Педагогический совет как двигатель развития школы в условиях модернизации образования
Педагогический совет как двигатель развития школы в условиях модернизации образования
Опыт работы школы-лицея № 8 по подготовке и проведению педсоветов позволяет предложить вниманию коллег обобщенную технологию подготовки и проведения педагогических советов, с учетом роли всех его этапов в повышении управленческого и педагогического профессионализма учителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет как двигатель развития школы в условиях модернизации образования»
ГУ «Школа-лицей № 8 для одаренных детей» города Павлодара
Тема: Педагогический совет как двигатель развития школы в условиях модернизации образования
Автор: Осипенко Александра Михайловна,
зам.директора по инновационной работе
город Павлодар, 2017 год
В условиях обновления содержания образования высоко поднята планка профессиональных требований к учителю. Сейчас обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Чтобы воспитать такую личность выпускника, учитель сам должен обладать этими качествами.
На наш взгляд, педагогический совет как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников берет на себя роль двигателя идей, которые реализует коллектив, и развития всего учебного заведения.
Мы убеждены, что будущее школьного образования принадлежит «думающим, размышляющим», поисковым педсоветам, где происходит теоретическое осмысление ключевых инновационных идей. Причем проходить он должен в комфортной среде сотрудничества и сотворчества, что требует кропотливой и очень серьёзной подготовки.
Опыт работы школы-лицея № 8 по подготовке и проведению педсоветов позволяет предложить вниманию коллег обобщенную технологию подготовки и проведения педагогических советов, с учетом роли всех его этапов в повышении управленческого и педагогического профессионализма учителей.
Практика показывает, что обычно в рамках одного учебного года проводится не более 4 педсовета. Один из них – организационный (итогово-установочный).Следовательно, тематических педсоветов может быть проведено всего три. В условиях подобного дефицита времени мы пришли к выводу о необходимости акцентированного включения обучающих целей и задач в проведение каждого педсовета. Этот вопрос предусматривается планами работы как текущего года, так и перспективным планированием на 5 лет.
В 2016-2017 учебном году, работая в рамках темы года «Роль самостоятельной работы обучаемых в формировании функциональной грамотности учащихся», мы провели так три тематических педагогических совета:
1. «Самостоятельная работа ученика и учителя как путь к повышению качества образования».
2. «Современный урок в условиях обновленного содержания образования».
3. «Реализация Национальной идеи «Мәңгіліқ ел» в образовательном процессе школы-лицея № 8».
При подготовке и проведении запланированных педагогических советов мы руководствовались следующими принципами:
- взаимосвязь тематики с концепцией долгосрочного развития и реализации в школе-лицее № 8 политики качества образования;
- соблюдение преемственности и последовательности;
- обязательное выполнение условий, при которых решение каждого проводимого педагогического совета является основой для последующих, а проведение нового педсовета начинается с отчета о выполнении решений предыдущего;
- участие в подготовке и проведении педсовета всего педагогического коллектива в разных формах (в составе рабочих групп, работе семинара, школы молодого учителя по теме педсовета; проведение, самоанализ и анализ открытых уроков и мероприятий, участие в разработке проекта решения и др.).
Так, структура нашего педагогического совета включает три важных этапа:
1.Подготовительный этап (организационный, теоретический, практический блоки).
2.Проведение педсовета.
3.Выполнение решений педагогического совета.
Смысл нашего опыта заключается в том, что целевая программа учебного года циклично распределяется на несколько блоков (в зависимости от количества педсоветов). И достижение поставленных целей организуется поэтапно: сначала проблема изучается, исследуется на научно-методическом семинаре, потом она формулируется в методических рекомендациях, которые обсуждаются и принимаются методическим советом, а затем их выполнение в УВП контролируется мониторинговыми службами, решение выносится на педсовете.
С 2016-2017 учебного года к работе над методической проблемой года более активно привлекаются сертифицированные учителя 1, 2, 3 уровней. На начало учебного года с ними было проведено заседание, все сертифицированные учителя приняли активное участие в обсуждении плана работы школы. В план работы на 2016-2017 учебный год были внесены коррективы и дополнения, принятые на заседании.
Что же на деле представляет собой наша система работы?
1.Подготовительный этап (организационный, теоретический, практический блоки).
Организационный блок решает задачи определения состава рабочей группы, распределения ответственности, выработки регламента подготовки и проведения педсовета по запланированной тематике, определение количества содокладчиков и тематики их сообщений, планирования и организации Дня педагогического мастерства, Методической недели, Фестиваля педагогических идей.
Теоретический блок подготовки педсовета включал в себя ряд следующих действий:
1. Изучение учителями методической и научной литературы по теме педагогического совета.
2. Проведение научно-методического семинара, выполняющего обучающую функцию.
3. Заседание методического совета с целью вынесения рекомендаций и заседание сертифицированных учителей.
4. Проведение коучингов, созвучных теме педсовета и помогающих каждому учителю методически грамотно выстроить работу по теме школы.
5. Консультирование научных руководителей школы.
Как показывает наша практика, такое изучение учителями школы-лицея № 8 ключевого понятия на новом витке знания в команде, в игре, в доброжелательной обстановке дает возможность учителям проявлять широту и креативность мышления. Поэтому мы считаем оправданной нормой обучение учителей в ходе подготовки и проведения педагогических советов. И в том числе в такой форме реализуем внутришкольную систему обучения педагогов. Динамика форм и методов, используемых в ходе теоретического этапа подготовки педсоветов, расширяет кругозор учителей и позволяет им глубже понять стоящие перед педагогическим коллективом задачи.
Практический блок состоял из следующих процедур:
1.Проведение диагностических измерений (анкетирования учащихся), преследующих цель выявить потребности обучаемых и вскрыть проблемы, возникающие у учителя на уроке.
2.Проведение и анализ Исследования в действии «Насколько эффективно учащиеся усваивают изучаемый материал, если содержание детально структурировано учителем?» и серии уроков Lesson study «Как влияют способы самостоятельной работы на повышение развивающей функции урока?» группами сертифицированных учителей
Исследование в действии и Lesson study успешно используют наши учителя в практике учебно-воспитательного процесса, так как они позволяют ответить на вопросы: «Что дает результат в классе, в моей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Когда я осознаю, что не управляю ситуацией?» и др.
И если к первому педсовету было проведено 2 коучинга, то ко второму - их уже было пять. Вот, к примеру, формулировки отдельных коучингов (Технология составления заданий для самостоятельной работы учащихся. Исследовательское обучение: от проблемы урока к теме школьного научного проекта. Критериальное оценивание с использованием форм взаимо- и самооценки в УВП. Эссе как форма самовыражения личности в определенной предметной области).
Параллельно темам коучингов мы обдумывали темы исследований в действии и Lesson study (Насколько эффективно учащиеся усваивают изучаемый материал, если содержание детально структурировано учителем? Каков путь от проблемы урока к школьному проекту? Как избежать безоценочного обучения на современном уроке? Какие трудности возникают в технике овладения жанром эссе?).
Организация практической деятельности решает задачи повышения профессионального мастерства учителей. Применение различных форм анализа способствует повышению объективности оценки своей деятельности и развивает критическое и аналитическое мышление учителей.
На втором этапе был проведен педагогический совет, на котором учителя были ознакомлены с целью, задачами и повесткой педсовета, прослушали тематические доклады своих коллег и отчеты о проведенных ими исследованиях в действии и Lesson study. Так, тематический педсовет № 2 включал в повестку такие темы докладов и отчетов:
№
Повестка
Докладчик
Время
1
Целевая установка к педсовету. Особенности образования в современных социокультурных условиях
Осипенко А.М.
7 мин.
2
ЛС Как овладеть информационной культурой через грамотное чтение?
Тусупбаева Г.Б.
10 мин.
3
ЛС Как с помощью дискуссии и диалога на уроке учить критически мыслить?
Черненко В.И.
10 мин.
4
ИД Какие трудности возникают в технике овладения жанром эссе?
Акылова Г.З.
10 мин.
5
ИД Каков путь от проблемы к школьному проекту?
Титченко А.П.
10 мин.
6
Чему и как учить школьников в 21 веке?
Осипенко А.М.
7 мин.
6
Свободный микрофон.
Учителя
7 мин.
7
Рефлексия.
Осипенко А.М.
7 мин.
8
Решение педсовета (состав группы по вынесению решения: Макаренко И.А., Мнайдарова М.С., Шакенова З.М., Якутович Ю.С.,Соловьева И.Ю.).
Макаренко И.А.
7 мин.
На третьем этапе - выполнении решений педагогического совета – важно довести до логического завершения все запланированные действия. На данном этапе работы (первый тематический педсовет) проведены следующие мероприятия:
1.Проведение заседаний методических объединений, где до сведения учителей доведено и запротоколировано следующее:
1.В 2017-2018 учебном году при составлении календарно-тематических планов по предмету включать как особый раздел графу «организация самостоятельной работы обучаемых», где указывать список литературы для самостоятельного изучения.
2.Методическим объединениям учителей определить понятие «самообразовательная деятельность учащихся» и выработать единые требования, подходы к организации самостоятельной работы своей дисциплины.
3. Руководителям МО 23.01.2017 года сдать графики проведения творческих отчетов по темам самообразования учителей-предметников, работающих 1 год и более по своим темам. Учителям-предметникам до 19.01.2017 года предоставить руководителям МО информацию с описанием проделанной работы по теме самообразования.
2.Методическая неделя, организованная с целью отработки методических навыков педагогов по организации самостоятельной работы школьников на уроке (Проведены 7 открытых уроков. Оформлена слайд-выставка заданий для самостоятельной работы обучаемых. Для успешной реализации поставленных задач был разработан график Недели открытых уроков. При организации урока учителя пользовались памяткой в помощь учителю при подготовке к уроку, ориентированному на формирование самостоятельных умений и навыков учащихся. Анализ открытых уроков, проведенный заместителем директора по инновационной работе Осипенко А.М., показал, что учителя справились с поставленными задачами. Присутствующие на уроках имели возможность увидеть, как их коллеги преодолевают затруднения, возникающие в ходе самостоятельной работы на уроке, и организуют самостоятельную работу с использованием средств ИКТ. Осипенко А.М. после анализа посещенных уроков были сформулированы рекомендации для учителей).
3. Создание двух временных творческих групп учителей в составе трех человек по разработке системного и регулярного мониторинга оценки учебных достижений учащихся, результатов по предметам классного руководителя и учителя-предметника, временной творческой группы по разработке мониторинга учителя-предметника прилагаются.
4.Графики проведения творческих отчетов учителей-предметников по темам самообразования на основе информации о работе учителей.
Таким образом, выработанная нами система подготовки и проведения педагогического совета отражает локально-модульную технологию, которая рассчитана на перспективный охват актуальных проблем образовательного процесса на диагностической основе. Она позволяет решать вопросы повышения качества образования, отвечает требованиям преемственности, выполняет прогностическую и обучающую функции.
По нашему глубокому убеждению, такой подход способствует более детальному осмыслению всеми членами педагогического коллектива роли, места и содержания своей деятельности в образовательном процессе в целях дальнейшего совершенствования качества образования.