kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе как средство развития устной и письменной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении отражён опыт работы по проблемной теме и приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе как средство развития устной и письменной речи"»

Приёмы визуализации на уроках русского языка в 5 классе как средство развития устной и письменной речи (выступление на РМО)

Кочакова Л.Г. , учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ

д. Лесниково Советского района Кировской области


Формирование устной и письменной речи учащихся – одна из основных задач современного образования.

В век информатизации у школьников непроизвольно сформировалось «клиповое», «фрагментарное» мышление: они быстрее воспринимают информацию через символы, яркие образы и короткие высказывания. Применение на уроке современных приёмов визуализации сделает его более эффективным и информативным, значит, более понятным.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала

Я поделюсь описанием активных методов визуализации и моим полугодовым опытом применения их на практике.

Закрепление правила провожу через помогалку и игру «Найди слова». Сайт генерации указан. (Приложение 1)

Составляем кластер (Приложение 2)

«Кластер»графическая форма передачи информации, когда выделяются основные единицы, группируются в схему, обозначая этим смысловую связь.

Кластером мы пользуемся все.

Следующий приём - «Облако слов» или тегов (англ.- tagloud, wordcloud, wordle) – визуальное представление набора категорий или тегов ключевыми словами и понятиями, ярлыками, метками, отличающихся цветом и размером. Я использую облака слов в работе:

-проверка домашнего задания (найти слова на орфограмму, термины и дать им определение)

-сообщение темы, целеполагание, мотивация (выписать слова, сформулировать тему урока)

-изучение нового материала (составить предложения, текст, подчеркнуть, составить облако, указать названия, которые относятся к биографии поэта или писателя)

-закрепление (найти термины, с которыми познакомились, дать определение, представление информации о ком – либо)

- при рефлексии ( выбрать глаголы, которые характеризуют твою работу на уроке)

Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов на уроках русского языка:

- задание «Сформулируйте тему урока», здесь включены слова из названия темы урока;

- задание «Облако антонимов», «Облако признаков» (Можно найти слова на безударную гласную, другие орфограммы, лишнее слово. Какой тип текста можно составить из этих слов. Доказать, что правы, «Облако эмоций»;

- контрольные задания «Словарные слова», «Найди лишнее слово»

- задания по развитию речи «Составь предложение» и т.п.

задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство

слов из пословицы, несколько пропущено;

Каждый из нас использует ФИПИ для подготовки к итоговому собеседованию. Я ещё использую учебник Шмелёва, сюжетные открытки и нейросети.

Сюжетная картинка от ИИ - это создание необычных картинок, которые имеют несколько трактовок. Этот приём можно использовать, если:

ученикам не интересно описывать картины из учебника; вы хотите, чтобы учащиеся совершенствовали не только творческие, но и интеллектуальные способности. Вы хотите развивать фантазию своих учеников. Ученикам хочется «разнообразия» при написании . Перед вами сюжетные картинки, созданные для темы «Безударные гласные в корне слова». (Приложения 4-5)

Я не буду говорить об использовании кроссвордов, ребусов, скороговорок, чистоговорок, сканвордов, филвордов, раскрасок, лабиринтов(создаю свои и пользуюсь готовыми из интернета). Вот ссылки на российские сервисы по их созданию (Приложения 6-7).Очень любят ребята «Магические квадраты» (Приложение 8)

Перед вами сообщества, где проходят регулярно бесплатные курсы, мастер-классы. Если есть желание, смотрите и учитесь. (Приложение 9)

В заключении отмечу: Активные технологии визуализации

- вызывают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению;

-способствуют повышению качества знаний и развивают познавательную активность;

- затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, процессы анализа и синтеза;

- раскрывают творческие способности школьников и позволяют наглядно представить результат своих действий.

- Я убеждена, если делать своё дело с интересом и вдохновением, то найдётся отклик в детях, им будет интересно, а это значит: к ожидаемым результатам по развитию устной и письменной речи мы точно доберёмся!















































Приложение 1



«Развитие ребёнка»















Безударные гласные в корне слова

Приложение 2

проверяются (толковый словарь)

проверяются (орфографический словарь)

проверяются ударением

Не требуют проверки ударением

безударные

ударные

словарные

непроверяемые

проверяемые

























Приложение 3

«Облако признаков» «По следам ошибок»

«Сформулируйте тему урока» «Облако антонимов»





https://inkpx.com

https://wordcloud.online/ru

http://облакослов.рф/oblako









Приложение 4









Приложение 5

Ссылки на сервисы: нейросети


https://lexica.art/
https://shedevrum.ai/
https://dezgo.com/
https://picwish.com/ru/remove-background

Нейросеть АРТ: https://products.businesstech.store/ai_art/
Кандинский: https://www.sberbank.com/promo/kandinsky/ГигаЧат: https://developers.sber.ru/portal/products/gigachat
Звукограм: https://zvukogram.com/









Приложение 6

«Квестодел»



Приложение 7

Раскраски и лабиринты







Приложение 8

Магический квадрат

Магический квадрат «Ъ или Ь?» Подумайте, какую букву необходимо вставить на месте пропуска.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25



Запишите букву в соответствующую клеточку.

Слова для работы: 1)сверх..естественный 2) без_языкий 3) суд…я 4) брат…я 5) д…ячок 6) подмастер…е 7) ин…_екция 8) бур…ян, 9) ден…ги 10) колдун…я 11) кар…ера 12) об…ездчик 13) волеиз…явление 14) об…явление,15) об…ятия,16) стат..я 17) под…ём 18) шампин…он 19) модел…ер 20) об…ектив 21) бар…ер 22) микрос…ёмка 23) пред…юбилейный 24) под…ём 25) об…единение



Закрасьте клеточки, в которых вы записали Ъ, и вы получите _____________________. Если он у вас получился, то вы хорошо усвоили правило. Если нет, то повтори правило









Приложение 9




  • PowerPoint для педагога

  • Портфель Филолога

  • Школа ИКТ для современного педагога

  • Онлайн-сервисы в работе педагога

Академия

























Литература и интернет ресурсы



Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .

Интернет-ресурсы:

Визуализация. // [Электронный ресурс] / http://magima.ru/9-vizualizaciya.html

Визуализация в обучении [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikt1793.ru. Код публикации: 3052

Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.

Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока.www.e-osnova.ru

От приёмов педагогической техники к приёмам мультимедийной дидактики.

Режим доступа: http://didaktor.ru/ot-priyomov-pedagogicheskoj-texniki-k-              priyomam-  multimedijnoj-didaktiki/

Попова Т. М., канд. физ.-мат. наук, Е. Н. Поддубных Инновационные техники визуализации средствами информационно- коммуникационных технологий 2014г.

         Режим доступа:  http://www.chem-astu.ru/chair/study/sovobr/ , свободный.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Людмила Геннадьевна Кочакова

Дата: 19.01.2025

Номер свидетельства: 663767


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства