Практическое применение искусственного интеллекта на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования
Практическое применение искусственного интеллекта на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования
В данной статье рассматривается вопрос эффективности применения искусственного интеллекта на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования Статья ориентирована на преподавателей русского языка, которые готовы использовать в своей работе технологии искусственного интеллекта. В статье приводятся примеры конкретных заданий, уже опробованных на уроках, выявляются преимущества и недостатки технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическое применение искусственного интеллекта на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования»
Иващенко Г. А.
Практическое применение искусственного интеллекта
на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос эффективности применения искусственного интеллекта на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования Статья ориентирована на преподавателей русского языка, которые готовы использовать в своей работе технологии искусственного интеллекта. В статье приводятся примеры конкретных заданий, уже опробованных на уроках, выявляются преимущества и недостатки технологий.
Ключевые слова: искусственный интеллект, русский язык, текст, фразеологизмы, стили речи, нейросеть.
Искусственный интеллект - область науки, которая занимается разработкой компьютерных систем и программ, способных имитировать интеллектуальные функции человека.
Искусственный интеллект и его приложения открывают новые возможности в преподавании русского языка в системе среднего профессионального образования. С помощью ИИ можно анализировать письменные работы обучающихся, выявляя ошибки, что значительно облегчает работу преподавателя и ускоряет процесс обучения. Искусственный интеллект, генерируя тексты различной сложности, способствует расширению словарного запаса обучающихся.
Преподаватель, используя возможности искусственного интеллекта, может разработать интерактивные упражнения, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Также стоит отметить роль ИИ в структурировании учебного материала. Он может помочь в создании тестов и заданий, адаптированных к текущему уровню знаний обучающихся, что позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на оценку и подготовку. Обучающиеся могут пользоваться ИИ при создании и оформлении рефератов, проектов, творческих работ.
В результате использования возможностей ИИ преподавание русского языка становится более динамичным и направленным, что способствует глубокому усвоению языка и повышению мотивации обучающихся.
Искусственный интеллект подобно человеческому мозгу способен сопоставлять факты и ассоциировать понятия. Всё это находит отражение при изучении устойчивых выражений в русском языке. Начиная изучать тему «Фразеология» вспоминаем с обучающимися, что фразеологизмы содержат слова с низкой общеязыковой частотностью, неологизмы, архаизмы, термины, антропонимы. В них преобладают редко употребляемые формы, присутствуют нехарактерные грамматические структуры и нарушение обычного порядка слов. Всё это затрудняет толкование смысла, их понимание и использование в речи. Искусственный интеллект способен помочь в изучении устойчивых единиц в русском языке. После повторения теоретического материала по теме и выполнения традиционных заданий по теме «Фразеология» предлагаем обучающимся несколько заданий, используя искусственный интеллект:
Задание 1. Разместить печатный текст фразеологизмов: кот в мешке, медвежья услуга, мартышкин труд, скатертью дорога, не всё коту масленица и попросить преобразовать его в картинки. А затем полученные изображения прокомментировать. Подобное нестандартное задание вызвало интерес обучающихся и позволило сделать некоторые выводы: Искусственный интеллект создаёт необычные образы, визуализируя буквальное значение слов; искусственный интеллект не распознает переносное значение слова.
Задание 2. Предложить обучающимся, чтобы они прокомментировали свои версии визуального представления фразеологизмов.
Задание 3. Следующее задание с использованием искусственного интеллекта: выбрать фразеологизм, сгенерировать в нейросети картинку и представить ее группе обучающихся. Обучающиеся должны предположить, о каком устойчивом выражении идет речь.
Задание 4. С помощью искусственного интеллекта можно сделать выборку афоризмов из художественных текстов (например, из комедии Грибоедова «Горе от ума»).
Задание 5. Используя возможности искусственного интеллекта, привести примеры фразеологизмов из литературы и повседневной речи. Эта работа поможет обучающимся увидеть, как фразеологизмы влияют на стилистику и выразительность языка. Обучающиеся, используя технологии нейросети, могут не только запоминать фразеологизмы, но и учиться их правильному употреблению в различных контекстах.
При изучении темы «Стили речи» рассмотрим задания, которые могут быть реализованы с помощью искусственного интеллекта.
Задание 1. Анализ текстов: обучающиеся получают несколько образцов текстов разных стилей (научный, публицистический, официально-деловой, художественный). Нейросеть помогает выделить характерные особенности каждого стиля, что способствует развитию критического мышления.
Задание 2. Создание текстов: обучающимся предлагается написать тексты в заданном стиле с использованием генеративной нейросети. Они могут экспериментировать со структурой предложений, лексическим составом и выразительными средствами.
Задание 3. Моделирование диалогов: обучающиеся создают диалоги. Нейросеть анализирует их и создает свои версии, демонстрируя оттенки общения, стилевые особенности диалогов.
Для изучения темы «Текст и его признаки» можно применить следующие задания, основанные на нейросетевых алгоритмах.
Задание 1. Анализ различных текстов с помощью ИИ. Обучающиеся могут выбрать несколько произведений разных жанров и проанализировать их на наличие ключевых признаков, таких как структура, стиль и лексика.
Задание 2. Создание текста с помощью генеративной нейросети. Обучающиеся смогут экспериментировать со стилями и жанрами, а затем критически оценить созданный текст, определяя его текстовые признаки.
Задание 3. Сравнительный анализ: обучающиеся сопоставляют текст, созданный нейросетью, и оригинальный текст, выявляя сходства и различия в использовании языковых средств и конструкций. Эти задания станут не только увлекательным, но и эффективным способом освоения темы.
Искусственный интеллект может предложить задания для практической работы. Так, по теме Информационная переработка текста для профессии Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки) нейросеть предложила следующие задания:
Анализ документации: Изучение и интерпретация технической документации, включая стандарты и требования к сварочным работам. Это поможет сварщику понимать спецификации и соблюдение норм.
Создание инструкций: Написание четких и понятных инструкций по выполнению сварочных операций. Важно учитывать, что данные инструкции должны быть доступны и понятны даже для начинающих специалистов.
Отчетность: Составление отчетов о выполненных работах, включая описание использованных материалов, оборудования, а также возникающих проблем и способов их решения.
Эти задания способствуют развитию навыков информационной переработки текста и обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач.
Применение возможностей искусственного интеллекта способствует развитию критического мышления и аналитических навыков. Обучающиеся учатся осмысленно подходить к языковым структурным элементам, разрабатывать собственные тексты и находить креативные решения в языковом контексте. Однако применение технологий искусственного интеллекта требует осторожного подхода. Важно балансировать между технологическими инновациями и традиционными методами обучения, учитывая культурные, эмоциональные и социальные аспекты языка. В конечном счете, успешная интеграция нейросетей в процесс обучения позволит значительно повысить уровень освоения русского языка, делая его преподавание более эффективным и актуальным в современном мире.
Возможности искусственного интеллекта неисчерпаемы. Использование ИИ в системе профессионального образования на уроках русского языка дает новые возможности для преподавателей и обучающихся. Нейросети, обладая способностями к анализу и интерпретации больших объемов данных, могут значительно обогатить процесс обучения. Они помогают не только в автоматизации рутинных задач, но и в создании обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности студентов.
Однако применение искусственного интеллекта требует осторожного подхода. Важно сочетать технологические инновации и традиционные методы обучения, учитывая культурные, эмоциональные и социальные аспекты языка. В конечном счете, успешная интеграция искусственного интеллекта в процесс обучения позволит значительно повысить уровень освоения русского языка, делая его преподавание более эффективным и актуальным в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
Нейросеть показала, как выглядят бляха-муха, ёшкин кот и ядрёна вошь. – URL: https://naukatv.ru/news/nejroset_pokazala_kak_vyglyadyat_blyakhamukha_ yoshkin_kot_i_yadrena_vosh (17.04.2024).
Останина А. Нейросети для генерации картинок: медвежья услуга или восьмое чудо света? – URL: https://youlang.ru/blog/neiroseti-dlya-generacii-kartinok- medvezya-usluga-ili-vosmoe-cudo-sveta (18.04.2024).
Нейросети в преподавании русского языка и литературы// Разумец Вероника Витальевна.
Чем нейросеть отличается от искусственного интеллекта? URL:https://decenter. org/neural_network-ai/ (18.04.2024).
5. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 288–290.
6. Филатова О.Н., Булаева М.Н., Гущин А.В. Применение нейросетей в профессиональном образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2022;