Запищите высказывание в тетрадь, оформив в прямую речь и составив схему ( 1 ученик у доски пишет схему, пока 2 зачитывает получившееся предложение). (слайд 2)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (словари)(слайд 3)
Какие задачи мы должны решить на уроке? (познакомиться со словарями, выяснить, что так словарь, зачем нужны словари).
Изучение нового материала.
Понятие «Словарь».
А вы знаете, что такое словарь? (ответы детей) (слайд 4)
Какими словарями вы будете пользоваться, чтобы ответить на этот вопрос?(толковыми).
Зачитайте из словаря.(1 ученик читает)
В течение урока мы должны будете ответить на вопрос: Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам в жизни? (слайд 5)
Практическая работа (используются словари, представленные на выставке).
– Подумайте, с какой целью, в каких случаях вы бы обратились к тем или иным словарям, представленным на выставке.
Давайте разделим словари на группы.
– Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к одним словарям. (Дети демонстрируют необходимые в таких случаях энциклопедические словари.) (1 ученик выходит к выставке словарей и откладывает их в одну сторону)
– Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – во всех этих случаях мы воспользуемся другими видами словарей. (Дети демонстрируют те словари, которые необходимы в подобной ситуации: орфографические, толковые, иностранных слов, синонимов, антонимов, орфоэпические.)
– В зависимости от назначения словари делятся на энциклопедические илингвистические (Слайд)
Запишите схему в тетрадь.
Словари
энциклопедическиелингвистические
Объясните, какой из выделенных групп словарей соответствует каждое название. Почему вы так решили?
Давайте сделаем вывод: зачем нужны Энциклопедические словари (описывают предмет, явление); лингвистические (сообщают различные сведения о слове).
Дополним схему примерами
Словари
энциклопедические лингвистические
описывают предмет, явление сообщают различные сведения о слове
– Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками.
Мы же сегодня поговорим с вами о лингвистических словарях.
Знакомство со словарями
Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, для чего предназначены словари, как они составлены, о чем и как рассказывают.
Какие два значения есть у слова? (с лексическое и грамматическое)
Что значит лексическое значение? А грамматическое значение?
Молодцы!
В каком словаре можно найти лексическое значение слова? (в толковом словаре)
Откройте учебник на странице 221. Прочитаем теорию. И ответим на вопросы. (слайд)
Как назывались первые словари? (азбуковники)
Что такое лексикография? (наука, которая занимается вопросами и составлением словарей и их изучением)
А как вы думаете – как называют специалистов, которые занимаются составлением словарей? (Лексикографы)
Составьте с этим словом предложение и запишите в тетрадь.
Одни из самых известных словарей являются толковые словари русского языка С. И Ожегова, В. И. Даля. Давайте послушаем ваши сообщения об этих словарях.
1 ученик – В. И Даль.
2 ученик – С. И. Ожегов.
Работа со словарями по группам. (Слайд)
1 группа – словарь В. И. Даля
2 группа – словарь С. И. Ожегова.
Найдите и зачитайте словарные статьи слов: абонемент, взморье, орнамент, руно.
Скажите, пожалуйста: Что общего и чем отличаются словарные статьи в этих словарях? (Выступают по 1 ученику от группы)
Какие словари кроме Толковых словарей вы еще знаете?
(Слайд). Расскажите об этих словарях. Зачем они нужны? Что в них можно найти?
Изучая тему Фонетика, орфоэпия мы знакомились с вами орфоэпический словарь. Чем он нам может помочь? (Учащиеся рассказывают об орфоэпическом словаре.)
Что вы можете рассказать об орфографический словарь? (Учащиеся рассказывают о словаре.)
Скажите, пожалуйста, все ли слова, которые мы используем, являются русскими словами? (нет, есть слова, заимствованные)
О том, из какого языка пришло слово в русский язык можно узнать в этимологическом словаре или словаре иностранных слов.
Еще мы с вами можем встретиться с такими выражениями: Бить баклуши, как две капли воды, повестить голову. Можете ли вы объяснить значение этих выражении? А к какому словарю мы можем обратиться в этом случае? (Фразеологический).
Обычно мы используем книжки-словари, но в современном мире есть большое количество электронных словарей. И если вы внимательно посмотрите на выставку словарей, то увидите, что там такие словари. И сегодня мы познакомимся с одним из них «Большая энциклопедия». Например, Словарь.
Сейчас вы попробуете сами поработать с этим словарем.
Нас с вами окружает много предметов. Посмотрите вокруг себя, в окно.
А сейчас выполним задания.
Выходят к компьютеру и ищут сами слова. Школа, лес, ученик, урок.
Молодцы.
Работа на карточках.
№ 1. Найди и зачитай лексическое значение слов.
Секира, чело, розвальни, ратник, дикция.
№ 2. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударение в словах и проверьте по словарю.
Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи, озаглавьте текст. (Россия, широта и величие русской земли, художественный, повествование, Россия/Родина/великая Россия).
Прочитайте задание к этому тексту (самостоятельно)
Текст.
Месяцы нужны весне, чтобы пройти поперёк российской земли от южного до северного её края. Ещё необъятнее эта земля вдоль, с в…схода на з…кат.
В з…катный час вышел человек к морю. Сосны на желтых склонах бросают длинные тени. Крошечный лист берёзы, одиноко плывущий по бескрайнему морю, похож на игрушечный кораблик. Здесь, у песчаной косы, которая отделяет Вислинский залив от Балтийского моря, крайний зап…д российской земли. Человек у песчаных дюн последний простится с солнцем сегодняшнего дня. День тускнеет, паруса на рыбацких лодках почернели. И вот уже маяк принимает ночную вахту и указывает дорогу к Калининграду.
А в эти же минуты гаснет луч маяка на Чукотском полуострове. Там, у восточного края российской земли, скалистые берега полуострова встречают уже утро.
Свыше десяти тысяч кил…ом…етров отделяют маяк на песчаной косе от маяка на скалистом полуострове, и на всём этом огромном пространстве – Россия. (По М.Ильину)
Какой словарь поможет нам узнать информацию о географических названиях?(энциклопедический. Вислинский залив - от названия реки Висла - самой значительной реке бассейна Балтийского моря)
2. Что такое бассейн? А вот что говорит нам толковый словарь С.И.Ожегова .
3. Вставьте пропущенные буквы. Каким словарем вам необходимо воспользоваться, чтобы правильно это сделать? (орфографическим)
4. Объясните лексическое значение выделенного слова (дюны)
5. Найдите и зачитайте словарную статьюо происхождении слова "вахта". (этимологический словарь).
6. Расставьте ударения в выделенных словах и прочитайте их.
Какие словари понадобятся для работы с этими заданиями.
Вывод: для работы с одним текстом и заданиями может понадобиться несколько словарей.
Работа с таблицей "Что можно узнать из словарей разных типов?"
- Ребята, мы с вами убедились, что словарей русского языка очень много и все они, безусловно, необходимы любому, кто хочет быть грамотным.
- И мы с вами используем словари на уроках русского языка
Давайте подумаем, для чего нужны эти словари, какую информацию мы можем получить из словарей. Для этого обратимся к таблице и заполним ее.
Назовите функции словарей, расположенные в верхних столбцах таблицы и поставьте знаки "+" и "- " в зависимости от наличия или отсутствия называемой функции у каждого из словарей. (работа выполняется фронтально)
Таблица выдается каждому.
Что можно узнать из словарей разных типов
Тип словаря
Лексическое значение
Происхождение слова
Нормы произнесения
и ударения
Грамматические пометы
Толковый словарь
Орфоэпический словарь
Орфографический словарь
Этимологический словарь
Фразеологический словарь
Сделайте вывод. Одинаковы ли словари?
Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.
Итоги урока.
– Давайте подведем итог. Что же нового мы узнали сегодня на уроке?
1. Лексикографы – составители словарей.
2. Словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические описывают предмет, явление; лингвистические сообщают различные сведения о слове.
3. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека.
В начале урока мы поставили вопрос, на который сейчас давайте ответим: Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам в жизни?
Выставление оценок (За сообщения и за работу на уроке)
6. Домашнее задание (разноуровневое, с предоставлением учащимся возможности выбора варианта). Листок, содержащий два варианта заданий, выдан каждому ученику.
Первый вариант. Подготовьте рассказ о любом словаре, который есть у вас дома.
Второй вариант. Составьте свои словарики лесных, полевых или снежных слов.
Давайте повернемся друг к другу и покажем смайлик, который будет характеризовать ваше настроение на конец нашего урока.