Применение ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы
Применение ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы
«Применение ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы»
XXI век — век информационных технологий, компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Поэтому сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Именно поэтому внедрение ИКТ и медиаресурсов в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы »
«Применение ИКТ и медиаресурсов на уроках русского языка и литературы»
XXI век — век информационных технологий, компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Поэтому сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Именно поэтому внедрение ИКТ и медиаресурсов в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать новое. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ, которые позволяют проводить уроки на новом современном уровне, облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.
Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки.
Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
как еще один способ постижения мира ребенка;
как источник дополнительной информации по предмету;
как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.
Применение информационных технологийв преподавании русского языка и литературы позволяет учителю:
- стимулировать познавательный интерес;
- придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
- обновлению содержательной стороны гуманитарных предметов;
- индивидуализировать процесс обучения;
- развивать самостоятельную деятельность школьников.
В своей работе я использую различные формы информационных коммуникационных технологий:
подготовка дидактических печатных материалов к урокам, создание раздаточного материала;
Во-первых, имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Это тестовые задания, карточки, вопросы к олимпиаде, тексты для комплексного анализа, тексты для сочинений – рассуждений и так далее.
наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
Во-вторых, с помощью компьютера нетрудно оформить или создать кроссворд, ребус, таблицу, схему, иллюстрацию, демонстрировать на уроке кинофильмы и кинофрагменты по произведениям того или иного писателя.
применение цифрового образовательного ресурса (тренажёр);
В-третьих, на уроках русского языка с помощью компьютера мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений (для отработки умений и навыков, для контроля и опроса), а именно:
- на зрительное восприятие (схемы, таблицы, иллюстрации);
- вставку букв (при изучении орфографии);
- постановку знаков препинания (при изучении синтаксиса и пунктуации);
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов и исправление ошибок в творческих работах (определение границ предложений, раскрытие скобок, изменение окончаний, замена неоправданных повторов и т.д.);
- различные виды грамматического разбора (разбор слова по составу, морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор и др.)
средство диагностики и контроля;
В-четвертых, компьютер – это еще и контролер за умениями, навыками учащихся. В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, упражнений по теме, оформленных на слайдах.
Их можно применять на первом этапе урока в качестве разминки, для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению. В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое.
Выведенные на экран тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее
«Тесты по русскому языку» на сайте http://likbez.spb.ru/tests/. Хороший, полезный сайт. Поможет школьникам и всем желающим повысить свою грамотность. В контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться. После выполнения каждого теста сразу сообщается количество ошибок, ошибки показываются. В таких программах можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов.
использование информации, передающейся по электронной сети;
Это наиболее часто используемая форма работы с компьютером. Интернет-ресурсы способны сегодня дать нам информацию по любой теме и области знаний, помочь в организации внеклассной работы по предмету, познакомиться с опытом работы коллег, найти иллюстрации, портреты, совершить заочные экскурсии, приготовить или найти готовые презентации, найти разработки уроков и др.
Так на уроках русского языка я использую сайты «По уши в ГИА» и «Капканы ЕГЭ», где даются теоретические материалы для подготовки к экзаменам. В сети есть много ресурсов, дающих дополнительные сведения по подготовке к ЕГЭ и ГИА, содержащих демонстрационные материалы, методику оценки ответов.
Для учащихся и учителей русского языка и литературы мною сделана подборка сайтов «Ресурсы русского языка и литературы».
использование электронных учебных пособий;
В-шестых, компьютер дает возможность использования на уроке компьютерных программ и учебников. Они позволяют одновременно решать ряд проблем:
• помогают повысить уровень знаний;интерес учащихся к предмету; успеваемость и качество знаний учащихся;
• сэкономить время на опрос учащихся, объяснение нового материала;
•дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Особое внимание я уделяю продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Уроки с применением этих программ всегда интересны. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки кинофильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее, в местах, связанных с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, уроки станут более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону.
создание мультимедийных презентаций по различным темам программы.
В-седьмых, компьютер - это подготовка своих презентаций по различным темам учебных программ.
У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Чего это позволяет достигать на уроках?
интеграции со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
разнообразие форм представления учебного материала,
стимулирование воображения школьников;
стремление к творчеству, собственное видение учебного материала.
Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности.
Такая работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета. А самое главное, учащиеся могут самостоятельно создавать презентации к урокам. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа, важно учитывать и пристрастия ребят, их желания. Учитель может подсказать новые источники информации, может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Подводя итог сказанному, необходимо подчеркнуть, что использование ИКТ на уроках дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
В итоге использование информационных технологий делает образовательный процесс более эффективным, увлекательным, более интересным для современных подростков, приводит к развитию познавательного потенциала учащихся, оказывает положительное эмоциональное воздействие, помогает увлечь учащихся процессом обучения и через это развивать у них творческие способности.
Кроме того, использование компьютерных технологий позволяет научить рациональным приемам работы с источником информации, поиску, анализу и синтезу материала, умению правильно применять найденную информацию в учебном процессе и в различных сферах человеческой деятельности.
Хотелось бы отметить, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники, так как практически не реализуется коммуникативная направленность уроков. Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер, тем не менее, не развивает монологическую и диалогическую речь школьников, сужает область коммуникации. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение. Всё хорошо в меру!
Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Компьютер не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока.
Среди главных проблемприменения ИКТ можно выделить следующие:
-недостаточное программное обеспечение по учебным предметам;
- слабо разработанная методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.