kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая технология – реализация идеи полной управляемости учебным процессом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статья написана в помощь молодым учителям, для применения на уроках и качественного преподавания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая технология – реализация идеи полной управляемости учебным процессом.»

Г.Ж.Абукожанова

Учитель русского языка и литературы

Республиканской специализированной

школы-интернат - колледжа олимпийского резерва

Город Алматы


Педагогическая технология –

реализация идеи полной управляемости учебным процессом.


Массовая разработка и внедрение педагогических технологий относится к середине 50-х годов, технологический подход к построению обучения возникает в начале в американской и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

Педагогическая технология -

  • Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)

  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)

  • Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)

  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

  • Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения

  • Технология педагогических мастерских

  • Технология обучения как учебного исследования

  • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

  • Технология эвристического обучения

  • Метод проектов

  • Вероятностное образование (А. Лобок)

  • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

  • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

  • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

  • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

  • Дизайн-педагогика.

  1. Предметно-ориентированные технологии обучения

  • Технология постановки цели

  • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

  • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

  • Технология концентрированного обучения

  • Модульное обучение.

  1. Информационные технологии.

  • ИКТ

  • Технологии дистанционного обучения

  1. Технологии оценивания достижений учащихся

  • Технология "Портфолио"

  • Безотметочное обучение

  • Рейтинговые технологии

  1. Интерактивные технологии

  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Технология проведения дискуссий

  • Технология «Дебаты»

  • Тренинговые технологии

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий

-  содержания образования;

-  стиля жизни образовательного учреждения;

-  типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;

  • совокупность приемов, методов;

  • проектирование и организация процесса обучения;

  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются:

а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);

б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена учебной информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет о не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. В традиционной обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из факторов, активизирующих взамонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционным, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Источниками помех при интерактивном режиме могут быть:

  • язык (в вербальном или невербальном оформлении);

  • различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации;

  • различия в организационном статусе между ведущим и учеником.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Литература по педагогическим технологиям:

1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем г. Воронеж, 1977г.

2. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986г.

3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика N1 1995г.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение М., 1974г.

5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения М., Просв-е, 1988г.

6. Селевко П.К. Энциклопедия образовательных технологий: Учебное пособие в 2 т. –

М.: НИИ школьных технологий, 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогическая технология – реализация идеи полной управляемости учебным процессом.

Автор: Абукожанова Гульназ Женисовна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Кейс – технология на уроке биологии. "
    ["seo_title"] => string(40) "kieis-tiekhnologhiia-na-urokie-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "247301"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446541754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства