kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Фразеологизмы с числительным "семь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы очень часто употребляем фразеологизмы. В каждом языке есть фразеологизмы. Это говорит о стремлении народа сделать свой язык ярким и выразительным. Любой человек обладает воображением, где бы он ни жил. Воображение помогает представить окружающий мир в красках. Поэтому при помощи фразеологизмов, рожденных воображением, можно ярко, красочно выразить своё отношение к миру.

Анкетирование показало, что учащиеся 6 «А» класса мало знают о фразеологизмах с числительным семь, а многие взрослые старше 25 лет осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто задумывался, как её обогатить. Не все знают значения фразеологизмов и могут их правильно употреблять.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Фразеологизмы с числительным "семь" »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

Камышловского городского округа

«Фразеологизмы

с числительным семь»

Лихтемберг Максим,

ученик 6 «А» класса

МАОУ СОШ №3 с УИП

Руководитель

Бронских Л.В., учитель

русского языка и литературы






Камышлов, 2015



Содержание:

Введение

Глава 1. Понятие «Фразеологизм». Признаки фразеологизмов. 11

Глава 2. История происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как часть национальной культуры 16 

Глава 3. Фразеологизмы с числительным семь (исследование) 18

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Приложение 26


































ВВЕДЕНИЕ




























Как - то проснувшись утром в плохом настроении, я услышал от мамы следующую фразу: «Ты сегодня встал не с той ноги, сынок?». А когда я отрезал фольгу не той длины, мама начала меня поучать: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь». Моя бабушка часто любит повторять фразу «Семеро одного не ждут», когда я неторопливо иду к столу обедать. А однажды я задал маме вопрос: « Мама, а что ты чувствовала, когда я родился?» Мама ответила: «Я была на седьмом небе от счастья!» Что это за крылатые слова, выражения? Почему мы их используем в речи? И откуда взялась эта загадочная цифра семь? У меня появилось слишком много вопросов, на которые я решил обязательно найти ответы. А пока я занимался поиском ответов на мои вопросы, я решил опросить своих одноклассников и маминых знакомых, а знают ли они:

  • Что такое фразеологизмы?

  • Откуда они появились?

  • Какие фразеологизмы чаще всего используют?

Тема проекта:

«Фразеологизмы с числительным семь»

Обоснование актуальности темы.

Мы очень часто употребляем фразеологизмы. В каждом языке есть фразеологизмы. Это говорит о стремлении народа сделать свой язык ярким и выразительным. Любой человек обладает воображением, где бы он ни жил. Воображение помогает представить окружающий мир в красках. Поэтому при помощи фразеологизмов, рожденных воображением, можно ярко, красочно выразить своё отношение к миру.

Многие фразеологизмы пришли в речь с давних времен. Они отражают историю нашей страны и других стран, показывают этапы развития языка, сохраняют опыт предыдущих поколений, опыт нации, её культурного наследия.

Фразеологизмы  активное изобразительное средство русского языка, художественной литературы. Позволяют индивидуализировать речь героев, сделать язык насыщенным, колоритным, эмоциональным.

Проблема:

Анкетирование показало, что учащиеся 6 «А» класса мало знают о фразеологизмах с числительным семь, а многие взрослые старше 25 лет осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто задумывался, как её обогатить. Не все знают значения фразеологизмов и могут их правильно употреблять.

Объект исследования: употребление фразеологизмов школьниками и взрослыми.

Предмет исследования: правильное, уместное употребление фразеологизмов с числительным семь в речи, понимание их значений моими одноклассниками.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и взрослых;

  2. методические разработки;

  3. интеграция с учителями-предметниками.

Методы исследования: анкетирование, анализ, обобщение результатов, поиск информации по теме в энциклопедиях, периодических изданиях, сети Интернет.

Цель работы:

Вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений, понятий, составить энциклопедию фразеологизмов с числительным семь.

Были поставлены следующие задачи:

1.​ дать понятие, что такое «фразеологизм» и выделить его виды;

2.​ выяснить, что обозначает число семь и почему его так часто используют во фразеологизмах;

3.проанкетировать учащихся шестых классов, а также взрослых старше 25 лет по теме «Фразеологизмы с числами».

4.создать энциклопедию фразеологизмов с числительным семь.

Гипотеза:

Работа над данным проектом углубит знания о фразеологизмах, расширит наш речевой кругозор.

Типология проекта:

  • исследовательский (по доминирующей в проекте деятельности);

  • групповой (по числу участников);

  • краткосрочный (по продолжительности проведения), с 15.10.14 по 24.02.15гг.

Практическая значимость проекта

Работа над проектом формирует и совершенствует такие навыки исследовательской деятельности, как: поиск, анализ, обобщение, обработка и применение полученной информации. Формируется умение работать в Интернете и в программах Microsoft Word и Microsoft Offise Power Point.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в школе на уроках русского языка, литературы, ИЗО.

Данная разработка призвана воспитывать уважение к культурным ценностям древних народов, актуализировать знания учащихся об античности, полученные на уроках истории, изобразительного искусства, литературы

Планируемый результат:

• получение ответа на главный вопрос проблемы;

• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

• освоение доступных знаний о фразеологизмах с числительным семь.

• повышение учащимися уровня знаний о фразеологизмах

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Этапы работы над проектом

Действия

Сроки

Ожидаемые

результаты

1.

Выявление проблемы

15.10.14-

25.10.14

  • Определение проблемы проекта;

  • Осознание социальной значимости проекта;

  • Определение собственных возможностей по решению проблемы проекта.

2.

Разработка собственного варианта решения проблемы.

  • Определение необходимых знаний и умений для осуществления проекта;

  • Определение необходимых ресурсов для осуществления проекта;

  • Определение сроков реализации проекта.

30.10.14-

10.11.14

  • Определение цели и задач проекта;

  • Определение окончательного варианта решения проблемы;

  • Определение ресурсов по осуществлению проекта.

3.

Подготовка к работе над проектом

  • Знакомство с энциклопедиями, словарями, поиск информации в сети Интернет.

10.11.14-

25.12.14

Получение необходимых знаний и умений по реализации проекта

4.

Реализация плана действий

  • Отбор нужной информации;

  • Анализ, систематизация материала;

  • Подготовка иллюстрированной энциклопедии «Фразеологизмы с числительным семь».

25.12.14-

31.01.15

Получение необходимой информации для создания сборника классных часов

5.

Подготовка к защите проекта

  • Выпуск иллюстрированной энциклопедии «Фразеологизмы с числительным семь».на бумажном и электронном носителях;

  • Подготовка презентации проекта;

31.01.15-

24.02.15

Выпуск сборника классных часов "фразеологизмы с числительным семь» на бумажном и электронном носителях; презентации проекта;

6.

Защита проекта

  • Размещение информации о проекте на сайте школы в Интернете

24.02.15

Распространение собранного материала среди учащихся и родителей


Практическая часть

Выявление проблемы

На первом этапе работы над проектом мы обозначили проблему нашего исследования. Она состоит в том, что мы мало знаем о фразеологизмах с числительным семь.

Разработка собственного варианта решения проблемы

Нами был разработан план решения этой проблемы. Мы определили цели и задачи проекта, ресурсы, необходимые для его осуществления, определились со сроками. Мы выяснили, что необходимы следующие средства:

  • Компьютер;

  • Сканер;

  • Принтер;

  • Проектор;

  • Энциклопедическая и справочная литература;

  • ресурсы сети Интернет;

Подготовка к работе над проектом

Для того, чтобы получить необходимые знания и умения по реализации проекта, мы познакомились с энциклопедиями и учебной литературой.

Отбор и систематизация материала:

Собрав материал, приступили к его систематизации и подготовке к публикации.

Подготовка к защите проекта:

Подготовка к защите проекта – это выпуск иллюстрированной энциклопедии «Фразеологизмы с числительным семь» на бумажном и электронном носителях; буклета, подготовка презентации проекта.

Защита проекта

Данный проект представим на школьную НПК. После этого разместим материалы проекта на школьном сайте в Интернете.

Глава 1. Понятие «Фразеологизм». Признаки фразеологизмов.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Устойчивые выражения делятся на несколько групп:

1.Фразеологизмы (фразеологические сочетания)

2.Пословицы и поговорки

3.Крылатые слова и выражения

Единицы фразеологии отражают и передают от поколения к поколению особенности истории русского народа, его быта и обычаев, характер моральных и этических норм и т. д.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши - «бездельничать»; за тридевять земель - «далеко».
Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.
Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы - другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду, например, золотые руки, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос и др.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

Фразеологизм и его признаки

Фразеологизм, фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остается достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

Не по дням, а по часам

По пятам летит

Откуда ни возьмись

Во всё горло

Фразеологизмы делятся по происхождению на ( рисунок 1).

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ












Рисунок 1- Деление фразеологизмов по происхождению

Фразеологизм — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что фразеологизм (или же идиому) невозможно перевести дословно (теряется смысл) часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску. Часто грамматическое значение идиом не отвечает нормам современного языка, а являются грамматическими архаизмами. Пример таких выражений в русском языке: «остаться с носом», «дать сдачи», «дурака валять», «точка зрения» и т. п.

Общие свойства

Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Различные учёные по-разному интерпретируют понятие фразеологизма и его свойств, однако наиболее последовательно выделяемыми различными учёными свойствами фразеологизма являются:

  • воспроизводимость,

  • устойчивость,

  • сверхсловность (раздельнооформленность),

  • принадлежность к номинативному инвентарю языка.

Фразеологическое единство — это устойчивый оборот, в котором, тем не менее, отчётливо сохраняются признаки семантической раздельности компонентов. Как правило, его общее значение мотивировано и выводится из значения отдельных компонентов.

Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово такой фразы имеет своё значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл. Обычно фразеологизмы такого типа являются тропами с метафорическим значением (например, грызть гранит науки, плыть по течению, закинуть удочку). Отдельные слова, входящие в его состав, семантически несамостоятельны, и значение каждого из компонентов подчинено единству общего образного значения всего фразеологического выражения в целом. Однако, при дословном переводе иностранец может догадаться о смысле словосочетания.

Подобно идиомам, фразеологические единства семантически неделимы, их грамматические формы и синтаксический строй строго определены. Замена слова в составе фразеологического единства, в том числе и подстановка синонима, ведёт к разрушению метафоры (например, гранит науки базальт науки) или изменению экспрессивного смысла: попасться на удочку и попасть в сети являются фразеологическими синонимами, но выражают различные оттенки экспрессии.

Однако, в отличие от идиом, единства подчиняются реалиям современного языка и могут допускать в речи вставку других слов между своими частями: например, довести (себя, его, кого-либо) до белого каления, лить воду на мельницу (чего-либо или кого-либо) и лить воду на (свою, чужую и т. п.) мельницу.

Примеры: зайти в тупик, бить ключом, держать камень за пазухой, водить за нос; англ. to know the way the cat is jumping 'знать, куда ветер дует' (дословно — «знать, куда прыгнет кошка»).

Фразеологические сочетания

Фразеологическое сочетание — это устойчивый оборот, в состав которого входят слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным, несвободным (употребляемым лишь в данном сочетании). Фразеологические сочетания являются устойчивыми оборотами, однако их целостное значение следует из значений составляющих их отдельных слов.

В отличие от фразеологических сращений и единств, сочетания семантически делимы — их состав допускает ограниченную синонимическую подстановку или замену отдельных слов, при этом один из членов фразеологического сочетания оказывается постоянным, другие же — переменными: так, например, в словосочетаниях сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения слово сгорать является постоянным членом с фразеологически связанным значением.

Фразеологические выражения

Фразеологические выражения — устойчивые в своём составе и употреблении фразеологические обороты, которые не только являются семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободным номинативным значением. Их единственная особенность — воспроизводимость: они используются как готовые речевые единицы с постоянным лексическим составом и определённой семантикой.

Часто фразеологическое выражение представляет собой законченное предложение с утверждением, назиданием или выводом. Примерами таких фразеологических выражений являются пословицы и афоризмы. Если во фразеологическом выражении отсутствует назидание или имеются элементы недосказанности, то это поговорка или крылатая фраза. Другим источником фразеологических выражений является профессиональная речь. В категорию фразеологических выражений попадают также речевые штампы — устойчивые формулы типа всего хорошего, до новых встреч и т. п.

Многие лингвисты не относят фразеологические выражения к фразеологическим единицам, так как они лишены основных признаков фразеологизмов.

Глава 2. История происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы как часть национальной культуры

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

До 40–х годов 20 века в работах отечественных языковедов А.А. Потебней, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Концепция фразеологических единиц как устойчивого словосочетания, смысл которого не выводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний — фразеологическим группам (фр. séries phraséologiques) с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем академик В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид — фразеологические выражения.

С именем Виноградова связано возникновение фразеологии как лингвистической дисциплины в русской науке. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие. До сих пор среди фразеологов нет полного единства в определении фразеологизма в современном языкознании. Некоторые исследователи (А.И. Ефремов, С.И. Ожегов) считают целесообразным разграничивать понятие фразеологии в узком и широком смысле слова. В узком смысле к фразеологии они относят только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов). В широком смысле в состав фразеологии включают все устойчивые выражения, в том числе пословицы, поговорки и «крылатые слова». Согласно лингвисту Н.М. Шанскому, понимающему фразеологию в широком смысле, фразеологический оборот представлен как «воспроизводимая в готовом виде языковая единица, состоящая из двух или более ударных компонентов словного характера, фиксированная, то есть постоянная по своему значению, составу и структуре».

Фразеологизмы обладают лексическим значением и характеризуются лексической неделимостью. Они означают понятие, явление, качество, состояние, признак, поэтому нередко фразеологизмы синонимичны словам: на каждом шагу – повсюду, прикусить язык – замолчать, правая рука – помощница.


















Глава 3. Фразеологизмы с числительным семь

(исследование).

В ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ ЧИСЛО 7 УПОТРЕБЛЯЛОСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЧАЩЕ ДРУГИХ САКРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ОНО СЧИТАЛОСЬ МАГИЧЕСКИМ И СЧАСТЛИВЫМ.

Число 7 в нашей жизни

Дней недели

нот

Цветов радуги

Чудес света

Слоев в атмосфере

Как почитали семерку

Периодов в таблице Менделеева

Христианство

Вавилон

Древний Рим

Ислам

Древняя Греция

Буддизм

Упоминание в священных книгах: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро»; « и пришло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода». Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов.

В честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Вавилоняне верили: после смерти люди, пройдя через семь ворот, попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.

Сам город построен на семи холмах; реке Стикс, окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад. Ад у Вергилия разделен на семь областей.

В исламе “7” несет особенный смысл: имеет семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают выше блаженство.

Минотавру ежегодно посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек. У дочки Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей. Нимфа Калипсо семь лет держала в плену Одиссея.

В богослужениях число семь священно. Из Индии пошел обычай дарить на, счастье семь слоников- фигурок из кости, дерева или другого материала. Семерку часто применяли знахари, гадалки и колдуны в своих заклинаниях.



Семь Семьчисло каббалистическое

Семь пирамид, семь мудрецов,

И семь чудес нам древность славит,

Владыке снилось семь коров,

Рим семь холмов подошвой давит,

Семь городов входили в спор

О славной грекам колыбели,

Да и везде, как на подбор,

Семь пятниц на одной неделе.

Кн. П.А. Вяземский. Семь пятниц на неделе.

Ср. Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой вышли семь бесов. Марк. 16, 9. Лук. 8, 2.

Ср. Семик - седьмой четверг от Пасхи.

Ср. Семи церквам, семь духов. Апок. 1, 4; семь звезд, семь светильников. Апок. 1, 20; семь Ангелов, семь труб. Апок. 8, 6; семь громов. Апок. 10, 3-4; семь голов, семь диадим. Апок. 12, 3; семь Ангелов, семь язв. Апок. 15, 1. Семь времен. Даниил. 4, 22. Семь мерзостей в сердце его. Притч. 26, 25. Премудрость выстроила себе дом, вытесала семь столбов его. Притч. 9, 1.

Ср. Достоин Агнец закланный принять 1) силу, 2) и богатство, 3) и премудрость, 4) и крепость, 5) и честь, 6) и славу, 7) и благословение. Апокал. 5, 12. (Семь благ.)

Ср. Семь планид, семизвездие, семь дней недели, семь тонов музыки, семь цветов радуги, семь свободных художеств, семь небес.

Ср. В седьмом месяце остановился ковчег Ноев на Арарате.

Ср. Бытие. 8, 4.

Число семь встречается часто у древних египтян, евреев и греков, как мистическое число (3 + 4, треугольник и четырехугольник); особенное значение оно имело в астрономии в астрологии. Число семь было посвящено Аполлону: он был семимесячный ребенок и родился после семидневных страданий матери своей (Латоны). Гаутама (Будда) - сидя у берегов Наирандшара - в тени священного дерева, всю ночь провел в размышлении и сделался буддой (просвещенным). Правоверные буддисты веруют, что он постился в этом месте семь раз по семи суток каждый раз. Архангел Брама являлся к нему для беседы и наставлений. В немецких судах для доказательства правдивости показания тяжущийся приводил шесть свидетелей, и он являлся сам-семь. Оттуда (нем.) Uebersiebenen - переубедить семью свидетелями, доказать лживость показания.

Заглянем в большой толково-фразеологический словарь Михельсона и найдем все фразеологизмы с числительным семь с кратким пояснением. (См. Приложение)

Для того, чтобы ответить на свои вопросы, представленные во введении, я решил провести анкетирование среди своих одноклассников и маминых знакомых. Мною была составлена анкета из 4-х ниже перечисленных вопросов.

1.Знаешь ли ты фразеологизмы (пословицы) с числовыми категориями и что это такое?

2.Какие чаще всего фразеологизмы (пословицы) ты используешь?

3.Как ты думаешь, откуда появились фразеологизмы (пословицы)?

4.Для чего мы используем фразеологизмы (пословицы) в нашей речи?

На эти вопросы ответило 20 человек из 6 «А» класса и 12 человек старше 25 лет. По результатам анкетирования мною были составлены диаграммы.



Если мы возьмем 32 человека опрошенных за 100%, то 81,2% знают что такое фразеологизмы, 62,5% используют их в своей речи, 37,5 % понимают смысл использования, 37, 5.% не используют фразеологизмы, 18,8 % не знают, что такое фразеологизмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончилась работа над проектом, и мы можем сделать выводы.

Фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие.

Общение между людьми преследует две цели: передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно этой цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни. Это многообразие используется как в разговорной речи, так и во всех остальных стилях: художественном, публицистическом и научном.

Многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. Фразеологизмы с числительным семь могут служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства, эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намека.

Провел анкетирование двух групп респондентов – 20 шестиклассников и 12 человек старше 25 лет. Им необходимо было ответить на 4 вопроса:

1.Знаешь ли ты фразеологизмы (пословицы) с числовыми категориями и что это такое?

2.Какие чаще всего фразеологизмы (пословицы) ты используешь?

3.Как ты думаешь, откуда появились фразеологизмы (пословицы)?

4.Для чего мы используем фразеологизмы (пословицы) в нашей речи?

Из 32 опрошенных 81,2% знают, что такое фразеологизмы, 62,5% используют их в своей речи, 37,5 % понимают смысл использования, 37, 5.% не используют фразеологизмы, 18,8 % не знают, что такое фразеологизмы.

Из большого толково-фразеологического словаря Михельсона нашел все фразеологизмы с числительным семь с кратким пояснением и составил иллюстрированную «Энциклопедию фразеологизмов с числительным «Семь». После этого провел внеклассное занятие по данной теме, рассказав одноклассникам о своей работе, показал энциклопедию. Повторное анкетирование данной группы респондентов показало увеличение верных ответов.

Учебный проект «Фразеологизмы с числительным семь» разработан для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ при изучении отдельных тем по русскому языку, литературе, ИЗО, на факультативных занятиях и кружках. Исследовательский проект направлен на повышение интереса к изучению фразеологизмов, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу с энциклопедиями и справочной литературой.

Работа над проектом, позволила мне решить все поставленные задачи по решению проблемы. Созданная энциклопедия с числительным семь, поможет учащимся и взрослым расширить свое представление о фразеологизмах, их смысловом значении, сделает речь более яркой и выразительной.

Данная работа позволила овладеть умениями использовать разные источники информации, собирать и систематизировать материал, делать презентацию, что, несомненно, пригодится в дальнейшем. Ученики расширили свой кругозор.

Мы пополнили и закрепили знания по русскому, литературе, ИЗО. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с учителями-предметниками, установлению партнёрских отношений, сплочению коллектива учащихся и педагогов. Метод проекта позволил усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности.

Цель, поставленная в работе, достигнута. Гипотеза, о том, что работа над данным проектом углубит знания о фразеологизмах, расширит наш речевой кругозор, подтвердилась.


















Список использованной литературы

  1. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Аспекты теории фразеологии / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский. — М.: Знак, 2008. — 656 с.

  2. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона. http://enc-dic.com/michelson/

  3. Виноградов В. В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины. — Л., 1944.

  4. Виноградов В. В. Фразеология. Семасиология // Лексикология и лексикография. Избранные труды. — М.: Наука, 1977. — С. 118—161.

  5. Словарь фразеологизмов и устойчивых выражений. http://www.gramma.ru/RUS/

  6. Словарь фразеологизмов с иллюстрациями. http://yandex.ru/images/search

  7. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. — М., 1996.

  8. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1985. — 160 с.

  9. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. — М.: Рус. яз., 1987. — 240 с.





Приложение

Иллюстрированная энциклопедия

«Фразеологизмы с числительным «Семь»

Семь раз на неделе попятиться - отступиться от своего слова, изменять свое мнение. / Снегирев. Русские пословицы.

У торгаша семь пятниц на неделе. / А. С. Пушкин (неизвестного года).



Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (народн.) - о непостоянстве в решениях.

У бабы семь пятниц (праздников) на неделе.

"По пятницам бабы не прядут" (потому что в этот день Спаситель претерпел оплывание, а на пряжу нельзя не плевать). / Ср. Даль. Толковый словарь.

Пятница - почетное прозвание св. Параскевы, во имя которой ставились часовни на распутьях (у пятниц встречали и до пятниц провожали). На Красной площади в Москве было семь обетных "пятниц" (церквей во имя св. Параскевии); по обету же народ иногда не работал по пяткам, празднуя ей./ Ср. Даль. Толковый словарь.

Седьмая вода на киселе - о человеке, находящемся в крайне отдаленном родстве с кем-либо. Происхождение этого оборота связано с изготовлениям киселя, представляющего собой жидкую студенистую массу. Если кисель долго стоит, то он теряет свои вкусовые качества и на нем появляется слой воды. Седьмая вода - вода, появившаяся на длительно стоявшем киселе седьмой раз, отчего ее вкус ничего общего с киселем уже не имеет. Числительное семь употреблено здесь обобщенно-символически, как и в других русских пословицах и поговорках, поэтому оно варьируется. Возможен также вариант десятая вода на киселе.

Семь футов под килем - пожелание удачи. Первоначально (на слєнге моряков) - это пожелание, чтобы корабль не сел на мель.

Быть на седьмом небе – находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге.


Держать за семью печатями - хранить в глубокой тайне.

Семь чудес света - Древние числили на земном шаре семь наиболее удивительных произведений зодчества и скульптуры: мавзолей - гробницу царя Мавзола в Галикарнасе, египетские пирамиды, гигантскую статую Колосс Родосский, изваяние Зевса работы великого Фидия в Олимпии, маяк на острове Фарос в Александрии, превосходивший все здания древности высотой, храм Артемиды в городе Эфесе (см. "Слава Герострата") и висячие сады в Вавилоне, совершенно необоснованно приписываемые царице Шаммурамат ("Сады Семирамиды").

Позднее выражение "семь чудес света" приобрело более общее и неопределенное значение: так мы говорим теперь обо всех выдающихся достопримечательностях - как созданных человеком, так и природных (см. "Восьмое чудо света").

Любопытно, что в XVIII веке французские и английские писатели прибавили к перечню мировых чудес еще семь: Великую китайскую стену, римский Колизей, Александрийские катакомбы, наклонную башню в итальянском городе Пизе, фарфоровую башню в Нанкине, храм Соломона и мечеть святой Софии в Стамбуле.

Семи пядей во лбу  об очень умном человеке. Выражение возникло на основе френологических представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Старинная мера длины пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев (меньшая пядь) или большого и среднего пальцев (большая пядь). Выражение основано на гиперболе, поскольку человек семи пядей во лбу должен был бы иметь лоб высотой около полутора метров.

Семь смертных грехов

Грехом, по понятиям церкви, именовался всякий предосудительный, плохой поступок. Но не все грехи считались одинаково тяжелыми. Были такие, за которые не полагалось особо суровых наказаний, а были и страшные, "смертные" грехи: тот, кто был повинен в них, навсегда губил свою душу, должен был после смерти вечно терзаться в аду. Этих "смертных грехов" числилось семь, в том числе гордость, скупость, гнев, обжорство, зависть.

Теперь, говоря: "за ним все семь смертных грехов числятся", - мы шутливо рисуем образ человека, способного на всё дурное, или же, наоборот, хотим сказать, что чьи-то дурные качества преувеличены общим мнением.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Перед тем как сделать, решить что-либо ответственное, серьезное, тщательно обдумай, все предусмотри. Вреднее всего здесь было бы спешить.

Седьмая великая держава

Седьмая великая держава(цензура)

Писания свои корреспонденты отправляют в газеты для напечатания, но бабушка еще надвое сказала, увидят ли они свет, потому что существует еще седьмая великая держава.

Семеро одного не ждут

В силу монастырского устава, для сохранения порядка, все делается в известный час, - и за стол садятся даже не дожидаясь аббата.

По преданию, эта русская пословица получила начало от семи бояр (времен семибоярщины), разгневанных королем польским Владиславом, не согласившимся вступить на престол русский на ими предложенных условиях и обманувшим их ожидания.

Семеро (семеры) по зайца, один молотить

Семеро(семеры) по зайца, один молотить(иноск.) - о разгульной, беззаботной жизни

Они ли (столбовые и нестолбовые) не охотились, когда даже оставили в народе насмешливую пословицу своих распоряжений: семеро - по зайца, один - молотить.

Семерых живьем проглотил, осьмым поперхнулся

Семерых живьем проглотил, осьмым поперхнулсяНечего, брат, глаза-то выпучивать, словно пятерых проглотил, да шестым поперхнулся.

Семи печатей книга

Семи печатей книга(иноск.) - о скрытом, непонятном

Под (за) семью печатями (то же)

Всегда холодна, всегда безответна оставалась Мария Гавриловна. Сердечная скорбь ее тайной повита и семью печатями запечатана.

Мельников. В лесах..

Муллы и мирзы, и книжники и фарисеи здешние, препорядочные невежды, и арабский язык... для них едва ли не книга семи печатей.

Марлинский. Шах Гуссейн.

. Истина скрыта за семью печатями, которые надо сорвать (чтоб ее узнать).

Саади.

СемибоярщинаСемибоярщина

(иноск.) - раздор, неурядица (намек на раздоры и неурядицу во время семибоярщины 1610-1611 г.)

Я не очень этими товариществами восхищаюсь!.. Сейчас пойдут раздоры да умничанье. Одно слово семибоярщина...

И. Боборыкин. Горемыка.

У семи нянек дитя без глазаУ семи пастухов не стадо.

Видно велик городок, что семь воевод.

У одной овечки, да семь пастухов.

По поводу неурядиц во время семибоярщины (1610-11).

"У семи нянек дитя без глаза"; потому некоторые отцы предпочитают иметь одну, но - хорошенькую.

Афоризмы.

Если хочешь бульон испортить, многим поварам дай его посолить.

Где много петухов (поют), там никогда не знаешь, когда день.

Много врачей погубили царя.

Множество полководцев погубило Карию.

У семи нянек дитя без глазу.
Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.

Семь бед - один ответ

Семь бед - один ответЕжели... мы его в живых оставим, так он первый на нас доказчик. Все равно, говорит, что одного убить, что двух... Семь бед, один ответ...

Ант. П. Чехов. Степь. 6.

Что ж, отдайте энту штуку-то (обязательство жениться); еще, пожалуй, история выйдет... А то, пожалуй, и не надо; делайте, что хотите. Уж семь бед - один ответ.

Островский. В чужом пиру похмелье. 1, 5.

Одному стал жаловаться на сына, а он мне что сказал! "я", говорит, "до семи бед коплю, это у меня положёное, это еще третья, а как семь бед сделает, так отстегаю".

Островский. Шутники. 1, 1.

. Кто его ловил, кто уличал, кто ковал и сдавал; кто караулил по наряду - всех выжег; семь бед, один ответ, а надо задать страху...

Даль. Новые картины русского быта. 3. Январь.

А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре, или больше, и того татя пытать, казнить смертию.

Уложение. 12, 12.

Семь верст не доехал

Семь верст не доехал(иноск.) - сильно ошибаешься

Меня поколотил? меня? Нет, брат, руки коротки: семь верст не доехал меня колотить-то!..

Григорович. Переселенцы. 4, 5.

Семь верст не околица (для друга семь верст...)

Семь верст не околица(для друга семь верст...)ничего не трудно

Недалеко к милому девяносто в сторону.

Для друга нет круга.

Дружба не служба: а кому дружить, на того служить.

Для мила дружка семь верст не околица, - заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 1, 3, 4.

Нам почти по дороге. Немножко в сторону, да отчего же? Для друга семь верст не околица.

Лесков. Смех и горе. 24.

