kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пишем сочинение-рассуждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Вступление

Виды вступления: А) вопросно-ответное единство

Б) цепочка вопросительных предложений.

В) назывное предложение

Г) риторический вопрос

Д) цитата       Е) парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пишем сочинение-рассуждение »

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение» Структура сочинения, речевые клише

  1. Вступление

- Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

- Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

- Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

- В центре внимания автора (находятся)...

- Главные усилия автора направлены...

Виды вступления: А) вопросно-ответное единство

Б) цепочка вопросительных предложений.

В) назывное предложение

Г) риторический вопрос

Д) цитата Е) парадоксальное высказывание

2. Формулировка проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

- Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

- Автор касается .. проблем, уделяет внимание ... проблеме.

- Над какой-л. проблемой думать, работать.

- Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания

- Автор затрагивает проблему...

- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

- Автор очень эмоционально отстаивает идею...

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы.

Точка зрения на какую-л. проблему.

3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы).

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная)

Насколько проблема злободневна? Что делает её злободневной?

Традиционна ли эта проблема или нова?

Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Об этом много пишут …

- Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

- Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

- Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

- Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

- Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

- Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.


4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому.


Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…,

Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительн.) отношение к ...;

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

В словах автора звучит мнение большинства людей;

Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Автор пытается понять, почему ...;

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к …;

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Автор позиция ясна: …

Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально;

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

5-7. Моя позиция +2 аргумента

Позиция согласия/несогласия. За. Против














Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

б) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Особенно близка мне мысль автора о… ;

мне близка позиция автора по отношению к … ;

согласен с автором в том, что… ;

нельзя не согласиться с автором в том, что… ;

осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;

мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;

мысли автора о… близки мне, однако… ;

позволю себе не согласиться с автором в том, что…

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

Вспомним…

Это подтверждается …

В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…



8. Заключение

В заключение хотелось бы отметить...

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пишем сочинение-рассуждение

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства