Программа элективного курса "Изобразительно-выразительные средства русского языка" 9кл
Программа элективного курса "Изобразительно-выразительные средства русского языка" 9кл
Данный файл содержит полный материал элективного курса по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Соответствует требованиям, предъявляемым к подобным разработкам. Поможет преподавателям, работающим по разным учебно- методическим комплексам. Охватывает многие разделы и понятия, связанные с данной тематикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Изобразительно-выразительные средства русского языка" 9кл »
"Изобразительно-выразительные средства речи"
Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области “Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 2 ступени, данный курс является прогностическим (и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Может быть включён в систему курсов по анализу текста: 9 класс – “Изобразительно- выразительные средства речи”, 10 класс – “Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – “Филологический анализ текста” или “Комплексный анализ текста”.
Адресат: учащиеся 9 класса предпрофильной школы, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Цели и задачи курса:
Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели.
Способствовать овладению новыми формами роботы с информацией: анализ, синтез, проектирование.
Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся.
Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Сформировать потребность в речевом усовершенствовании
Ожидаемые результаты сформулированы в памятке, которая предлагается девятиклассникам на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся в стадии выбора элективных курсов
“ Мой дорогой девятиклассник!
Занимаясь на нашем элективном курсе, ты…
…вспомнишь, что такое метафора, эпитет, звукопись, метонимия и прочие языковые премудрости, и узнаешь, что скрывается за такими звучными и красивыми понятиями, как парцелляция, асиндетон, градация и проч.
…научишься видеть их в тексте, а значит, лучше справишься с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку
…сумеешь понять, почему тот или иной текст производит (или не производит) на тебя сильное впечатление
…выберешь только те задания и творческие работы, которые тебе посильны и интересны
…разовьёшь навык работы со справочной и научной литературой
…попробуешь свои силы в анализе и сравнении понятий
… и, может быть, ты захочешь и сумеешь свою собственную речь (устную и письменную) сделать более выразительной, понятной и точной ”.
Форма организации курса – 8 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок прохождения модулей и факультативное количество потраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.
В структуре каждого модуля выделяем 4 уровня содержания:
понятийный;
идентификационный (опознавательный);
аналитико-оценочный;
творческий.
Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания
При работе над творческими проектами может быть использовано содержание сразу нескольких модулей
Форма контроля знаний
Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссе, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся).
Объём работы – произвольный.
Критерии оценки:
правильность классификации изобразительно-выразительных средств;
грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа.
Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Вводно-презентационное занятие.
Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.
Модуль 1.
Звукопись. Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.
Модуль 2.
Русская рифма. История становления; существующие разновидности; художественные возможности русской рифмы.
Модуль 3.
Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико-интонационном рисунке речи; виды русского ударения, его вариативность; художественные возможности данных средств; парцелляция.
Модуль 4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.
Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм , местоимений и других частей речи.
Модуль 7.
Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.
Модуль 8.
Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
Заключительное занятие.
Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно-выразительных средств художественного текста.
Этапы работы в каждом модуле:
Подготовительный этап:
-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.
Первый этап:
-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих,
- совместное с учащимися формулирование оптимального ( с точки зрения учащихся ) определения.
Второй этап:
Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий.
Третий этап:
Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения).
Четвёртый этап:
Домашнее задание двух уровней:
найти примеры употребления данного средства в изучаемом (или любимом) художественном тексте создать свой вариант текста.
Принцип усложняющихся заданий НООС при обучении анализу языковых средств выразительности:
Н – НАЙТИ изучаемое художественное средство в данном материале
О – ОБЪЯСНИТЬ значение этого средства в данном контексте
О – ОПРЕДЕЛИТЬ структуру средства (как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)
С – СОЗДАТЬ свой вариант (если возможно) этого художественного средства
Список использованной литературы:
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004.
Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.