Данная программа представлена как закономерное продолжение урока русского языка, его дополнение. Занимательный материал способствует формированию навыков каллиграфического письма у младших школьников по русскому языку. При формировании каллиграфических умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта этой проблемы. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Каллиграфия как искусство”, который является дополнением к урокам русского языка.
Главной целью его является формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение заданий, основанных на занимательном материале. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная программа представлена как закономерное продолжение урока русского языка, его дополнение. Занимательный материал способствует формированию навыков каллиграфического письма у младших школьников по русскому языку.
Пояснительная записка
Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, и наконец, способствует их эстетическому воспитанию.
От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.
Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании каллиграфических умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта этой проблемы. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Каллиграфия как искусство”, который является дополнением к урокам русского языка.
Главной целью его является формирование у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение заданий, основанных на занимательном материале. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Кроме того, это эффективная помощь при переходе в среднее звено обучения. В программе используются компетентностно-ориентированные задания по проверке ключевых компетенций.
Эффективность данной программы достигается тем, что на занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, анаграммы, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Цель программы:
способствовать формированию у младших школьников навыков каллиграфического письма через выполнение заданий, основанных на занимательном материале;
Содержание и структура кружка«Каллиграфия как искусство».
2 класс
( 1 час в неделю, 34 часа в год)
1. Каллиграфия как наука (4 часа)
Введение. Каллиграфия как наука. Как научиться писать красиво.
Элементы письма. Составление опорной схемы. Игра –соревнование.
2. Приемы письма. (20 часов)
Приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения).
Приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу). «Туфелька-балеринка» в буквах. Приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке. Приемы сопоставления букв по ширине – соблюдение одинаковой широты букв на строке. Письмо букв между линиями строки и на линии. Приемы правильного наклонения письма.
Межбуквенный интервал. Развиваем внимание и память, логическое мышление, восприятие. Гигиена письма. Развитие речи. Игра-соревнование «Час веселого письма». Письмо по кальке с последующим анализом. Учимся ориентироваться в тексте. Игра-конкурс «Самый красивый почерк». Анаграммы. Викторина.
3. Что значит писать красиво? (4 часа)
Безотрывное письмо слогов и слов. Как это сложно, как это просто. Ребусы. Шарады. Почерк отражает характер человека. Кроссворды. Контроль знаний. Тестирование.
4. Каллиграфия как искусство. (6 часов)
Анализ конфигурации букв. Аналитико-синтетические упражнения.
Вырабатываем скорость письма. Игра-сказка «Путешествие в страну Каллиграфии». Итоговое занятие. Исследуем. Анализируем. Подводим итоги..