kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Топонимия Гайнского района"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа носит практико - ориентированный характер. предназначена для обучающихся 7 - 8 классов. Направлена на развитие УУД обучающихся. Имеет большое значение для воспитания любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Топонимия Гайнского района"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено и утверждено на Утверждаю

заседании ШМО _________ Зам. директора по УМР

Руководитель ШМО Базуева Н.В.__________

Мизёва А.В.______________







Рабочая программа кружка

«Топонимия Гайнского района»








Составитель: Фортуна А.Н.,

учитель высшей категории

МБОУ «Гайнская СОШ»







Пояснительная записка к программе кружка «Топонимия Гайнского района».


Программа кружка предназначена для учащихся 7 – 8 классов и рассчитана на 34 часа.

Программа направлена на изучение топонимии Гайнского района.


Цель: на основе изучения топонимии Гайнского района формировать исследовательские умения, универсальные учебные действия.

Задачи:

- познакомить учащихся с топонимией Гайнского района;

- совершенствовать умение этимологического анализа слова (топонима);

- формировать умение составлять мини – словари микротопонимов.


В своей основе программа является практико - ориентированной. Её реализация направлена на развитие у обучающихся универсальных учебных действий.


Предполагаются следующие виды деятельности учащихся:

  1. Работа с «Коми – пермяцко – русским словарём» А.С. Кривощёковой – Гантман.

  2. Работа с топонимическими словарями.

  3. Составление топонимических мини – словариков.

  4. Работа с диалектологическим и этимологическим словарём.

  5. Мини – исследования языкового материала (фонетический анализ, этимологический анализ).


В результате освоения программы учащиеся смогут расширить лингвистическую, языковую компетенцию.

Требования к знаниям и умениям учащихся


К концу курса учащиеся должны:

  1. Иметь представление о топонимике – разделе ономастики.


  1. Знать о происхождении топонимов Гайны, Кама.


  1. Иметь представление о микротопонимах.


  1. Знать о происхождении микротопонимов п. Гайны, д. Монастырь д. Мысы и Елёво.


К концу курса учащиеся должны уметь:

  1. Пользоваться справочными изданиями для определения нарицательного значения и происхождения имён собственных (топонимов)

  2. Производить этимологический анализ с использованием различных словарей.

  3. Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

  4. Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

  5. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.



















Содержание курса.




Тема 1. Ономастика Прикамья.


Понятие об ономастике. Топонимика как раздел ономастики. Топонимические словари.


Тема 2.Топонимия Гайнского района.


Группы топонимов по принципам номинации. Названия по свойствам и качествам самих именуемых объектов.

Названия, возникшие по отношению именуемого объекта к другим объектам. Названия, возникшие по связи именуемого объекта с человеком.



Тема 3. Гидронимы Гайнского района.


Понятие о гидронимах. Структура гидронимов. Происхождение гидронима Кама. Разные версии происхождения топонима Кама. Происхождение гидронимов Адово озеро, озеро Вежаты, Нахты. Река Булач, Бадья, Турунья, Ручь и др.



Тема 4. Ойконимы Гайнского района.


Понятие об ойконимах. Структура ойконимов. Происхождение топонима Гайны. Разные версии происхождения топонима Гайны. Названия исчезнувших населённых пунктов Гайнского района (Сойга, Пурга, Пашня, Тошиб и др.).


Тема5. Микротопонимы.

Понятие о микротопонимах. Происхождение микротопонимов. Структура микротопонимов.


Тема 6. Микротопонимы.

Микротопонимы п. Гайны. Микротопонимы д. Мысы, д. Монастырь, д. Елёво.

Тематическое планирование.




№ занятия

Тема занятия

Вид занятия

Деятельность ученика

Контроль

1

Введение. Понятие об ономастике

Лекция с элементами беседы.

Составление конспекта.

Выборочная проверка конспекта.

2 -3

Топонимика как раздел ономастики.

Знакомство с топонимическими словарями



Занятие - практикум


Работа с топонимическим словарём.


Топонимическая статья.



5- 7.


Топонимия Гайнского района.

Группы топонимов.


Лекция с элементами беседы


Составление конспекта.


Выборочная проверка конспекта


8-12


Гидронимы Гайнского района.


Практикум

Этимологический анализ. Работа с Коми – пермяцко – русским словарём.


Мини – исследования «Происхождение топонима Кама», «Происхождение топонима Адово озеро», «Происхождение топонимов Вежаты, Нахты, Булач, Турунья, Бадья».


Презентация

13-18.


Ойконимы Гайнского района (названия исчезнувших населённых пунктов Гайнского района).


Практикум.

Этимологический анализ слова.

Работа с Коми – пермяцко – русским словарём.

Мини – исследования «Названия исчезнувших населённых пунктов

Пашня, Сойга, Пурга, Тошиб и др.»


Презентация


Мини- словарь

19- 21


Микротопонимы.

Происхождение. Структура.


Лекция с элементами беседы.


Этимологический анализ.


Конспект


22- 25


Микротопонимы п. Гайны.




Практикум

Работа по группам.

Составление словаря микротопонимов п. Гайны.


Словарь микротопонимов

п. Гайны

26 - 28

Микротопонимы

д. Монастырь

Практикум

Составление словаря микротопонимов

д. Монастырь.


Словарь микротопонимов д. Монастырь

29- 31

Микротопонимы д. Мысы

Практикум

Составление словаря микротопонимов

д. Мысы

Словарь микротопонимов д. Мысы

32-33

Микротопонимы д. Елёво

Практикум

Составление словаря микротопонимов д. Елёво

Словарь микротопонимов д. Елёво

34

Итоговая работа по топонимии Гайнского района


Презентация работы

Презентация












Литература

1. Баталова Р.М. и др. Коми – Пермяцко - Русский словарь. «Русский язык»: М.,1985

2. Бажутина Г.В. и др. Словарь Пермских говоров 1том: издательство «Книжный мир» Пермь, 2000.

3. Бажутина Г.В. и др. Словарь Пермских говоров 2 том: издательство «Книжный мир» Пермь, 2000

4. Кривощёкова – Гантман А.С. Географические названия Верхнего Прикамья (с кратким топонимическим словарем ).-Пермь: Кн. изд-во , 1983.

5. Кривощёкова – Гантман А. С. Откуда эти названия? – Пермь: Кн. изд-во , 1983.

6. Кривощёков И. Я. Словарь географическо – статистический Чердыского уезда Пермской губернии. - Пермь, 1914.

7. Куделко И. П. Гайнсий район: страницы истории. Кудымкар, Коми – Пермяцкое книжное издательство, 2006.

8. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов, М., 1984.

9. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Краткий Удмуртско – Русский, Русско – Удмуртский словарь. Ижевск, Издательство Удмуртского университета, 1995.

10. Полякова Е. С. К истокам пермских фамилий: словарь. Изд – во Перм. ун – та , 1997.

11. Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в 19 – 20 вв. Екатеринбург, «Сократ», 1996.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа кружка "Топонимия Гайнского района"

Автор: Фортуна Анна Николаевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 391959

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства