Программа промежуточного контроля по русскому языку (для студентов 1 курса)
Программа промежуточного контроля по русскому языку (для студентов 1 курса)
Программа промежуточного контроля учебных достижений обучающихся АУ «Сургутский политехнический колледж» по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» при реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена (далее – Программа) устанавливает порядок подготовки к письменному экзамену по русскому языку обучающихся колледжа, а также процедуру проведения экзамена в 2017 году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа промежуточного контроля по русскому языку (для студентов 1 курса)»
Автономное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский политехнический колледж»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
директора по УР
Директор АУ «Сургутский политехнический колледж»
АУ «Сургутский политехнический
колледж»
_____________ В.Н. Шутов
_______________З.А. Дузь
«_____»_________________
«_____» _______________
Программа промежуточного контроля учебных достижений обучающихся
АУ «Сургутский политехнический колледж» по дисциплине
«Русский язык и литература. Русский язык»
при реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена
Сургут, 2016
Разработана
Должность
Фамилия, имя, отчество
Подпись
Председатель МО
Плеханова Л.И.
Рассмотрена
На МО «Русский язык и литература»
Протокол №3 от 31.10.2016
Стр. из1из8
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы
3
Введение
КИМ и порядок проведения экзамена
5
6
Перечень элементов содержания экзаменационной работы
7
Критерии оценки экзаменационной работы
9
Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе
10
Механизмы взаимодействия (для подготовки к экзамену) преподавателей русского языка и литературы и студентов колледжа
11
Список литературы
12
Приложение 1 (Инструкция)
Приложение 2 (10 вариантов контрольно-измерительных материалов)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Программа промежуточного контроля учебных достижений обучающихся АУ «Сургутский политехнический колледж» «Русский язык и литература. Русский язык» при реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена
Основания для разработки
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО (утв. приказом Минобрнауки России от 14.06. 2013 г. № 464 (в ред. от 15.12.2014 г. № 1580);
- ДП СМК Реализация учебного процесса (пр. № 01-09-01/357 от 04.12.2014);
- Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
- Положение об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации общеобразовательной программы в пределах профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в АУ «Сургутский политехнический колледж» (пр. № 01-09-01/17-к от15.01.2015);
- Положение об эксперименте по формированию индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже (приказ № 01-09-01/171 от 16.06.2015г.).
Задачи Программы
- разработать тестовый материал для проведения итогового контроля по русскому языку;
- провести апробацию и коррекцию заданий с учётом подготовки к экзамену;
- создать базу заданий, вызывающих трудности у обучающихся и разработать сборник методических рекомендаций для подготовки к экзамену по русскому языку;
- внедрить эффективные механизмы взаимодействия (для подготовки к экзамену) преподавателей русского языка и литературы и студентов колледжа через электронный ресурс https://rus-ege.sdamgia.ru и сайт moodle.surpk.ru
Основная цель Программы
создание экзаменационного материала по русскому языку для промежуточной аттестации обучающихся 1 курса
Сроки и этапы реализации
с 1 октября 2016 по 30 июня 2017 года
Исполнители Программы
преподаватели русского языка и литературы
Ожидаемые результаты Программы
- у обучающихся сформированы практические умения выполнения тестовых заданий;
- 99% обучающихся 1 курса получат положительные отметки на экзамене по русскому языку;
- будет создан сборник методических рекомендаций для подготовки к экзамену по русскому языку.
Основные разработчики Программы
- Плеханова Людмила Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, руководитель МО «Русский язык и литература»
ВВЕДЕНИЕ
Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательным контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральным государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.
Программа промежуточного контроля учебных достижений обучающихся АУ «Сургутский политехнический колледж» по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» при реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена (далее – Программа) устанавливает порядок подготовки к письменному экзамену по русскому языку обучающихся колледжа, а также процедуру проведения экзамена в 2017 году.
По итогам реализации Программы будет проведён динамический и сопоставительный анализ, в последствие чего в Программу (контрольно-измерительные материалы) будут внесены (по необходимости) изменения и корректировка. В результате реализации Программы планируется создание сборника методических материалов для подготовки к экзамену по русскому языку.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА
Экзамен по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» проводится письменно за счёт времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию, с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий (всего 10 вариантов).
На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 астрономических часа (180 минут).
Работа состоит из трёх частей, включающих 18 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение на основе прочитанного текста). Задания разработаны преподавателями русского языка и литературы в соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. Внесены оптимальные изменения во все три части задания.
За каждое выполненное задание частей А и В (кроме задания В1) можно получить по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания В1 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, выставляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить, правильно выполнив задание части С, - 23 балла.
В первую и вторую части работы включены задания базового уровня по всем основным разделам требований ФГОС: «язык и речь»; «лексика и фразеология»; «фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; «морфемика, словообразование, орфография»; «морфология и орфография»; «синтаксис и пунктуация». При выполнении заданий первой части обучающиеся должны продемонстрировать базовую компетентность.
Третья часть (работа с текстом публицистического стиля) направлена на проверку сформированности у обучающихся языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций, навыков логического мышления.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
В связи с тем, что для многих обучающихся русский язык не является родным, мы предлагаем на уроках русского языка заранее ознакомить студентов с акцентологическим минимумом слов, которые войдут в задание А1 (орфоэпические нормы) и словарём паронимов.
В процессе апробации Программы будет разработан сборник методических рекомендаций по русскому языку для обучающихся, включающий задания, вызывающие наибольшие трудности в процессе подготовки к экзамену.
Проверяемые элементы содержания с соответствующими кодами
№ задания
Проверяемый элемент
Код контролируемого умения знаний
Код проверяемого умения
Уровень сложности
Максимальный балл
А1
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
9.1
1.1
Базовый
1
А2
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
9.2.
1.1
Базовый
1
А3
Синтаксические нормы (замена придаточной части обособленным определением)
9.4
1.1
Базовый
1
А4
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте
8.1
1.4., 2.1
Базовый
1
А5
Текст. Смысловая композиционная целостность текста
8.1
1.4, 2.1
Базовый
1
А6
Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи
5.14
1.1, 1.4
Базовый
1
А7
Морфологическая характеристика частей речи (союз, местоимение, предлог, прилагательное, причастие, деепричастие)
4.3
1.1, 1.4
Базовый
1
А8
Лексическое значение слова (синонимы)
2.1
1.1, 1.4, 2.1
Базовый
1
А9
Одна и две Н в суффиксах прилагательных
6.8
1.1
Базовый
1
А10
Правописание приставок
6.6
1.1
Базовый
1
А11
Правописание личных окончаний глаголов настоящего времени
6.7
1.1
Базовый
1
А12
Правописание суффиксов разных частей речи –ова, -ева; -лив, -чив; -оньк, -еньк (кроме –Н, -НН)
Экзаменуемый сформулировал проблему, в которой отражена позиция автора и приведены аргументы собственного мнения по проблеме
2
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
0
2
Речевое оформление сочинения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
3
Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено не более 2-х ошибок
2
допущено 3–4 ошибки
1
допущено более 4-х ошибок
0
4
Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
3
допущено 1–3 ошибки
2
допущено 4–5 ошибок
1
допущено более 5-и ошибок
0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
10
* Если приводится неверный ответ или ответа нет, то за задание выставляется 0 баллов.
ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Отметка
Необходимое количество баллов
«5» («отлично»)
33-30
«4» («хорошо»)
29-22
«3» («удовлетворительно»)
21-16
«2» («неудовлетворительно»)
менее 16 баллов
Шкала перевода баллов в отметки размещается в инструкции для экзаменующегося.
Текст инструкции для обучающихся приводится в Приложении 1.
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ) РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
Подготовку к экзамену преподаватели ведут на уроках русского языка, на консультациях, а также при помощи электронного ресурса колледжа (moodle.surpk.ru.), образовательных Интернет-ресурсов, персональных сайтов и компьютерных тренажёров, способствующих качественному овладению практическому навыку.
Информационные образовательные ресурсы для подготовки к экзамену (например, сайт «Решу ЕГЭ») – это не только продукты, профессионально разработанные фирмами-производителями, но и ресурсы, которые может создавать сам педагог или его обучающиеся в рамках работы подготовки к экзамену.
Для подготовки обучающихся к экзамену по русскому языку преподаватель должен использовать не один метод работы, а систему работы, тем самым получая возможность скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным за курс общеобразовательной школы.
Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии в процессе обучения, которые позволяют не просто дать обучающемуся некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления их познавательной активности.
Итак, механизмами взаимодействия преподавателя и обучающегося при подготовке к экзамену, являются:
урок русского языка и литературы;
консультация;
moodle.surpk.ru;
персональный сайт педагога;
информационные образовательные интернет-ресурсы;
современные педагогические технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 14.06. 2013 г. № 464 (в редакции от 15.12.2014 г. № 1580).
3. Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования от 17.03.2015 г.».
4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»).
5. ДП СМК «Реализация учебного процесса» (приказ № 01-09-01/357 от 04.12.2014 г.).
6. Положение об организации и проведении текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации общеобразовательной программы в пределах профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в АУ «Сургутский политехнический колледж» (приказ № 01-09-01/17-к от 15.01.2015 г.).
7. Положение об эксперименте по формированию индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже (приказ № 01-09-01/171 от 16.06.2015 г.)
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (180 минут).
2. Работа выполняется на листах в линейку со штампом образовательной организации. Прежде чем записать ответ в экзаменационную работу, рекомендуется выполнить задание на листах для черновика.
3. Перед началом выполнения экзаменационной работы:
заполните титульный лист с личными данными под руководством преподавателя (консультанта);
внимательно ознакомьтесь с заданиями;
ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку по пятибалльной системе.
4. Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 18 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение на основе прочитанного текста).
5. Задания разработаны преподавателями русского языка и литературы в соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ. Внесены оптимальные изменения во все три части задания.
6. В каждом вопросе 1 части заданий лишь один правильный ответ.
7. За каждое выполненное задание части А можно получить по 1 баллу. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. За выполнение задания В1 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно получить, правильно выполнив задание части С, - 10 баллов. За верное выполнение всех заданий можно получить 33 балла.
8. Начинать работу нужно с заданий Части 1 (задания А). Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Пропускайте задание (оставляя место), которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
9. Оформление Части 1 (19 заданий с буквой А):
В верхней части в середине листа запишите заголовок - Часть 1. И переходите к записи вариантов ответа (ответы оформляйте по порядку, записывая их друг под другом):
Например,
А1 – 2
А2 - ..
А19 – записывается словами.
10. После того, как Вы выполните задания Части 1, переходите к выполнению заданий Части 2. Вам дан фрагмент, в котором рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр запишите в том порядке, в котором они вписаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков.
11. Оформление Части 2 (одно задание с буквой В):
В верхней части середины листа запишите заголовок – Часть 2. И переходите к записи цифр (на месте пропусков), соответствующих списку предложенных терминов (ответ оформляйте, записывая цифры в строчку).
Например,1,2,3,4
12. Перед выполнением Части 3 перечитайте ещё раз текст. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
13. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
14. Оформление Части 3.
В верхней части в середине листа запишите заголовок - Сочинение. Объём сочинения - не менее 80 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.