kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык-национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан  русский язык является средством общения лиц не русской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.»



Восточно-Казахстанская область

Тарбагатайский район

КГУ «Комплекс школа- детский сад Жетіарал»







Доклад на тему:

Преподавание русского языка и литературы и применение четырех видов речевой деятельности на уроке.











Учитель русского языка и литературы: Д.А. Талгатбекова


















2019год.


Русский язык-национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан русский язык является средством общения лиц не русской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.

«Для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру»,-продолжил мысль Президент Казахстана.

Именно поэтому, во исполнение Программы развития языков, необходимо продолжать изучение и совершенствование русского языка.

Основная цель обучения русскому языку-помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами,вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью.

Я хорошо понимаю, что язык народа- это способ мышления, и постижение языков разных народов расширяет горизонты мышления.

На сегодняшний день моя цель не только в том, чтобы дать знания , но и формировать у учащихся посредством обучения русскому языку интерес и уважение к другим народам.Цель определяет задачи:

  • независимо от типа школы по языку обучения учащиеся должны знать язык Республики Казахстан и язык межнационального общения;

  • быть подготовленным к дальнейшей жизни, учебе,труду в условиях Казахстана;

  • помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить общечеловеческие гуманистические ценности казахской и русской национальных культур.



ЛЮДИ ПЕРЕСТАЮТМЫСЛИТЬ,

КОГДА ПЕРЕСТАЮТ ЧИТАТЬ

Д. Дидро

Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет.  Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается,   пять-шесть часов  в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

 Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе-целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Когда я пришла работать учителем русского языка в школе с казахским языком обучения, то я столкнулась с одной проблемой- практически в каждом классе школы были дети слабо владеющие русским языком.

К сожалению, проблема состояла не только в плохом знании русского языка. Это была более сложная проблема- социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

Возникли вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как вписать в него работу с этими детьми?», «Как обучить русскому языку нерусских обучающихся?», а самое главное «С чего начать?»

Сначала я решила определить уровень владения русским языком обучающихсяклассов в которых я работаю,что помогло мне в дальнейшей работе.Для определения уровня языковой подготовки учеников я использовала ГОСО. Стандарт предлагает измерители двух видов: методики измерения уровня владения видами речевой деятельности- аудированием,говорением,чтением и письмом; тестирование, с помощью, которого определяется уровень знаний.

Диагностика знаний, умений обучающихся позволила мне определить уровень владения русским языком учащимися и работать над проблемой обучения их русскому языку, который не является для них родным.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме,аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.


Результатом своей работы я буду считать , то ,что среди детей, слабо владеющих русским языком, не будет ни одного неуспевающего в течении хотя бы одной четверти. Что касается уровня владения русским языком, то можно отметить, что детей с нулевым уровнем владения языка нет.


Формирование коммуникативных и языковых компетенций


Компетенции

Общепредметные компетенции

Русский язык

Коммуникативная компетенция

Устный диалог

Задавание вопросов собеседнику.
Конструирование ответа на вопрос.

Диалог в письменной форме

Самопрезентация в форме резюме.

Полилог(коллективная дискуссия)

Ролевая форма представления текста произведения.

Языковая компетенция

Письмо

Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Составление документации.

Речь

Орфоэпические нормы.

Чтение

Выразительность, эмоциональность







Способы измерения уровня владения языком

  1. Аудирование

  • Проверяется умение понимать прослушанное сообщение (продолжительность звучания -1 минута), воспроизводить текст из 2-3 предложений после двух предъявлений;

  • в качестве единиц контроля выступают текст и предложение;

  • в качестве показателей обученности выступает умение понимать текст и воспроизводить отдельные его части.

  1. Говорение

Диалогическая речь:

- проверяется умение продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации;

- в качестве едениц контроля выступают диалогические единства и реплики в диалоге;

- в качестве показателей обученности выступает умение составлять диалог с использованием основных типов диалогических единств.

Прочитайте и продолжите:

а)- Что ты будешь есть?

........................................

б)-Я учусь в пятом классе. А ты?

.........................................

в)- Передай мне карандаш.

.........................................

Работа считается выполненной, если учащийся смог продолжить диалог, отреагировав 1-2 репликами.

Прочитайте и составьте начало:

а)..................................

-Убираю комнату.

б)..................................

-Я тоже.

в)...................................

-Хлеб.

Работа считается выполненной при соблюдении предъявленного в задании условия.

1.3 Прочитайте. Составьте по описанию диалог.

-Вы заболели. К вам пришел врач. Он спрашивает, что с вами. Вы отвечаете.Врач говорит, что вам нужно делать.

Работа считается выполненной, если диалог учащегося состоит не менее чем из трех реплик.



Монологическая речь:

  • Проверяется умение составлять описание и рассказ о своей семье;

  • В качестве единиц контроля выступает монологический текст от 3до 5 предложений;

  • В качестве показателей обученности выступает связаное монологическое высказывание из 3-4 предложений.

Опишите сегодняшний день. Какая сегодня погода?

Как нужно одеваться?

Работа считается выполненной, если учащийся употребил не менее трех предложений (или два предложения с однородными членами ).

Опишите своего товарища.

Работа считаеться выполненной, если учащийся употребил 3-4 предложения.

  1. Чтение

  • проверяется умение читать повествовательные и описательные тексты объемом 60-70 слов, составлять план прочитанного, выделять в тексте тему и основной замысел автора;

  • в качестве единицы контроля выступает связный текст;

  • в качестве показателей обученности выступает умение объяснять название текста, определять его содержание.

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.

Дружок.

Однажды на улице Петя увидел щенка.Он взял его и принес домой.Щенок быстро привык к мальчику. Петя назвал его дружком и стал учить прыгать через кольцо,стоять на задних лапках.

Мальчик и Дружок часто ходили в лес. В лесу собака бегала, прыгала,лаяла. Петя научил Дружка искать и находить грибы. Дружок громко лаял, когда находил гриб.

Собака стала верным помощником Пети.

(По А.Рыжову)

4.Письмо

- Проверяется умение давать письменные ответы на вопросы (5 вопросов);

- в качестве едениц контроля выступают связные письменные высказывания учащихся;

- в качестве показателей обученности выступает умение употребить в письменном связном высказывании не менее 20 слов при количестве ошибок не более восьми.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. В каком классе ты учишься?

  2. С кем ты дружишь?

  3. Какие у вас сегодня уроки?

  4. Какие уроки ты любишь?

  5. Что ты делаешь после уроков?


Работа считается выполненной при следующих условиях:

1.Ученик ответил на все вопросы.

2. Ученик употребил в своих ответах не менее 20 слов.


Основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения- это общение на русском языке. Под общением понимается практическое использование языка. Государственный стандарт образования РК выдвигает конкретные результативные требования изучения русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения:

  1. В полном объеме использовать коммуникативные функции русского языка.

  2. Читать на русском языке.

  3. Воспринимать русскую речь на слух.

  4. Писать на русском языке.




































Содержание:

1.Введение..........................................................................................2


2.Русский язык-национальное достояние русского народа...........3


3.Основная цель обучения русскому языку...................................4


4. Формирование коммуникативных и языковых компетенций....5


5.Заключение.......................................................................................6









































Список использованной литературы:


1.Об особенностях организации образаовательного процесса в общеобразовательных школах республики Казахстан в 2016-2017 учебном году.


2. Типовые учебные программы «Язык и литература»


3. Программа обновленного содержания среднего образования РК для

учителей русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения.


4.Д.А.Мустафина «Методика преподавания русского языка как неродного »

Методическое руководство .15.08.2017г.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Талгатбекова Д.А

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505727

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства