Основная цель курса – знакомство учащихся с лучшими образцами художественной литературы, воспитание у них определённых навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике. Курс предназначен для учащихся 5 классов и рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 ч. в год.
В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать процесс обучения, чтобы эстетическая функция родного языка не терялась за унылой чередой правил, разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания и напряжённых ожиданий результатов очередного контрольного диктанта. Один из путей – создание специальных курсов, факультативов. Суть их состоит в интеграции двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Такие интегрированные курсы обычно называют старым русским словом словесность. Особые надежды возлагаются на старшие классы, где можно создать условия для воспитания у учащихся способности осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием читать, учиться самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Школьная практика показывает, что максимально достичь этих целей возможно, если в средних классах планомерно проводилась специальная предварительная работа.
Именно с 5 класса должны закладываться основы филологического взгляда на художественный текст.
- познакомить учащихся с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов;
– способствовать росту речевой культуры школьника.
– воспитание определённых навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике;
– пользование нормативными словарями и справочной литературой.
– говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура» (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
– владеть навыками лингвостилистического анализа текста.
оригинальная система вопросов, ответы на которые требуют не простого воспроизведения изученного, а глубокого осмысления проблемы;
задания для самостоятельной работы, требующие классификации явлений, составления таблиц, оценки произведения, формулировки выводов;
задания творческого характера, требующие создать рассказ, стихотворение, сценку, написать сочинение-рассуждение, критический очерк, эссе;
иллюстрации для сравнения произведения словесного искусства с произведением изобразительного искусства, чтобы увидеть их сходство или различие;
фонограммы чтения литературных произведений актерами.
№ п/п | Тема занятия | Дата | По факту | Содержание занятия. | Кол-во часов | Используемая литература |
Что такое слово (1ч) |
1 | Что такое слово. Как возникли слова и для чего они служат? Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. | | | Получить начальные сведения о происхождении слов Совершенствовать навыки выразительного прочтения текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Развивать навыки работы с этимологическим словарем. Размышлять о значении языка. | 1 | К.И.Чуковский «От двух до пяти». Н.М.Шанский и др. «Школьный этимологический словарь русского языка» |
Словесность (1ч) |
2 | Словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. | | | Иметь представление о различных формах словесности. Уметь различать разговорный и литературный язык. | 1 | А.Н.Толстой «Золотой ключик». Р.П.Погодин «Альфред» |
Звуковые образные средства русского языка (3+1 ч) |
3 | Звукопись. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. | | | Знать особенности звуковой организации художественного текста. Иметь представление о двух типах звуковых повторов. | 1 | С.Я.Маршак «Дождь», В.Бардадым «Летний дождик», А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую…» , А.С.Пушкин «Полтава» (поэма), М.Ю.Лермонтов «Бородино», Ф.И.Тютчев «Ещё в полях белеет снег..», «Весенняя гроза», А.А.Блок «О, весна без конца и без краю…», С.А.Есенин «С добрым утром» и др. |
4 | Тавтограммы и палиндром – шутка или поиски новой формы стиха? Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах. | | | Иметь начальные представления о фонетических экспериментах в области стихосложения. Уметь правильно и выразительно читать скороговорки (конкурс на лучшего диктора) | 1 | Г.Р.Державин «Я разуму уму заря…», В.Я.Брюсов «В дорожном полусне», А Кондратов «Я». |
5 | Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. | | | Получить начальные представления о видах рифм в зависимости от Совпадения звуков в рифмующихся словах; От расположения ударений в рифмующихся словах; От расположения рифмующихся строк. | 1 | Е.Носов «Незнайка на Луне». Каламбурная рифма Я. Козловского («Весёлые приключения – не только для развлечения»). |
6 | Практическое занятие. | | | Овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём звуковых образных средств. | 1 | А.Усачёв «Шуршащая песенка» А.С.Пушкин «Буря мглою…» |
Богатство лексики русского языка (8 +1ч) |
7 | Лексическое значение слова. Слова однозначные, многозначные. Слова-термины. | | | Совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями. | 1 | С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». |
8 | Синонимы. Антонимы. | | | Наблюдать за экспрессивным использованием синонимов, антонимов в художественных текстах для усиления изобразительности. | 1 | Словари синонимов, антонимов |
9 | Омонимы. Виды омонимов. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. | | | Наблюдать за выразительным использованием омонимов в художественной речи. | 1 | Стишки-путаницы: Л.Каминский «Объявление», Ю.Могутин «Перепутаница», Д.Хармс «Иван Топорышкин» |
10 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Новые слова. | | | Иметь представление о стилистической функции устаревших слов: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи, средство сатиры и юмора. | 1 | Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского |
11 | Фразеологизмы. | | | Наблюдать за выразительным использованием фразеологизмов в художественной речи. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов в речи. | 1 | Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», фразеологический словарь |
12 | Пословицы, поговорки, литературные цитаты (крылатые слова). | | | Наблюдать за экспрессивным использованием пословиц, поговорок, крылатых слов в художественном тексте. | 1 | Словарь крылатых слов и выражений. |
13 | Прямое и переносное значение слова. Основные виды тропов: сравнение, эпитет. | | | Совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями. | 1 | С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». Феликс Кривин «Новое значение». |
14 | Метафора, олицетворение. | | | Уметь находить в художественном тексте основные виды тропов: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение. | 1 | Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина и др. |
15 | Практическое занятие | | | Овладевать навыками анализа и выразительного чтения художественного текста | 1 | И.С.Тургенев «Бежин луг». |
Изобразительные ресурсы русского словообразования (2 ч) |
16 | Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества. | | | Наблюдать за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. | 1 | Стихотворения А.Шибаева, И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева и др. Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», Л.Петрушевская «Пуськи бятые». |
17 | Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в художественных произведениях. | | | Овладеть навыками словообразовательного анализа и выразительного чтения текста. | 1 | Русские народные сказки, песни |
Морфологические средства выразительности (16 +1ч) |
Имя существительное (4 ч.) |
18 | Роль имён существительных в речи. | | | Иметь представление о роли имён существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. | 1 | А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…», |
19 | Многозначность имён существительных. Синонимы, антонимы. | | | Совершенствовать умение работать с разными видами лингвистических словарей (толковый, синонимов, антонимов). | 1 | С. Я. Маршак «Правда и ложь» |
20 | Изобразительно-выразительное использование имён существительных в художественной речи. Метафора. Сравнение. Фразеологизмы. | | | Наблюдать за использованием имён существительных в создании именных фразеологизмов, метафор, сравнений. | 1 | Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина и др. Словарь фразеологизмов. |
21 | Имена собственные и нарицательные. Говорящие фамилии как средство художественной характеристики. | | | Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста. | 1 | Д.И.Фонвизин «Недоросль», Н.В.Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», А.С.Грибоедов «горе от ума», Л.Н.толстой «Кавказский пленник». Е.Евтушенко «Метаморфоза». |
Имя прилагательное (4 ч.) |
22 | Роль имён прилагательных в речи. | | | Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. | 1 | В.Выркин «Ищу слова» |
23 | Употребление прилагательных в переносном значении. Эпитет. Постоянный эпитет. | | | Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. | 1 | З.Гиппиус «Всё кругом». Русские народные сказки, былины. |
24 | Многозначность имён прилагательных. Синонимы. Антонимы. | | | Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. | 1 | Стихотворения А.С.Пушкина, М.И.Цветаевой, С.А.Есенина |
25 | Чудесное превращение… | | | Иметь представление о переходе некоторых прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Находить краткие и усечённые прилагательные в тексте. | 1 | Н.В.Гоголь «Страшная месть» (описание Днепра), А.С.Пушкин «Полтава (описание украинской ночи). |
Глагол (8 + 1 ч.) |
26 | Роль глаголов в речи. | | | Иметь представление о роли глаголов в достижении точности, информативности и выразительности речи. | 1 | А.С.Пушкин «Полтава» |
27 | Употребление глаголов в прямом и в переносном значении. | | | Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. | 1 | Стихотворения С.А.Есенина, А.В.Кольцова |
28 | Глаголы-синонимы. Глаголы-антонимы. | | | Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов и глаголов-антонимов в речи. | 1 | Словарь синонимов, антонимов |
29 | Изобразительно-выразительное использование глаголов в художественной речи. Метафора. | | | Наблюдать за использованием глаголов в создании метафор. | 1 | Стихотворения С.А.Есенина и др.русских поэтов. |
30 | Изобразительно-выразительное использование глаголов в художественной речи. Олицетворение. | | | Наблюдать за использованием глаголов в создании олицетворений. | 1 | Стихотворения С.А.Есенина и др.русских поэтов. |
31 | Глагольные фразеологизмы. | | | Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. | 1 | Словарь фразеологизмов |
32 | Употребление глаголов одного времени вместо другого как изобразительный приём. | | | Наблюдать за выразительным использованием глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. | 1 | Г.Скребицкий «Барсучонок» |
33 | Глаголы и этикет. | | | Правильно употреблять глаголы в этикетных формулах выражения просьбы. | 1 | Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка». Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Занимательно о русском языке». Балакай А.Г. «Толковый словарь русского речевого этикета: Свыше 4 тыс. этикетных слов и выражений». |
34 | Итоговое занятие. Комплексный языковой анализ и выразительное чтение художественного текста. | | | Совершенствовать навыки анализа художественного текста. | 1 | Произведения К.Г.Паустовского, И.С.Тургенева |