Будь любезная далеко

Так, как запад от востока;

Но любви чего нельзя?

Степь и море ей стезя...

К милой шаг и до Багдада...

Марлинский (с персидского).

Семь гостей - еда, девять бедаСемь гостей - еда, девять беда

(на основании мнения гастрономов, что обед только тогда хорош, когда он изготовлен не более как на семь человек и - не менее как на три

Семь - угощение, девять - оскорбление (взаимное).

Римляне говорили, что гостей за столом должно быть не меньше трех (по числу граций) и не более девяти (по числу муз).

Семь лет обилия и семь лет голода

Семь лет обилия и семь лет голода Сухощавый поляк... весьма похожий на тощую фараонову корову, которая поглотила тучную, не став от того сытее, - что-то с жаром проповедовал...

Марлинский. Вечер на кавказских водах.

Ср. Сон фараона о семи коровах и семи колосьях.

Бытие. 41.

Семь мудрецов Греции

Семь мудрецов греции (Иронически о человеке, считающем себя великим мудрецом.)

Семь греческих мудрецов (около 620-548 г. до Р.Х.) оставили после себя краткие изречения (gnomae), основанные на опыте и наблюдениях. К ним обыкновенно причисляются: Солон, Талес, Питтак, Биас, Хилон, Клеобул и Периандр. Некоторые вместо Периандра называют Мизона.

Семь просьб

Семь просьбв молитве: Отче наш

Ср. Седьмую просьбу: Избави нас от лукавого.

(Матф. 6, 13.)

Ср. (злая жена) - намек на седьмую просьбу об избавлении от зла.

Ср. О семи "феях" (сказочн.), из которых шесть добрых, а седьмая - злая.

Семь раз прощать

Семь раз прощатьПетр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз.

Матф. 18, 21-22; 34-35.

Семь спящих отроков

Семь спящих отроковОтроки-христиане, спасаясь при Деции, 251 г., от преследования, укрылись в теперь еще показываемой пещере горы Каллион у Ефеса и там заснули. Они были замуравлены, и только в 446 г., в царствование имп. Феодосия II, по случайном открытии пещеры они проснулись и тут же, окруженные лучезарным сиянием, умерли на глазах прибывших на место: епископа Мартина и самого императора. (Правосл. празд. 4-го авг.).

Семь су, семь су... что нам делать на семь су?..

Семь су, семь су... что нам делать на семь су?..(песня лиц с малым заработком - особенно чиновников, чающих новых штатов (намек на французскую песню cinq sous)

Поликарп (понимая, что пользы и 2000 р. в месяц, как говорится, - на один зуб), ни к селу ни к городу, пропел: Семь су, семь су... Что нам делать на семь су?

А.А. Соколов. Тайна. 8.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врознь(о женской неуживчивости)

Пуще всего не давай снохам ссориться, так не из чего будет расходиться; мужики-то поладят; семь топоров вместе под лавкой лежат, а две прялки врознь.

Даль. Прадедовские ветлы.

Два человека, три человека, десять человек мужеского пола сходятся между собою, живут в одном доме, видаются беспрестанно, ведут вместе дела и весьма часто живут не только в полном согласии, но сплетаются между собой тесною дружбою. Но отчего же повсюду, где сходятся и вместе живут женщины, не говорю уже в числе десяти, а трех или четырех, никогда нет помина о дружбе, но нет даже согласия, нет даже самого простого спокойствия? Женщина почти никогда не дружится с другой женщиной.

Дружинин. Увеселительно-философские очерки. 4.

Семь чудес древнего мира

Семь чудес древнего мираКоло/сс Родосский днесь смири свой гордый вид,

И нильски здания высоких пирамид

Престаньте более считаться чудесами;

Вы смертных бренными соделаны руками.

Рубан. На памятник Петру I.

Так назывались в древности семь замечательных сооружений, отличавшихся, частью роскошью, частью - грандиозностью и художественным исполнением, так что и развалины их поныне вызывают удивление. К ним причислены: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Дианы в Ефесе, статуя олимп. Юпитера работы Фидия, Мавзолей (гробница), воздвигнутый царю Мавзолу женою его Артемизией в Галикарнасе, Колосс Родосский и Фарос (маяк) в Александрии.

36








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проект "Фразеологизмы с числительным "семь"

Автор: Бронских Любовь Владимировна

Дата: 08.07.2015

Номер свидетельства: 222457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства