Педагогическое исследование «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся»
Педагогическое исследование «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся»
Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на «4» и «5». Приятно, когда работаешь в класс детей с высоким качеством знаний. С ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. Именно таким детям и посвящена моя работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся» »
РАБОТА УЧИТЕЛЯ - СЛОВЕСНИКА
В КЛАССЕ С НИЗКИМ
УРОВНЕМ УЧЕБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Видеть хорошее в человеке всегда трудно.
Хорошее в человеке приходится всегда
проектировать, и педагог это обязан делать.
Он обязан подходить к человеку с
оптимистической гипотезой, пусть даже и с
некоторым риском ошибиться.
Макаренко А. С.
Теоретическое обоснование и актуальность выбранной темы педагогического исследования
Тема моего педагогического исследования звучит следующим образом: «Работа учителя-словесника в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся». Почему именно такая тема? Что побудило меня, учителя с более чем 30-летним педагогическим стажем, говорить об этой, казалось бы, не очень интересной и благозвучной теме?! Ведь более престижно было бы рассказать о том, как ты работаешь с одарёнными детьми или занимаешься со школьниками исследовательской деятельностью, используя в учебно-воспитательном процессе информационно – компьютерные технологии. На это есть несколько объективных причин.
Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на «4» и «5». Приятно, когда работаешь в класс детей с высоким качеством знаний. С ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. С ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы и проведении мониторингов различного уровня. Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу «Одарённые дети», ему вторят региональные власти и муниципальные органы управления образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…
Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. Именно таким детям и посвящена моя работа. О таких детях я и буду говорить сегодня на муниципальном фестивале педагогических идей, поскольку на протяжении нескольких лет мне пришлось как раз и работать в таком классе, где большая часть учеников относилась к категории учащихся с низким уровнем учебных возможностей, то есть слабоуспевающих или неуспевающих. Сразу же хочу оговориться, что это разделение несколько условно, поскольку дети могут переходить, как показывает опыт работы, и переходят, из одной группы в другую по итогам текущей успеваемости, мониторинговым исследованиям.
Цель и задачи педагогического исследования
Цель:
Обобщить педагогический опыт по работе в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Сделать основные выводы по изученной литературе с целью ознакомления с ними коллег.
Познакомить коллег с системой работы по совершенствованию знаний обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка (слабоуспевающие и неуспевающие).
Познакомить с диагностическим инструментарием и работой по нему с учениками в целях предупреждения школьной неуспеваемости по русскому языку.
Подвести итог мониторинговых исследований в классе.
Дать методические рекомендации по работе учителя-словесника со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Если обратиться к истории вопроса, то можно обнаружить очень интересную информацию. Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим и слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого: «Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети». Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. И в этом я убедилась на собственном опыте.
Что же представляет собой, с учётом указанных позиций, класс, в котором я работала на протяжении нескольких лет?
Социальный паспорт указанного класса сложен и неоднороден:
детей группы риска – 5 (22,7 %);
многодетных семей – 5 (22,7 %);
неполных – 5 (22,7 %);
опекаемых – 2 (9 %);
неблагополучных семей – 2 2 (9 %);
на внутришкольном контроле находятся все вышеназванные дети группы риска.
По результатам медико-педагогической комиссии 3 ученика (13,6 %) имели справки с диагнозами: 1 ученик – олигофрения, 2 – задержка психического развития. Кроме того, в данном классе обучалось 3 ученика
(13,6 %), для которых русский язык являлся иностранным (неродным). Многие обучающиеся класса имели слабые знания по русскому языку и низкий уровень сформированности основных учебных навыков за курс начальной школы. В то же время в классе присутствовало несколько учеников, которые, систематично готовясь к урокам русского языка, проявляя усидчивость, могли иметь хорошие оценки (18 %). И только две ученицы имели прочные знания, умения и навыки по русскому языку (9 %).
Данный класс характеризовался также следующими особенностями:
у 7 человек не был сформирован почерк, 3 ученика писали левой рукой, 1 с дисграфией; скорость и техника чтения не соответствовала программным требованиям у 7 человек (в 5 классе их было 70 %);
у 5 учеников наблюдались ошибки, характерные для учеников первой ступени обучения: пропуск и замена букв;
отмечалось недостаточное усвоение на первой ступени обучения учебного материала из разделов русского языка: «Слово», «Звуки и буквы», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». И это явилось причиной задержки языкового и речевого развития части детей, стало тормозом в формировании их дальнейших орфографических и пунктуационных навыков. Данное утверждение позволяет сделать тот факт, что ряд учеников затруднялись уже в 9 классе в правописании приставок и предлогов, слов с заглавной буквы (имена людей, названия городов, клички животных и т.д.), правописании глухих и звонких согласных, правописании падежных окончаний имён существительных и окончаний прилагательных. Правописание безударных гласных в корне слова – это бич, от которого было очень трудно избавиться.
Направления работы по теме исследования
Выбор темы самообразования
Учитывая указанные особенности данного класса, взяла следующую тему по самообразованию «Совершенствование работы учителя-предметника в классе с низким уровнем учебных возможностей обучающихся», а также методическую тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».
Изучение педагогической литературы
Изучение педагогической литературы по теме самообразования позволило прийти к следующим выводам:
1. Проблема школьной неуспеваемости является актуальной на протяжении десятилетий. К сожалению, таких детей в наших школах сейчас немало: по официальной статистике количество таких обучающихся в школах составляет примерно 10-15 %, хотя на практике их значительно больше, о чём свидетельствует и данные по указанному классу. Поэтому, на мой взгляд, говорить о существующей проблеме необходимо, чтобы выработать единые подходы в её решении, найти наиболее приемлемые формы и методы работы со слабоуспевающими детьми. Какие же ученики относятся к категории «обучающиеся с низким уровнем учебных возможностей»?
2. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория детей не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учениками всех служб образовательного учреждения.
3. Школьная неуспеваемость современной педагогической наукой трактуется как несоответствие подготовки обучающихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
4. Неуспевающие и слабоуспевающие школьники характеризуются, прежде всего, слабой самоорганизацией в процессе учения, отсутствием сформированных способов и приемов учебной работы, наличием устойчивого неправильного подхода к учению. Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены причинами, вызывающими неуспеваемость.
5. В научной литературе отдельно выделяют три основных фактора успеваемости:
требования к обучающимся, вытекающие из целей школы;
психофизические возможности обучающихся;
социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Адекватно им рассматриваются три группы причин низкой успеваемости
(неуспеваемости):
общепедагогические причины;
психофизиологические причины;
социально-экономические и социальные причины.
6. Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.
7. Работа с данной категорией учеников требует глубокой и вдумчивой деятельности педагогов и обязательное тесное сотрудничество с психологом школы.
Диагностический инструментарий
Чтобы разобраться с причинами невысокого уровня образовательной подготовки обучающихся класса, приходилось быть не только предметником, но и аналитиком, и психологом. Мною совместно с заместителем директора по УВР Журко Н.Ф. и психологом школы Ремезовой С.В. были проведены различные диагностические процедуры и исследования, направленные на изучение отношений в классном коллективе, отношения к учебе, школе, к жизни, семье.
Хочу сказать, что большую помощь в этом мне оказало то, что я сама работала в школе заместителем директора по НМР, а также то, что в 2008 году я прошла курсовую переподготовку по проблеме гуманитарной экспертизы на базе МЦОК И ПП г. Иркутска. Приведу примеры и результаты некоторых диагностик, которые помогли выработать стратегию работы с обучающимися класса.
1.Учебная мотивация.
Цель данной методики: выявление уровня школьной мотивации, отношение к учебе.
Выделяют 5 уровней школьной мотивации:
1. Максимально высокий уровень школьной мотивации - учебная активность. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, успешно выполняют все требования, четко следуют всем указаниям учителя. Дети добросовестны и ответственны, переживают по поводу учебы.
2.Хорошая школьная мотивация. Дети, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Положительно относятся к школе и учителям. Этот уровень мотивации является средней нормой.
3. Уровень – положительное отношение к школе. Школа привлекает больше внеучебными сторонами, а возможностью пообщаться с друзьями. Дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, но учебный процесс их мало интересует. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.
4. Уровень – низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Неадекватно реагируют на требования и замечания учителя.
5. Уровень – негативное отношение к школе (школьная дезадаптация). Дети испытывают серьезные трудности в школе: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Отказываются следовать тем или иным нормам и правилам.
В диагностике участвовало 22 ученика.
Хорошая школьная мотивация – 9 учащихся.
Положительное отношение к школе сформировано у 10 учеников.
Двое учащихся имели низкую школьную мотивацию.
Негативное отношение к школе – 1 (дезадаптация).
2.Диагностическое исследование «Чувства в школе».
Участвовали в анкетировании 22 учащихся.
В школе я испытываю чаще всего:
чувство унижения – 8;
скуку, раздражение, обиду – 9;
неудовлетворенность собой (учебой, поведением) – 10;
беспокойство, страх – 13;
сомнение – 15;
тревогу за будущее – 16;
усталость, симпатию к учителям – 20;
радость, уверенность в себе – 21;
благодарность – 22;
спокойствие, желание приходить сюда (в школу) – 24.
3.Школьная тревожность была исследована по основным её видам, самооценочная, межличностная.
Был проведен тест школьной тревожности Филипса.
Цель: изучение уровня и фактора тревожности.
Результаты методики:
Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы (8 человек).
Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего — со сверстниками (2 ученика).
Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (13 человек).
Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей (15 человек).
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (15 человек).
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (4 ученика).
Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (9 учеников).
4. Методика «Список ценностей»
Ценности сегодняшней молодежи совсем иные и выражаются по-другому.
Учащимся был предложен список ценностей.
Задание: из предложенного списка выбрать только 7 ценностей, которые наиболее важные и необходимые (на ваш взгляд). Эти 7 ценностей проранжировать, т.е. на первое место поставить самую важную ценность и т.д.
Вот какие результаты были получены:
Здоровье – 20
Наличие хороших и верных друзей – 20
Честность – 12
Трудолюбие – 12
Счастливая семейная жизнь – 11
Интеллектуальное развитие – 11
Умение логично думать – 10
Твердая воля, жизнерадостность – 8
Выводы:
Отмечается допустимый уровень сформированности мотивации к обучению. 8 % учащихся (2 человека) имеют уровень сформированности мотивации к обучению ниже среднего. Они испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Неадекватно реагируют на требования и замечания учителя. У 40 % уровень мотивации средний. Школа привлекает их больше не учебными сторонами, а возможностью пообщаться с друзьями. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, но учебный процесс их мало интересует. 48 % имеют уровень мотивации к обучению выше среднего. И только 4 % учащихся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, выполняют все требования.
У 48 % учащихся сформирован познавательный интерес к обучению, у 12 учащихся – 52 % – ситуативный (проявляют интерес к отдельным фактам, общению с друзьями).
5. Диагностика учебных возможностей обучающихся или
диагностика обучаемости по методике ШТУР «Эрудит»
Наибольшее значение для меня, как учителя русского языка и литературы, имели результаты диагностики учебных возможностей обучающихся или диагностики обучаемости по методике ШТУР «Эрудит».
Назначение методики
Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8—9-х классов.
Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.
Описание методики
Методика состоит из четырех серий заданий, каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научного, общественного и гуманитарного предметного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.
Результаты диагностирования выявили следующее:
Очень низкий уровень обучаемости (до 34%) – 6 учеников.
Низкий уровень обучаемости (35% – 44%) – 9 учеников.
Средний уровень обучаемости (45% – 55%) – 5 учеников.
Выше среднего уровня обучаемости (56% - 70%) – 1 ученица.
Высокий уровень обучаемости (71% – 85%) – 1 ученица.
Очень высокий уровень обучаемости (86% – 100%) – нет таких учеников.
Предметные циклы:
Физико-математический цикл – 5 ученика.
Естественно-научный – 6 учеников.
Общественный предметный цикл – 4 ученика.
Гуманитарный предметный цикл - 5 учеников.
Степень сформированности основных мыслительных операций определилась подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:
«Аналогии» - 4 человека.
«Классификация» - 3 ученика.
«Обобщение» - 4 ученика.
«Закономерности»- 5 учеников.
Проведённые диагностические процедуры, наблюдения за обучающимися класса, общение с педагогами-предметниками, работающими в данном классе, учениками и их родителями, классным руководителем Непомнящих Е.Н. – всё это позволило мне определиться с основными подходами к работе в классе, определить наиболее приемлемые формы и методы работы.
Система работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
и используемые средства, формы и методы организации обучения
(элементы авторства)
В качестве основных подходов к преодолению неуспеваемости и в работе со слабоуспевающими учениками использовала следующее:
1. Педагогическую профилактику— поиск оптимальной педагогической системы, в том числе применение активных и интерактивных методов и форм обучения, технологии дифференцированного обучения, осуществление индивидуального подхода, проблемного обучения, информатизации УВП на уроках русского языка и литературы.
2. Педагогическую терапию— меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, в нашей школе - «час педагогической поддержки».
3. Воспитательное воздействие.Поскольку неудачи в учебе были связаны чаще всего и с плохим воспитанием, то с неуспевающими и слабоуспевающими учениками вела индивидуальную воспитательную работу, воздействуя через дидактический материал урока, обязательно индивидуально работала с семьей школьника.
4.На первый план в работе с учащимися низкого уровня учебных возможностей мною было поставлено развивающее педагогическое воздействие, то есть не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности (проблемно-диалоговый характер обучения, индивидуальные и групповые консультации).
5.Допускалось временное снижение требований к этим школьникам, что позволяло им (хотя бы частично) постепенно наверстывать упущенное, ощущать свою состоятельность и полноценность.
6.Усиливала положительные моменты процесса обучения за счёт создания ситуации успеха на уроке, использования индивидуальных предварительных заданий в облегчённой форме. Использовались карточки – информаторы, карточки – подсказки, выведение среднего балла за урок, выведение среднего балла за серию домашних заданий, повторные словарные диктанты с выставлением оценки в журнал за лучший результат, совместную работу в паре и группе с выставлением общей оценки и т.д.
7. Игровые и соревновательные формы работы. Я глубоко убеждена, что от успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью использовались игровые и соревновательные формы работы.
8.Обращала серьёзное внимание и на особые условия опроса для слабоуспевающих учеников. Этим ученика давалось больше времени для обдумывания ответа у доски, при этом большую помощь оказывали используемые планы, схемы, алгоритмы. Опрос слабоуспевающих учеников сочетался с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников разбивались на этапы, дозы, более подробно, чем другие учеников, они получали подробные инструкции.
9. Обеспечивалась дифференциация и индивидуализация домашней работы учащихся. Для этой цели использовался материал учебников по русскому языку и литературе, различные тесты (как по программе класса, так и на повторение, устранение пробелов в знаниях), индивидуальные карточки.
10.Использовались разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по моему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказался для меня и моих учеников действенным в плане работы по устранению пробелов в знаниях основных орфограмм за курс 5, 6, 7 классов.
11.Занятия в кружке по русскому языку «Секреты орфографии».
Принимая меры по устранению пробелов в освоении учебного материала, работала над формированием филологической компетенции в соответствии с программными требованиями. На протяжении ряда лет проводила предметный кружок «Секреты орфографии», обобщить и систематизировать программные знания на котором помогали зарифмованные правила, словесные игры, шарады, различные карточки с грамматическими заданиями, упражнения и кроссворды. 12.Учитывая низкие интеллектуальные и организационные особенности значительной части учеников данного класса, использовала те формы и приемы работы, которые позволяют максимально решить на уроке поставленные цели и задачи:
элементы проблемного обучения, занимательности, наглядности;
дифференциация работы на всех этапах урока;
работа над развитием речи обучающихся и на уроках русского языка, и на уроках литературы;
работа в тесном содружестве с классным руководителем, психологом школы и педагогами – предметниками.
13. Постоянно осуществлялся мониторинг образовательной подготовки обучающихся (в рамках школы, класса наряду с мониторинговыми измерениями по линии районного отдела образования).
Мониторинг результатов учебной деятельности класса проводился по параметрам:
успеваемость;
качество знаний;
средний оценочный балл.
Оценка результатов внедрения и апробации
Весь используемый мною педагогический инструментарий, а также выработанная общая стратегия работы позволили работать в данном классе на диагностической основе, учитывать индивидуальные особенности детей и социокультурные особенности их семей, пробелы в знаниях учащихся, согласовывать действия, соблюдать единство требований, своевременно осуществлять коррекционно-педагогические мероприятия. Весь комплекс осуществлённых мероприятий позволил добиться определённых положительных результатов, которые можно подтвердить данными мониторинговых измерений.
Результаты образовательной подготовки обучающихся по годам и
различным видам работ контролирующего характера
1. Положительная динамика в мониторинговых исследованиях, проводимых по линии МУ «Управления образования МО Слюдянский район» в сравнении результатов по программе 6, 7 и 8 классов:
Класс / мониторинг
Успеваемость
Качество знаний
6 класс
26,4%
5,3%
8 класс (декабрь 2009 года)
52,6%
21,2%
Динамика
+ 26,2%
+ 15,8%
Мониторинговые исследования в форме тестирования (7 класс) – март 2009 года
86 %
50 %
Динамика в сравнении с первым мониторинговым исследованием
+ 59,6 %
+ 44,7 %
Класс
Успеваемость
Качество знаний
6 класс
26,4%
5,3%
8 класс (декабрь 2009 г.)
52,6%
21,2%
Динамика по сравнению с результатами 6 класса
+26,2%
+15,8%
8 класс (апрель 2010 г.)
57,1 %
14,2%
Динамика по сравнению с результатами 6 класса
+ 30,7%
+8,9%
2. Февраль 2010 года Словарный диктант «По следам ошибок» был направлен на проверку отработки тех орфографических правил, на которые были допущены ошибки в диктанте по линии РОНО в декабре 2009 года. Что он показал:
Вид работы и срок проведения
Успева-емость
Качество
знаний
Средний
оценочный балл
Контрольный диктант – декабрь 2009 года
52,6%
21,1%
2,8
Словарный диктант «По следам ошибок» - февраль 2010 года
94%
55,5%
3,7
Динамика
+ 41,4%
+ 34,4%
+0,9%
Результаты словарного диктанта по школе – февраль 2010 года
Класс
Успеваемость
Качество знаний
Уровень обученности
8 А
100%
83%
4,46
8 Б
89%
41%
3,4
8 В
94%
55,5%
3,7
Средний
по школе
94%
59,4%
3,85
Результаты словарного диктанта «Проверяю себя» по уровню успеваемости, качества знаний, уровню обученности равняются или максимально приближены к средним показателям по школе.
3. Статистические данные успеваемости и качества знаний по годам
Учебный год/ класс
Успеваемость – русский язык в сравнении с другими предметами
Качество знаний - русский язык в сравнении с другими предметами
2007-2008
6 класс
100% - русский язык
16% - русский язык
2008-2009
7 класс
94% (годовая) - русский язык
1 четверть - 92% (русский язык).
2 четверть – 96% (русский язык, алгебра, английский язык).
3 четверть - 92% (русский язык).
4 четверть – 96% (русский язык, алгебра, английский язык).
8 % (годовая) - русский язык
1 четверть - 4% русский язык
2 четверть – 4%
3 четверть – 4%
4 четверть – 8%
2009-2010
8 класс
1 четверть – 100%
2 четверть – 100%
3 четверть – 100%
Годовая – 100%
1 четверть – 4%
2 четверть – 4%
3 четверть – 4%
Годовая – 23 %
2010-2011
9 класс
Годовая – 100%
Годовая – 23 %
4. Развивающее педагогическое воздействие позволило иметь более высокие результаты по русскому языку и литературе по качеству знаний обучающихся при их стопроцентной успеваемости в течение нескольких лет в сравнении со средними статистическими показателями класса:
Учебный
год
Русский язык
Литература
Средние
показатели
по классу
Динамика- русский язык
Динамика- литература
2007-2008
50 %
71 %
8 %
+ 42 %
+ 63 %
2008-2009
38 %
67 %
8 %
+ 30 %
+ 59 %
2009-2010
23 %
50 %
8 %
+ 15 %
+ 42 %
2010-2011
23%
55 %
8,5 %
Сохранение показателя
+ 4,5 %
5. Результаты ГИА по итогам окончания основной школы
Успеваемость
Качество знаний
Класс
Успеваемость
Качество знаний
6 класс мониторинг по
линии (РОНО)
26,4%
5,3%
9 класс ГИА
95 %
20 %
Динамика
+ 68,6 %
+ 14,7 %
Итоги окончания
основной школы
100%
23 %
6. 2011 – 2012 учебный год
Учебный год
Самоопределение обучающихся
2011 - 2012
1. МБОУ СОШ №4 города Слюдянки - 10 человек.
2. Обучение в колледже при МБОУ СОШ № 50 города Слюдянки – 3 человека.
3. Средние специальные учебные заведения города Иркутска – 3 человека.
4. Не обучаются – 3 человека.
7. Итоги образовательной подготовки обучающихся класса в 2011 – 2012 учебном году (10 А и 10 Б классы) в сравнении с результатами 2007 – 2008 учебного года
Класс
Успеваемость
Качество
знаний
6 класс мониторинг по линии (РОНО)
– 2007 - 2008
26,4%
5,3%
10 класс
2011-2012
Контрольная
работа – октябрь 2011
100%
33,3%
Контрольный
тест – декабрь 2011
77,7%
33,3%
1 полугодие
100%
33,3%
Средний показатель
92,5%
33,3%
Динамика
+ 66,1 %
+ 28 %
8. Работа со способными учащимися.
Работая в данном классе, активно применяла технологии дифференцированного обучения и сотрудничества, осуществляла индивидуальный подход, что позволило при проведении уроков учитывать неоднородность класса:
1. По уровню развития интеллектуальных умений.
2. По степени работоспособности.
3. По степени концентрированности и устойчивости внимания и особенностей памяти.
4. По уровню дисциплинированности.
5. По степени сформированности навыков чтения, учебной мотивации.
Данные технологии использовались и во внеурочной деятельности, особенно со способными школьниками (несколько человек в классе), над формированием у них исследовательских умений и развитием творческих способностей. Это также позволило добиться положительных результатов:
Учебный
год
Содержание работы
Результат (выход)
2006-2007
Участие в школьном празднике «Умники и умницы» - Номинация «Пятёрочка»
2.Благодарственное письмо регионального педагогического клуба «Перспектива» (учитель).
2008 -2009
Региональный уровень
Конкурс сочинений обучающихся общеобразовательных школ «Моя малая Родина».
Ученица 7 класса Гаранина Екатерина.
1. Благодарственное письмо президента Иркутского регионального общественного Фонда поддержки ВПП «Единая Россия»
(С. В. Курилов).
2. Ценный подарок.
2009-2010
Районная краеведческая конференция «Земли моей лицо живое»
Исследовательская работа «Евгений Янович
Папроцкайтис и его книга
«Южное Прибайкалье».
2 диплома лауреатов конференции (Даничева Анастасия, Ахадзаде Шабнам).
2009-2010
Районная олимпиада по русскому языку (8 классы)
Даничева Анастасия – участница.
2009-2010
Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языковедение для всех».
1. Сертификаты участников.
2. Даничева Анастасия - 2 место по школе.
Рекомендации педагогам к внедрению опыта работы с неуспевающими и слабоуспевающими школьниками
Опыт моей работы в классе с низким уровнем учебных способностей обучающихся показал, что успешная организация учебной работы и активизация обучения слабоуспевающих и неуспевающих школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов, однако необходимо большое терпение в поисках путей для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению у данной категории школьников.
Кроме того, проводимая с такими детьми диагностика показывает, что большинство неуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи, у отстающих учеников обнаруживается, как правило, высокий уровень школьной и межличностной тревожности. Поэтому надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.
Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего слабоуспевающему ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома.
Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать его индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие. Очень хороша в этом плане педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности Воронцова А.Б. «Правила оценочной безопасности» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (приложение №3).
Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.
Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать читать нотации. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей.
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей. На мой взгляд, в каждой школе необходима система работы со слабоуспевающими учащимися, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;
в средних классах, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, по всем предметам, их профилактика и устранение. 3. Постоянное ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе. 4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, координацию действий педагогов с родителями. 5. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся. 6. Постоянный контроль со стороны администрации школы за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, строгий учет результатов этой работы. 7. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
8. Помощь в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими детьми может оказать используемая мною технологическая карта педагогической работы (приложение №2).
Вместо заключения…
Обращение к тебе, Учитель!
Нет педагогической панацеи.
Нет одного, «самого главного» приема.
Радуга из одного цвета - нет радуги.
Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный»эффект,
а технология – свой результат.
Многоцветную картину не рисуют одним махом.
Терпение и постепенность!
Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.
Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать
до автоматизма.
Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.
Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.
Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.
Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником.
Также и в нашей работе.
Если класс сыгран, то урок – как музыка,
а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.