| Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения | Примеры |
| Эпитет |
| Художественное определение. В роли эпитетов могут выступать и обстоятельства, выраженные качественными наречиями | "Я помню только сад, сквозной, осенний, нежный..." (А. Ахматова) "Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально снег она" (А. Пушкин) |
| Сравнение |
| Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу: • Сравнительный оборот с союзами "как", "словно", "точно", "будто" и т. д. | "Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи" (Ф. Тютчев) |
| • Существительное в творительном падеже | "Морозной пылью серебрится его бобровый воротник" (А. Пушкин) |
| • Существительное в дательном падеже со словом "подобно" | "Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа" (У. Блейк) |
| • Существительное в именительном падеже в роли сказуемого | "Ее глаза – как два тумана…" (К. Заболоцкий) |
| • Фразеологический оборот | "Бежал как на пожар" |
| • Отрицательный оборот | "Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие: то за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич" (М. Лермонтов) |
| Метафора |
| Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | "В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря" (А. Фет) |
| Метонимия |
| Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | "А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден" (А. Пушкин) |
| Гипербола |
| Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого | "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. Гоголь) |
| Инверсия |
| Обратный порядок слов в предложении | "Обеды он задавал отменные" (И. Тургенев) |
| Литота |
| Непомерное преуменьшение | "Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!" (И. Крылов) |
| Оксюморон |
| Соединение контрастных, противоречащих по смыслу слов | "Тишина стоит из века в век – синяя, громовая густая" (Ю. Кузнецов) |
| Олицетворение (персонификация) |
| Неодушевленные предметы, явления природы, отвлеченные понятия предстают в человеческом образе | "И темный лес, склоняясь, дремлет под звуки песни соловья" (С. Есенин) |
| Парцелляция |
| Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах | "С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего" (Г. Успенский). "Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже" (М. Горький) |
| Риторический вопрос |
| Вопрос, который ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание | "Знаете ли вы украинскую ночь?" (Н. Гоголь) |
| Лексический повтор |
| Повтор слова в одной или разных грамматических формах | "Сребристый месяц, лед хрустящий, окно в вечерней вышине, и верь душе, и верь звенящей, и верь натянутой струне" (А. Блок) |
| Синтаксический параллелизм |
| Использование одноструктурных словосочетаний и фраз | "Утихает светлый ветер, наступает серый вечер" (А. Блок) |
| Анафора |
| Повторение слов или оборотов в начале отдельных частей высказывания | "Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть желтые дожди..." (К. Симонов) |
| Эпифора |
| Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или предложений | "Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня" (А. Блок) |
| Аллитерация |
| Повторение согласных звуков | "Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь" (И. Северянин) |
| Ассонанс |
| Повторение гласных звуков | "Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою" (Н. Некрасов) |
| Ирония |
| Насмешка или лукавство, иносказание | "Отколе, умная бредешь ты, голова?" (И. Крылов) |