1.4 Описание эксперимента………………………………………………………..13
Заключение, выводы…………………………………………………………….…14
Ресурсы…………………………………………………………………………...…15
Изучайте значение и происхождение слов – и
вы избавите свет от половины его заблуждений.
Этимологияизучает тайны происхождения слов. Наука эта сложная, увлекательная и нужная, интересующая, между прочим, не только филологов: ведь докопаться до истины и обнаружить необычное в привычном и простом – это весьма любопытно!
Введение
Актуальность:во-первых, этимология притягивает к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется историей – не хочет стать «Иваном, не помнящим родства»; во- вторых, этимология помогает нам повысить словарный запас и грамотность, а значит, стать успешнее в обучении.
Проблема: каким образом этимологический анализ слова позволяет расширить знания по истории, улучшить орфографическую грамотность.
Цель:
- выяснить, как этимологические знания помогают объяснить правописание современных слов,
- составить в помощь одноклассникам словарь-справочник трудных в написании слов с этимологическими комментариями, объясняющими их орфографию.
Задачи:
- изучить теоретический материал по теме исследования;
- познакомиться с этимологическими словарями разных авторов;
- определить список «словарных» слов;
- проанализировав происхождение «словарных» слов, определив их современное значение;
- экспериментально доказать эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.
Объект исследования:словарные слова, обозначающие школьные принадлежности.
Предмет исследования:этимологический анализ слов, обозначающих школьные принадлежности.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова углубляет знания по истории, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы учителями и учащимися на уроках и во внеклассной деятельности.
Личный вклад в решение проблемы:
- изучил теоретический материал по теме исследования;
- познакомился с этимологическими словарями разных авторов;
- определил список «словарных» слов;
- проанализировал происхождение «словарных» слов, определив их современное значение;
- провел диктант в двух классах с целью доказать эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 История возникновения науки
Этимология как наука возникла ещё в античной Греции.
В Древней Греции вопросы о происхождении слов поднимались ещё до появления самого термина «этимология». О том, насколько хорошо название предмета отражает его сущность, рассуждал ещё Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.). Позднее Платон (428/427-348/347 до н. э.) в своём диалоге «Кратил» размышляет о том, какова природа имени: дано ли имя вещи от природы или его выбирает человек. В целом рассуждения Платона об этимологии были наивными, хотя уже предвосхищали многие идеи лингвистов
Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимологов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и, конечно, как оно сейчас пишется.
Русским языком слово «этимология» было заимствовано в XVII из греческого языка, где etymologia – сложение etymon «истинное, исходное значение слова» и logos «учение». Таким образом, цель этимологии – выявить происхождение слова.
Алекса́ндр Христофо́рович Восто́ков - филолог, поэт, член Российской академии (1820), академик Петербургской АН (с 1841 года) в русской этимологии был первопроходцем. Он начал заниматься ею, когда в отечественном языкознании не была ещё разработана методика собирания и обработки языкового материала, не были сформулированы цели и задачи этимологических разысканий, никто ещё не определил принципы составления этимологического словаря, никто не обосновал необходимость этимологического анализа на научной основе, не показал его теоретическую и практическую значимость. Это сделают позже.
1.2 Этимологические словари
Решение проблемы происхождения слов мы можем найти в этимологических словарях. Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.
Первым попытался собрать воедино свои этимологические разыскания А.Х. Востоков - остались его рукописи с громадным количеством слов, по подсчетам приблизительно на 40 листов мелкого набора. В начале XX века появился «Этимологическийсловарьрусскогоязыка» А. Г. Преображенского.
Наиболее авторитетным этимологическим словарем русского языка считался «Этимологическийсловарь русскогоязыка» М. Фасмера (1953—1958).
В 1993 году стал доступен массовому читателю и специалистам-языковедам «Историко-этимологический словарь русского языка» П. Я. Черных.
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Николай Шанский, Татьяна Боброва. М.: Дрофа. 2002г.
Этимология – наука очень увлекательная, т.к. позволяет погрузиться в глубины истории языка, чтобы «вытащить» из этих глубин историю происхождения того или иного слова. Это настоящее путешествие в историю слов. Ведь у слов, как и у людей, есть своя история и своя судьба. Они могут иметь родственников и богатую родословную. А могут быть круглыми сиротами. Слово может много рассказать о себе: о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении.
Для своей работы я выбрал слова, обозначающие школьные принадлежности. Школьными принадлежностями мы пользуемся ежедневно, называем их, но если эти слова нужно написать, то часто возникают затруднения, как писать ту или иную букву, ведь они не проверяются. Нам говорят: «Непроверяемые буквы запомнить нужно». Так много!!! А можно ли проверить непроверяемое?! Да!
Этимология нам поможет. Пользуясь словарями, я узнал следующее…
Блокнот – записная книжка, состоящая из отрывных листков писчей бумаги. Заимствовано в начале XX в. из английского языка. Англ. block-notes кипа+ notes – записки, листки.
Двести лет назад во французском городке Туре возникло маленькое семейное производство записных книжек для хозяйственных нужд: твердая прочная непромокаемая обложка; скругленные углы, не рвущие карман и не втыкающиеся в бок или в ногу; резинка, не позволяющая книжке распахиваться и вываливать содержимое, да и, впрочем, специальный карманчик для мелких бумажек с записями - очень удобная вещь.
Дневник – ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах. Суффиксальное образование от общеславянского день индоевропейского характера. Заимствовано в начале XVIII в. как перевод французского jоurnal – журнал дневной, день.
История щкольного дневника началась еще в далекую царскую эпоху, на рубеже 19-20 веков, тогда он назывался «Спутникъ школы»и выходил под известным издательством «Т-ва М.О. Вольфъ».«Спутникъ школы»предназначался для учащихся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковноприходских училищ дореволюционной России.
Карандаш – графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения. Заимствовано в XVIII в. в форме карадаш(со значении «графит») из тюркского языка. Тюркск. Карадаш образовано путем сращения двух слов: «кара» – черный и «даш» – камень.Подобие карандашей человечество начало использовать примерно с XIII века нашей эры. Использовали «серебряный карандаш» или «свинцовый карандаш». Каждый из этих карандашей имел свои ощутимые недостатки. Работа «серебряным карандашом» требовал высокого мастерства и «твёрдой руки», потому что исправить или стереть нарисованное уже невозможно.
Корректор – с течением времени происходит расширение лексического значения некоторых слов. Например, слово корректор.Оно заимствовано в конце XVIII в. из французского языка. Франц. соrrесtеuг исправитель исправляю, выпрямляю.
В словарях имеет такое толкование: «Работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру». Корректор – профессия очень древняя, так как люди, специализирующиеся на исправлении ошибок, существовали 2000 лет назад в Риме. Они работали в лавках, где продавались книги, вычитывая и корректируя ошибки.
В наше время этим словом называется быстро сохнущий штрих для исправления неверного написания.
Пенал -перопо-латыни будет реnnа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал.Это слово пришло в русский язык из немецкого Pennal, которое, в свою очередь, образовано от латинского pennale, суффиксального производного от реnnа – перо.
Раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя в 19 веке они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перьяпо традиции сохранилось. Теперь мы в пенал складываем и ручки, и карандаши, и для резинки найдётся там место. И только название напоминает нам, чем писали раньше.
Портфель – большая сумка с застёжкой для ношения деловых бумаг, книг, тетрадей. Заимствовано в XIX в. из французского языка. Франц. pоrtеfеuillе оrtег носить+ fеuillе лист.
800 лет назад в Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль», что буквально означает «носить листы бумаги».
А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIX веке ранцами стали называть ученические сумки, которые русские школяры носили на лямках за спиной. До революции ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.
Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.
Тетрадь –было заимствовано из древнегреческого языка в далеком 11 веке. Tetra - по гречески означает четыре, а само слово "тетрадь" подразымевает 1/4 часть полного листа. Люди с очень древних времен научились записывать информацию на жёсткий носитель. Использовали камень, костяные и свинцовые платины, дощечки, покрытые воском, бересту, пергамент, и наконец, бумагу. Примерно в VI-VII веках до нашей эры в Античные времена вощеные дощечки стали скреплять по 4 штуки в тетрадь. А число 4 было священным в Древней Греции. Одна из тетрадей была найдена при раскопках с назидательным изречением, заботливо выведенным учеником – «будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выпороли!». Та древняя тетрадка выглядела как четыре скреплённых, точнее сшитых тонких дощечки, покрытых тонким слоем воска.
Тетрадь будущего
Транспортир – чертежный прибор – разделенный на градусы полукруг для измерения углов и нанесения их на чертеж. Заимствовано из латинского языка. Лат. trans – за, через + porter – носить.Изобретение первого инструмента, позволяющего измерять углы на местности, связывают с именем древнегреческого ученого Герона Александрийского (I в. до. н. э) Он описал инструмент “диоптр”, позволяющий измерять углы на местности и решать множество прикладных задач.
Итак, решая поставленные задачи, я выявил слова, проверяемые с помощью этимологии, и сделал следующие выводы: знание этимологии заимствованных слов действительно расширяет знания по истории, приходит на помощь правильному написанию и повышает грамотность. Потому что этимология помогает вникать в значение слова, осмысливать его связи с другими историческими родственниками современного русского языка.
1.4 Описание эксперимента
Я решил свою гипотезу о положительном влиянии этимологии на орфографию проверить на практике.
Был проведен в двух 5-х классах (одинакового уровня) диктант, состоящий из 15 словарных слов школьной тематики. В одном из классов предварительно был дан этимологический анализ слов.
Результаты превзошли ожидания!
В классе без предварительной подготовки на «отлично» справились 15 % учащихся.
В классе, где предварительно был дан этимологический анализ слов, на «отлично» справились 85 % учащихся.
После словарного диктанта мы попросили учеников ответить на вопрос: «Какие слова вам было легче запоминать: с объяснением происхождения (этимологии) или без объяснения (этимологии)?»
Опрос учащихся убедительно доказывает, что этимология помогает запомнить правописание слова.
Таким образом, этимологический анализ – весьма эффективный прием объяснения правильного написания слов.
Заключение
Изучая информацию для своего реферата, я сделал вывод, что исторические сведения о словах и в самом деле имеют огромное значение при обучении родному языку, поскольку наглядно показывают его непостоянный, развивающийся характер и пробуждают желание взглянуть на слово как на частичку могучего, живого, беспрестанно меняющегося организма – языка.
Этимология – очень интересная и важная наука. Она помогает лучше понять лексическое значение слова, а самое главное – учит правильному написанию слова. Ведь написание слов с непроверяемыми гласными и согласными у многих вызывают трудности, так как их нужно в основном запоминать. Но можно найти интересный способ проверки этих слов. Оказывается, не все непроверяемые безударные гласные являются непроверяемыми. Можно не заучивать написание словарных слов, а пользоваться способом подбора проверочных слов, заглянув в этимологический словарь. Это намного интереснее.
Кроме того, этимология тесно связана с еще одной очень увлекательной наукой – историей. Узнавая происхождение слов, мы путешествуем во времени: погружаемся в прошлое и заглядываем в будущее.
Проделанная над проектом работа мне очень многое дала. Я научился более правильно и эффективно пользоваться различными словарями, книгами научного стиля, узнал новые термины и понятия.
Проведённая работа увлекла меня, можно продолжить исследование, пополнять список «непроверяемых» гласных, «проверяемых этимологией.
Ресурсы
1. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.
2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка).
3. Этимологический словарь современного русского языка /Сост. А.К. Шапошников.
4. www.ruscenter.ru http://dic.academic.ru
5.«Школьный словарь образования слов русского языка» М.Т.Баранова.
Рецензия на проект учащегося 5 класса
МБОУ Кочуновской ООШ Барахова Максима.
Тема проекта Барахова Максима: «Этимология – наука о происхождении слов. Связь этимологии и топонимии». Данная тема полностью раскрыта автором на богатом иллюстративном лингвистическом и краеведческом материале.
Максим дал объяснение понятия «этимология», что она изучает, как связана с другими науками: лексикой, орфографией, грамматикой, словообразованием и топонимией. Автор проекта привел много примеров, демонстрирующих процесс происхождения слов. Показал, как данный материал можно применить на уроках при выполнении заданий по русскому языку.
Кроме того, Максим расширил масштаб изучаемой темы. Он провел параллель между этимологией и топонимией. Для этого он собрал краеведческий материал и умело рассмотрел его в соей работе.
В проделанной работе он проявил самостоятельность и большую личную заинтересованность. Автору близка и понятна тема, он самостоятельно провел наблюдения по лингвистическому и краеведческому материалу, доказал связь нескольких наук. Это особенно похвально в данном проекте.
Работа написана правильным литературным языком. Логически завершена и продумана. В проекте отражены все темы и микротемы, заявленные в содержании проекта.
Композиция работы логически выстроена верно, одна проблема вытекает из другой. Все темы работы связаны друг с другом.
В этом заключается актуальность и значимость проделанной автором работы для него самого, а также для слушателей.
Считаю, что работа ученика 5 класса Барахова Максима заслуживает похвалы и может быть оценена на «отлично».
Учитель русского языка и литературы: Никишина Елена Петровна