Данная программа носит практико - ориентированный характер. предназначена для обучающихся 7 - 8 классов. Направлена на развитие УУД обучающихся. Имеет большое значение для воспитания любви к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В своей основе программа является практико - ориентированной. Её реализация направлена на развитие у обучающихся универсальных учебных действий.
Предполагаются следующие виды деятельности учащихся:
Работа с «Коми – пермяцко – русским словарём» А.С. Кривощёковой – Гантман.
Работа с топонимическими словарями.
Составление топонимических мини – словариков.
Работа с диалектологическим и этимологическим словарём.
Мини – исследования языкового материала (фонетический анализ, этимологический анализ).
В результате освоения программы учащиеся смогут расширить лингвистическую, языковую компетенцию.
Требования к знаниям и умениям учащихся
К концу курса учащиеся должны:
Иметь представление о топонимике – разделе ономастики.
Знать о происхождении топонимов Гайны, Кама.
Иметь представление о микротопонимах.
Знать о происхождении микротопонимов п. Гайны, д. Монастырь д. Мысы и Елёво.
К концу курса учащиеся должны уметь:
Пользоваться справочными изданиями для определения нарицательного значения и происхождения имён собственных (топонимов)
Производить этимологический анализ с использованием различных словарей.
Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.
Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание курса.
Тема 1. Ономастика Прикамья.
Понятие об ономастике. Топонимика как раздел ономастики. Топонимические словари.
Тема 2.Топонимия Гайнского района.
Группы топонимов по принципам номинации. Названия по свойствам и качествам самих именуемых объектов.
Названия, возникшие по отношению именуемого объекта к другим объектам. Названия, возникшие по связи именуемого объекта с человеком.
Тема 3. Гидронимы Гайнского района.
Понятие о гидронимах. Структура гидронимов. Происхождение гидронима Кама. Разные версии происхождения топонима Кама. Происхождение гидронимов Адово озеро, озеро Вежаты, Нахты. Река Булач, Бадья, Турунья, Ручь и др.
Тема 4. Ойконимы Гайнского района.
Понятие об ойконимах. Структура ойконимов. Происхождение топонима Гайны. Разные версии происхождения топонима Гайны. Названия исчезнувших населённых пунктов Гайнского района (Сойга, Пурга, Пашня, Тошиб и др.).
Тема5. Микротопонимы.
Понятие о микротопонимах. Происхождение микротопонимов. Структура микротопонимов.
Тема 6. Микротопонимы.
Микротопонимы п. Гайны. Микротопонимы д. Мысы, д. Монастырь, д. Елёво.
Тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Вид занятия
Деятельность ученика
Контроль
1
Введение. Понятие об ономастике
Лекция с элементами беседы.
Составление конспекта.
Выборочная проверка конспекта.
2 -3
Топонимика как раздел ономастики.
Знакомство с топонимическими словарями
Занятие - практикум
Работа с топонимическим словарём.
Топонимическая статья.
5- 7.
Топонимия Гайнского района.
Группы топонимов.
Лекция с элементами беседы
Составление конспекта.
Выборочная проверка конспекта
8-12
Гидронимы Гайнского района.
Практикум
Этимологический анализ. Работа с Коми – пермяцко – русским словарём.