kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. Проблема самореализации (по тексту Д. Гранина).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен текст Д. Гранина и сочинение по нему.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. Проблема самореализации (по тексту Д. Гранина).»

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

 

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

 

(17)Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18)Кольца — это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы...»

(По Д. Гранину*)



Часто, взрослея, мы мечтаем о великих свершениях, больших достижениях в той области деятельности, которая нам ближе всего, или просто представляем себя самодостаточными, яркими личностями, интересными другим, но позже, сталкиваясь с какими-либо испытаниями, постепенно начинаем осознавать, что мечты и реальность – это не одно и то же. Далеко не всегда наши планы могут осуществиться. Именно проблему самореализации человека и затрагивает в своем тексте Д. Гранин.

Стремясь привлечь внимание читателя к этой актуальной проблеме, известный русский писатель прибегает к удивительно поэтичной метафоре: он сравнивает свою жизнь с жизнью дерева: «…внутри меня такие же кольца – мои прожитые годы». Но, в отличие от его собственной жизни, кольца дерева говорят о завершенности и полноценности жизни, осуществлении земного предназначения. А вот собственные прожитые годы, как считает автор, скорее, свидетельствуют о том, что он все дальше уходит от своей «человеческой сути». Это печальное сопоставление, к сожалению, указывает, по мысли писателя, лишь на внешнюю связь между миром природы и человеческой жизнью, в которой нет цельности и гармонии.

Гранин делает акцент на мысли о том, что в дереве нет «впустую прожитых лет». А в бесконечной смене наших порывов, стремлений, поисков, сомнений мы порой растрачиваем себя, теряя то, что могло бы помочь нам в достижении наших глубинных целей: «Мне уже невозможно дойти до …совершенства». Не случайно писатель подчеркивает в своих размышлениях, что, осмысливая пережитое, человек часто испытывает «смутную тоску по своей жизни» - по тому идеалу, какой он видел когда-то. По тому, кем он мог бы стать, но не стал.

Противопоставляя судьбу дерева и человека, Д. Гранин стремится заставить нас задуматься об одном из главных вопросов, стоящих перед людьми, и это вопрос о нашем предназначении и о самореализации.

Автор убежден, что самореализация напрямую связана с нашей духовной стойкостью: чем более мы способны к противодействию негативным жизненным обстоятельствам, тем больше у нас шансов «выстоять в невзгодах и испытаниях», а значит, жить так, чтобы как можно меньше испытывать стыд за свой жизненный выбор и его последствия.

Нельзя не согласиться с писателем. Действительно, способность противостоять внешнему давлению, испытаниям, невозможна без постоянной внутренней работы, без самоанализа. Силы не берутся из ниоткуда. Физическая, а тем более моральная сила – результат сопротивления совести голосу, зовущему к комфорту и благополучию. Вне этой борьбы не может быть и речи о личностной реализации, особенно в творческом плане.

Яркий тому пример – жизнь и творчество русского писателя и поэта Бориса Пастернака. Живя в советской России, он видел, какого благополучия может достичь художник, выполняя разного рода социальные заказы, работая не так, как велит душа, а по указанию сверху. Но практически никогда (разве что пытаясь спасти от репрессий близких ему людей), он не поступался нравственными и творческими убеждениями, суть которых сводилась к внутренней свободе личности, в первую очередь – свободе от диктата в работе писателя. По мнению многих современников, он был одним из тех, кто олицетворял совесть эпохи. Получивший Нобелевскую премию, он умер в своей стране оклеветанным, объявленным врагом своего народа. Но едва ли мы можем говорить о его нереализованности. Тонкий лирик, глубоко чувствующий природу и мир, он остался Поэтом, не предав в себе человека.

Удовлетворение от жизни, конечно, можно получить разными способами и, пожалуй, быстрее как раз в том случае, когда стремишься к сиюминутным радостям. Но подлинная самореализация немыслима без самоуважения, а этого достичь неизмеримо сложнее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. Проблема самореализации (по тексту Д. Гранина).

Автор: Гришина Елена Михайловна

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541468

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства