Просмотр содержимого документа
«"Повышение интереса к русскому языку и литературе через использование предметных сообществ и социальных сетей"»
Повышение интереса к русскому языку и литературе через использование предметных сообществ и социальных сетей
Из опыта работы Мерзляковой М.И., учителя МАОУ «СОШ №134» г. Перми
Образование школьников сегодня все активнее развивается по электронно-сетевой модели. Внедрение в классы компьютера, мобильных устройств и программных приложений переносит привычное манипулирование реальными объектами в виртуальное графическое пространство, а очную коммуникацию – в удаленное взаимодействие через сервисы и ресурсы общения сети интернет, в том числе в социальные сети.
В современной школе учитель может использовать источники интернет и социальные сети для повышения и развития интереса учащихся к своему предмету. Учащиеся много времени проводят в сети интернет. Поэтому педагогу удобно переключить внимание учеников на свою предметную группу, предлагая интересное и полезное содержание своего сообщества. Сеть насыщена всевозможными учебными сообществами, содержание которых регулярно пополняется и обновляется. Поэтому представляется мне прекрасным источником самообразования учащихся.
В своей работе в течение 7 лет использую такие возможности популярной социальной сети «ВКонтакте»: сеть популярна, удобна, доступна. Курирую предметные сообщества «Шпора, 9», «Шпора, 11», «Шпора, Литература». Эта работа дала определённые результаты, поэтому свой опыт использую дальше. В прошлом году добавила ещё одну группу «Шпора, 5-8».
Содержание материалов сообщества может быть разнообразным, рассчитанным на разновозрастную аудиторию, например: для 5-8 классов, для 9х классов и для 10-11 классов; может быть тематическим, например: уроки русского языка, литературы, подготовка к гиа и др. Наполняемость группы материалами тоже может быть разной, но не слишком объёмной.
Например:
Сообщество «ШПОРА, 5-8» : Подготовка к ГИА по русскому языку. Подготовка к устному экзамену по литературе. Рекомендации для чтения по литературе. Полезные ссылки. Справочные материалы. Тесты. Шпаргалки.
В качестве условий повышения мотивации выступает индивидуализация обучения, самостоятельность решения задач, самоконтроль, проблемный характер обучения, наглядность, иллюстративность, практико-ориентированность. Отбор материала осуществляется в соответствии с требованиями к базовому уровню владения русским языком и литературой, актуальностью лексико-грамматических единиц, речевых конструкций для интернет-общения, аудио-, видео- или аудиовизуальной формой представления языкового материала.
Принципиальное отличие от учительского сайта в том, что материалы предназначены не коллегам, а ученикам, причём тем учащимся, которых обучаю в текущем учебном году, т.е. это адаптированные материалы, подобранные из разных источников с учётом индивидуальных особенностей и уровнем подготовки класса. Для меня важно, что ссылку на источник я также предоставляю, чтобы, пройдя по ней, ученики могли прочитать статью полностью. Повторюсь: краткость материала важна не самым сильным ученикам, а полнота - тем, кто учится на высокий балл. Количество участников контролирую, но не заставляю: есть группы как открытые (для всех желающих), так и закрытые (по приглашению).
Приведу пример. В сообществе «Шпора, 5-8 класс» предложила ученикам 5 и 6 классов (продублировала выданный на последнем уроке литературы список) список для летнего чтения. Через некоторое время выложила пост «Кто какую книгу сегодня читает?» Ещё дня через два опубликовала список книг со ссылками на аудиокниги и радиоспектакли:
Николай Носов «Незнайка на луне»
Владислав Крапивин «Оруженосец Кашка»
Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Владислав Крапивин «Дети синего фламинго»
Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»
Валентин Катаев «Белеет парус одинокий»
Валентина Осеева «Динка»
Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
В результате заметила в отчёте по сообществу, что посещаемость сообщества в эти дни выросла, также посещаемость растёт накануне экзаменов и контрольных работ.
Данный вид работы учителя не только помощь ученикам, но и изучение популярных видов дидактических заданий. Приведу примеры. Интерактивные тесты по русскому языку и литературе, тренажёры - самые посещаемые посты в моих сообществах. Любят учащиеся также таблицы по теории русского языка и литературы, предпочитая их статьям учебников. В сообществе по литературе выкладываю материалы, посвящённые изучению художественных произведений во всех доступных форматах и видах: тексты, аудиозаписи, экранизации, фильмы о писателях и поэтах, презентации и др.
Использую различные способы для привлечения интереса учащихся к своим сообществам: поощрения, бонусы, различные системы оценивания на дополнительные баллы и т.д. Замечу, что предметные сообщества не заменяют и не подменяют Электронные журналы и дневники, участие в них школьников - добровольное.
Изучив популярные на сегодняшний день социальные сети, можно выделить ряд основных преимуществ их использования в процессе работы с обучающимися:
своевременная консультативная помощь ученикам, стремящимся получить дополнительную информацию в конкретной предметной области, или слабоуспевающим;
получение учителем возможности демонстрации личного научно-методического опыта широкой аудитории;
изучение современных сетевых сервисов для дальнейшего использования их возможностей;
коммуникация для обсуждения текущих учебных задач;
консультация по предметным вопросам.
Таким образом, использование социальных сетей позволяет педагогу, с одной стороны, совершенствовать компетентность в области использования информационных технологий в образовательном пространстве, а с другой, следовать тенденциям современного образования.