kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Патриотическое воспитание обучающихся на уроках русского языка на примере произведений о Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие подготовлено на основе текстов, взятых из произведений о Великой Отечественной войне. Учащимся предстоит прочитать данные тексты и поработать над заданиями к ним.В поисах ответов на многие вопросы они, быть может, прочтут и сами эти произведения. Одновременно это и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание обучающихся на уроках русского языка на примере произведений о Великой Отечественной войны"»

80-летию Победы в Великой

Отечественной войне и году

Защитника Отечества посвящается




Пособие

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка на примерах произведений о Великой Отечественной войне»


(в помощь учителю русского языка)












Оглавление

1. Вступление. Пояснительная записка __________________________ - 2-3


2. Комплект №1 Работа с текстом (материалы по подготовке к ГВЭ - 9) - 4-12

3. Комплект №2 Работа с текстом (материалы по подготовке к ЕГЭ- 11) –13-24















"Мы должны стремиться к сохранению исторической правды о событиях тех лет, памяти о том, какой ценой досталось освобождение мира от нацизма, продвигать восприятие завоеванной в 1945 году Победы как общей ценности для всего человечества"

В.В.Путин






Вступление

2025 год объявлен президентом Российской Федерации годом Защитника Отечества. 9 мая мы отметили знаменательную дату – 80-летие Великой Победы советского народа в войне с фашизмом.

Память о войне сохраняется в наших сердцах. Она живёт на страницах книг, написанных участниками тех далёких событий и их потомками. Наша обязанность – передать эту память подрастающему поколению.

Пояснительная записка

Настоящее пособие подготовлено на основе текстов, взятых из произведений о Великой Отечественной войне. Учащимся предстоит прочитать данные тексты и поработать с ними. В поисках ответов на многие вопросы они, быть может, прочтут и сами произведения. Это и есть наша цель.

Все тексты предназначены для учащихся 9 - 11 классов.

Данные тексты можно использовать для написания изложения, а также в целях подготовки к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Настоящее пособие состоит из двух комплектов заданий.

Комплект №1 – это работа с текстом. Представляет собой материалы заданий по подготовке к ГВЭ по русскому языку в 9 классе. Учащимся предлагается для прочтения текст и по три задания к нему. Все задания связаны с выразительными средствами, орфографией и грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка.


Комплект №2 – это работа с текстом по заданиям 22 - 25 ЕГЭ в 11 классе. Данные тексты можно использовать в качестве изложения, а также сочинения по прочитанному тексту.




Комплект №1

Работа с текстом (материалы по подготовке к ГВЭ 9 класс)

Текст 1

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Подвиг Гули Королевой

Что-то с огромной силой ударило и взорвалось поблизости. Немцы начали новый штурм высоты - 56,8.

Уже стемнело, а бой за высоту ещё продолжался. Связь отряда с батальоном давно прервалась, и долгожданного подкрепления все еще не было.

Забыв о своей ране, Гуля работала без устали. Она делала перевязки раненым, а потом снова бралась за автомат.

Пулемёт Гришина строчил не умолкая, и вдруг замолчал. Гуля заняла место у пулемёта убитого Мити.

Немцы подходили всё ближе. Меткой очередью Гуля остановила их. Но вот пулеметный диск закончился: стрелять нечем. Вся надежда на гранаты.

Гуля вырвала гранату из-за пояса, крепко сжала в руке и приготовилась… И в этот миг она почувствовала, что левая рука онемела, а рукав наполнился чем-то горячим. Закружилась голова…

«Только бы не упасть!»

Гуля стиснула зубы. И, подпустив немцев поближе, метнула гранату.

И вдруг рядом раздался русский говор. «Подкрепление!» - поняла Гуля. Бойцы пришли без своего командира. Он был убит наповал.

И опять какой-то стремительный порыв словно подхватил её. Ей стало жарко, весело. Она забыла боль, усталость, страх.

- Товарищи! – закричала она. – За Родину! Вперёд!


Наши подхватили её призыв и ринулись в атаку на немцев. Немцы даже не успели отступить. Они навсегда остались в этих траншеях.

Высота 56,8 была занята, завоевана, оплачена кровью – последняя высота в Гулиной жизни. Четвертая высота…

Елена Ильина Повесть «Четвертая высота»

«Четвертая высота»

Санинструктор Гуля Королёва (настоящее имя – Марионелла Владимировна Королёва). У неё счастливо складывалась жизнь: училась в школе, занималась спортом, снималась в кино. Вышла замуж, родила сына.

Но война разрушила Гулино счастье. В боях с фашистами погиб муж, и в 19 лет Гуля осталась вдовой.

Гуля Королёва пошла добровольцем на фронт, была санинструктором на фронте, вынесла с поля боя более ста раненых бойцов.

В 1942 году Гуля Королёва геройски погибла в момент боя за высоту, подняла оставшийся без командира взвод в атаку. Высота - один из главных опорных пунктов противника - была взята, было обеспечено продвижение батальонов до главной дороги – частичка большой задачи наших войск между Волгой и Доном, наступления наших, судьба Сталинграда, судьба Волги и судьба нашей Родины.


Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2. Расскажите о глаголе как части речи. Каковы морфологические признаки глагола? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в прочитанном Вами тексте глаголы (не менее 2 примеров), дайте их морфологическую характеристику.

3. Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом. Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера предложений
с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.


Текст 2

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Приподнявшись, он с удивлением оглядел широкое поле, видневшееся за лесной опушкой и ограниченное на горизонте сизым полукругом далекого леса.

Должно быть, осенью, а вернее всего – ранней зимой, по опушке леса через это поле проходил один из оборонительных рубежей, на котором недолго, но упорно, как говорится – насмерть, держалась красноармейская часть. Метели прикрыли раны земли слежавшейся снежной ватой. Но и под ней легко угадывались кротовые ходы окопов, холмики разбитых огневых точек, бесконечные выбоины мелких и крупных снарядных воронок, видневшихся вплоть до подножий избитых, израненных, обезглавленных или вывернутых взрывами деревьев опушки. Среди истерзанного поля в разных местах вмерзло в снег несколько танков, окрашенных в пестрый цвет щучьей чешуи. Все они – в особенности крайний, который, должно быть, взрывом гранаты или мины повалило набок, так что длинный ствол его орудия высунутым языком свисал к земле, – казались трупами неведомых чудовищ. И по всему полю – у брустверов неглубоких окопчиков, возле танков и на лесной опушке – лежали вперемешку трупы красноармейцев и немецких солдат. Было их так много, что местами громоздились они один на другой. Они лежали в тех же закрепленных морозом позах, в каких несколько месяцев назад, еще на грани зимы, застигла людей в бою смерть.

Все говорило Алексею об упорстве и ярости бушевавшего здесь боя, о том, что его боевые товарищи дрались, позабыв обо всем, кроме того, что нужно остановить, не пропустить врага.

(216 слов) Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2. Расскажите о местоимении как части речи. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в прочитанном Вами тексте примеры местоимений и определите их разряд и синтаксическую роль (не менее 2 примеров).

3. Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Найдите в прочитанном Вами тексте не менее 2 таких предложений и объясните постановку знаков препинания в них.


Текст 3

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Капитан Александр Антонович Шведов покидал приморский

город ранним ноябрьским утром. С моря дул низовой ветер, врывался в узкие улочки и переулки заводского поселка, подымал пыль и, казалось, подгонял прохожего в серой телогpейке.
На окраине города Шведов остановился, сдёрнул с головы потрёпанную шапку-ушанку и про себя сказал: «Успеха вам, товарищи». Сбежал по жухлой траве в неглубокий овраг и торопливо зашагал вдоль прихваченного ледком ручья. Минут через двадцать он оглянулся. Высокий частокол труб и черные башни домен подпирали сизое небо. Тяжелые тучи придавили к земле огромное тело ещё недавно живого завода, и он перестал дышать. «И не должен дышать», — вспомнил Шведов слова, которые он сказал товарищам, оставленным для борьбы с фашистскими оккупантами.
Советское командование располагало данными о том, что гитлеровцы собираются с захватом Мариуполя использовать его заводы для выплавки броневого металла. Они планировали выпуск специальной стали для танков и пушек, собирались строить и ремонтировать корабли и подлодки.
Командование послало Шведова с заданием организовать в Мариуполе надежный конспиративный узел связи для постоянной информации о намерениях немцев. Александр доставил в поселок рацию. Тщательно проинструктировал подпольщиков, несколько раз выходил в эфир и передавал данные штабу. В конце октября ему приказали возвратиться назад и указали место перехода линии фронта.
Уже вторую неделю он шел из Мариуполя к Северскому Донцу. Шел окольными степными тропками в стороне от дороги, ведyщей в областной центр. Каждый день под вечер старался завернуть в село. Еще издали искал глазами хату на отшибе или на краю улицы и в темноте стучал в окно. Порой долго никто не отзывался.
— Из окружения я, — говорил Александр Антонович, если из хаты откликалисъ.

— Пустите погреться.

Вблизи Волновахи Шведов вышел к железнодорожной линии. Пyтeпровод был взорван. По обе стороны лежали покореженные, побитые и сожженные автомашины. Возле посадки стояли два танка: немецкий без гусениц, у советского была сбита башня. Рельсы разворочены снарядами и авиабомбами… Шведов поднял рукоятку от немецкой гранаты и запустил её в черный танк со свастикой.

(313 слов)

Виктор Шутов. «Смерти смотрели в лицо»

Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2. Расскажите о наречии как самостоятельной части речи. Каковы морфологические признаки наречия? Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Найдите в прочитанном Вами тексте наречия (не менее 2 примеров), дайте их морфологическую характеристику.

3. Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания в сложных предложениях. При объяснении используйте примеры из прочитанного текста.

 

Текст 4

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с её здоровьем и радостью жизни, с её наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, пока они не нагрянут и не нарушат её счастливой походки.

Уля Громова, Валя Филатова, Саша Бондарева и все остальные девушки только этой весной окончили школу-десятилетку на руднике Первомайском.

Окончание школы – это немаловажное событие в жизни молодого человека, а окончание школы в дни войны – это событие совсем особенное.

Всё прошлое лето, когда началась война, школьники старших классов, мальчики и девочки, как их всё еще звали, работали в прилегающих к городу Краснодону колхозах и совхозах, на шахтах, на паровозостроительном заводе в Ворошиловграде, а некоторые ездили даже на Сталинградский тракторный, делавший теперь танки.

Осенью немцы вторглись в Донбасс, заняли Таганрог и Ростов-на-Дону. Из всей Украины одна Ворошиловградская область ещё оставалась свободной от немцев, и власть из Киева, отступавшая с частями армии, перешла в Ворошиловград, а областные учреждения Ворошиловграда и Сталино, бывшей Юзовки, расположились теперь в Краснодоне.

До глубокой осени, пока установился фронт на юге, люди из занимаемых немцами районов Донбасса всё шли и шли через Краснодон, меся рыжую грязь по улицам, и казалось, грязи становится всё больше и больше оттого, что люди наносят её со степи на своих чоботах. Школьники совсем было приготовились к эвакуации в Саратовскую область вместе со своей школой, но эвакуацию отменили. Немцы были задержаны далеко за Ворошиловградом, Ростов-на-Дону у немцев отбили, а зимой немцы потерпели поражение под Москвой, началось наступление Красной Армии, и люди надеялись, что всё ещё обойдётся.

Школьники привыкли к тому, что в их уютных квартирах, в стандартных каменных, под этернитовыми крышами домиках в Краснодоне, и в хуторских избах Первомайки, и даже в глиняных мазанках на Шанхае – в этих маленьких квартирках, казавшихся в первые недели войны опустевшими оттого, что ушёл на фронт отец или брат, – теперь живут, ночуют, меняются чужие люди: работники пришлых учреждений, бойцы и командиры ставших на постой или проходивших на фронт частей Красной Армии.

(340 слов)

А.Фадеев «Молодая гвардия»


Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2. Расскажите о приставках, правописание которых связано с фонетическим принципом русской орфографии и о приставках, написание которых зависит от их значения. Найдите в тексте слова с приставками (не менее 2 примеров). Объясните правописание приставок в данных словах.

3. Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения. Найдите в прочитанном Вами тексте 2 примера предложений с однородными членами.


Текст 5

Прочитайте текст и выполните задания к нему

Итак, Любка должна была ехать в Ворошиловград. Конечно, она была связана теперь дисциплиной «Молодой гвардии» и не могла уехать, не предупредив Олега. Правда, она еще раньше сочла возможным намекнуть ему, что у нее есть в Ворошиловграде такие знакомства, которые могут быть полезны. Теперь она сказала ему, что подвернулся подходящий случай съездить. Однако Олег не сразу дал ей разрешение, а попросил немного обождать.

Каково же было ее изумление, когда спустя всего лишь час или два после их разговора на квартиру к Любке пришла Нина Иванцова и сказала, что разрешение дано. Мало того, Нина сказала:

– Расскажи там, где ты будешь, о гибели наших людей, их фамилии и как их зарыли в парке. А потом скажи, что, несмотря на все это, дела идут в гору, – так просили передать старшие. О Молодой гвардии тоже расскажи.

Любка не утерпела и спросила:

– Откуда же Кашук может знать, что там можно обо всем говорить?

Нина, с ее осторожностью, обретенной еще во время подпольной работы в Сталино, только плечами пожала, но потом подумала, что Любка и вправду может не решиться рассказать то, что ей поручили. И Нина сказала равнодушным голосом:

– Наверно, старшие знают, к кому ты идешь.

Любка даже удивилась, как такая простая мысль не пришла ей в голову.

Любка Шевцова, как и другие участники «Молодой гвардии», кроме Володи Осьмухина, не знала, да и не пыталась узнать, с кем из взрослых подпольщиков в Краснодоне связан Олег Кошевой. Но Филипп Петрович отлично знал, для какой цели Любка оставлена в Краснодоне и с кем она связана в Ворошиловграде.

День был холодный, тучи низко бежали над степью. Любка, не чувствуя холода, румяная от ветра, заносившего яркий подол ее платья, стояла на открытом ворошиловградском шоссе с чемоданчиком в одной руке и легким летним пальто на другой.

Немецкие солдаты и ефрейторы с грузовых машин, с воем мчавшихся мимо нее по шоссе, зазывали ее, хохоча и иной раз подавая ей циничные знаки, но она, презрительно сощурившись, не обращала на них внимания. Потом она увидела приближавшуюся к ней вытянутую, низкой посадки светлую легковую машину и немецкого офицера рядом с шофером и небрежно подняла руку.

Офицер быстро обернулся внутри кабины, показав выцветший на спине мундир, – должно быть, кто-то постарше ехал на заднем сиденье. Машина, завизжав на тормозах, остановилась.

А.Фадеев «Молодая гвардия»


Задания

1. Сформулируйте основную мысль прочитанного текста.

2. Расскажите, что вы знаете о несклоняемых именах существительных. Какие ещё существительные составляют категорию склонения? Найдите в прочитанном вами тексте несклоняемые имена существительные (2 примера), дайте их морфологическую характеристику, расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в их написании.

3. Расскажите, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выделении на письме вводных слов. Найдите в прочитанном Вами тексте вводные слова (не менее
2 примеров), объясните особенности пунктуации в этих примерах. Определите значение найденных вводных слов.







Комплект №2 Работа с текстом (подготовка к ЕГЭ 11 класс)

Текст 1

1. Солдаты завтракали с сопением, кряканьем; и после первых ложек тёплого супа, после первых глотков кипятка опять стали поглядывать на Зою любопытно. 2. Расстегнув ворот нового полушубка так, что видно было белое горло, она осторожно ела из котелка Кузнецова, поставив котелок на колени, опустив глаза под взглядами, обращёнными на неё. 3. Кузнецов ел с ней вместе, старался не смотреть, как она опрятно подносила ложку к губам, как её горло двигалось при глотании; опущенные ресницы были влажны, в растаявшем инее, слиплись, чернели, прикрывая блеск глаз, выдававших её волнение. 4. Ей было жарко возле раскалённой печи. 5. Она сняла шапку, каштановые волосы рассыпались по белому меху воротника, и без шапки вдруг выявилась незащищённо жалкой, скуластенькой, большеротой, с напряжённо детским, даже робким лицом, странно выделявшимся среди распаренных, побагровевших от еды лиц артиллеристов, и впервые заметил Кузнецов: она была некрасива. 6. Он никогда раньше не видел её без шапки.

7. - «В парке Чаир распускаются ро-озы, в парке Чаир наступает весна…»

8. Сержант Нечаев, расставив ноги, стоял в проходе, тихонько напевал, огладывая Зою с ласковой усмешкой, а Чибисов особенно услужливо налил полную кружку чаю и протянул ей. 9. Она взяла горячую кружку кончиками пальцев, смущённо сказала:

10. - Спасибо, Чибисов. – подняла влажно светящиеся глаза на Нечаева. – 11. Скажите, сержант, что это за парки и розы? 12. Не понимаю, почему вы всё время о них поёте?

13. Солдаты зашевелились, поощрительно подбадривая Нечаева:

14. - Давай, давай, сержант, вопрос есть. 15. Откуда такие песенки?

16. - Владивосток, - мечтательно ответил Нечаев. 17. – Увольнительная на берег, танцплощадка, и «В парке Чаир…». 18. Три года прослужил под это танго. 19. Убиться можно, Зоя, какие были девушки во Владивостоке – королевы, балерины! 20. Всю жизнь буду помнить!

(252 слова)

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Задания к тексту:

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Солдаты завтракали, издавая звуки сопения и кряканья.

  2. Зоя ела осторожно, опустив глаза под любопытными взглядами солдат.

3.Зоя громко разговаривала с солдатами во время обеда.

4. Сержант Нечаев рассказал о своих романах с девушками в Москве.

5.Кузнецов заметил, что Зоя была некрасива без шапки.


  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложении 3 представлено описание.

  2. В предложениях 10, 14 -20 представлен диалог.

  3. В предложениях 4-5 представлено повествование.

  4. Предложение 2 является сложноподчинённым с несколькими обособленными определениями.

  5. В предложениях 19-20 присутствует вводное слово.

  1. Из предложений 18 – 20 выпишите контекстуальные синонимы.

  2. Среди предложений 7 – 9 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора.

  3. Установите соответствие между предложениями и изобразительно-выразительными средствами языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Звукоподражание

1) Солдаты завтракали с сопением, кряканьем

А)Эпитет

2)… опустив глаза под взглядами, обращёнными на неё. …опущенные ресницы были влажны…

Б)Диалог

3)… и после первых ложек тёплого супа, после первых глотков кипятка опять стали поглядывать на Зою любопытно.

В)Метафора

4) - Спасибо, Чибисов. – подняла влажно светящиеся глаза на Нечаева. – 11. Скажите, сержант, что это за парки и розы? 12. Не понимаю, почему вы всё время о них поёте?

Г)Повтор

5) … опущенные ресницы были влажны, в растаявшем инее, слиплись, чернели, прикрывая блеск глаз, выдававших её волнение.

Д)Сравнение


Е)Оксюморон


Ж)Анафора



Текст 2

1. Две эшелонные зенитки забили так оглушительно близко, что частые удары их отдавались в ушах. 2. Стремительно настигающий звук моторов, клёкот пулемётных очередей дробным цоканьем рассыпался над головой, прошёл по крыше вагона.

3. Бросаясь к раскрытой двери, Кузнецов увидел прыгающих на снег солдат с карабинами, разбегающихся по солнечно-белой степи. 4. И, испытывая холодную лёгкость в животе, выпрыгнул из вагона сам, в несколько прыжков достиг огромного, отливающего синью по скату сугроба, с разбега упал с кем-то рядом, затылком чувствуя пронзительно сверлящий воздух свист. 5. С трудом преодолевая эту гнущую к земле тяжесть в затылке, он всё-таки поднял голову.

6. В огромном холодно-голубом сиянии зимнего неба, алюминиево сверкая тонкими плоскостями, вспыхивая на солнце плексигласом колпаков, пикировала на эшелон тройка «мессершмиттов».

7. Обессвеченные солнцем трассы зенитных снарядов непрерывно вылетали им навстречу с конца и спереди эшелона, рассыпались пунктиром, а вытянутые осинные тела истребителей падали всё отвеснее, всё круче, неслись вниз, дрожа острым пламенем пулемёта, скорострельных пушек. 8. Густая радуга трасс неслась сверху сбоку вагонов, от которых бежали люди.

9. Над самыми крышами вагонов первый истребитель выровнялся и пронёсся горизонтально вдоль эшелона, остальные два мелькнули за ним.

10. Впереди паровоза, колыхнув воздух, вырос бомбовый разрыв, взвились смерчи снега – и, круто набрав высоту, сделав разворот в сторону солнца, истребители, снижаясь, вновь понеслись к эшелону.

11. - Огонь из карабинов по самолётам! – крикнул Кузнецов. 12. Он встал на колени, подав команду, и тотчас по другую сторону сугроба увидел поднятую голову Зои. 13. Крикнул ей: 14. - Зоя, в степь! 15. Отползайте дальше от вагонов!

16. Но она, молча кусая губы, смотрела на эшелон. 17. Туда прыжками бежал лейтенант Дроздовский. 18. Он вскочил в раскрытые двери вагона и выпрыгнул оттуда с ручным пулемётом в руках. 19. Потом, отбежав в степь, упал вблизи Кузнецова, с бешеной спешкой втискивая сошки ДП в гребень сугроба. 20. И, вщёлкнув в зажимы диск, полоснул очередь по истребителям, которые пикировали из сияющей синевы неба, пульсируя рваными вспышками.

(296 слов)

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Задания к тексту:

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Солдаты укрылись в вагонах и не выходили в открытую степь.

  2. В небе пикировала тройка истребителей «мессершмиттов».

  3. Истребители пролетали далеко от эшелона и не приближались к нему.

  4. Зоя бросилась вместе с солдатами в степь и открыла стрельбу.

  5. Лейтенант Дроздовский выбежал из вагона с ручным пулемётом и открыл огонь по истребителям.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложениях 2 и 6 представлено рассуждение.

  2. В предложениях 10-15 представлено повествование.

  3. В предложениях 6 – 8 представлено описание.

  4. В предложениях 7-8 найти однородные обстоятельства, выраженные сравнительной степенью наречия.

  5. Из предложений 1-2 выписать все наречия.

3. Из предложений 16 – 18 выпишите антонимы.

4. Среди предложений 16 - 18 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи наречия места.

5. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Текст 3

1.Когда четыре час назад выгружались из эшелона на том, последнем перед фронтом степном разъезде, дружно – взводами – скатывали по брёвнам орудия с заваленных снегом платформ, выводили из вагонов застоявшихся, спотыкающихся лошадей, которые, фыркая, взбудораженно кося глазами, стали жадно глотать губами снег, когда всей батареей грузили, кидали на повозки ящики со снарядами, выносили оружие, последнее снаряжение, вещмешки, котелки из брошенных опостылевших вагонов, а потом строились в походную колонну, - лихорадочное возбуждение, обычно возникающее при изменении обстановки, владело людьми. 2.Независимо от того, что ждало каждого впереди, люди испытывали прилив неуёмного веселья, излишне охотно отзывались смехом на шутки, на беззлобную ругань. 3.Разогретые работой, толкались в строю, преданно глядя на командиров взводов с одинаковым угадыванием нового, неизвестного поворота в своей судьбе.

4.В те минуты лейтенант Кузнецов вдруг почувствовал эту всеобщую объединённость десятков, сотен, тысяч людей в ожидании ещё неизвестного скорого боя и не без волнения подумал, что теперь, именно с этих минут начала движения к передовой он сам связан со всеми ними надолго и прочно.

5.Однако после четырёх часов марша по ледяной степи, среди пустынных до горизонта снегов, без хуторов, без коротких привалов, без обещанных кухонь, постепенно смолкли голоса и смех. 6.Возбуждение прошло – люди двигались мокрые от пота, слезились, болели глаза от бесконечного жестокого сверкания солнечных сугробов. 7.Изредка где-то слева и сзади стало погромыхивать отдалённым громом. 8.Потом стихло, и непонятно было, почему не приближалась передовая, которая должна бы приблизиться, почему погромыхивало за спиной, - и невозможно было определить, где сейчас фронт, в каком направлении идёт колонна. 9.Шли, вслушиваясь, хватали с обочин пригоршнями чёрствый снег, жевали его, корябая губы, но снег не утолял жажды.

(256 слов)

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Задания к тексту:

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов:

  1. Во время разгрузки эшелона солдаты отдыхали и развлекались, готовясь к бою.

  2. Взводы дружно выгружали артиллерийские орудия с платформ эшелона на заснеженном разъезде.

  3. После четырёх часов перехода по ледяной степи у людей прошёл первоначальный подъём, голоса и смех стихли.

  4. Во время перехода лейтенант Кузнецов чувствовал отчуждённость и одиночество среди людей.

  5. Люди жевали снег, чтобы утолить жажду, но снег не приносил облегчения.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложениях 1 – 4 представлено повествование с частичным описанием.

  2. В предложениях 9-12 представлено повествование последовательности действий.

  3. В предложениях 4-7 представлено рассуждение.

  4. В предложениях 8-12 представлено повествование с элементами описания.

  5. Среди предложений 10-12 найти сложные с однородными придаточными изъяснительными.

  1. Обозначьте номера предложений с противопоставлением.

  2. Среди предложений 3-7 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза.

  3. Установите соответствие между предложениями и изобразительно-выразительными средствами языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А).Эпитет

  1. «погромыхивать отдалённым громом»

Б)Метафора

  1. «без хуторов, без коротких привалов, без обещанных кухонь»

В)Анафора

  1. «беззлобная ругань», «ледяная степь»

Г)Эллипсис

4.«лихорадочное возбуждение», «снег не утолял жажды»

Д)Звукоподражания

5.«кидали на повозки ящики со снарядами, выносили оружие, последнее снаряжение, вещмешки, котелки из брошенных опостылевших вагонов».

Е)Олицетворение


Ж)Повтор и инверсия



Текст 4.

1. Семья Позднышевых жила в районе «Сеняков». 2.Она, как и Кошевые с Коростылёвыми, занимала половину стандартного дома. 3.Олег ещё издалека увидел распахнутые, в старинных тюлевых занавесках окна их квартиры, и до него донеслись звуки пианино и искусственный смех Леночки из этих раздельных серебряных звуков.4. Кто-то, очень энергичный, сильными пальцами брал первые аккорды романса, знакомого Олегу, и 5.Леночка начинала петь, но тот, кто аккомпанировал ей, тут же сбивался, и Леночка смеялась, а потом показывала голосом, где он ошибся и как надо, и всё повторялось снова. 6.Звук её голоса и звуки пианино вдруг так взволновали Олега, что некоторое время не мог заставить себя войти в дом. 7.Они, эти звуки, снова напомнили ему счастливые вечера, здесь же, у Лены, в кругу друзей, которых, казалось, было тогда так много… 8. Валя аккомпанировала, а Леночка пела, а Олег смотрел на её лицо, немного взволнованное, смотрел, очарованный и счастливый её волнением, звуком её голоса и этими навек запечатлёнными в сердце звуками пианино, наполнявшими собой весь мир его юности.

9. Он уже вошёл в сени, а из сеней в кухню. 10.В этой полутёмной кухне, находившейся в теневой стороне дома, очень мирно и привычно, как они, очевидно, делали это не первый раз, сидели у маленького кухонного столика сухонькая, в старомодном тёмном платье и в старомодной причёске буклями, мать Лены и немецкий солдат с такой же палевой головой, как тот денщик, с которым подрался Олег, но без веснушек, низенький, толстый, - по всем ухваткам тоже денщик. 11.Они сидели на табуретках друг против друга, и немецкий денщик с улыбкой, самодовольный и вежливый, с некоторым даже кокетством во взоре, что-то вынимал из рюкзака, который он держал на коленях, и передавал это что-то в руки матери Лены.

(271 слово)

А.Фадеев «Молодая гвардия»

Задания к тексту:

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Семья Позднышевых жила в районе «Сеняков» и занимала половину стандартного дома.

  2. Олег сразу зашёл в дом, не задерживаясь на пороге.

  3. Леночка пела без аккомпанемента и без ошибок.

  4. В полутёмной кухне мать Лены и немецкий офицер, похожий на денщика, сидели друг против друга.

  5. Немецкий солдат с самодовольной улыбкой доставал что-то из рюкзака и передавал матери Лены.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложениях 3 – 6 представлено повествование.

  2. В предложениях 8, 10, 11 представлено рассуждение.

  3. В предложениях 2, 3, 8 представлено описание.

  4. Обозначьте тему данного текста.

  5. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  1. Укажите номер предложения, в котором употреблено разговорное выражение со значением «по манерам, обычаям, привычкам».

  2. Среди предложений 8-10 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

  3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Текст 5

1.Туркенич перешёл Донец. 2.Через несколько суток он достиг глухой деревни Чугинки, километрах в тридцати южнее Городищ. 3.Он шёл теперь по местности, где часто попадались вражеские укрепления и наблюдались крупные передвижения немецких войск. 4.От местных жителей Ваня узнал, что в Чугинке помещается небольшой полицейский пункт и что через деревню часто проходят отряды то немецкие, то румынские. 5.Ваня узнал также, что Чугинка – самый близкий населённый пункт от занятой нашими деревни Волошино на речке Камышной, неподалёку от её впадения в реку Деркул. 6.И он решил во что бы то ни стало проникнуть в Чугинку: у местных жителей могли быть связи с нашими войсками. 7.Здесь ему не повезло: под самой деревней его схватила полиция. 8.Он был приведён в помещение «сельской управы».

9.Туркенича раздели до белья, связали руки и ноги и бросили в подвал с насквозь промёрзшими стенками. 10.Ваня был так изнурён походом, всеми переживаниями и этим последним потрясением, что, невзирая на страшный холод, бросавший его в дрожь, заснул на вонючей подстилке.

11.Проснулся он от выхлопных звуков машины, со сна показавшихся ему выстрелами. 12.Тут же он услышал взрёвывание нескольких тяжёлых машин, застопоривших на улице за стеной. 13.Пол загрохотал над головой его. 14.Через некоторое время дверь в подвальное помещение открылась, и в свете зимнего утра Ваня увидел входивших в подвал советских автоматчиков в тёмных ватниках. 15.Сержант впереди навёл на Ваню фонарик.

16. Туркенича освободила наша разведка, ворвавшаяся в деревню на трёх трофейных немецких бронемашинах. 17.Кроме полицейских, которые были уже все повязаны, в деревне размещалась ещё рота немецких солдат, насчитывавшая всего семь бойцов вместе с офицером и поваром. 18.При появлении немецких бронемашин повар, только принявшийся за стряпню, не проявил никакого смятения, а даже на всякий случай вытянулся: в машинах могло оказаться начальство. 19.А через несколько минут, будучи уже пленённым, он очень охотно показывал, где спит командир роты.

(290 слов)

А.Фадеев «Молодая гвардия»

Задания к тексту:

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Туркенич перешёл реку Донец и направился в деревню Чугинки.

  2. В Чугинке находился небольшой полицейский пункт, и через деревню часто проходили немецкие и румынские отряды.

  3. Повар немецкой роты оказал сильное сопротивление при аресте.

  4. В деревне находилась небольшая рота немецких солдат, включая офицера и повара.

  5. Советская разведка использовала танки для освобождения Ивана.

  1. Какая из перечисленных проблем является наиболее точной? Укажите номер ответа.

  1. Проблема борьбы с оккупантами и сопротивление врагу.

  2. Проблема мужества и стойкости.

  3. Проблема предательства и сотрудничества с врагом.

  4. Проблема доверия и помощи местных жителей.

  5. Проблема одиночества и изоляции человека в условиях войны и плена.

  1. Из предложений 16-19 номер предложения с обособленным дополнением.

  2. Среди предложений 3-5 найдите такое (ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи сочинительного соединительного союза и лексического повтора.

  3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
























































25


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филиппская Елена Михайловна

Дата: 02.09.2025

Номер свидетельства: 673808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства