Программа элективного курса по русскому языку "Текстовая мозаика" 8 класс
Программа элективного курса по русскому языку "Текстовая мозаика" 8 класс
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 8-х классов, он является предметно-ориентированным, рассчитан на 34 часа в неделю. Тематическая направленность курса связана с основными видами переработки текста и включает написание изложений и сочинений разного вида, а также выполнение комплексного анализа текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку "Текстовая мозаика" 8 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»
г. Вятские Поляны Кировской области
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ТЕКСТОВАЯ МОЗАИКА»
для учащихся 8 класса.
Автор-составитель:
Горынцева Ю. В., учитель
русского языка и литературы,
Вятские Поляны, 2019 – 2020г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс по выбору предназначен для учащихся 8 классов, он является предметно-ориентированным. Рассчитан на 34 часа (1ч. в неделю)
Формирование ключевых компетенций согласно Государственному стандарту образования является одной из приоритетных задач современного школьного образования. Новая форма итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов заставляет учителя по-новому взглянуть на преподавание русского языка. Главной единицей осмысления языкового материала становится текст, поэтому необходимо развивать навыки анализа текста, владения учащимися определённым набором текстоведческих понятий, умение работать с текстом (составлять план, самостоятельно проводить комплексный анализ текста, конструировать вопросы к тексту); освоить основные виды переработки текста: подробное изложение, изложение с творческим заданием, изложение с элементами рассуждения, сжатое изложение, а также создавать свои оригинальные тексты.
Данную работу необходимо начинать на средней ступени обучения с целью приобретения устойчивого навыка работы с текстом.
Программа элективного курса «Текстовая мозаика» также ориентирована на выявление детей с так называемой «языковой» одарённостью, что позволит развивать творческие способности учащихся, совершенствовать речь.
Тематическая направленность данного курса по выбору связана с основными видами переработки текста и включает написание изложений и сочинений разного вида, а также выполнение комплексного анализа текста.
Цель курса – создание условий для формирования коммуникативной компетентности через совершенствование письменной речи; лингвистической через целостный анализ языковых единиц; творческих способностей учащихся.
Задачи:
Углубить сведения о тексте как целостном языковом явлении;
Развивать языковые способности учащихся;
Познакомиться характером заданий для комплексного анализа текста;
Определить последовательность анализа текста;
Освоить основные виды переработки текста;
Пополнить свой словарный запас;
Научиться работать со справочной литературой.
Прогнозируемые результаты обучения:
В результате успешного изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. Понимать текст адекватно авторскому замыслу;
2. Владеть основными речеведческими понятиями;
3. Использовать основные приёмы информационной обработки текста;
4. Проводить комплексный анализ текста;
5. Уметь писать изложение (подробное, сжатое, с творческим заданием, с элементами сочинения);
6. Уметь писать сочинения разных жанров.
В течение изучения курса учащимся будут предложены следующие формы контроля уровня достижений (формы итоговой отчётности):
Изложение;
Сочинение;
Анализ текста
Упражнения лингвистического характера.
Методическое обеспечение курса:
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008г.
Методический журнал «Русский язык в школе» 2009г., № 3.
Методический журнал «Русский язык и литература для школьников» 2009г,, № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8.
Павлова Т. И., Раннева Н. А. Мастер-класс. Сочинение-рассуждение / учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: издательство «Легион», 2009г
Содержание программы.
1. Речеведческие понятия (2ч)
Текст. Признаки текста. Средства связи предложений текста. Стили речи, их особенности. Типы речи, признаки и структура.
2. Комплексный анализ текста (8ч)
Виды заданий. Разделы языкознания, включённые в анализ.
Практикум.
3. Основные виды переработки текста (24ч)
План текста. Приёмы формирования навыка понимания текста.
Тезисы.
Приемы работы с текстом при написании подробного изложения. Методика написания подробного изложения: алгоритм работы с текстом. Виды творческих заданий. Элемент рассуждения в изложении.
Сжатое изложение. Методика подготовки: обучение приёмам содержательной компрессии текста.
Сочинение. Виды сочинений: сочинение описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение, сочинение-размышление. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-репортаж. Сочинение на свободную тему.
К таким творческим упражнениям будут относиться те, при выполнении которых ученик оценивает проблему, поднятую в тексте, прогнозирует её решения, опираясь на литературный материал, языковые явления, жизненный и читательский опыт.
Упражнения на пересказ
Перескажите текст от 1-го (2-го) лица.
Попробуйте перенести действие в иное время (эпоху, в другую страну). Какие потребуются изменения?
Составьте аннотацию к тексту.
Представьте себе: вы только что пережили то, что пережил автор. Расскажите об этом в своём дневнике, в письме к другу.
Задайте риторические вопросы к абзацам.
Напишите, что могло бы произойти, если бы…
Ситуативные упражнения
Вы автор текста. Попробуйте написать несколько черновых вариантов вступления к проблеме.
Задайте несколько вопросов автору.
Закончите предложение, которое начиналось бы со слов: «зачем только», «сколько раз», «неужели».
Напишите небольшое эссе на тему…
Упражнения на восстановление
Вам даны первая и последняя строчки текста. Воссоздайте отсутствующий текст.
Напишите короткий диалог, который мог бы состояться между…
Подберите ряд синонимов (антонимов) к словам…
Дайте лексическое толкование словам…
Вы – детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, персонажу)
Варианты работы с текстом:
1. Прочитайте текст.
Составьте 2-3 вопроса, на которые вы хотели бы получить ответ в тексте.
Какая информация в тексте вас заинтересовала больше всего? Почему?
Какие слова и обороты в тексте вам показались яркими, запоминающимися, любопытными?
Объясните значение следующих слов и словосочетаний… Своё объяснение постройте по образцу: например, радость – это…
2. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Напишите вопросы к каждому абзацу.
Составьте план текста.
Перескажите текст с опорой на составленный план, стараясь сохранить стилистические черты текста.
3. Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором?
Определите стиль и тип текста. Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Сформулируйте основную мысль. Озаглавьте текст.
Найдите ключевые слова. Подумайте, сопоставляются или противопоставляются синонимы в тексте?
Охарактеризуйте средства связи предложений в тексте.
По выбору:
1) продолжите мысль писателя;
2) составьте текст в форме рассуждения на тему…
4. Раскройте смысл приведённого ниже высказывания.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Гегель)
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
Следовательно,…
5. Вам предложены темы сочинений. Сформулируйте основной тезис сочинения – своё отношение к названной проблеме.
Какими должны быть детские радио- и телепередачи?
Каким должен быть хороший учебник?
Почему мои сверстники стали меньше читать?
Что значит быть воспитанным?
Что важнее: самовоспитание или воспитание?
Кого можно назвать культурным человеком?
Интеллигентность = образованность?
6. Продолжите текст, приводя собственные аргументы (не менее 3-4)
Человек должен уметь управлять эмоциями, хотя это очень трудно.
Способы разрядки эмоций зависят от общей культуры человека и от умения владеть своими эмоциями.
Корректных способов разрядки эмоций немало. Вот основные из них:
физическая нагрузка;
музыка, пение;
3)
4)
5)
7. Постройте рассуждение-объяснение или рассуждение-доказательство, взяв за основу один из следующих тезисов:
Душа обязана трудиться.
Содружество растёт силою сердца.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого.
8. Прочитайте высказывания. Укажите источники, из которых вы будете брать аргументы ( примеры из художественной литературы, жизненных впечатлений, наблюдений, факты биографии известных людей и т.д. ) какие из высказываний уместно процитировать в вашем сочинении на тему … ?
«Верность друга нужна и в счастье. В беде она совершенно необходима» (Сенека)
«Нет другого более красивого и более полезного времяпрепровождения, чем книга» (Мирон Костин)
«Красота лица в красоте характера» (Пословица)
«Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем решимость» (Т. Рузвельт)
«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» (Л. Толстой)
«Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим» (Плавт)
9. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по выбору)
- Пунктуация – одно из ярких средств выразительности текста.
- Современная пунктуация – сложная, исторически сложившаяся система.
- Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо не только знать правила расстановки знаков препинания, но, главное, постичь её существо, её принципы, усвоить её системность.
- Грамматика – это порог всякого знания. (А. М. Пешковский)
- Язык есть вековой труд целого поколения. (В. И. Даль)
10. Прочитайте текст и выполните комплексный анализ.
Примерные вопросы:
Озаглавьте текст.
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста (докажите своё мнение).
Тип текста (докажите своё мнение).
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
Произведите фонетический разбор слова…
Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
Подберите к … предложению синтаксический синоним.
Дайте определение следующим терминам…
Выпишите из текста сложные слова и определите способ их образования.
Произведите разбор следующих словосочетаний…
Определите способ связи между … предложениями.
Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Разберите по составу слова…
Произведите морфологический разбор слова…
Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.
Подчеркните в тексте грамматические основы предложений.
Выпишите из текста составные сказуемые. Определите их тип.
Выпишите из текста метафоры…
Объясните, как вы понимаете выражение…
Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам…
Напишите сочинение-миниатюру о своём любимом времени года.
Составьте план текста.
Попробуйте описать … Составьте описание в том стиле, в котором написан текст.
Выпишите из текста слова с приставкой ПРИ-, объясните условие выбора данной орфограммы.
Подчеркните в тексте несогласованные определения и приложения как члены предложения.
Выпишите из текста слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова.