kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект «Эффективные методы и приемы обучения русской речи дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект для дошкольников. Где показаны эффективные приемы и методы обучения русской речи дошкольниками не с русским языком обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Эффективные методы и приемы обучения русской речи дошкольников»»

Средняя школа №16 лингвистического направления г.Балхаш







Педагогический проект. «Эффективные методы и приемы обучения русской речи дошкольников».























Автор: Дильмаганбетова А.К.



2015

Введение

1.Краткое обоснование проекта.

Участники проекта: педагог, дети.

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках школы.

Актуальность.

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования в Республике Казахстан создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире.

Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведённые ведущими учёными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека.

Вовремя полученное дошкольное образование имеет важное значение как для каждого ребёнка, так и для дальнейшего развития и процветания нашей республики.

Русский язык в Казахстане имеет конституционно закреплённый статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии экономики, культуры и образования. Хорошее знание русского языка - основа успешного обучения в школе. Смело можно сказать, что современная жизнь казахстанцев немыслима без русского, общего для всех народов языка.

Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по дошкольному воспитанию и обучению предусмотрено изучение русского языка в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста.

Мой проект обучения русскому язықу детей дошкольного возраста предусмотрено овладение устной речью, которая включает в себя аудирование - понимание звучащей речи на слух, и говорение - выражение своих мыслей на русском языке.

2.Цели и задачи.

Цель:

Воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на родном и русском языках, способного общаться с окружающим миром вербальными и невербальными средствами, а также формирование речевой активности, культуры общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1Учить детей понимать обращённую к ним речь.

2Формировать правильное произношение всех звуков русского языка.

3Формировать на слух грамматический строй и связную речь.

4Формировать умение вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства.

5Учить выражать свои мысли и впечатления на русском языке на основе полученных знаний и умений.

6. Воспитание культуры общения.


3.Направления моей работы:

  • развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми с ориентацией на гармонизацию интересов;

  • формирование терпимости к мнению собеседника;

  • развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.

Дошкольный возраст - самый благоприятный для формирования двуязычия. В дошкольном возрасте дети быстрее, чем на последующих возрастных ступенях, овладевают вторым языком. Это объясняется тем, что слух и артикуляция детей ещё послушны и эластичны, поэтому легко и сравнительно быстро формируются речевые навыки. В целях качественного усвоения дошкольниками сами программного материала по формированию правильной устной речи.


4.Принципы организации работы:

1.Посильность требований

2.Постепенность усложнений.

3.Последовательность.




5. Методы и приемы:

Наглядный
Практический
Словесный , речевой.
Эмоциональная установка взрослого.
Привлечение внимания -Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение
6. В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

Принцип дифференцированного подхода

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. Учитывая индивидуальные способности, а также интересы ребенка развиваю его мышление, память, речь, дифференцированно подходить к его интеллектуальному и общему развитию.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками.

Принцип сотрудничества

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу повторить», «Давай попробуем вместе сказать», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься» «Молодец»

Принцип психологического комфорта каждого ребенка.

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь сказать» и др.

Принцип вариативности

Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в классе, на прогулке.

Ознакомление с лексикой провожу через аудирование. Для успешного запоминания новых слов использую картинки ,потешки,чистоговорки. Пословицы. загадки, различные практические задания.

Для формирования правильного произношения звуков русского языка на занятиях использую произносительную зарядку, которое включает в себя произношение самого звука, отдельно, в слоге словах. Добиваясь его правильного произношение всеми детьми.

Произносительные навыки включают в себя слуховые, артикуляционные и интонационные упражнения. Формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляю на тех словах и фразах, которые дети изучают в данный момент. Например: «Овощи»можно проводить работу по совершенствованию произношения свистящих и шипящих звуков в чистоговорках: ста-ста- ста- свежая капуста,; ошка-ошка в огороде картошка.

С целью формирования интереса к устному народному творчеству и с учетом того, что в дошкольном возрасте велико тяготение рифме, предусматриваю разучивание потешек ,пальчиковых игр, считалок, народных песенок, стихи на изучаемый звук.

Например:

Жу_ жу_жу жу.

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу.

Букву «Ж» все твержу:

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.



Основным видом деятельности проекте является игра. Игровая деятельность увлекает ребенка, вне он себя чувствует свободным. Моя задача – поддержать это чувство свободы и так организовать учебный процесс, чтобы ребенок воспринял обучения не как принуждение, а как свободно выбранную им деятельность.

Динамика диагностических данных :

Образовательная область «Коммуникация»

Раздел «Русский язык»

Воспитание звуковой культуры речи

  1. Произносит все гласные и согласные звуки, включая группу свистящих и сонорных

  2. Выделяет в произношении заданный звук

  3. Называет слова с заданным звуком

Словарная работа

  1. Называет существительные, обозначающие профессии людей, названия частей и деталей предметов;

  2. Называет глаголы, обозначающие трудовые действия;

  3. Называет прилагательные, обозначающие свойства предметов

  4. Использует слова с обобщающим значением (овощи, фрукты, ягоды, животные, птицы, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель);

  5. Определяет и называет положение предметов: слева, справа, между, около, рядом;

  6. Использует в речи слов-антонимов

Формирование грамматической стороны речи

  1. Называет животных и их детёнышей в единственном и множественном числе

  2. Использует словосочетания с глаголами повелительного наклонения

  3. Применяет трудные формы слов: существительные родительного падежа множественного числа (ленточек, медвежат),

  4. повелительное наклонение глаголов (нарисуй, пой, танцуй);

  5. Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Связная речь

  1. Составляет описания о игрушки

  2. Составляет описательный рассказ по сюжетной картине

  3. Пересказывает небольшие литературные тексты

Творческое рассказывание

  1. Рассказывает знакомые сказки

  2. Участвует в драматизации знакомых сказок



Результат диагностики показал:

После адаптации ,в сентябре 2014 г. была проведена диагностика, которая показала, что группа «наблюдение» составила 51%, а группа «норма» – 49%.

Вторая диагностика в декабре показала, что дети стали лучше говорить на русском языке, улучшились показатели чем в начале учебного года группа «наблюдение» уменьшилась до 44%, а группа «норма» увеличилась до66 %.

Дети стали лучше произносить звуки говорить слова заданным звуком на русском языке, Стали называть существительные, глаголы, прилагательные. Начали использовать слова с обобщающим значением, определять местоположение предметов. Научились называть животных и их детенышей на русском языке, составлять небольшие рассказы.

II. Основное содержание проекта.



Планирование деятельности по реализации проекта

  • 1 этап – подготовительный ( изучение понятий, касающихся темы проекта;

изучение современных требований к содержанию и организации работы русского языка)

2 этап – основной (практический)














Тематический план по русскому языку

«Раздел «Коммуникация»

Темы

Часы

Дата

Дата

Дата

1

Я иду в школу

3

1.09

3.

4

2

Моя семья

3

8

10

11

3

Что нам осень принесла

3

15

17

18

4

Овощи

3

22

24айт

25

5

Фрукты

3

29

1.10

2

6

Откуда пришел хлеб

3

6

8

9

7

Игрушки

3

13

15

16

8

Одежда

3

20

22

23

9

Обувь

3

27

29

30.10

10

Посуда

3

3.11

12

13

11

Все профессий важны

3

17

19

20

12

Сколько? Счет в пределах10

3

24

26

27.11

13

Который? Какой по счету

3

1празд

3.12

4.12

14

Домашние животные. Забота человека

3

8.12

11.12

12.12

15

Детеныши домашних животных

3

15.12

17.12пр

18.12

16

Моя Родина - Казахстан.

Города Казахстана

3

22

24

25

17

Зима

3

12.01.15

14.01

15.01

18

Зимние забавы.

3

19

21

22

19

Мой дом. Что есть м моем доме?

4

26-28

29.01

9.02

20

Дикие животные

4

11-12

16.02

18

21

Дикие птицы

4

19-23.02

25

26

22

Продукты

4

1.03-3.03

4.03

8.03празд

23

Путешествие в страну Вкусляндию.

3

10.03

11.03

15.03

24

Весна. Наурыз

3

17.03

18,03

5.04

25

Весенние цветы

4

7.04

8.04-12.04

14.04

26

Мебель

3

15

19

21

27

Транспорт. Правила дорожного движения

4

22-26

28

29.04

28

Что такое хорошо? Что такое плохо?

3

03.05

5.05

6.05

29

Лето Времена года

3

10.05

12.05

13.05

30

Праздник русской речи

3

17.05

19.05

20.05


Всего

96
















Ожидаемый результат:

Дети в результате обучения русскому языку должны уметь:

- понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста, соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по описанию, оценивая то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;
- отдавать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в виде полного предложения;

- Владеть формами вежливости, принятыми для выражения просьбы и благодарности;
- Давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
- Описывать собственные действия и действия других лиц, указывая время действия;



























Список используемых источников.


  1. Илларионова Ю.Г, Учите детей отгадывать загадки /Илларионова Ю.Г. М., Просвещение, 1976. - 127 с. иллюстр.

  2. Ушакова О.С, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие /Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
  3. Ушакова О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Ушакова О.С., Струнина Е.М. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  4. Трегубова Л.Н, Библиотека детского сада – социокультурный центр хутора /Л.Н. Трегубова, В.П. Подушка // Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования. Сб. науч.-практ. Материалов. – 2009. – С. 138 -143

































Приложение1.Сюжетно – ролевые игры

1.Кто нас лечит?


Цель. Учить детей говорить на русском языке Рассказать детям о том, какую помощь оказывает больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названых профессий), благодарить за внимание и заботу.

Игровое задание. Вылечить больного.


Цель: Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.


Материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике, больнице, на "скорой помощи". Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними.


Ход игры:

На столах одних детей - аптека, других - поликлиника, третьих -больница, четвертых - "скорая помощь".

Короткой сценкой "Доктор Айболит лечит больных" вызовите интерес детей к игре. Оказывается, на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского "Доктор Айболит".

Вариант. Воспользуйтесь фрагментами из стихотворения

А.Кардашевой "Наш доктор", в которой рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, а все ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как их лечить.










2.Зоопарк

Цель: Учить детей говорить на русском языке

Научить детей различать и называть некоторых диких животных, их повадки, корм, которым они питаются. Научить выделять количество предметов независимо от их величины. Воспитывать гуманное отношение к животным. Игровое задание:

Размесить животных так, чтобы им было удобно. Оборудование :

Известные детям дикие животные и птицы. Клетки, строительный материал, касса , деньги, билеты, картинки с изображением корма для животных (мясо, фрукты, овощи, зерно). Ход игры:

Ввести на грузовике животных, выставить, назвать устно-дактиль-но, подложить таблички.

Дети создают зоопарк: клетки, кассу, вход из строительного материала. Расселяют животных в клетки, в зависимости от размера животного. Возле клетки ставят табличку с названием животного. Раздают корм животным.

Теперь в зоопарк можно открывать. Распределить роли : посетите­ли, кассир, контролер.

3.Цель: Парикмахерская.

Учить детей говорить на русском языке

Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры;

согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установле­нию в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимо­отношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Оборудование: Картина «В парикмахерской», таблички, зеркало, халат, расческа, ножницы.

Ход игры:

Рассмотреть картину «Парикмахерская», назвать устно- тактильно

и выставить таблички на панно: парикмахер, стрижет, причесывает.

Предложить детям поиграть в парикмахерскую. Обратить внимание на приготовленное оборудование, назвать устно-тактильно и выставить таблички на панно: расческа, ножницы, халат.

Распределить роли по желанию детей.

Парикмахер занимает свое место, дети садятся в очередь.

Дети по очереди садятся в кресло к парикмахеру, он выполняет

Соответствующие манипуляции (воспитатель подсказывает).

Побуждать детей в игре использовать знакомые слова устно, устно-тактильно : привет, пока, спасибо, на, дай.


4.Открытие магазина

Цель: Учить детей говорить на русском языке

Учить детей оформлять магазин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витрине. Учить использовать в игре заместители -бумажные чеки; активизировать словарь детей (названия игрушек (или продуктов),касса, чек, продавец, кассир, покупатель), пробудить у детей желание играть в магазин.

Оборудование:

Витрины из картонных коробок, разнообразные знакомые детям игрушки небольшого размера, касса - окошечко с надписью «касса», чеки - изображения игрушек на картоне.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, по картине «Магазин», что они недавно ходили на экскурсию в магазин, где продаются игрушки (продукты.) Уточняет: « Какие игрушки есть там? Кто продает игрушки в магазине? Продавец.»

Воспитатель обращается к детям с поиграть в магазин. Подвести детей к заранее приготовленной витрине и предлагает расставить На ней игрушки (или продукты), которые заранее приготовлены и находятся рядом. Ведь пока магазин пустой, его надо приготовить для покупателей. Под руководством воспитателя дети оборудуют магазин. После того, как торговый зал оборудован, воспитатель обращает внимание детей на то, что еще нужны чеки. Хорошо, что они у них есть. Дети рассматривают чеки, соотнося на изобра­жения на картинках с игрушками.

Воспитатель подводит итог: «Игрушки стоят в магазине. Чеки в кассе. Это магазин игрушек. Продавец продает. Дети покупают.» Сопровождая итог табличками и соотнося с изображением на картине «Магазин».




5.Покупка игрушек (продуктов)

Цель: Учить детей говорить на русском языке

Учить детей выполнять ролевые действия; брать на себя роль по ходу игры, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек, обратить к продавцу. Обращать внимание детей на необходимость вежливого обращения друг к другу, подчеркнутого внимания продавцов и кассиров к покупателям. Содействовать активизации словаря за счет введения новых слов: продавец, покупатель, деньги; учить пользоваться заменителями денег.

Оборудование:

Игрушки ( продукты), форма продавца, деньги, кошельки,сумочки.

Ход игры:

Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает им поиграть в магазин игрушек. Каждый может купить в магазине такую игрушку, какую ему захочется. Распределить роли : продавец, покупатели ( обращая внимание на картину «Магазин»). Одевает на ребенка форму продавца, остальным детям раздает «деньги».Занимают свои места.

Первый покупатель воспитатель ,подходит к продавцу говорит стно-дактильно: привет (просит продавца ответить), дай куклу, (продавец- на), жестом спрашивает-сколько? ( продавец называет устно, устно-дактильно, показывает на пальцах), отсчитывает-на, пока ( продавец - пока), уходит.

Последовательно каждый ребенок покупает понравившуюся Игрушку, повторяя в нужной последовательности всю цепочку действий и посильно сопровождая свои действия речью, используя в случае необходимости таблички.

6.Кукла Катя заболела.

Цель:Учить детей говорить на русском языке.

Учить детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры.Учить детей выполнять действия врача с помощью необходимых атрибутов. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это мимикой, жестами.

Оборудование: Кукла, кроватка для куклы, форма врача, аптека с

«лекарсвами».

Ход игры:

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Воспитатель спраши­вает детей о том, что случилось с куклой? Кукла заболела. Табличка - заболела.

В процессе развития сюжета мама вызывает врача на дом, позво­нив по телефону в поликлинику. Приезжает врач. Врач одет соответствующим образом. Воспитатель помогает развернуть диалог между мамой и доктором. Здороваются, мама говорит, что заболела. Затем доктор осуществляет все необходимые манипуляции. Прощается и уходит. Мама посылает папу в аптеку за лекарствами. Мама дает дочке.

7.Кукла Катя едет в больницу.

Цель: Учить детей говорить на русском языке Продолжить учить детей брать на себя роли врача, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, Адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их название. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие к больному.Оборудование:

Машина скорой помощи, халат, шапка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных. Ход игры:

Воспитатель вместе с родителями-детьми тревожится по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача «Скорой помощи». Мама (ребенок) вызывает врача по телефону. Вызов принят. Врач берет с собой все необходимое и садится в машину «Скорой помощи». Водитель ведет машину. Врача встречает папа. Он предлагает врачу вымыть руки и пройти к больной. Врач осматривает больную, сообщает что нужно ехать в больницу. Все едут в больницу.




































Приложение2. Пальчиковые игры.

Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель.
Сразу всех не называю.
Вам продолжить предлагаю



Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку.
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали



Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли.



Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель.
Сразу всех не называю.
Вам продолжить предлагаю.



Собака была щенком.

Лошадь была жеребенком.

Корова была теленком.

Свинья была поросенком.

Кошка была котенком.

Коза была козленком.

Овца была ягненком.

Верблюдица была верблюжонком.



Есть у нас игрушка: 
Это – погремушка, 
Это – толстый мишка, 
Это – чудо-книжка, 
Это – неваляшка, 
Это – кукла Машка! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем снова проверять!



Для произношения звука «Ш» Выучить

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дильмаганбетова Арайлым Кыдырбайовна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства