kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного учебного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки «Пишем изложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся подготовиться к государственному экзамену при написании изложения. 

Название элективного учебного курса: «Пишем изложение»

Предметная область: русский язык.

Вид учебного курса: предметно-ориентированный.

Тип  программы: общеобразовательная, ориентированная  на успешное написание изложения на ОГЭ.

Время для изучения: 12 часов.

Адресность программы: курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного учебного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки «Пишем изложение»»

Министерство образования Саратовской области ГАУ ДПО «СОИРО»













Программа элективного учебного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки

«Пишем изложение»









Разработана

Хомутецкой Оксаной

Эриевной,

учителем русского

языка и литературы,

первой квалификационной

категории, МОУ ООШ

с.Николаевка

Фёдоровского района

Саратовской области











2016

Пояснительная записка.

Информационные сведения:

Название элективного учебного курса: «Пишем изложение»

Предметная область: русский язык.

Вид учебного курса: предметно-ориентированный.

Тип программы: общеобразовательная, ориентированная на успешное написание изложения на ОГЭ.

Время для изучения: 12 часов.

Адресность программы: курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы.


Программа элективного учебного курса «Пишем изложение» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся подготовиться к государственному экзамену при написании изложения.

Концепция программы

Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
    Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия на формирование личности ребенка в процессе его обучения. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Обоснованность программы.

Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм русского литературного языка.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

-уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

-уметь воспринимать авторский замысел;

-уметь вычленять главное в информации;

-уметь сокращать текст разными способами;

-уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Цель данного курса – подготовить девятиклассников  к  успешной сдаче  основного государственного экзамена через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

 Данная  цель реализуется при  решении следующих задач:

  • учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • учить обрабатывать информацию звучащего текста;

  • познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

  • учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

  • учить анализировать содержание читаемого текста;

  • развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.

  • отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;

Основные принципы, на которых строится курс - научность,

системность, доступность, принцип интеграции языка и речи.

Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности. Логические операции анализа и синтеза в практике преподавания проявляются в наблюдении над речевым материалом, в формировании умения производить разные виды анализа, обобщать выводы, аргументировать их.

Планируемые результаты:

  • Предметные: приобретают навык написания сжатого изложения.

  • Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

  • Познавательные: составляют план текста, передают содержание текста в сжатом виде.

  • Комммуникативные: количественно и качественно обогащают словарный запас, совершенствуют устную и письменную речь.

Формы проверки – проверочные работы (изложения, упражнения).

Методы обучения, предусмотренные учебным курсом:

- проблемно-диалогический (при знакомстве с материалами по темам);

-деятельностный (самостоятельная работа с информацией, чередование видов деятельности);

Подходы к обучению:

- личностно-ориентированный (учет интересов, склонностей обучающихся)

- дифференцированный (учет возможностей обучающихся)

Структурная характеристика программы

Программа содержит семь тем, включая презентацию курса и практические занятия. Теоретические основы сочетаются с практикой. Предусматриваются разнообразные виды и формы практических заданий: написание изложений по аудиозаписи, составление памяток, алгоритмов работы над изложением.

Программой предусматриваются практические задания, на которых отрабатываются приемы сжатия текста.

Основные формы работы с обучающимися:

1. Фронтальная работа.

2. Групповая работа.

3. Индивидуальная работа.

Виды контроля, предусмотренные программой:

1. Входное анкетирование (мини-сочинение) и итоговое написание изложения из банка ФИПИ.

2. Оценка изложений согласно критериям оценивания.

Инструментарий для оценки результатов

1. Словесная оценка.

2. Комплексная оценка.

5. Рекомендации учителя.

Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека

  • Объяснять языковое явление

  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;





































Содержание тем элективного курса

1. Тема «Презентация элективного курса»

Элективный курс предполагает знакомство с целями и задачами. Даются рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». (Приложение). Предусмотрено рассмотрение понятий «текст», «главная мысль текста». Предусмотрена работа по устному пересказу текстов, выделения главной мысли.

2. Тема «Структура экзаменационной работы в формате ГИА по написанию изложения»

Знакомство с демонстрационным вариантом, с бланками экзаменационной работы и особенностями их заполнения, с критериями оценивания изложения, требованиями к полноте и правильности записи развернутого ответа. Мини-сочинение «Что я жду от экзамена». Оценка уровня речевого развития учащихся класса.

3. Тема « Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.»

Дается понятие об изложении, видах изложений. Составляется алгоритм написания изложения. Выполняются упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением. Производится анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

4. Тема «Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение текста

Даются рекомендации о том, как составить план текста. Рассматриваются основные пункты плана, последовательность событий. Выделение микротем. Выполняются упражнения в абзацном членении текста.

5. Практическое занятие.

Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.

6. Тема « Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Знакомство с приемом «Исключение»

Дается понятие «сжатие текста». Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

К приемам компрессии (сжатия) текста относится: 
1. Исключение:

- вводных слов;

- однородных членов предложения;

- повторов;

- однотипных примеров;

- риторических вопросов и восклицаний;

- цитат;

- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

- пояснений;

- рассуждений;

- описаний;

- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

7. Практическое занятие.

Словарная работа. Отработка приёма «ИСКЛЮЧЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок.

8. Тема «Знакомство с приемом «Обобщение»

Учитель знакомит с приемом «Обобщения, происходит свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее, свёртывание исходной информации за счет обобщения) Замены:

- замена однородных членов обобщающим понятием,

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,

- обобщение содержания.

9. Практическое занятие.

Словарная работа. Отработка приёма «ОБОБЩЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок.

10. Тема «Знакомство с приемом «Упрощение»

УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ через:

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена сложноподчинённого предложения простым,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением),

- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

11. Практическое занятие.

Словарная работа. Отработка приёма «УПРОЩЕНИЕ» на заданных текстах. Работа над ошибками. Рекомендации по квалификации ошибок.

12. Практическое занятие. Написание изложение по аудиозаписи из банка ФИПИ.

Написание сжатого изложения. Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания:

содержание изложения,

наличие сжатия исходного текста,

смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Рассмотрение системы оценивания изложения.

Памятка для анализа изложения. (Приложение)






УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятий

Виды деятельности

1.


Вводное занятие. Презентация элективного курса

1

Мини-лекция

Прослушивание рассказа учителя. Просмотр презентации

2

Структура экзаменационной работы в формате ГИА по написанию изложения

1

Мини-лекция, практикум

Прослушивание рассказа учителя.

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

3.


Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

1

Мини-лекция, практикум

Прослушивание чтения текста учителем. Составление плана. Работа в группах

4.


Сжатое изложение.

Что такое микротема. Абзацное членение текста.

1

Мини-лекция

Работа с текстом, создание текста, абзацное членение текста.

5

Практическое занятие. Учимся находить микротемы исходного текста.

1

Практикум

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.


6.


Сжатое изложение.

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Знакомство с приемом «Исключение»

1

Мини-лекция

Работа с текстом. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос

7.

Практическое занятие. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

Практикум

Чтение и выделение в тексте данного приема.


8.


Сжатое изложение.

Приемы сжатия текста. Знакомство с приемом «Обобщение»

1

Мини-лекция

Нахождение в тексте приемов сжатия.

9

Практическое занятие. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

Практикум

Нахождение в тексте данного приема сжатия.


10.


Сжатое изложение.

Приемы сжатия текста. Знакомство с приемом «Упрощение». Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с предложениями. Нахождение в тексте данного приема сжатия.

11

Практическое занятие. Отработка приемов сжатия текста

1

Практикум

Работа с текстом


12.


Практическое занятие. Написание изложение по аудиозаписи.

1

Практикум

изложение

Анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения




































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

  • Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

  • Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  • Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

  • Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

  • Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

  • Умение последовательно излагать собственные мысли.

  • Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

  • Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

  • Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Учащиеся должны знать:

Основные приемы языковой компрессии текста (исключение, упрощение, обобщение).


Учащиеся должны уметь:

Писать сжатое изложение в соответствии с заданным стилем и типом речи.










ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Перечень учебно-методического обеспечения курса

для учителя

  1. Егораева Г.Т. ГИА. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения

  2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2015.

  3. 3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2014

  4. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие/ В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

  5. Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

  6. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

  7. Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2010. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

для учащихся

  1. 2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2015.

  2. 3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2014.

  3. 4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2014.

  4. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2014: Ростов н/Д: Легион,2013

Интернет-ресурсы

  1. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2015/01/63-1.html По уши в ОГЭ и ЕГЭ

  2. http://rus.reshuege.ru/ Решу ЕГЭ .Русский язык.

  3. http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 ФИПИ. Открытый банк заданий

  4. http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/izl_oge/2015-02-06-200 Егэша.РФ: ЕГЭ/ ОГЭ 2016.

  5. http://morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Тренировочные упражнения по обучению сжатию текста.

  6. http://morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Презентация Способы сокращения текста.

  7. http://morus-tisul.ucoz.ru/index/gia_9/0-6. Презентация Содержательные и языковые способы сокращения текста.


Учебно-методические материалы

ЗАНЯТИЕ №1

1. Вводное занятие. Презентация элективного курса

Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить».

1. Знакомство.

Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.

Инструкция: «Назовите свой любимый цвет, любимое блюдо, расскажите о своих увлечениях». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

2.Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

Учитель: « На протяжении всех занятий вводятся правила, сформулированные в форме слогана. Правила записываются в тетрадь на отдельной странице».

Правило №1. Экзамен – не конец жизни. Я – это не только экзамен.

3. Рисунок «Символ экзамена».

Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменами.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, символ(метафору) экзамена».

Правило №2. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Таблица «Плюсы и минусы ОГЭ». Цель: выработка объективного отношения к ОГЭ.

Инструкция: « В тетради заполните таблицу «Плюсы и минусы ОГЭ. Во время работы используйте таблицу «Сравнение ОГЭ и традиционного экзамена».

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы рассмотришь и повторишь.

  • Определить какой канал информации тебе ближе всего (кинестетик, визуал, аудиал)

  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

  • Во время подготовки к экзаменам обратите внимание на рацион питания: Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Пейте фиточай.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

  • В школу перед экзаменом ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до его начала.

Во время экзамена

  • Вначале вам сообщат необходимую информацию (как подписать тетрадь, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь внимателен!!!

  • Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.

  • Начни с легкого! Начни с решения тех задач (ответа на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

  • Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких задачах.

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по легким вопросам (задачам) («первый круг»), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

  • Самое главное – успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!

Упражнение « Я хвалю себя за то, что…»

Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.

Время: 10 минут.

Инструкция: я вам предлагаю похвалить себя за что- нибудь. Сейчас настало такое время, когда похвала вам просто необходима! И так продолжите фразу « Я хвалю себя за то, что…»

Анализ:

Трудно ли было хвалить себя?

Какие чувства вы испытывали при этом?

Понятие текста и его основных признаков, способов связи в тексте; анализ небольших по объёму текстов.

Что такое   т е к с т ?

Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1. «Текст  можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому»  (Л.М. Лосева).

2. «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е.С.Скобликова).

3.  «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И.Р. Гальперин).

4. «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, О.В. Чиндилова)

5. «Текст - любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение». Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания. (Р.И. Альбеткова)

6. «Текст – это объединённое смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т.д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство.» (Из книги: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева «Русский язык. Тематические тренировочные задания»)

7. «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» (Из книги, см п. 6.)

Анализ разных определений позволяет выделить следующие основные признаки текста:

Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль);

Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически);

Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов эмоционально-эстетическое воздействие.

Данным признакам текста соответствуют основные речеведческие понятия, указанные в таблице:

Анализ содержания текста

Основные речеведческие понятия/блоки

Признаки текста

тема, проблема, основная мысль

информативность

абзац, микротема, композиция, типы речи: повествование, описание, рассуждение

членимость и смысловая связь

синонимы, анафора, риторический вопрос, цепная и параллельная связь

лексико-грамматическая связь между частями текста

стили речи: ситуация общения, стилевые особенности, языковые средства

коммуникативное намерение автора


ЗАНЯТИЕ №2

2. Структура экзаменационной работы в формате ГИА по написанию изложения.

В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов. Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли. 
Для начала посмотрим, каким критериям необходимо следовать, чтобы набрать максимальное количество баллов за изложение.

 №

 Критерии оценивания сжатого изложения

 Балллы

 ИК1

 Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 

 2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 

 1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

 0

 ИК2

 Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 

 3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

 2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

 1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

 0

 ИК3

 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
• логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
• в работе нет нарушений абзацного членения текста.

 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ

 7


Как видно из таблицы, главным критерием является правильное сжатие текста. Недостаточно просто пересказать всё, что говорит автор; необходимо представить информацию в сжатом виде, использовав специальные приёмы сжатия текста.

Последовательность проведения изложения

Сжатое изложение проводится в следующем порядке. Организатор в аудитории даёт возможность экзаменуемым дважды прослушать аудиозапись исходного текста. Прослушивая аудиозапись в первый раз, участники экзамена могут делать записи в черновике. После первого прослушивания девятиклассникам даётся время (3-4 минуты) на осмысление исходного текста и работу с черновиками. Затем организатор в аудитории ставит аудиозапись второй раз – последний. Прослушав исходный текст, учащиеся приступают к написанию сжатого изложения, используя основные приёмы сжатия.



Советы по написанию сжатого изложения

• Объем изложения – не менее 70 слов. 
• При первом прослушивании текста не записывайте всё подряд. Сначала важно понять, какая информация главная, а какая – второстепенная; определить основную тему и микротемы; выписать ключевые слова. 
• Оставляйте интервалы между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. 
• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия. 
• При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. 
• Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности. 
• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. 
• Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации. 
• Что подлежит сжатию: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста. 
• Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 
Также вы можете ознакомиться с готовыми изложениями: 
Тексты изложений из Открытого банка заданий, готовые изложения и микротемы.


ЗАНЯТИЕ №3

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

Изложение – это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

Существует классификация изложений по трем основаниям:

- «По цели проведения (обучающие и контрольные);

- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения).

Как писать сжатое изложение»

1.Как слушать текст первый раз.

а) Во время первого чтения слушать сосредоточенно весь текст, выделять существенное, мысленно делить его на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них.

б) Определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем он написан.

в) Мысленно выделить опорные слова и слова, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими, чтобы понять, какую роль они выполняют в тексте, как в них отражается индивидуальный стиль автора.

2. Как работать в перерыве после первого чтения.

а) Вначале не писать связанный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа и с пропусками между строчками опорные слова и словосочетания, чтобы понять логику текста, отраженную в этих словах, и основную мысль текста.

б) Придумать заголовок в соответствии с содержанием, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, которое может быть в форме рассуждения в публицистическом стиле.

в) Схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавление других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи. Здесь же можно применить приемы сжатия, исключения и обобщения, чтобы не добавлять подробности и дополнительную информацию.

3. Как слушать текст второй раз.

а) На этом этапе во время второго слушания необходимо конкретизировать первые впечатления от текста, делая по возможности письменно исправления и дополнения в составленную схематично основу текста. Здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целого текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте.

б) Затем следует представить более конкретно логику авторского рассуждения и соотнести ее со своей схемой.

в) Необходимо проверить лексическую точность опорных слов окружения, лексическую сочетаемость отдельных выражений, подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.

4. Написать черновик в соответствии с заголовком по отработанной схеме.

а) Проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста.

б) Соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений.

в) Сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).

г) Проверить черновик два раза.


5. Написать чистовик. Проверить не менее двух раз.


Подготовка к написанию сжатого изложения


Первое чтение текста

1.Этап определения темы текста

Отвечаю на вопрос:

«О чем текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

-по началу текста

-по ключевым словам

-по ключевым эпизодам

-по поступкам или размышлениям героев (автора)

-по заглавию текста

2.Этап определения идеи текста

Отвечаю на вопрос:

«Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

-общая тональность звучания текста

-настроение, которое вызывает прочтение текста

-отношение автора к событиям, героям

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3.Этап определения структуры текста

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.


ЗАНЯТИЕ №4

4. Что такое микротема. Абзацное членение текста.

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Второе чтение текста

4.Этап абзацного членения текста:

определение микротем текста как частей общей темы.

Выполнения задания:

«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

«Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев – микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Текст для сжатого изложения.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные идеи, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно просчитать, чтобы этого достичь.

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верит в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предполагая нам обходительные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и ограничиваемся, что не можем сделать этого сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или заниматься изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

 

№ абзаца


Микротема


1

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

2

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3


Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.

4


Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому, невзирая на возможные препятствия

5

Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше.


Пример сжатого изложения

Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.

А вот мечта это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.

И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.

Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и смыслом и становится лучше и добрее. (111 слов)



ЗАНЯТИЕ №5.

5. Практическое занятие. Учимся находить микротемы исходного текста.

Читаем текст 1

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Внимательно прочитав данный текст, выделяем в нём микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Читаем текст 2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.





ЗАНЯТИЕ №6

6. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Знакомство с приемом «Исключение»


Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: 
1. Исключение

- вводных слов;

- однородных членов предложения;

- повторов;

- однотипных примеров;

- риторических вопросов и восклицаний;

- цитат;

- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

- пояснений;

- рассуждений;

- описаний;

- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

   При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.         4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

  языковых средств.

 При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.


ЗАНЯТИЕ №7

7. Практическое занятие.

ПРИЁМ ИСКЛЮЧЕНИЯ

1. Прочитайте текст.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

- Выделите второстепенную информацию.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

- Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?

Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.

3. Прочитайте текст.

Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) (43 слова)

- Сократите текст вдвое.

Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог. Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей шкуры, напряглась перед прыжком, глаза её вспыхнули ненавистью, кожа на загривке собралась в складки. (24 слова)

4. Прочитайте текст.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

- Сократите текст Д. С. Лихачёва.

Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.

5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

- Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).

6. Прочитайте текст.

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых)

- Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?

Шаляпин был первым певцом в мире и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям «радость безмерную».


ЗАНЯТИЕ №8

8. Знакомство с приемом «Обобщение»


При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)

- замена однородных членов обобщающим понятием,

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,

- обобщение содержания.

Пример:

Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова)

Получаем: Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).


ЗАНЯТИЕ №9

9. Практическое занятие.

ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ

1.Прочитайте текст.

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны:один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

- Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?

Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

2. Прочитайте текст.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

- Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

- Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

- Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).

Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)

- Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.

Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё р разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди с х схематичными?

6. Прочитайте текст.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений.Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)

- Сократите его вдвое.

Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово).


ЗАНЯТИЕ №10

10. Знакомство с приемом «Упрощение»


Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций.

УПРОЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

- слияние нескольких предложений в одно,

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена сложноподчинённого предложения простым,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением (замена придаточного определительного синонимичным определением),

- замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.

Пример:

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. (С.Т.Аксаков) 23 слова
Буран свирепел, бушевал так, что глубокие овраги сделались высокими буграми. (12 слов)
(Мы образовали одно предложение путем слияния нескольких. Прием: упрощение).

Отработка приема « УПРОЩЕНИЯ»

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)

Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.

2. Прочитайте текст.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову) (52 слова)

- Сократить текст вдвое.

Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! (28 слов)

3. Прочитайте текст.

Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

- Изложите содержание текста простым предложением.

Язык жестов сопровождает звуковой язык, делает его выразительным и помогает произвести впечатление на собеседника.

4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

- Постройте сложное предложение с разными видами связи из 2 и 3 .

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

5. Прочитайте текст.

На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)

- Запишите два простых предложения.

На полевой дороге я повстречал девушек. Они шли, весело переговариваясь, но заметили меня и замолчали, поджали губы.

6. Прочитайте текст.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.

- Запишите его содержание с помощью сложноподчиненного предложения.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в сёдлах. (А. Волков)


ЗАНЯТИЕ №11

11. Практическое занятие. Отработка приемов сжатия текста


Работа с текстом.

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек. 
По В.В.Шахиджаняну (136 слов)

Анализ текста
– Ребята, давайте закрепим полученные знания. Перед вами текст. 
– Какова тема данного текста? (Призвание человека)
– Какова основная мысль текста? (По-настоящему счастлив тот человек, который нашел свое призвание в жизни.)
– Какие проблемы поднимаются в тексте? (Проблема выбора пути, своего дела)
– Назовите тип текста и стиль речи. (Публицистический стиль. Рассуждение)
– Какой вывод завершает текст? (Важно найти свое призвание в жизни)
– Предложите заголовок для текста. (Призвание человека)

Работа с текстом (ученики работают самостоятельно с последующей коллективной проверкой)
– Разделите текст на абзацы. Сколько абзацев у вас получилось? (3 абзаца)
– Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова и сформулируйте микротемы. 
–Заключите в скобки те части, которые можно сжать. Какие приемы вы использовали?


Призвание — это маленький росточек таланта, (превратившийся в крепкое, могучее дерево). Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. 
Я знаю много плохих специалистов. (Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают), а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. (Ошибка) при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. 
В чём высшее наслаждение жизни? (По-моему,) в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, (он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое). Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. (Получился бы человек), зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.


1-я микротема: Призвание – это талант, подкрепленный трудолюбием, и найти свое призвание – значит обрести счастье.
2-я микротема: Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать свое дело и увлекаться им.
3-я микротема: Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.


Определяем приемы сжатия текста.

В 1-ой микротеме используется 2 приема сжатия текста:
– исключение второстепенной информации;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

2-я микротема:
– исключение второстепенной информации, повтора;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

3-я микротема:
– исключение второстепенной информации, вводного слова;
– обобщение;
– упрощение (слияние нескольких предложений в одно).

– Ребята, теперь скорректируем текст и запишем получившееся изложение.

Образец изложения

Призвание – это росток таланта, который не вырастет без трудолюбия и самовоспитания. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов, которые ненавидят свою профессию. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить и знать свое дело.
Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, мастерстве. Если бы я выбрал другую профессию – ничего не вышло бы из меня. Когда человек влюблён в свой труд, в нём разгорается «искра». Вот тогда и получается настоящий человек, а не просто зарабатывающий на хлеб насущный.
(88 слов)


ЗАНЯТИЕ №12.


За­да­ние 1 № 4837. Текст, на­чи­на­ю­щий­ся сло­ва­ми «Ис­пы­та­ния ждут друж­бу все­гда».

Про­слу­шай­те текст и на­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние. Ис­ход­ный текст для сжа­то­го из­ло­же­ния про­слу­ши­ва­ет­ся 2 раза.

Учти­те, что Вы долж­ны пе­ре­дать глав­ное со­дер­жа­ние как мик­ро­те­мы, так и всего тек­ста в целом.

Объём из­ло­же­ния — не менее 70 слов.

Пи­ши­те из­ло­же­ние ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


http://rus.reshuoge.ru/test?theme=85


По­яс­не­ние.


Ис­пы­та­ния ждут друж­бу все­гда. Глав­ное из них се­год­ня — из­ме­нив­ший­ся уклад, пе­ре­ме­на в об­ра­зе и рас­по­ряд­ке жизни. С уско­ре­ни­ем темпа жизни, со стрем­ле­ни­ем быст­ро ре­а­ли­зо­вать себя при­шло по­ни­ма­ние зна­чи­мо­сти вре­ме­ни. Рань­ше не­воз­мож­но было пред­ста­вить, на­при­мер, чтобы хо­зя­е­ва тя­го­ти­лись го­стя­ми. Те­перь, когда время — цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и го­сте­при­им­ство пе­ре­ста­ли быть зна­чи­мы­ми. Ча­стые встре­чи и не­то­роп­ли­вые бе­се­ды не яв­ля­ют­ся уже не­пре­мен­ны­ми спут­ни­ка­ми друж­бы. В силу того что живём мы в раз­ных рит­мах, встре­чи дру­зей ста­но­вят­ся ред­ки­ми. 
Но вот па­ра­докс: рань­ше круг об­ще­ния был огра­ни­чен, се­год­ня че­ло­ве­ка угне­та­ет из­бы­точ­ность вы­нуж­ден­но­го об­ще­ния. Осо­бен­но это за­мет­но в го­ро­дах с вы­со­кой плот­но­стью на­се­ле­ния. Мы стре­мим­ся обосо­бить­ся, вы­брать уединённое место в метро, в кафе, в чи­таль­ном зале биб­лио­те­ки.
Ка­за­лось бы, такая из­бы­точ­ность обя­за­тель­но­го об­ще­ния и стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти долж­ны све­сти по­треб­ность в друж­бе к ми­ни­му­му, сде­лать её на­все­гда не­ак­ту­аль­ной. Но это не так. От­но­ше­ния с дру­зья­ми оста­ют­ся на пер­вом месте. Их су­ще­ство­ва­ние со­гре­ва­ет душу уве­рен­но­стью, что нам все­гда есть с кем по­де­лить­ся ра­до­стью и к кому об­ра­тить­ся за по­мо­щью в самую труд­ную ми­ну­ту.

(По Н. П. Кры­щу­ку)

ПОЛЬ­ЗУЙ­ТЕСЬ СЛЕ­ДУ­Ю­ЩИ­МИ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИ­Я­МИ

1. Опре­де­ли­те тему тек­ста.

2. Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ную мысль.

3. Вы­де­ли­те ос­нов­ные мик­ро­те­мы в каж­дой части тек­ста.

4. Опре­де­ли­те спо­соб со­кра­ще­ния: ис­клю­че­ние, обоб­ще­ние, упро­ще­ние.

5. На­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние каж­дой части и свя­жи­те их между собой.

 

11

Ис­пы­та­ния ждут друж­бу все­гда. Глав­ное из них се­год­ня – из­ме­нив­ший­ся уклад, пе­ре­ме­на в об­ра­зе и рас­по­ряд­ке жизни. С уско­ре­ни­ем темпа жизни при­шло по­ни­ма­ние зна­чи­мо­сти вре­ме­ни. Время – цена до­сти­же­ния своей цели, отдых и го­сте­при­им­ство пе­ре­ста­ли быть зна­чи­мы­ми. Встре­чи дру­зей ста­но­вят­ся ред­ки­ми.

22

Но вот па­ра­докс: рань­ше круг об­ще­ния был огра­ни­чен, се­год­ня че­ло­ве­ка угне­та­ет из­бы­точ­ность вы­нуж­ден­но­го об­ще­ния. Мы стре­мим­ся обосо­бить­ся, вы­брать уединённое место где-либо.

33

Такая из­бы­точ­ность обя­за­тель­но­го об­ще­ния и стрем­ле­ние к обособ­лен­но­сти долж­ны све­сти по­треб­ность в друж­бе к ми­ни­му­му. Но это не так. От­но­ше­ния с дру­зья­ми оста­ют­ся на пер­вом месте. Их су­ще­ство­ва­ние со­гре­ва­ет душу.































Памятка « Как работать над сжатым изложением»


(рекомендации составлены по материалам

пособия Морозовой И.Д. «Виды изложений и методика их проведения»)

  1. Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.

  2. Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.

  3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев, столько микротем).

  4. Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).

  5. В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.

  6. Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

  7. Подберите обобщающие слова и предложения.

  8. Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.

  9. Изложите сжато каждую микротему на черновике.

  10. Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!

  11. Проверьте:

- есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,

- соответствует ли абзацное членение микротемам,

- уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом,

- не нарушилась ли при этом целостность текста.

- все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?

Аккуратно перепишите текст в тетрадь


















Раздаточный материал для отработки приемов сжатия

(на практических занятиях).

Прием – упрощение

1. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. ( К. Г. Паустовский)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору! ( По С. Львову)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( Д. С. Лихачёв)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На полевой дороге мне попались навстречу две деревенские девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесёмками, висели у них через плечо. Они о чём-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы. (К. Г. Паустовский)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ВЫВОД___________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Прием исключения

1. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (По материалам периодической печати)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. (По Ю. М. Нагибину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы, её янтарные прозрачные глаза вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа складками собралась на загривке, упругие ляжки напряглись перед решительным прыжком. (В. А. Рождественский) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе Годунове» больше волновало – пение или игра Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с самых народных низов, пришёл из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную». (А. Седых)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД___________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Прием обобщения

1. Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОД___________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хомутецкая Оксана Эриевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311890


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства