиты – это «сорняки нашей речи». Ведь употребление этих слов совсем не красит нашу речь, а наоборот – портит.

Нами разработаны памятки-рекомендации по устранению слов-паразитов из речи. Безусловно, слова-паразиты необходимо искоренять из нашей речи. В этом помогут некоторые советы для школьников и их родителей: (Приложение 7)

1. Чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас;

2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.

3. Контролируйте свою и чужую речь.

4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.

5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.

6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.

Известный поэт Евгений Винокуров в одном из стихотворений писал:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот раскрыть,

И чудо слова возникает сразу.

Как ты проста осмысленная речь!..

Но, чтобы возникло «чудо слова», порою мало только «раскрыть рот». Поэтому нам, школьникам, за годы учебы в школе, необходимо научиться владеть словом так, чтобы оно соединяло людей, способствовало образованности нашего общества, вызывало уважение к своему родному языку, к своей Родине, к говорящему человеку.

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Давайте беречь наш язык!
























Список литературы

1.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

2.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

3.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987.

4.Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970

5.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

6.Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976. c. 272

8. Интернет ресурсы.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тексты-образцы из литературных произведений

В.М.Шукшин «Сельские жители»

Бабка сделала губы трубочкой, подумала:

- Ну, пиши так: сынок, я тут посоветовалась кое с кем…

- Так чего тут рассказывать-то?(Егор)

- Ну, доедете, значит, до Новосибирска и сразу спрашиваете, как добраться до аэропорта.(Егор)

- Надо. Там нас не спрашивают. Сажают и всё.(Егор)

- Ну?...За легкую дорогу!(Егор)

- А как же. Мол, забудься, не обращай внимания…(Егор)

Егор поудобнее устроился на стуле, закурил новую, опять посмотрел на четверть. Бабка не шевелилась.

- Летим, значит, я смотрю в окно: горит…

- Да. Ну я конечно закричал. Прибежал летчик… Ну, в общем, ничего-отматерил меня.

- А вообще-то не бойтесь!- громко закричал он.

-Вот так. Не тоскуй, Шурка, летом поедем!

М.Е.Салтыков-Щедрин

«Как один мужик двух генералов прокормил»

- Да что ж это такое?(оба генерала)

- Что же мы будем, однако, делать?(1 генерал)

- Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?(2 генерал)

- Гм… да…

- Как так?

- Тьфу!

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!»- думал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

А.П.Чехов «Налим»

- Я сичас … Мы это… мигом! (Василий)

- Вылазь, ну тя к лешему! (Герасим)

А.П.Чехов «Хирургия»

- В ухо отдаёт, извините, словно в нём гвоздик или другой какой-нибудь предмет: так и стреляет, так и стреляет! (дьячок)

- Мда… (Курятин)

- Сейчас мы его… того… (фельдшер)

- Не тово… не тово… как его?(Курятин)

- …Ну, ну… (фельдшер)

Н.В.Гоголь «Повесть о капитане Копейкине» («Мёртвые души»):

- После кампании двенадцатого года, судыръ ты мой... вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит…

нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая. Наведался было домой к отцу, отец говорит: "Мне нечем тебя кормить, я - можете представить себе, - сам едва достаю хлеб". Вот мой капитан Копейкин решился отправиться, судырь мой, в Петербург, чтобы хлопотать по начальству, не будет ли какого вспоможенья... Как-то там, знаете, с обозами или фурами казенными, - словом, судырь мой, дотащился он кое-как до Петербурга. Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой

подобной, так сказать, нет в мире








Приложение 2

  • Анкета «Слова – паразиты в вашей речи»

1.Употребляете ли Вы слова-паразиты?

2.Какие Вы знаете слова-паразиты?

3.Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4.Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5.Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

В анкетировании принимали участие 44 ученика



























Приложение 3

Частотный словарь «слов-паразитов»



Слово-паразит

Частота употребления

ну

41

вот

30

типа

21

как бы

17

э-э-э

16

это самое

12

короче

9

там

8

блин

8

а-а-а

8

так

5

черт

4

м-м-м

3

как его

2

но

1







Приложение 4

Записанная речь нескольких учеников и взрослых для выявления

слов-паразитов.

Сергей, 15 лет: «Так. Ну, а…. Моя любимая группа – это «Город 312», еще – многие другие. Ну, очень красивая музыка у них. Люблю слушать их песни. Особенно мне нравится «Девочка, которая… ».

Даниил, 15 лет: «Ну, у меня есть компьютер. Ну. М-м-м. Регистрироваться я люблю, потому что м-м-м общаться можно. Ну, компьютер у меня , ну потому что я люблю технику. Ну, вот ».

Алексей, 15 лет: «У меня любимый телефон - Самсунг. Мне он нравится, потому что там много функций, ну и сам по себе он хорош. Ну, я смотрел э-э-э сотовые телефоны. И увидел вот телефон Самсунг. Ну, он был красивой формы, у него было много функций. И еще мне понравилось, что он сенсорный».

Мария, 15 лет: «Э-э-э. Так, я знаю, это – поступлю в ВУЗ – иностранные языки. Мне нравится как разговаривают на иностранном языке. Ну, там, это, если что-то можно отправиться куда-нибудь путешествовать. Ну, например, если что в ближнее или дальнее зарубежье, различные страны».











Приложение 5

  • Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 6, 7, 8 и 9 классов).

1. По пятибалльной шкале оцените данные ниже слова-паразиты:

1.Не замечаю, не употребляю

2.Редко замечаю, не употребляю

3.Замечаю, редко употребляю

4.Часто замечаю и употребляю

5.Часто замечаю, не употребляю

  1. В данном отрывке из «Повести о капитане Копейкине»

отметьте те слова в речи почтмейстера, которые, по-вашему, мешают восприятию текста:

«Вот, сударь мой, ставши пораньше, поскреб он себе левой бороду, потому что платить цирюльнику – это составит, в некотором роде, счет, натащил на себя мундиришка и на деревяшке своей, можете вообразить, отправился в комиссию. Расспросил, где живет начальник. Вон, говорят, дом на набережной: избенка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, мраморы, лаки, сударь ты мой... словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери – конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужно забежать в лавочку, да купить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде тереть им руки, да уж после разве можно взяться за неё. Один швейцар на крыльце, с булавкой: графская эдакая физиономия батистовые воротнички, как откормленный жирный мопс какой-нибудь... »

  1. Напишите слова-паразиты, которые еще встречаются в устной речи.

В исследовании принимали участие 24 обучающихся школы

Результаты исследования

  • В 6 – 7 классах (11 – 13 лет):

  1. Статистика употребления слов - паразитов в речи учеников и обнаружение слов – паразитов в речи окружающих:



  1. Не замечаю, не употребляю

  2. Редко замечаю, не употребляю

  3. Замечаю, редко употребляю

  4. Часто замечаю и употребляю

  5. Часто замечаю, не употребляю



  1. Из десяти употребленных в тексте слов - паразитов ученикам 6- 7 класса удалось в среднем найти 6 слов.



3. Ученики шестого- седьмого класса написали следующие слова-паразиты:

Да, короче, типа, дело в том, вроде, так вот.



  • В 8 классе (13 – 14 лет):

  1. Статистика употребления слов - паразитов в речи учеников и обнаружение слов – паразитов в речи окружающих:



  1. Не замечаю, не употребляю

  2. Редко замечаю, не употребляю

  3. Замечаю, редко употребляю

  4. Часто замечаю и употребляю

  5. Часто замечаю, не употребляю



  1. Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов восьмиклассникам в среднем удалось найти 3 слов.



3.Ученики 8 класса написали следующие слова-паразиты слова:

Короче, конечно, да, чисто, ёлки-палки, может быть, вот так, реально.









  • В 9 классе (15 лет):

  1. Статистика употребления слов-паразитов в речи учеников и обнаружение сорных слов в речи окружающих:





  1. Не замечаю, не употребляю

  2. Редко замечаю, не употребляю

  3. Замечаю, редко употребляю

  4. Часто замечаю и употребляю

  5. Часто замечаю, не употребляю



  1. Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов ученикам девятого класса в среднем удалось найти 8 слов.



3. Ученики девятого класса написали следующие сорные слова:

Короче, типа, на самом деле, по типу, как сказать, однако.






Приложение 6

Записанная речь нескольких взрослых для выявления

слов-паразитов.

Женщина ,30 лет: Мы вчера …это…стояли на остановке, ждали автобус, и …это…знаешь, кого видели? Ну, этого, как его… Был у нас один такой

Мужчина средних лет: Я не знаю, там… Слышал, что… там… он хотел приехать.

Женщина, 38 лет: В деревне …вот… с каждым годом все больше и больше … вот… незнакомых. Приезжаю … вот … и никого почти не знаю…вот.

Юноша 20 лет: Я, так сказать, очень тороплюсь. Меня ждут, заждались, так сказать, наверное.

Медсестра: Свадьба моих друзей была в деревне, в селе. Вот мы там так развеселились, ну, было породнение семей, когда свёкор со свекровью целуются, с тещей там… с тестем. Вот он и забыл блин с кем надо целоваться.
















Приложение 7


Памятка

«Способы борьбы со словами – паразитами»

Если слова – паразиты присутствуют и в твоей речи, и ты хочешь от них избавиться, используй следующие методы.

1. Чаще читайте классическую литературу, чтобы пополнить свой словарный запас.

Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы.

2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.

3. Контролируйте свою и чужую речь.

4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.

5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.

6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.

7. Выявленные слова – паразиты выпишите на отдельный лист, который повесьте где – нибудь на видном месте перед глазами.

8. Замените слова – паразиты какими – нибудь другими словами.























34




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по русскому языку "Слова-паразиты в речи учащихся и жителей нашего хутора"

Автор: Плотникова Антонина Михайловна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства