kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка "Как составить план текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Памятка по составлению плана. Виды плана

 

Виды плана
 

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Как составить план текста"»

Памятка "Как составить план текста"


 

 

 

 

 

Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.




Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову). Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
- Кого поймали в море ? - О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма. Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды

 


 

 

 

 

 

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Памятка "Как составить план текста"

Автор: Меньшикова Светлана Николаевна

Дата: 23.12.2020

Номер свидетельства: 568344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок в 9 классе Сжатое изложение по тексту Ю.Лотмана "Круги совести""
    ["seo_title"] => string(76) "urok-v-9-klassie-szhatoie-izlozhieniie-po-tiekstu-iu-lotmana-krughi-soviesti"
    ["file_id"] => string(6) "274581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452424146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок развития речи. "Сжатое изложение (приёмы компрессии текста.)"
    ["seo_title"] => string(64) "urokrazvitiiariechiszhatoieizlozhieniiepriiomykompriessiitieksta"
    ["file_id"] => string(6) "273668"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452255867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Лингвосмысловой анализ текста "
    ["seo_title"] => string(31) "linghvosmyslovoi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "153740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421067116"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) ""Памятки для уроков литературного чтения.""
    ["seo_title"] => string(43) "pamiatki_dlia_urokov_literaturnogo_chteniia"
    ["file_id"] => string(6) "567545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1608222063"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Родительское собрание во 2 классе: "  Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание?" "
    ["seo_title"] => string(88) "roditiel-skoie-sobraniie-vo-2-klassie-kak-pomoch-riebionku-vypolnit-domashnieie-zadaniie"
    ["file_id"] => string(6) "228851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441534560"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства