Проект: "Совершенствование словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах"
Проект: "Совершенствование словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах"
Проект представляет собой работу реферативного характера и может быть использован студентами и учителями начальных классов для подготовки к урокам русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список использованных источников……………………………………………..
27
Введение
Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования школьников. В отличие от остальных учебных предметов, русский язык выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. Следовательно, от уровня его преподавания во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основными результатами освоения программы начального общего образования в области русского языка определяет следующее:
- формирование представлений о языке как основе самосознания;
- овладение представлениями о нормах русского языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических задач.
В осуществлении данных целей важная роль принадлежит изучению орфографии как системе правил правописания слов русского языка. При этом решается одна из главных задач - формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что при овладении орфографией предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Оттого, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Объектомисследования является словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах.
Предметом исследования является процесс совершенствования словарно-орфографической работы на уроках русского языка.
Цельисследования – показать приёмы совершенствования словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических основ обучения орфографии.
2. Определение понятия «словарно-орфографическая работа».
3. Рассмотрение содержания и направлений словарно-орфографической работы в начальных классах.
4. Выявление эффективных приёмов усвоения правописания непроверяемых слов на уроках русского языка в начальных классах.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнение, классификация, обобщение результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.
Первая глава содержит теоретические основы обучения орфографии как системе правил правописания русского языка. Во второй главе представлена система словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах, включающая определение рассматриваемого понятия, цели и содержание данной работы, эффективные приёмы усвоения правописания непроверяемых слов на уроках русского языка в начальных классах. В заключении сделан вывод о приёмах совершенствования словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс формирования словарно-орфографических навыков учащихся. Практическую значимость представляют методические материалы, которые могут быть использованы для подготовки учителя к урокам русского языка.
1 Теоретические основы обучения орфографии
1.1 Цели обучения орфографии и её место в школьном курсе русского языка
Изучение орфографии в школе имеет основную и частные цели. Основная цель обучения школьников – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
Стремление к достижению абсолютной орфографической грамотности привело бы к тому, что, даже затратив на работу по орфографии все учебное время, отведенное на курс русского языка в школе, мы и в этом случае вряд ли успели бы изучить орфографические правила в полном объеме, тем более обеспечить запоминание всех слов с непроверяемыми написаниями. И наконец, в практике письменной речи большинства людей многие правила оказываются необходимыми чрезвычайно редко, а многие слова с непроверяемыми написаниями вовсе не употребляются. Изучение таких правил и малоупотребляемых слов было бы слишком затруднительным и нецелесообразным.
В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Для достижения относительной орфографической грамотности необходимо реализовать следующие частные учебные цели:
- познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
- сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
- научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
- создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орографии.
Орфография – самостоятельный раздел науки о языке. Она имеет свою систему понятий, принципов, поэтому в школе теоретически возможно компактное ознакомление с ней либо до изучения грамматики, либо после ее изучения. Первая возможность в школе не реальна в связи с тем, что русская орфография связана со всем языком – со всеми его уровнями, и незнание сведений о нем не позволит успешно заниматься орфографией. Компактное изучение орфографии после ознакомления с грамматикой возможно, но нецелесообразно, так как фактически для формирования орфографических умений будет потеряно три года.
Издавна сложилась практика параллельно рассредоточенного ознакомления с орфографическим материалом при изучении фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала. Такое размещение орфографии в школьном курсе русского языка обеспечивает научные основы понимания учащимися сущности изучаемых орфограмм, а так же постепенность и длительность работы по формированию у них относительной орфографической грамотности.
В современном школьном курсе русского языка, как и в прошлом, орфограммы и соответствующие им орфографические правила изучаются последовательно одно за другим.
1.2 Психологические и речевые предпосылки процесса овладение орфографическими умениями и навыками
Анализ психологической структуры усвоения орфографии обучающимися, а также учет закономерностей развития речи позволяет выделить психологические предпосылки, обуславливающие овладение орфографическими навыками.
Освоение орфографических знаний, умений и навыков представляет собой сложный, многооперационный, динамический процесс. Успешность его протекания зависит от сложившейся к моменту изучения данного учебного материала «готовности» к усвоению, то есть меры обладания определенными умственными приемами и степени усвоения закономерностей родного языка на практическом уровне.
Исходя из положения о механизмах формирования орфографических навыков как образования временных ассоциативных связей, необходимо подчеркнуть роль процессов абстракции и обобщения.
В основе правил правописания лежат процессы усвоения абстрактных грамматических понятий, таких как: звук, буква, слог, слово, имя существительное, склонение и т.д. Данные процессы осуществляются благодаря выполнению ряда мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).
Образование понятий - это цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных операций, объединенных формальными признаками и лексическим значением слов, с чувственным восприятием и представлениями, с абстрактным значением (понятием) и определенной звуковой и графической словоформами.
На первоначальных этапах этот процесс опирается на наглядное восприятие (таблицы, правила, письменные обозначения фонем и словоформ), в дальнейшем действие наглядных опор уменьшается. По мере автоматизации отбрасываются несущественные и на первый план выступают лишь главные, существенные. Так, уже при переходе к автоматизированному навыку правописания безударных гласных в корне обучающийся не опирается на знания, лежащие в основе таких понятий, как звук, ударный гласный, однокоренное слово, на знание формулировки орфограммы, на обоснование частных действий и другие операции. Его внимание, в основном, приковано к содержательной стороне письменного высказывания, а те приемы, которые используются для написания, становятся вспомогательными.
Сформированность элементарных представлений об основных временных и количественных отрезках, умение сравнивать, находить сходство и различие определяет написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее употребительных суффиксов и некоторых других орфограмм.
На первоначальных этапах овладения орфографическими навыками эти мыслительные операции осуществляются в плане громкой речи, по мере же автоматизации навыка правописания и свертывания всего хода суждений и умозаключений - в плане внутренней речи, на невербальном уровне.
Необходимой предпосылкой для формирования орфографического навыка является выработка процессов абстракции. Она основана, прежде всего, на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, представлений, умении оперировать грамматическими понятиями (звук, буква, слово и т.д.). Овладение первичными формами абстракции происходит тогда, когда обучающийся обнаруживает в слове отдельные грамматические элементы, понимает лексическое значение отдельных морфем, но не вычленяет их.
Развитие мыслительных процессов в начале обучения влияет на операции восприятия ребенка в целом: его отдельные звенья начинают осознаваться (например, выделение морфем). Частные действия способствуют совершенствованию выделения, опознания и различения.
В психологической и методической литературе указывается на взаимосвязь и взаимообусловленность развития конкретного и абстрактного, наглядно-образного и словесно-понятийного форм мышления. Они играют огромную роль во всей познавательной деятельности.
Необходимыми предпосылками формирования языковых обобщений являются такие операции как: сравнение, сопоставление, определение сходного и различного, симультанный (одновременный, нерасчлененный) и сукцессивный (последовательный) анализ и синтез.
Благодаря операциям систематизации и классификации происходит выделение общего признака из ряда словоформ или грамматических понятий, объединение определенных единиц в отдельную группу (окончаний имен существительных женского рода).
Овладение орфографическими навыками возможно при достаточном развитии таких процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение. В свою очередь в психологической литературе отмечается тот факт, что мышление, систематизируя и обобщая, в значительной степени облегчает работу памяти.
Важнейшей предпосылкой усвоения правил правописания является готовность речевого развития. Речь имеет огромное значение во всей познавательной деятельности детей и взрослых. Сформированность же устной речи влияет на усвоение письменной речи, орфографии.
Современная русская орфография основана на нескольких принципах. В методической литературе выделяются: фонематический, морфологический и традиционный принципы написания.
Как известно, существует 3 пути овладения орфографией:
1. Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, звуков и букв, или языкового анализа и синтеза (М. Р. Львов). Для освоения такого типа орфограмм необходимыми предпосылками являются правильная артикуляция, кинестетический контроль, достаточно развитый уровень процесса языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, составление из слов предложения, умение делить слова на слоги, сформированность количественного, порядкового и позиционного видов звукового анализа и т.д.).
2. Запоминание графического состава слова, его «образа». Усвоение материала данного характера предполагает сформированность долговременной зрительной памяти. Так, запоминание слов традиционного написания основано на сознательном подключении большого количества рецепторов и определенных мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщений, классификации).
3. Решение орфографических задач или применение правил, как любое сложное мыслительное действие, основано на выработанном алгоритме, состоящем из ряда сменяющихся «шагов». Количество данных «шагов» зависит от периода обучения и типа изучаемого правила (подбор родственных слов при проверке гласных и согласных фонем корня в слабой позиции предполагает несколько ступеней решения). Перед орфографической задачей следует этап наблюдения над языковыми закономерностями. Он основан на развитии процессов мышления, умении выделять фонетические и морфологические единицы слова, производить аналитико-синтетический анализ отношений между словами и устанавливать грамматические связи.
Таким образом, овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психологического развития и речевой готовности обучающихся. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
2 Система словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах
2.1 Понятие словарно-орфографической работы
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.
Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее.
Очень часто на уроках в начальной школе слова из программных списков называют словарными, но это название нельзя считать удачным, потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова». Так как не названа сама орфограмма, следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребёнок узнаёт только из дополнительного объяснения учителя, но не из названия словарные.
Непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. К сожалению, в настоящий момент ситуация в школе такова, что слова с непроверяемыми орфограммами заучиваются школьниками без какого-либо объяснения со стороны учителя.
Традиционно выделяются следующие этапы в работе со словарными словами.
I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место.
III этап. Запись слова с «окошком», постановка орфографической задачи.
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы.
IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Передовой опыт учителей и специальные эксперименты убедительно свидетельствуют, что работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке». Следовательно, чтобы «рационализировать» словарно-орфографическую работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
2.2 Направления словарно-орфографической работы
Объект словарной работы – слово - является сложной и многогранной единицей языка. В каждом слове различаются его звуковая, а на письме – буквенная (графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей.
Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание). С этой целью словарно-орфографическую работу организуют с учетом направленности: фонетического характера, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического характера.
Основной смысл фонетической работы состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.
Занимаясь изучением состава слова, учащиеся не только упражняются в анализе морфологической структуры слов, но и выполняют задания по подбору слов с одним и тем же корнем, сопоставляют их, группируют по частям речи, включают в предложения и в контекстную речь. Вместе с тем дети упражняются в образовании слов с одинаковыми суффиксами или приставками, но с разными корнями, и тем самым практически усваивают доступные им значения словообразующих морфем (приставок и суффиксов), уясняют их роль в семантике слова в целом. Таким образом, осмысливая структуру слова, дети начинают понимать зависимость лексического значения слова от его словообразовательных элементов. Морфологическая работа имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Необходимо упражнять учащихся также и в группировке слов, отобранных для словарной работы, по их грамматическим свойствам. Под руководством учителя дети составляют, например, перечни существительных мужского, женского и среднего рода, группируют их по склонениям и др. При этих видах работ полезно обращаться к морфологическим словарям.
Синтаксическая работа со словарными словами ставит задачу закрепить теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывает школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогает разобраться в структуре несложных по своему составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
Значительное место в системе словарно-орфографической работы должна занимать работа лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем значении. Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.
В тех случаях, когда наглядное объяснение семантики слова не представляется возможным, можно раскрыть содержание непонятного детям слова путем краткого словесного толкования, используя для этого один из способов так называемых «семантических определений» слова:
- Значение непонятного детям слова раскрывается путем подбора к нему одного или нескольких слов – синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например: изумрудный – ярко-зеленый; холить – ухаживать, заботиться и т.д.
- Значение непонятного слова или выражения может быть объяснено детям путем перечисления тех объектов (предметов, признаков, действий), которые называются данным словом. Например: металлы - это золото, серебро, железо, медь …,
- Значение неизвестного учащимся слова может быть разъяснено учащимся также описательным способом. В подобном определении вся необходимая информация о семантике слова дается в описательной части, которая вводится в определение словами: тот – кто; то – что; такой – который; так – что и др., например: совершеннолетний – это тот, кому исполнилось 18 лет; адресат-тот, кому отправляют письмо, телеграмму или посылку.
- Значение непонятного слова может быть раскрыто путем логического определения, т.е. через указание родового признака и видового различия, например: лиственница – хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму.
Большую помощь при объяснении значения слов окажет использование толковых словарей.
Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволяет показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или своей речи.
Таким образом, в зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарно-орфографическая работа будет иметь разное содержание.
2.3 Приёмы усвоения правописания непроверяемых слов
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить. Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.
Основной приём, используемый для механического запоминания написания слова, - это упражнения с опорой на комплекс анализаторов.
В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный. Руководствуясь этими факторами, предлагается использовать следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями.
1. Задания для работы со словарём. Например, выписать 5 слов, начинающихся с буквы К. Выписать слова с Ь в середине слова.
2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, диван, газета, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава. Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а, в другой - с безударной гласной о и т.д.
3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи, например: правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент. Составьте предложения с данными словами.
4. Выборочный диктант, который является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как способствует формированию умения различать, опознавать слова с такими написаниями. Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.
5. Диктант по предметной картинке. На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради.
6. Диктант по памяти. Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях. Тексты словарных диктантов должны быть небольшими по количеству слов (по 4–5 слов для 1 класса, по 10–12 слов для 2 класса, 13–15 слов для 3–4-х классов). Словарные диктанты следует проводить регулярно (не реже одного раза в две недели), отводя для этого время в конце урока.
7. Диктант с комментарием. Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.
8. Диктант с использованием загадок. Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются "трудные" слова.
Приведём примеры загадок: Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал. (Карандаш).
9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся:
подберите однокоренные слова к словам «вокзал», «автомобиль», «трактор».
10. Творческие задания. Например, вспомнить пословицы, в которых встречаются слова «воробей», «железо».
Применение сигнальных карточек делает учебный процесс более интенсивным, повышает интерес детей ко всему процессу обучения, так как в работу включаются все учащиеся, быстрее формируются устойчивые навыки грамотного письма, эффективнее осуществляется обратная связь «ученик-учитель». Сигнальные карточки можно применять при закреплении наиболее сложных разделов орфографии, таких, например, правописание падежных окончаний имён существительных; окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения. Но при этом учителю следует помнить, что работа с сигнальными карточками не может заменить собой письменных упражнений. С помощью сигнальных карточек можно только проконтролировать усвоение правописания трудных в орфографическом отношении слов, быстро определить тех, кто не усвоил данный материал, и подключить их к индивидуальной работе.
11. Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым «орфографическим» его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.
К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы. Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Существуют следующие приёмы для запоминания графического облика отдельных слов:
-гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина).
-Стихотворные строки, типа:
Трудные учить слова Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» - Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мёд.
Мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда при запоминании написания «трудного» слова нет возможности опереться на сознание ученика. Например, вот как можно запомнить написание слов ПАЛАТКА и ИНЕЙ:
1) Слово ПАЛАТКА на доске и в ученических словариках передаётся печатными буквами. Присматриваясь к нему, дети замечают, что в этом слове все гласные - А. Эта буква по своему виду напоминает палатку.
2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ.
Существуют требования к созданию ассоциативному образу:
- Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству и т.д.
- Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
- Учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при условиях связи и общей заданной орфограммы.
- Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:
- Записать словарное слово и поставить ударение.
- Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
- Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму.
- Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
- Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок) и (или) пересечение слов через сомнительную орфограмму.
- Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
- Как уже было отмечено выше, использование мнемонических приёмов целесообразно лишь в том случае, если нет других способов запоминания слов. Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно, ведь они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимология (от греч. «etymon» – «истина» и «logos» - «слово, учение») – наука, которая занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Чем объясняется, например, различие в написании слов «обаяние» и «обоняние»? В первую очередь - различиями в происхождении и историческом морфемном строении. В первом слове («очарование, притягательная сила») этимологический корень - ба-, который находим в древнем глаголе баять – «говорить» (обаять – «оговорить, околдовать словами») и производных от него (басня, бай-бай, байка). Существительное обоняние («способность к восприятию запахов») образовано от глагола «воняти» («пахнуть»), а значит, при написании слова сохраняет графический облик корня исходного слова «вонь» («запах»). Таким образом, этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания – единообразного изображения морфем. Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
1) Постановка цели. Предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2) Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
3) Сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках.
4)Подбор однокоренных слов.
5) Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
Приёмы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами на основе этимологического анализа сформулированы П.Л. Покровским:
1) Сопоставление слов, в которых трудно распознать этимологически родственные основы. Во многих случаях эти проверочные слова учащимся известны, однако они не опираются на них: акварель - аквариум, балкон - балка, брошюра - брошь. Сравнивая анализируемое слово с историческим родственником, учитель обязательно должен показать, что это действительно родственная лексика.
2) Разбор, во время которого учащиеся наблюдают исторически последовательное развитие слова, например: искусство - искус - искусить - кусити (старославянское «кусити» - «пытать»).
3) Сопоставление слова современного русского языка с однокоренными словами других славянских языков. Например: багровый, багряный. Все эти слова восходят к старославянскому слову «багрь».
Вопрос об использовании этимологического анализа в работе со словом тесно связан с решением проблемы сознательности словарной работы. Известный методист Н.Н. Китаев в течение нескольких лет изучал сравнительную эффективность различных приёмов изучения правописания непроверяемых орфограмм и пришёл к выводу, что приём этимологического анализа является одним из наиболее продуктивных, так как помогает учащимся осознать правописание непроверяемого слова.
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; одним из путей совершенствования словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания «трудных» слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся. Эффективными приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) упражнения с опорой на комплекс анализаторов, включающие орфографическое проговаривание;
2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций;
3) этимологический анализ слова.
Заключение
Таким образом, овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психологического развития и речевой готовности обучающихся. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.
Орфографическая грамотность учащихся проявляется в устойчивых навыках правильного письма, формирование которых требует от учителя организации и проведения многочисленных и разнообразных упражнений на всех этапах обучения. Видное место среди них занимают словарно-орфографические упражнения, которые могут быть использованы для отработки навыков правописания слов, регулируемых грамматическими правилами, а также так называемых словарных слов, выделенных в учебниках для запоминания. Естественно, что данный вид упражнений, как, впрочем, и всякий другой, должен даваться в определённой системе, органически «вписываться» в определённую учителем структуру урока, служить общепедагогическим целям образования и воспитания учащихся.
Ежедневная словарно-орфографическая работа на уроке даёт возможность учащимся грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи, понимать речь других, бережно относиться к слову, любить родной язык.
Учащиеся на уроках русского языка должны запомнить написание большого количества слов с разными орфограммами, запомнить написание слов-исключений, а это подчас вызывает нежелание учащихся изучать правила. Поэтому главная задача учителя – облегчить работу учеников при выработке навыков орфографии, помочь запомнить правила правописания на всю жизнь, спланировать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся проявили интерес и с удовольствием работали и выполняли разные словарно-орфографические упражнения.
Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это одно из основных звеньев многогранной и разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Использование продуктивных приёмов словарно-орфографической работы обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует формированию ключевых компетенций и служит средством нравственного воспитания учащихся.
В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарно-орфографическая работа будет иметь разное содержание.
Качество усвоения материала, наилучший развивающий эффект и мотивация обучения обеспечивается осознанностью выполнения словарно-орфографических упражнений, осмысленностью запоминания непроверяемых написаний, которые могут быть достигнуты
- на основе понимания учеником значения изучаемого слова;
- сущности и характера содержащейся в нем трудности;
- установления связи данного слова с ранее изученными словами;
- использованием специальных приемов запоминания;
- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Таким образом, совершенствование словарно-орфографической работы в начальных классах обеспечивается совокупностью целенаправленно и систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм русского языка.
Список использованных источников
1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Российская газета. - № 303. - 31.12.2012.
2 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.): Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. - 2010 г. - № 189 г. - Москва // Российская газета. - № 74. – 2014.
3 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 29.12.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
4 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 // http://www.garant.ru
5 Аксенова, Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся / Л. А. Аксенова // Начальная школа. – №7. – 2014.
6 Ипполитова, Н.А. Развитие речи и повышение грамотности /Н. А Ипполитова // Русский язык в школе. – 2013. – №5. С. 8–15.
7 Кулыгина, М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма/М. П Кулыгина // Русский язык в школе. –2014. – №2. - С. 34–36.
8 Молокова, З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся / З.Н Молокова // Русский язык в школе. –2015. – №2. - С. 32–35.
9 Охлопкова, М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка / М. Ю Охлопкова // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2015. – 478 с.
10 Пономаренко, О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка / О. В Понамаренко // Начальная школа. – №5. – 2013.
11 Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение – АСТ, 2015. – 75 с.
12 Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе./ М.МРазумовская // – М.: Просвещение, 2013. – 76 с.
13 Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии / Л.Д Сидоренко // Русский язык в школе. – 2014. – №1. С. 36–38.
14 Скороход, Л.К. Словарная работа русского языка. / Л.К Скороход // – М.: ВЕЧЕ, 2014. – 96 с.
Приложение 1
Методические рекомендации: «Словарно-орфографические упражнения в системе морфологических и орфографических тем».
2. Найти слово, где количество букв и звуков не совпадает, образовать от него однокоренное слово, с уменьшительно-ласкательным значением (воробьи-воробышек).
3. Записать слова в форме единственного числа (воробей, корова, карандаш, щенок, секунда, задача).
4. Догадаться, какое слово спрятано (в 3 пункте) В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» (ворона).
5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные.
6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти:
«Проворонила ворона вороненка».
Тема: «Правописание приставок».
1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок:
5. Разгадать спрятанное слово (по начальным буквам).
6. Работа над лексическим значением слова оборона – боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района.
8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил – победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение.
Тема: «Правописание прилагательных мужского и среднего рода».
5. Лексическое значение слова печаль – чувство грусти, скорби, состояние душевной горести.
6. Образовать: а) прилагательное жен. р., б) наречие – что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвратном значении неопределенной формы от 3 л.»)
5. Объяснить лексическое значение. Секрет-то, что держится в тайне, скрывается от других.
6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что…».
7. Образовать однокоренные слова.
Приложение 2
Стихотворные упражнения.
Конечно, они не заменяют правил, формулировок учебника, но привлекают внимание учащихся к изучению учебного материала, облегчают процесс усвоения трудных тем, являясь надёжным помощником при овладении знаниями.