Вступление | - Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...) - Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и... - Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки). - В центре внимания автора (находятся)... - Главные усилия автора направлены... |
Виды вступления: А) вопросно-ответное единство Б) цепочка вопросительных предложений. В) назывное предложение Г) риторический вопрос Д) цитата Е) парадоксальное высказывание |
2. Формулировка проблемы. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. | - Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему - Автор касается .. проблем, уделяет внимание ... проблеме. - Над какой-л. проблемой думать, работать. - Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания - Автор затрагивает проблему... - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор очень эмоционально отстаивает идею... |
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. |
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. |
Точка зрения на какую-л. проблему. |
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста. К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная) Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной? Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)? Кому приходилось обращаться к данной проблеме? Об этом много пишут … | - Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме… - Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда… - Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна. - Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ... - Затронутая автором проблема имеет многовековую историю… - Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему. - Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. |
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Средства выражения авторской позиции Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому. | Автор считает (полагает, убеждает, призывает…) Автор убедительно доказывает свою мысль…, … Так определяет автор своё отношение к … Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует… Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция… Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор); Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений; Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительн.) отношение к ...; Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы; Автор убеждает читателя в правоте своей позиции; В словах автора звучит мнение большинства людей; Автор пытается найти в читателе единомышленника; Автор пытается понять, почему ...; Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к …; Изучая проблему, автор приходит к выводу, что… Автор позиция ясна: … Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально; Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни; Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни |
5-7. Моя позиция +2 аргумента Позиция согласия/несогласия. За. Против Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения. В качестве аргументов могут выступать: а) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг; б) мнения авторитетных людей, цитаты и др. | Особенно близка мне мысль автора о… ; мне близка позиция автора по отношению к … ; согласен с автором в том, что… ; нельзя не согласиться с автором в том, что… ; осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ; мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ; мысли автора о… близки мне, однако… ; позволю себе не согласиться с автором в том, что… на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ; В отличие от автора, я считаю, что... Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения; Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что... На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что... Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным. Вспомним… Это подтверждается … В доказательство можно привести ещё и такой аргумент… |
8. Заключение | В заключение хотелось бы отметить... Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. .. На мой взгляд, статья (очерк) предназначена... Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное… Таким образом, нельзя не согласиться… |