Просмотр содержимого документа
«"Приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе как средство развития устной и письменной речи"»
Приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе как средство развития устной и письменной речи (выступление на РМО)
Кочакова Л.Г. , учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ
д. Лесниково Советского района Кировской области
Формирование устной и письменной речи учащихся – одна из основных задач современного образования.
В век информатизации у школьников непроизвольно сформировалось «клиповое», «фрагментарное» мышление: они быстрее воспринимают информацию через символы, яркие образы и короткие высказывания. Применение на уроке современных приёмов визуализации сделает его более эффективным и информативным, значит, более понятным.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала
Я поделюсь описанием активных методов визуализации и моим полугодовым опытом применения их на практике.
Закрепление правила провожу через помогалку и игру «Найди слова». Сайт генерации указан. (Приложение 1)
Составляем кластер (Приложение 2)
«Кластер» - графическая формапередачи информации, когда выделяются основные единицы, группируются в схему, обозначая этим смысловую связь.
Кластером мы пользуемся все.
Следующий приём - «Облако слов»или тегов (англ.- tagloud, wordcloud, wordle) – визуальное представление набора категорий или тегов ключевыми словами и понятиями, ярлыками, метками, отличающихся цветом и размером. Я использую облака слов в работе:
-проверка домашнего задания (найти слова на орфограмму, термины и дать им определение)
-сообщение темы, целеполагание, мотивация (выписать слова, сформулировать тему урока)
-изучение нового материала (составить предложения, текст, подчеркнуть, составить облако, указать названия, которые относятся к биографии поэта или писателя)
-закрепление (найти термины, с которыми познакомились, дать определение, представление информации о ком – либо)
- при рефлексии ( выбрать глаголы, которые характеризуют твою работу на уроке)
Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках русского языка:
- задание «Сформулируйте тему урока», здесь включены слова из названия темы урока;
- задание «Облако антонимов», «Облако признаков» (Можно найти слова на безударную гласную, другие орфограммы, лишнее слово. Какой тип текста можно составить из этих слов. Доказать, что правы, «Облако эмоций»;
- задания по развитию речи «Составь предложение» и т.п.
задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство
слов из пословицы, несколько пропущено;
Каждый из нас использует ФИПИ для подготовки к итоговому собеседованию. Я ещё использую учебник Шмелёва, сюжетные открытки и нейросети.
Сюжетная картинка от ИИ - это создание необычных картинок, которые имеют несколько трактовок. Этот приём можно использовать, если:
ученикам не интересно описывать картины из учебника; вы хотите, чтобы учащиеся совершенствовали не только творческие, но и интеллектуальные способности. Вы хотите развивать фантазию своих учеников. Ученикам хочется «разнообразия» при написании . Перед вами сюжетные картинки, созданные для темы «Безударные гласные в корне слова». (Приложения 4-5)
Я не буду говорить об использовании кроссвордов, ребусов, скороговорок, чистоговорок, сканвордов, филвордов, раскрасок, лабиринтов(создаю свои и пользуюсь готовыми из интернета). Вот ссылки на российские сервисы по их созданию (Приложения 6-7).Очень любят ребята «Магические квадраты» (Приложение 8)
Перед вами сообщества, где проходят регулярно бесплатные курсы, мастер-классы. Если есть желание, смотрите и учитесь. (Приложение 9)
В заключении отмечу: Активные технологии визуализации
- вызывают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению;
-способствуют повышению качества знаний и развивают познавательную активность;
- затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, процессы анализа и синтеза;
- раскрывают творческие способности школьников и позволяют наглядно представить результат своих действий.
- Я убеждена, если делать своё дело с интересом и вдохновением, то найдётся отклик в детях, им будет интересно, а это значит: к ожидаемым результатам по развитию устной и письменной речи мы точно доберёмся!
Закрасьте клеточки, в которых вы записали Ъ, и вы получите _____________________. Если он у вас получился, то вы хорошо усвоили правило. Если нет, то повтори правило
Приложение 9
PowerPoint для педагога
Портфель Филолога
Школа ИКТ для современного педагога
Онлайн-сервисы в работе педагога
Академия
Литература и интернет ресурсы
Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .