Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Основы журналистики»
Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Основы журналистики»
Элективный курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определён тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирование социально активной личности.
Занятия по данному курсу направлены на активную познавательную деятельность учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают лекции с элементами беседы и практических упражнений. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, игровые формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Основы журналистики» »
Программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Основы журналистики»
Пояснительная записка
Элективный курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определён тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания – формирование социально активной личности.
Цели элективного курса:
оказание учащимся помощи в выборе профиля дальнейшего обучения (необходимо показать, чем интересно гуманитарное направление);
овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ текста, написание творческих работ и др.);
предоставление ученикам возможности проявить себя и добиться успеха: выступить с защитой своего проекта перед одноклассниками, поместить творческую работу в районной газете «Степная новь», школьной стенгазете.
предоставление школьникам возможности проявить свои аналитические и творческие способности;
формирование у учащихся представлений о характере профессиональной деятельности журналиста.
Формы обучения: лекции, практикумы, уроки-проекты, работа в группе.
Способы мотивации учащихся:
- необычность названия и содержания курса;
- обоснование перспективности работы журналиста в газете, на радио, на телевидении;
- предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности в выполнении итоговой зачётной работы – проекта;
- развитие основ профессиональных знаний.
Ожидаемы результаты изучения курса:
- выбор гуманитарного профиля дальнейшего обучения;
- формирование представлений об основных видах деятельности, связанной с обучением на гуманитарном профиле;
- расширение кругозора;
- выполнение творческих работ.
Программа элективного курса «Основы журналистики» рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю). Курс можно проводить как в первом, так и во втором полугодии.
Тематическое планирование
№ темы
Тема урока
Количество часов
Форма обучения
1
2
3
4
1
Введение. Журналистика – профессия и призвание.
1
Лекция с элементами беседы
2
Из истории российской журналистики
1
Лекция
3
Газетная журналистика. «Как делать газету?»
1
Работа в группе
4
Жанры газетной журналистики.
1
Практикум
5
Подготовка репортажа
1
Практикум
6
Подготовка интервью.
1
Практикум
7
Путевые заметки.
1
Лекция с элементами беседы
8
Портретный очерк
1
Лекция с элементами беседы
9
Рассуждение проблемного характера.
1
Лекция с элементами беседы
10-11
Статья в газету.
2
Практикум
12
Радиожурналистика. Работа журналиста – ведущего на радио.
1
Лекция
13
Тележурналистика. Журналистские профессии на ТВ.
1
Ролевая игра
14
Фотожурналистика. История возникновения, развития фотографии и фотожурналистики.
1
Лекция
15
Анализ фотографий в иллюстрированном журнале
1
Работа в группе
16
Профессия – рекламист. Технология создания рекламного текста.
1
Лекция с элементами беседы
17
Защита проекта.
1
Урок-проект
Основное содержание курса.
Введение (тема 1)
Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба – главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение её зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества.
Где и как получить профессию журналиста?
Из истории российской журналистики (тема 2).
Газета «Ведомости»- начало истории российской печати. Заслуги М.В.Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19- начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50-60-е годы. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.
Газетная журналистика (темы 3-11).
Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики. Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью. Особенности написания портретного очерка, рассуждения проблемного характера, путевых записок.
Радиожурналистика.(тема 12)
История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность – молодёжный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др. Работа журналиста – ведущего на радио.
Тележурналистика (тема 13)
Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссёр, телеоператор, продюсер. Как снять видеофильм?
Фотожурналистика (темы 14-15)
История возникновения фотографии и фотожурналистики. Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике: Роберт Кап, Анри Картье-Брессон, Дмитрий Бальтерманц. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.
Профессия – рекламист. (тема 16)
Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, имиждевая, самореклама. Качества, необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью, умение разбираться в общих принципах текущей экономической ситуации. Креатив – технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка – залог успешной рекламы. Создание рекламы.
Защита проектов.(тема 17).
Методические рекомендации для учителя
Занятия по данному курсу направлены на активную познавательную деятельность учащихся. Они предполагают большое количество заданий творческого характера. На теоретических занятиях преобладают лекции с элементами беседы и практических упражнений. На практических занятиях используются коллективные способы работы, метод проектов, игровые формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно ориентированных технологий обучения.
Начать курс следует с написания мини-сочинения «Что я знаю о профессии журналиста», чтобы выяснить, какой представляют себе учащиеся работу журналиста. Такое же мини-сочинение нужно написать и на одном из заключительных занятий, чтобы узнать, насколько расширились и углубились знания учащихся о профессии журналиста.
На первом занятии необходимо рассказать о том, чем будут заниматься ученики на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (иметь представление о профессии журналиста и научиться создавать собственные творческие работы) и задачу-максимум (создать и защитить проект). Это важно для формирования мотивов учения.
Далее читается лекционный материал, проводятся практические занятия, в ходе которых намечаются проблемы, предлагаемые для работы над проектом. Темы проектов выбирают учащиеся, но учитель должен их направить и сориентировать в зависимости от индивидуальных способностей и увлечений школьников. Следующим этапом является самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся. В её ходе обсуждаются способы сбора, систематизации и анализа полученных данных, оформления конечных результатов.
Заключительный этап работы – оформление проектов и их презентация. Это может быть выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, сценарий видеофильма, реклама для школьников и выпускников и их родителей, фоторепортаж, сценарий школьного мероприятия.
Список литературы для учащихся:
Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. /Науч.ред. В.В.Бабайцева.- М., Просвещение, 1993.
Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: Пособие для учащихся /Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – М., Просвещение, 1990.
Список литературы для учителя:
Богданов Н.Г. , Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат. 1971
Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации.-/под ред Я.Н.Засурского/ .- М., «Мысль», 1988.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений..- М., АРКТИ, 2003.
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. –М., 2003