kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС»


Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС


Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в каждой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Педагогическая мастерская – это интерактивная технология, важной особенностью которой является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и мастером – с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого – с самим со­бой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная пони­мать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять, как объекты, вещи – с ними можно только общаться и только в форме диалога.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качест­вом процесса оказывается сотрудничество и сотворчество как явления самоценные.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследователь­ским и проблемным методам обучения. Принципиально отличаясь от проблемного обучения тем, что оно в основном опирается на логические противоречия и связи, а твор­ческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания, что очень важно для осмысления и глубокого осознания предложенного учащимся материала.

Правильно подобранный индуктор позволяет участникам мастерской не только вести активную деятельность по созданию творческого продукта, но и уже и по окончании работы продолжать осмысление предложенного материала.

Формат педагогической мастерской может быть применен на уроках обобщения материала по изученной теме. В качестве индуктора можно предложить учащимся материалы мультфильма без слов. Формат мультфильма без слов позволяет расширить рамки творческого поиска, пройти по пути неоднозначной трактовки сценарного порядка действий.

В подобной мастерской процесс повторения пройденного может быть представлен следующим образом: индукция – творче­ский процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного продукта с реальной жизнью – коррекция своей деятельности – новый продукт.

Использование технологии педагогической мастерской актуально в формате преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС, в связи с тем, что данная технология подразумевает активную деятельность учащихся, творческий поиск, возможность коммуникации, взаимодействия в парах, группах, группах сменного состава. Технология педагогической мастерской способствует развитию речи и будет полезна при изучении всех предметов, где от учащихся требуется давать полный развернутый письменный или устный ответ.

Необходимо отметить исключительную важность данной технологии для развития личностных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), в связи с тем, что важными принципами педагогической мастерской являются:

1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мас­терской, учителя.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки -  путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участни­ка мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Критическая оценка заменяется самооценкой и самокоррек­цией.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дис­комфорт, желание выйти из него и тоже стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор и даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с са­мим собой (как вариант осмысления предложенного задания уже и после окончания работы в классе).

Условия для решения учеником многоплановых задач создаются за счёт известных блоков педагогической мастерской: индукция, самоконструкция, социоконструкция, внутригрупповая и межгрупповая социализация, дедукция и рефлексия. Каждый блок выполняет свою функцию.

Индукция – этап мастерской, ("наведение"), актуализация части внутреннего мира участника (ассоциативные ряды, воспоминания, ощущения, эмоции, личный опыт и т.д.). Индукция – это не просто «странное задание», а прежде всего мотивационный механизм, направленный на пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения.

Самоконструкция – создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного  опыта,  наблюдения,  формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта,  системы взаимосвязей и  т.д.

Социоконструкция – создание интеллектуального продукта в группе.

Социализация – этап мастерской, предъявление созданного другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, беседа, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ,  передача по кругу, показ инсценировки и др.

Взаимодействие участников:

а) друг с другом

б) с информацией

·                фронтально

·                в парах (постоянного и сменного состава)

·                в группе

·                между группами.

Дедукция – (“выведение”) – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом. Логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих; обратное индукции.

Рефлексия – отражение, вспоминание своего проживания ситуации: чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.

Таким образом, данное занятие имеет своей целью не только создание творческого продукта и одномоментное повторение пройденного материала, но направлено на создание условий для продолжения размышлений учащихся по предложенной теме и по окончании урока за счет актуализации части внутреннего мира детей – участников мастерской.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогическая мастерская как форма работы в формате ФГОС

Автор: Сивкова Юлия Юрьевна

Дата: 30.05.2018

Номер свидетельства: 471545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства