Применение ИКТ-технологий на уроке русского языка и литературы в основной школе
Применение ИКТ-технологий на уроке русского языка и литературы в основной школе
В статье описаны возможности использования электронных образовательных ресурсов различных категорий: школьной мадиатеки, ресурсов сайтов "Федеральный центр информационных образовательных ресурсов" и "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов", возможностей технического обеспечения образовательного процесса (мобильный класс, интерактивная доска и др.). Примеры приведены из личного опыта преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ-технологий на уроке русского языка и литературы в основной школе»
Использование компьютера на уроках
русского языка и литературы (из опыта работы)
ВВЕДЕНИЕ
Аббревиатура «ИКТ» получила в последние годы столь широкое распространение в школе, что любой учитель, не задумываясь, расшифрует: «информационно-коммуникативные технологии», подразумевая под этим использование компьютера. Некоторые учителя (это я из опыта работы своей школы) считают применением ИКТ просто демонстрацию текстового документа на экране, хотя удобнее было бы распечатать этот текст и раздать ученикам на парты. Я знакома с коллегой, который считает, что он применяет информационные технологии, составляя рабочую программу и распечатывая ее на принтере. А встречаются и те, которые считают, что компьютер умаляет роль учителя в учебном процессе, даже мешает, отнимает много времени, которого и так не хватает – пока подготовишь материал, пока включишь и настроишь всю технику, найдешь нужный файл…
Когда я пришла в школу, в которой работаю последние 11 лет, в ней был один компьютер с монитором типа «телевизор» (вы помните эти неудобные громоздкие технические средства с электронно-лучевой трубкой). Я помню этот день, когда подошла к нему и не знала, как включить. Боязливо содрогаясь («а вдруг что-нибудь сломаю?»), нажала на клавиши, пошевелила мышью и решила: не боги горшки обжигают! В нашем городе как раз стали пользоваться популярностью курсы пользователей ПК, и я закончила их, еще не думая о применении компьютера на уроках – просто, для общего развития.
Прошли годы, пока в каждом учебном кабинете появился комплект оборудования, позволяющий использовать обширный спектр возможностей ПК в образовательном процессе. Сейчас у нас каждый учитель ежедневно использует проектор, интерактивную доску, сеть «Интернет», подключенную в каждом классе, для реализации образовательных, воспитательных задач, самоподготовки и др. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.
С высоты этих лет, при более пристальном изучении словосочетания «информационно-коммуникативные технологии» на первое место, как мне кажется, выступает термин «коммуникативные». И именно формирование коммуникативной компетенции является базовым в преподавании русского языка и литературы.
Целью моей работы является исследование возможностей мультимедийного оборудования кабинета для проведения уроков русского языка и литературы во всем его многообразии.
1. Материальные ресурсы
Обоснование необходимости использования ИКТ
В 2016 году планируется введение профессионального стандарта педагога, в котором в трудовые функции учителя русского языка заложены:
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями)
Владение ИКТ-компетенциями:
Общепользовательская ИКТ-компетентность,
Общепедагогическая ИКТ-компетентность,
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
Кроме того, с 2015-2016 учебного года в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников будут включены только те учебники, которые имеют электронный вариант. Программы начального общего образования, полностью в 2014-15 учебном году перешедшие на Федеральный государственный образовательный стандарт, уже имеют обязательное электронное приложение в составе всех УМК по всем предметам, а с 2015-2016 года такое приложение имеют учебники 5 и частично 6 классов.
Мультимедиаресурсы.
В соответствии с «Материально-техническими условиями реализации ФГОС ООО в области ИКТ», согласно «Перечню учебного оборудования по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений России», утвержденному приказом Минобразования Российской Федерации, оборудование кабинета русского языка и литературы предполагает наличие следующих средств обучения.
Передняя стена кабинета может быть оборудована
интерактивной доской
интерактивной насадкой
демонстрационной панелью
Оборудование рабочего места учителя может включать:
Персональный компьютер
Устройства ввода и вывода звуковой информации
Интерактивную панель
Печатающее устройство
Мультимедиапроектор
Документ-камеру
Рабочее место учащегося может быть оборудовано:
Персональный компьютер
Устройство ввода и вывода информации
Для изучения теоретического материала и проведения практикумов могут применяться:
Интерактивные учебные пособия
Мультимедийные обучающие программы по русскому языку и литературе
Компьютерные словари
Электронные библиотеки
Игровые компьютерные программы для изучения русского языка и литературы.
Контроль знаний может проводиться с использованием системы электронного голосования.
2. Применение возможностей мультимедиа на уроках линвистического направления.
2.1. Использование оборудования кабинета на уроках русского языка
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Удобно использовать готовые продукты: «Уроки Кирилла и Мефодия», тренажер «ФРАЗА», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия». Не менее важную роль, а иногда и более важную, играют текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные учителем для уроков, т.к. они адаптированы под конкретный класс и конкретную программу. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
В начале 2014-15 учебного года в моем кабинете появился мобильный класс. Этот комплект незаменим при работе с электронными приложениями к учебникам, различными системами тестирования, например, программа «MyTest», предлагаемая к свободному распространению сайтом «Видеоуроки.нет». Мобильный класс удобен в работе с детьми, имеющими ОВЗ в области зрения, т.к. презентация или видеофрагмент, показанный на экране, заставляет таких детей напрягать зрение – а это часто приводит к появлению головной боли и других соматических расстройств. Особенно, когда представляемый материал предполагает длительную работу с ним (например, написание сочинения или рассказа по картине, которой нет в учебнике). И уж, конечно, при поиске информации в сети «Интернет» нет незаменимее помощника, чем ПК на каждом столе. Однако отмечу, что работа мобильного класса мною изучена только в составе классов малокомплектной школы (3-7 учеников в классе), где он, несомненно, является весьма эффективным средством, доступным контролю учителя.
2.2. Использование оборудования кабинета на уроках литературы.
На уроке литературы чаще используется видеопрезентационное устройство, чем индивидуальные ПК.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Поистине революционным изобретением являются интерактивные доски. Используя такие доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы, данные электронных учебников. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. А фонотека, входящая в состав электронных приложений к учебникам, позволяет прослушать выразительное чтение отрывков и целых произведений в исполнении мастеров декламации, показывая всю выразительность родного языка. Использование фонотеки, кроме того, имеет особый смысл тренировки аудирования при подготовке к ГИА в 9 классе: ведь изложение читает незнакомый голос, записанный на CD-диск, а с непривычки дети теряются и не понимают смысла текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, нереально, да и не нужно. На уроке русского языка дети должны писать, а на уроке литературы – читать. Увлечение компьютеризацией привело к тому, что наши дети легче управляют кнопками и клавиатурой, чем карандашом и ручкой. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
ЛИТЕРАТУРА
"Профессиональный стандарт педагога" Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013
Приказ министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобразования РФ от 27.12.1993 N 529 «Об утверждении Перечней учебного оборудования для общеобразовательных учреждений»