Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по русскому языку на тему: «Как обучали азбуке на Руси»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Проектная работа по русскому языкуна тему:«Как обучали азбуке на Руси»
Работу выполнил: ученик 5 в класса МБОУ лицей №4 г.Данкова Маяков Данила Руководитель: учитель русского языка и литературы Андриянова Наталия Анатольевна
г.Данков 2016 г
Содержание.
Пояснительная записка.
Способы передачи информации.
Кирилл и Мефодий.
Глаголица и Кириллица.
Древнерусская школа.
Заключение.
Список использованной литературы.
Пояснительная записка. Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убежденно: Знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
В этой работе я постараюсь выяснить, как обучали детей на Руси. Как появилась самая первая азбука? Какая она была? Как изменилась? Сравню, какой вклад азбука внесла в современное образование наших людей.
Актуальность темы. Мы являемся гражданами великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим изучение первой азбуки как начала образования, является актуальным.
Гипотеза. Я предполагаю, что азбука положила основу образования на Руси. Она является первым документом, подтверждающим появление образования в России. Азбука привлекает своей необычностью. Наверное, только в нашей стране её могли дополнить новыми неповторимыми буквами, дошедших до наших времён.
Объект исследования: русская азбука;
Предмет исследования: древнерусская азбука; значение слова «азбука»; правила для учеников древнерусской школы.
Цель: познакомится с первой грамотой – азбукой, воспитывать интерес к истории нашей страны, способность чувствовать её трудности; воспитывать уважение и любовь к своей Родине.
Задачи:
1. Познакомиться с первой азбукой на Руси;
2. Воспитывать интерес к истории нашей страны, способность чувствовать её трудности;
3 . Воспитывать уважение и любовь к своей Родине.
Методы исследования: анализ художественной, научной, литературы; моделирование гипотезы.
Способы передачи информации.
Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал или изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно.
Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка. Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ.
Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и такое письмо назвали – ИДЕОГРАММА.
В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Постепенно иероглифы упрощались и человек старался картинки делать все проще и проще.
Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.
Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.
Кирилл и Мефодий.
В далекие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности, как и у братских славянских народов. Создатели славянской азбуки были проповедники христианства Кирилл (Константин) и Мефодий. Они родились в городе Солуни (ныне города Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в нем, кроме греческого языка, звучал славянский говор.
В 863 году Кирилл с помощью брата Мефодия составил старославянскую азбуку и перевёл с греческого языка на болгарский основные богослужебные книги. Эти переводы и созданные в Болгарии сочинения стали проникать на Русь. В это же время на Руси стали появляться первые произведения Русской литературы.
На Руси в качестве азбуки использовались кириллица и глаголица. Но в последствии кириллица вытеснила глаголицу. Буквы древней азбуки не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно.
Глаголица и Кириллица
По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытесняла глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.
Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем у современных школьников. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.
Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д. (Название букв кириллицы).
Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы:
Азбука – наука, а ребятам бука.
Аз, буки, веди страшат как медведи.
Азбуку учат, на всю кричат.
Юс да ижица – конец делу ближитца.
Древнерусская школа.
В старину детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Так как пергамент был довольно дорогой, кое-как на нем писать никто не решался Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.
В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза. Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол. Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе.
Интересная вещь: каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят. Кто выучил уроки, тот уходил домой.
Заключение.
24 мая- день церковной памяти святых Кирилла и Мефодия.
С 1992 года является в России национальным праздником- днём славянской письменности и культуры.
В реформу Петра1 в 1708-1711гг. были изъяты 4 буквы и 2 буквы введены.
29 ноября 1783г.директор Петербуржской академии наук княгиня Е.Р.Дашкова предложила использовать новую букву Ё в словах начинающихся, как ёлка, ёж.
В 1917-1918гг. из употребления были изъяты 4 буквы. В результате появился наш нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Список использованной литературы:
Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.
2. Зубков, Б. Книжка про книжку [Текст] / Б. Зубков. – М.: Малыш, 1984. – 24 с.
Сидорова, М. Заветное слово [Текст] / М. Сидорова // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.
Скударь, З. Слово и человек [Текст] / З. Скударь // Воспитание школьников. Научно-методический журнал. – 2006. - №4. – с.27-32.
Лысенко Л.В. Лишь слову жизнь дана [Текст] / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №10. – с.44-49.
Люстрова, З.Н. Беседы о русском слове [Текст] / З.Н. Люстрова. – М.: Знание, 1976. – 143 c.