Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.
Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.
Русский язык-национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан русский язык является средством общения лиц не русской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.»
Восточно-Казахстанская область
Тарбагатайский район
КГУ «Комплекс школа- детский сад Жетіарал»
Доклад на тему:
Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.
Учитель русского языка и литературы: Д.А. Талгатбекова
2019год.
Русский язык-национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан русский язык является средством общения лиц не русской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.
«Для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру»,-продолжил мысль Президент Казахстана.
Именно поэтому, во исполнение Программы развития языков, необходимо продолжать изучение и совершенствование русского языка.
Основная цель обучения русскому языку-помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами,вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью.
Я хорошо понимаю, что язык народа- это способ мышления, и постижение языков разных народов расширяет горизонты мышления.
На сегодняшний день моя цель не только в том, чтобы дать знания , но и формировать у учащихся посредством обучения русскому языку интерес и уважение к другим народам.Цель определяет задачи:
независимо от типа школы по языку обучения учащиеся должны знать язык Республики Казахстан и язык межнационального общения;
быть подготовленным к дальнейшей жизни, учебе,труду в условиях Казахстана;
помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить общечеловеческие гуманистические ценности казахской и русской национальных культур.
ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТМЫСЛИТЬ,
КОГДА ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ
Д. Дидро
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе-целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.
Когда я пришла работать учителем русского языка в школе с казахским языком обучения, то я столкнулась с одной проблемой- практически в каждом классе школы были дети слабо владеющие русским языком.
К сожалению, проблема состояла не только в плохом знании русского языка. Это была более сложная проблема- социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «Как обучить русскому языку нерусских обучающихся?», а самое главное «С чего начать?»
Сначала я решила определить уровень владения русским языком обучающихсяклассов в которых я работаю,что помогло мне в дальнейшей работе.Для определения уровня языковой подготовки учеников я использовала ГОСО. Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности- аудированием,говорением,чтением и письмом; тестирование, с помощью, которого определяется уровень знаний.
Диагностика знаний, умений обучающихся позволила мне определить уровень владения русским языком учащимися и работать над проблемой обучения их русскому языку, который не является для них родным.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме,аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Результатом своей работы я буду считать , то ,что среди детей, слабо владеющих русским языком, не будет ни одного неуспевающего в течении хотя бы одной четверти. Что касается уровня владения русским языком, то можно отметить, что детей с нулевым уровнем владения языка нет.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций
Компетенции
Общепредметные компетенции
Русский язык
Коммуникативная компетенция
Устный диалог
Задавание вопросов собеседнику. Конструирование ответа на вопрос.
Диалог в письменной форме
Самопрезентация в форме резюме.
Полилог(коллективная дискуссия)
Ролевая форма представления текста произведения.
Языковая компетенция
Письмо
Орфографическая и пунктуационная грамотность. Составление документации.
Речь
Орфоэпические нормы.
Чтение
Выразительность, эмоциональность
Способы измерения уровня владения языком
Аудирование
Проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания -1 минута), воспроизводить текст из 2-3 предложений после двух предъявлений;
в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;
в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.
Говорение
Диалогическая речь:
- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;
- в качестве едениц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;
- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.
Прочитайте и продолжите:
а)- Что ты будешь есть?
........................................
б)-Я учусь в пятом классе. А ты?
.........................................
в)- Передай мне карандаш.
.........................................
Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1-2 репликами.
Прочитайте и составьте начало:
а)..................................
-Убираю комнату.
б)..................................
-Я тоже.
в)...................................
-Хлеб.
Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.
1.3 Прочитайте. Составьте по описанию диалог.
-Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете.Врач говорит, что вам нужно делать.
Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.
Монологическая речь:
Проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;
В качестве единиц контроля выступает монологический текст от 3до 5 предложений;
В качестве показателей обученности выступает связаное монологическое высказывание из 3-4 предложений.
Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода?
Как нужно одеваться?
Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами ).
Опишите своего товарища.
Работа считаеться выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.
Чтение
проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объемом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;
в качестве единицы контроля выступает связный текст;
в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.
Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.
Дружок.
Однажды на улице Петя увидел щенка.Он взял его и принес домой.Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его дружком и стал учить прыгать через кольцо,стоять на задних лапках.
Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала,лаяла. Петя научил Дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.
Собака стала верным помощником Пети.
(По А.Рыжову)
4.Письмо
- Проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);
- в качестве едениц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;
- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.
Ответьте письменно на следующие вопросы:
В каком классе ты учишься?
С кем ты дружишь?
Какие у вас сегодня уроки?
Какие уроки ты любишь?
Что ты делаешь после уроков?
Работа считается выполненной при следующих условиях:
1.Ученик ответил на все вопросы.
2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.
Основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения- это общение на русском языке. Под общением понимается практическое использование языка. Государственный стандарт образования РК выдвигает конкретные результативные требования изучения русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения:
В полном объеме использовать коммуникативные функции русского языка.