kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое исследование «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на «4» и «5». Приятно, когда работаешь в класс детей с высоким качеством знаний. С ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда.  Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. Именно таким детям и посвящена моя работа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся» »

РАБОТА УЧИТЕЛЯ - СЛОВЕСНИКА

В КЛАССЕ С НИЗКИМ

УРОВНЕМ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ



Видеть хорошее в человеке всегда трудно.

Хорошее в человеке приходится всегда

проектировать, и педагог это обязан делать.

Он обязан подходить к человеку с

оптимистической гипотезой, пусть даже и с

некоторым риском ошибиться.

Макаренко А. С.


Теоретическое обоснование и актуальность выбранной темы педагогического исследования


Тема моего педагогического исследования звучит следующим образом: «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся». Почему именно такая тема? Что побудило меня, учителя с более чем 30-летним педагогическим стажем, говорить об этой, казалось бы, не очень интересной и благозвучной теме?! Ведь более престижно было бы рассказать о том, как ты работаешь с одарёнными детьми или занимаешься со школьниками исследовательской деятельностью, используя в учебно-воспитательном процессе информационно – компьютерные технологии. На это есть несколько объективных причин.

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на «4» и «5». Приятно, когда работаешь в класс детей с высоким качеством знаний. С ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. С ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы и проведении мониторингов различного уровня. Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу «Одарённые дети», ему вторят региональные власти и муниципальные органы управления образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. Именно таким детям и посвящена моя работа. О таких детях я и буду говорить сегодня на муниципальном фестивале педагогических идей, поскольку на протяжении нескольких лет мне пришлось как раз и работать в таком классе, где большая часть учеников относилась к категории учащихся с низким уровнем учебных возможностей, то есть слабоуспевающих или неуспевающих. Сразу же хочу оговориться, что это разделение несколько условно, поскольку дети могут переходить, как показывает опыт работы, и переходят, из одной группы в другую по итогам текущей успеваемости, мониторинговым исследованиям.


Цель и задачи педагогического исследования

Цель:

Обобщить педагогический опыт по работе в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Сделать основные выводы по изученной литературе с целью ознакомления с ними коллег.

  2. Познакомить коллег с системой работы по совершенствованию знаний обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка (слабоуспевающие и неуспевающие).

  3. Познакомить с диагностическим инструментарием и работой по нему с учениками в целях предупреждения школьной неуспеваемости по русскому языку.

  4. Подвести итог мониторинговых исследований в классе.

  5. Дать методические рекомендации по работе учителя-словесника со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.


Если обратиться к истории вопроса, то можно обнаружить очень интересную информацию. Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим и слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого: «Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети». Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. И в этом я убедилась на собственном опыте.

Что же представляет собой, с учётом указанных позиций, класс, в котором я работала на протяжении нескольких лет?


Социальный паспорт указанного класса сложен и неоднороден:

  • детей группы риска – 5 (22,7 %);

  • многодетных семей – 5 (22,7 %);

  • неполных – 5 (22,7 %);

  • опекаемых – 2 (9 %);

  • неблагополучных семей – 2 2 (9 %);

  • на внутришкольном контроле находятся все вышеназванные дети группы риска.

По результатам медико-педагогической комиссии 3 ученика (13,6 %) имели справки с диагнозами: 1 ученик – олигофрения, 2 – задержка психического развития. Кроме того, в данном классе обучалось 3 ученика

(13,6 %), для которых русский язык являлся иностранным (неродным). Многие обучающиеся класса имели слабые знания по русскому языку и низкий уровень сформированности основных учебных навыков за курс начальной школы. В то же время в классе присутствовало несколько учеников, которые, систематично готовясь к урокам русского языка, проявляя усидчивость, могли иметь хорошие оценки (18 %). И только две ученицы имели прочные знания, умения и навыки по русскому языку (9 %).

Данный класс характеризовался также следующими особенностями:

  • у 7 человек не был сформирован почерк, 3 ученика писали левой рукой, 1 с дисграфией; скорость и техника чтения не соответствовала программным требованиям у 7 человек (в 5 классе их было 70 %);

  • у 5 учеников наблюдались ошибки, характерные для учеников первой ступени обучения: пропуск и замена букв;

  • отмечалось недостаточное усвоение на первой ступени обучения учебного материала из разделов русского языка: «Слово», «Звуки и буквы», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». И это явилось причиной задержки языкового и речевого развития части детей, стало тормозом в формировании их дальнейших орфографических и пунктуационных навыков. Данное утверждение позволяет сделать тот факт, что ряд учеников затруднялись уже в 9 классе в правописании приставок и предлогов, слов с заглавной буквы (имена людей, названия городов, клички животных и т.д.), правописании глухих и звонких согласных, правописании падежных окончаний имён существительных и окончаний прилагательных. Правописание безударных гласных в корне слова – это бич, от которого было очень трудно избавиться.


Направления работы по теме исследования


Выбор темы самообразования


Учитывая указанные особенности данного класса, взяла следующую тему по самообразованию «Совершенствование работы учителя-предметника в классе с низким уровнем учебных возможностей обучающихся», а также методическую тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Изучение педагогической литературы


Изучение педагогической литературы по теме самообразования позволило прийти к следующим выводам:

1. Проблема школьной неуспеваемости является акту­альной на протяжении десятилетий. К сожалению, таких детей в наших школах сейчас немало: по официальной статистике количество таких обучающихся в школах составляет примерно 10-15 %, хотя на практике их значительно больше, о чём свидетельствует и данные по указанному классу. Поэтому, на мой взгляд, говорить о существующей проблеме необходимо, чтобы выработать единые подходы в её решении, найти наиболее приемлемые формы и методы работы со слабоуспевающими детьми. Какие же ученики относятся к категории «обучающиеся с низким уровнем учебных возможностей»?











2. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория детей не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учениками всех служб образовательного учреждения.

3. Школьная неуспеваемость современной педагогической наукой трактуется как несоответствие подготовки обучающихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, раз­витии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

4. Неуспевающие и слабоуспевающие школьники характеризуются, прежде все­го, слабой самоорганизацией в процессе учения, отсутствием сформированных способов и приемов учебной работы, на­личием устойчивого неправильного подхода к учению. Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они суще­ственно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены причинами, вызывающими неуспеваемость.

5. В научной литературе отдельно выделяют три основных фактора успевае­мости:

      • требования к обучающимся, вытекающие из целей школы;

      • психофизические возможности обучающихся;

      • социальные усло­вия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

Адекватно им рассматриваются три группы причин низкой успеваемости

(неуспе­ваемости):

  • общепедагогические причины;

  • психофизиологи­ческие причины;

  • социально-экономические и социальные причины.


6. Одной из предпосылок, вызывающих отставание, являет­ся характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлече­ниям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных инте­ресов подростков связано, как отмечают специалисты, с важ­нейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

7. Работа с данной категорией учеников требует глубокой и вдумчивой деятельности педагогов и обязательное тесное сотрудничество с психологом школы.

Диагностический инструментарий


Чтобы разобраться с причинами невысокого уровня образовательной подготовки обучающихся класса, приходилось быть не только предметником, но и аналитиком, и психологом. Мною совместно с заместителем директора по УВР Журко Н.Ф. и психологом школы Ремезовой С.В. были проведены различные диагностические процедуры и исследования, направленные на изучение отношений в классном коллективе, отношения к учебе, школе, к жизни, семье.

Хочу сказать, что большую помощь в этом мне оказало то, что я сама работала в школе заместителем директора по НМР, а также то, что в 2008 году я прошла курсовую переподготовку по проблеме гуманитарной экспертизы на базе МЦОК И ПП г. Иркутска. Приведу примеры и результаты некоторых диагностик, которые помогли выработать стратегию работы с обучающимися класса.


1.Учебная мотивация.

Цель данной методики: выявление уровня школьной мотивации, отношение к учебе.

Выделяют 5 уровней школьной мотивации:

1. Максимально высокий уровень школьной мотивации - учебная активность. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, успешно выполняют все требования, четко следуют всем указаниям учителя. Дети добросовестны и ответственны, переживают по поводу учебы.

2.Хорошая школьная мотивация. Дети, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Положительно относятся к школе и учителям. Этот уровень мотивации является средней нормой.

3. Уровень – положительное отношение к школе. Школа привлекает больше внеучебными сторонами, а возможностью пообщаться с друзьями. Дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, но учебный процесс их мало интересует. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

4. Уровень – низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Неадекватно реагируют на требования и замечания учителя.

5. Уровень – негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Дети испытывают серьезные трудности в школе: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываются следовать тем или иным нормам и правилам.

В диагностике участвовало 22 ученика.

  • Хорошая школьная мотивация – 9 учащихся.

  • Положительное отношение к школе сформировано у 10 учеников.

  • Двое учащихся имели низкую школьную мотивацию.

  • Негативное отношение к школе – 1 (дезадаптация).

















2.Диагностическое исследование «Чувства в школе».

Участвовали в анкетировании 22 учащихся.

В школе я испытываю чаще всего:

  • чувство унижения – 8;

  • скуку, раздражение, обиду – 9;

  • неудовлетворенность собой (учебой, поведением) – 10;

  • беспокойство, страх – 13;

  • сомнение – 15;

  • тревогу за будущее – 16;

  • усталость, симпатию к учителям – 20;

  • радость, уверенность в себе – 21;

  • благодарность – 22;

  • спокойствие, желание приходить сюда (в школу) – 24.


3.Школьная тревожность была исследована по основным её видам, самооценочная, межличностная.

Был проведен тест школьной тревожности Филипса.

Цель: изучение уровня и фактора тревожности.

Результаты методики:












Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы (8 человек).

Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего — со сверстниками (2 ученика).

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (13 человек).

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей (15 человек).

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (15 человек).

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (4 ученика).

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (9 учеников).


4. Методика «Список ценностей»

Ценности сегодняшней молодежи совсем иные и выражаются по-другому.

Учащимся был предложен список ценностей.

Задание: из предложенного списка выбрать только 7 ценностей, которые наиболее важные и необходимые (на ваш взгляд). Эти 7 ценностей проранжировать, т.е. на первое место поставить самую важную ценность и т.д.

Вот какие результаты были получены:

  • Здоровье – 20

  • Наличие хороших и верных друзей – 20

  • Честность – 12

  • Трудолюбие – 12

  • Счастливая семейная жизнь – 11

  • Интеллектуальное развитие – 11

  • Умение логично думать – 10

  • Твердая воля, жизнерадостность – 8

Выводы:

Отмечается допустимый уровень сформированности мотивации к обучению. 8 % учащихся (2 человека) имеют уровень сформированности мотивации к обучению ниже среднего. Они испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Неадекватно реагируют на требования и замечания учителя. У 40 % уровень мотивации средний. Школа привлекает их больше не учебными сторонами, а возможностью пообщаться с друзьями. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, но учебный процесс их мало интересует. 48 % имеют уровень мотивации к обучению выше среднего. И только 4 % учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, выполняют все требования.

У 48 % учащихся сформирован познавательный интерес к обучению, у 12 учащихся – 52 % – ситуативный (проявляют интерес к отдельным фактам, общению с друзьями).


5. Диагностика учебных возможностей обучающихся или

диагностика обучаемости по методике ШТУР «Эрудит»

Наибольшее значение для меня, как учителя русского языка и литературы, имели результаты диагностики учебных возможностей обучающихся или диагностики обучаемости по методике ШТУР «Эрудит».

Назначение методики

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8—9-х классов.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.

Описание методики

Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.


Результаты диагностирования выявили следующее:

  • Очень низкий уровень обучаемости (до 34%) – 6 учеников.

  • Низкий уровень обучаемости (35% – 44%) – 9 учеников.

  • Средний уровень обучаемости (45% – 55%) – 5 учеников.

  • Выше среднего уровня обучаемости (56% - 70%) – 1 ученица.

  • Высокий уровень обучаемости (71% – 85%) – 1 ученица.

  • Очень высокий уровень обучаемости (86% – 100%) – нет таких учеников.

Предметные циклы:

  • Физико-математический цикл – 5 ученика.

  • Естественно-научный – 6 учеников.

  • Общественный предметный цикл – 4 ученика.

  • Гуманитарный предметный цикл - 5 учеников.

Степень сформированности основных мыслительных операций определилась подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:


  • «Аналогии» - 4 человека.

  • «Классификация» - 3 ученика.

  • «Обобщение» - 4 ученика.

  • «Закономерности»- 5 учеников.


Проведённые диагностические процедуры, наблюдения за обучающимися класса, общение с педагогами-предметниками, работающими в данном классе, учениками и их родителями, классным руководителем Непомнящих Е.Н. – всё это позволило мне определиться с основными подходами к работе в классе, определить наиболее приемлемые формы и методы работы.


Система работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

и используемые средства, формы и методы организации обучения

(элементы авторства)


В качестве основных подходов к преодолению неуспеваемости и в работе со слабоуспевающими учениками использовала следующее:


1. Педагогическую профилактику — поиск оптимальной педагогической системы, в том числе применение активных и интерактивных методов и форм обучения, технологии дифференцированного обучения, осуществление индивидуального подхода, проблемного обучения, информатизации УВП на уроках русского языка и литературы.

2. Педагогическую терапию — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, в нашей школе - «час педагогической поддержки».

3. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе были связаны чаще всего и с плохим воспитанием, то с неуспевающими и слабоуспевающими учениками вела индивидуальную воспитательную работу, воздействуя через дидактический материал урока, обязательно индивидуально работала с семьей школьника.

4.На первый план в работе с учащимися низкого уровня учебных возможностей мною было поставлено развивающее педагогическое воздействие, то есть не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности (проблемно-диалоговый характер обучения, индивидуальные и групповые консультации).

5.Допускалось временное снижение требований к этим школьникам, что позволяло им (хотя бы частично) постепенно наверстывать упущенное, ощущать свою состоятельность и полноценность.

6.Усиливала положительные моменты процесса обучения за счёт создания ситуации успеха на уроке, использования индивидуальных предварительных заданий в облегчённой форме. Использовались карточки – информаторы, карточки – подсказки, выведение среднего балла за урок, выведение среднего балла за серию домашних заданий, повторные словарные диктанты с выставлением оценки в журнал за лучший результат, совместную работу в паре и группе с выставлением общей оценки и т.д.

7. Игровые и соревновательные формы работы. Я глубоко убеждена, что от успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью использовались игровые и соревновательные формы работы.

8.Обращала серьёзное внимание и на особые условия опроса для слабоуспевающих учеников. Этим ученика давалось больше времени для обдумывания ответа у доски, при этом большую помощь оказывали используемые планы, схемы, алгоритмы. Опрос слабоуспевающих учеников сочетался с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников разбивались на этапы, дозы, более подробно, чем другие учеников, они получали подробные инструкции.

9. Обеспечивалась дифференциация и индивидуализация домашней работы учащихся. Для этой цели использовался материал учебников по русскому языку и литературе, различные тесты (как по программе класса, так и на повторение, устранение пробелов в знаниях), индивидуальные карточки.

10.Использовались разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по моему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказался для меня и моих учеников действенным в плане работы по устранению пробелов в знаниях основных орфограмм за курс 5, 6, 7 классов.

11.Занятия в кружке по русскому языку «Секреты орфографии».

Принимая меры по устранению пробелов в освоении учебного материала, работала над формированием филологической компетенции в соответствии с программными требованиями. На протяжении ряда лет проводила предметный кружок «Секреты орфографии», обобщить и систематизировать программные знания на котором помогали зарифмованные правила, словесные игры, шарады, различные карточки с грамматическими заданиями, упражнения и кроссворды. 12.Учитывая низкие интеллектуальные и организационные особенности значительной части учеников данного класса, использовала те формы и приемы работы, которые позволяют максимально решить на уроке поставленные цели и задачи:

  • элементы проблемного обучения, занимательности, наглядности;

  • дифференциация работы на всех этапах урока;

  • работа над развитием речи обучающихся и на уроках русского языка, и на уроках литературы;

  • работа в тесном содружестве с классным руководителем, психологом школы и педагогами – предметниками.


13. Постоянно осуществлялся мониторинг образовательной подготовки обучающихся (в рамках школы, класса наряду с мониторинговыми измерениями по линии районного отдела образования).

Мониторинг результатов учебной деятельности класса проводился по параметрам:

  • успеваемость;

  • качество знаний;

  • средний оценочный балл.


Оценка результатов внедрения и апробации


Весь используемый мною педагогический инструментарий, а также выработанная общая стратегия работы позволили работать в данном классе на диагностической основе, учитывать индивидуальные особенности детей и социокультурные особенности их семей, пробелы в знаниях учащихся, согласовывать действия, соблюдать единство требований, своевременно осуществлять коррекционно-педагогические мероприятия. Весь комплекс осуществлённых мероприятий позволил добиться определённых положительных результатов, которые можно подтвердить данными мониторинговых измерений.


Результаты образовательной подготовки обучающихся по годам и

различным видам работ контролирующего характера

1. Положительная динамика в мониторинговых исследованиях, проводимых по линии МУ «Управления образования МО Слюдянский район» в сравнении результатов по программе 6, 7 и 8 классов:


Класс / мониторинг

Успеваемость

Качество знаний

6 класс

26,4%

5,3%

8 класс (декабрь 2009 года)

52,6%

21,2%

Динамика

+ 26,2%

+ 15,8%

Мониторинговые исследования в форме тестирования (7 класс) – март 2009 года


86 %


50 %

Динамика в сравнении с первым мониторинговым исследованием


+ 59,6 %


+ 44,7 %



































Класс

Успеваемость

Качество знаний

6 класс

26,4%

5,3%

8 класс (декабрь 2009 г.)

52,6%

21,2%

Динамика по сравнению с результатами 6 класса


+26,2%


+15,8%

8 класс (апрель 2010 г.)

57,1 %

14,2%

Динамика по сравнению с результатами 6 класса


+ 30,7%


+8,9%














2. Февраль 2010 года
Словарный диктант «По следам ошибок» был направлен на проверку отработки тех орфографических правил, на которые были допущены ошибки в диктанте по линии РОНО в декабре 2009 года. Что он показал:


Вид работы и срок проведения

Успева-емость

Качество

знаний

Средний

оценочный балл

Контрольный диктант – декабрь 2009 года

52,6%

21,1%

2,8

Словарный диктант «По следам ошибок» - февраль 2010 года

94%

55,5%

3,7

Динамика

+ 41,4%

+ 34,4%

+0,9%


Результаты словарного диктанта по школе – февраль 2010 года


Класс

Успеваемость

Качество знаний

Уровень обученности

8 А

100%

83%

4,46

8 Б

89%

41%

3,4

8 В

94%

55,5%

3,7

Средний

по школе

94%

59,4%

3,85


Результаты словарного диктанта «Проверяю себя» по уровню успеваемости, качества знаний, уровню обученности равняются или максимально приближены к средним показателям по школе.

3. Статистические данные успеваемости и качества знаний по годам


Учебный год/ класс

Успеваемость – русский язык в сравнении с другими предметами

Качество знаний - русский язык в сравнении с другими предметами

2007-2008

6 класс

100% - русский язык

16% - русский язык

2008-2009

7 класс

94% (годовая) - русский язык

1 четверть - 92% (русский язык).

2 четверть – 96% (русский язык, алгебра, английский язык).

3 четверть - 92% (русский язык).

4 четверть – 96% (русский язык, алгебра, английский язык).

8 % (годовая) - русский язык

1 четверть - 4% русский язык

2 четверть – 4%


3 четверть – 4%

4 четверть – 8%

2009-2010

8 класс

1 четверть – 100%

2 четверть – 100%

3 четверть – 100%

Годовая – 100%

1 четверть – 4%

2 четверть – 4%

3 четверть – 4%

Годовая – 23 %

2010-2011

9 класс

Годовая – 100%

Годовая – 23 %


4. Развивающее педагогическое воздействие позволило иметь более высокие результаты по русскому языку и литературе по качеству знаний обучающихся при их стопроцентной успеваемости в течение нескольких лет в сравнении со средними статистическими показателями класса:


Учебный

год

Русский язык


Литература

Средние

показатели

по классу

Динамика- русский язык

Динамика- литература

2007-2008

50 %

71 %

8 %

+ 42 %

+ 63 %

2008-2009

38 %

67 %

8 %

+ 30 %

+ 59 %

2009-2010

23 %

50 %

8 %

+ 15 %

+ 42 %

2010-2011

23%

55 %

8,5 %

Сохранение показателя

+ 4,5 %


5. Результаты ГИА по итогам окончания основной школы

Успеваемость













Качество знаний












Класс

Успеваемость

Качество знаний

6 класс мониторинг по

линии (РОНО)

26,4%

5,3%

9 класс ГИА

95 %

20 %

Динамика

+ 68,6 %

+ 14,7 %

Итоги окончания

основной школы

100%

23 %


6. 2011 – 2012 учебный год

Учебный год


Самоопределение обучающихся



2011 - 2012

1. МБОУ СОШ №4 города Слюдянки - 10 человек.

2. Обучение в колледже при МБОУ СОШ № 50 города Слюдянки – 3 человека.

3. Средние специальные учебные заведения города Иркутска – 3 человека.

4. Не обучаются – 3 человека.

7. Итоги образовательной подготовки обучающихся класса в 2011 – 2012 учебном году (10 А и 10 Б классы) в сравнении с результатами 2007 – 2008 учебного года

Класс

Успеваемость

Качество

знаний

6 класс мониторинг по линии (РОНО)

– 2007 - 2008

26,4%

5,3%


10 класс

2011-2012



Контрольная

работа – октябрь 2011

100%

33,3%

Контрольный

тест – декабрь 2011

77,7%

33,3%

1 полугодие

100%

33,3%

Средний показатель

92,5%

33,3%

Динамика

+ 66,1 %

+ 28 %

8. Работа со способными учащимися.


Работая в данном классе, активно применяла технологии дифференцированного обучения и сотрудничества, осуществляла индивидуальный подход, что позволило при проведении уроков учитывать неоднородность класса:

1. По уровню развития интеллектуальных умений.

2. По степени работоспособности.

3. По степени концентрированности и устойчивости внимания и особенностей памяти.

4. По уровню дисциплинированности.

5. По степени сформированности навыков чтения, учебной мотивации.

Данные технологии использовались и во внеурочной деятельности, особенно со способными школьниками (несколько человек в классе), над формированием у них исследовательских умений и развитием творческих способностей. Это также позволило добиться положительных результатов:


Учебный

год


Содержание работы


Результат (выход)


2006-2007

Участие в школьном празднике «Умники и умницы» - Номинация «Пятёрочка»

Призёр по русскому языку

(Климец Анна – 5 класс)

2007-2008

Региональное каллиграфическое дистанционное соревнование «Золотое перо».

1.Сертификаты участников

2.Благодарственное письмо регионального педагогического клуба «Перспектива» (учитель).

2008 -2009

Региональный уровень

Конкурс сочинений обучающихся общеобразовательных школ «Моя малая Родина».


Ученица 7 класса Гаранина Екатерина.

1. Благодарственное письмо президента Иркутского регионального общественного Фонда поддержки ВПП «Единая Россия»

(С. В. Курилов).

2. Ценный подарок.


2009-2010

Районная краеведческая конференция «Земли моей лицо живое»

Исследовательская работа «Евгений Янович

Папроцкайтис и его книга

«Южное Прибайкалье».

2 диплома лауреатов конференции (Даничева Анастасия, Ахадзаде Шабнам).

2009-2010

Районная олимпиада по русскому языку (8 классы)


Даничева Анастасия – участница.



2009-2010

Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языковедение для всех».


1. Сертификаты участников.

2. Даничева Анастасия - 2 место по школе.




Рекомендации педагогам к внедрению опыта работы с неуспевающими и слабоуспевающими школьниками


Опыт моей работы в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся показал, что успешная организация учебной работы и активизация обучения слабоуспевающих и неуспевающих школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов, однако необходимо большое терпение в поисках путей для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению у данной категории школьников.

Кроме того, проводимая с такими детьми диагностика показывает, что большинство неуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи, у отстающих учеников обнаруживается, как правило, высокий уровень школьной и межличностной тревожности. Поэтому надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.

Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего слабоуспевающему ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему  не хватает как в школе, так и дома.

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать его индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие. Очень хороша в этом плане педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности Воронцова А.Б. «Правила оценочной безопасности» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (приложение №3).

Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.

Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать читать нотации. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность  учителей, школьников и родителей.

Основной вывод из всего  сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и  качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой,  умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся с тем,  чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей. На мой взгляд, в каждой школе необходима система работы со слабоуспевающими учащимися, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

  • в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

  • в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки,  сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;

  • особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;

  • в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;

  • на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, по всем предметам, их профилактика и устранение.
3. Постоянное ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, координацию действий педагогов с родителями.
5. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
6. Постоянный контроль со стороны администрации школы за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, строгий учет результатов этой работы.
7. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

8. Помощь в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми может оказать используемая мною технологическая карта педагогической работы (приложение №2).


Вместо заключения…

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Радуга из одного цвета - нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный»эффект,

а технология – свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать

до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.

Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок – как музыка,

а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!


Список использованной литературы


1. Е.Н. Артеменюк, А.Р. Борисевич, С.В. Вабищевич, В.Н. Пунчик. Проблемы школьной неуспеваемости. – Минск: Красико-Принт, 2008. (Педагогическая мастерская).

2. Гизатулина Д.К. Когда учиться трудно / Д. Гизатулина //Педагогика. 2001.№ 2.

3. Зверева Н.В. Трудный класс / Н. Зверева // Вожатый века. Сент. 2001.

4. Сергеева Н. В. Воспитательная работа с «трудными детьми» / В. Сергеева // Сельская школа. 2004. № 2.

5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск, 2000.

6. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение /В. С. Цетлин. М., 2004.

7. Экология, учитель, ученик: учебно-метод. пособие для учителей / А. Р. Борисевич, Т. Г. Каленникова; Минск: ИВЦ Минфина, 2006.


Ресурсы интернета

http://for-teacher.ru/technique/171-neuspevayuschie-deti-poc...

[email protected]    

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00342372_0.html


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Казанцева Ольга Георгиевна

Дата: 10.06.2015

Номер свидетельства: 218932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства