kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная памятка поможет ученикам подготовится к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку и успешно сдать ЕГЭ. В ней содержится большой выбор речевых клише по каждому пункту сочинения. Важно помнить, что необходимо соблюдать членимость текста, а для этого надо писать по плану.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»»

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

К5. Необходимо соблюдать членимость текста, для этого надо писать по плану

Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ имеет следующий вид:

  1. Вступление

  2. Постановка проблемы

  3. Комментарий к проблеме

  4. Позиция автора

  5. Ваша позиция

  6. Первый литературный аргумент

  7. Второй аргумент

  8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев.

К6. Точность и выразительность речи

Советы, как получить 2 балла по 6 критерию

Используйте в речи:

  • восклицательные и вопросительные предложения

  • Эпитеты, метафоры, сравнения

  • Вопросно-ответную форму

  • Различные синтаксические конструкции

  • Избегайте повторов



Структура сочинения, речевые клише.
Каждая часть – отдельный абзац!

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев.

  1. Вступление

Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.

(написать 2-3

предложения по этой теме)


Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Как начать сочинение?

Варианты начала текста:

1. Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.

Сведения об авторе

ФИО автора (писателя или публициста)

Основные проблемы, которые он поднимал в своих произведениях;

Особенности художественного мира;

Особенности личности.


Речевые клише:

Слова-синонимы: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель(публицист), художник слова…


Автор может быть – талантливым, выдающимся, великим, знаменитым, популярным, широко известным, современным, гениальным…


Шаблоны

  • Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

  • Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...

  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

«Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры»

  1. Лирическое отступление

Речевые клише:

  • Собственные мысли, ощущения, чувства, ассоциации, впечатлений,

Которые возникли после чтения текста: «Добро и красота… Два понятия, неразделимо связанные друг с другом»


  • Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти

определенные жизненные ситуации:

«Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор».

  • Ситуации, связанные с проблемой текста. : «Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить о своём детстве, юности?»


  • Создание определенного эмоционального настроя: «Как редко мы вспоминаем родных!»

« Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор»

  • Можно обрисовать типичную картину: «Часто бывает так, что…»


  • На вечные темы можно начать так:  «Любовь…Сколько о ней сказано!»


  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.

«Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора»

  • Общие сведения об обсуждаемой проблеме. «Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…»

  1. Цитирование

Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, пословицы, поговорки, имеющие отношение к проблеме текста.


Речевые клише:

    • Цитата из исходного текста: «…Милосердие и сочувствие требуются в

нормальной, будничной жизни, от человека к человеку» - вот основная мысль, над которой, по мнению Д.Гранина, нам сегодня необходимо задуматься.


    • Цитата из другого текста: «Кто-то из великих сказал: «Человек, не

помнящий прошлого, не имеет настоящего». Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают основную мысль статьи Д.С. Лихачёва о великой силе памяти».


    • «Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это

настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин»


    • «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного

знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.


    • «Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно

вспомнилзнаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», – поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека»


Не начинай сочинение со слов:

В этом тексте говорится…

Автор данного текста обратился к проблеме…

Этот текст посвящён…

В статье Л.Долининой рассказывается…

В своём тексте автор…


2. Формулировка проблемы.

Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.


Задача: Выявить проблему, поднятую автором в тексте, сформулировать ее и прокомментировать содержанием текста.


Сформулировать проблему исходного текста можно

I. в виде вопросительного предложения.

Например:

  1. Часто ли мы задумываемся над тем, что такое честь и достоинство?

  2. Можно ли дать определение хамству, которому мы не в состоянии противостоять?

  3. Что такое настоящая дружба?

  4. Каких друзей можно назвать настоящими?

  5. Что важнее – закон или совесть?

  6. Может ли прогресс быть человечным?

  7. Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

  8. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?





Речевые клише:

  • В тексте автор поднимает вопрос…,

  • задумывается над вопросом…,

  • ставит вопрос…

  • Именно над этим вопросом размышляет автор в данном тексте

  • такой вопрос ставит автор в текст

  • об этом размышляет автор данного текста.

  • Над этим вопросом рассуждает …в …

  • Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

  • Автор предпринимает попытку ответить на вопрос…



Например:

  • «Каким в действительности был Фет, вызывающий раздражение у современников и даже потомков? - крайне заземлённый по всем своим привычкам человек) Как сочеталось в нём духовное и земное начала? Именно эти вопросы – в центре внимания Ю. Нагибина в предложенном для анализа тексте».

  • «Мешает ли творчеству мирская суета, которая, на первый взгляд, несовместима с поэтическим даром? Совмещаются ли кажущиеся противоречия в одной личности? Именно над этой сложной проблемой размышляет Ю. Нагибин в тексте, предложенном для анализа».

  • «Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора».



II. либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте

Шаблоны: В тексте автором

поднимается

рассматривается

исследуется

затрагивается

анализируется

  1. проблема (чего?) (род.падеж) (войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования)

  2. В данном тексте автор решает (ставит, поднимает) проблему (Р.п.) долга (чести, милосердия и т.д.)



Речевые клише:

    1. Автор ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает,

разрешает) проблему…

    1. В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает

(затрагивает) проблему…

    1. В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема….

    2. Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

    3. В небольшом произведении писатель затрагивает очень важную проблему

(несколько проблем, важных для каждого из нас)…

    1. Проблема …возникает, встает, представляет интерес, заслуживает

внимания, ждет решения

    1. Много места уделено проблеме...

    2. Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

    3. Автора текста волнует проблема...

    4. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

    5. Текст … заставил задуматься над (сложной) проблемой (чего? Р. П.)

    6. Проблема…, обозначенная…, заключается в следующем:

    7. Автор затрагивает важную проблему...

    8. Проблема, которую хотел показать нам ав­тор, такова...

    9. Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

    10. Я думаю, что проблема, поставленная авто­ром, - это...

    11. Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

    12. В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

    13. Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...

    14. Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

    15. Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

    16. Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над

ней, и {указываем автора}.

    1. Известный русский писатель …  рассказывает о…, восхищаясь (или:

заставляя задуматься…). Это тот вопрос (проблема), поразмышлять над которым и предлагает автор текста.

    1. В центре внимания автора (известного писателя… публициста) много

актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста.

    1. Предложенная статья посвящена проблеме…

    2. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)…..

актуальная проблема…….(чего?).

    1. Предложенный текст посвящен проблеме…..

    2. В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных

вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме….

    1. В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы…

    2. Автор текста останавливается на следующих проблемах…

    3. Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)…

    4. Сущность проблемы заключается (состоит) в …

    5. В тексте излагается.., говорится о.., даётся оценка..., представлена точка

зрения…

    1. В центре внимания автора находятся следующие вопросы…

    2. Автор ставит и решает в тексте проблему.., касается следующих проблем

(вопросов)…

36.В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: ...


Например:

  • «В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления, как хамство, которое сложно поддается точному определению».

Возможные проблемы:

  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);

  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);

  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

  • Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);

  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);

  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);

  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);

  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);

  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);

  • Проблеме коммерциализации культуры.

  1. Комментарий

(характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста




Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему.

Комментируем - обозначаем проблему иными словами, нежели это было во 2 абзаце.

При комментировании можно ответить на следующие вопросы:

1. К какой категории относится проблема: Насколько освещена эта проблема

в литературе?

Шаблоны: Проблема может быть:

  • социальная

  • общественно-политическая

  • идеологическая

  • морально-этическая

  • национальная

  • идеологическая,


  • философская

  • психологическая

  • нравственная

  • эстетическая

  • политическая

  • международная

2. Какова степень ее актуальности?
  • Что дает основание утверждать о ее злободневности?

  • Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения

есть по её поводу?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Кому адресован текст?

  • Кто из авторов касался ее?

  • Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?


Шаблоны: Проблема может быть:

  • общественно-значимая

  • животрепещущая

  • жизненная

  • насущная

  • первоочередная

  • острая

  • важная

  • серьёзная

  • спорная

  • глубокая

  • сложная

  • вечная

  • мучительная

  • злободневная

  • актуальная

  • главная

  • сложная

  • принципиальная

  • жгучая

  • наболевшая

  • основная 

  • неразрешимая

  • назревшая







  1. Насколько актуально то, о чём пишет автор?

Проблема может заставить читателя:

  • глубоко задуматься

  • рассуждать вместе с автором

  • лучше понять себя и окружающих

  • лучше понять трагизм происходящего

  • серьёзно размышлять

  • критичнее относиться к…

  • по-иному посмотреть на…

  • поделиться мыслями о…


  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  • На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?

  • Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет?

  • Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).



Речевые клише:

  • Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень

злободневна.

  • Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это

было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

  • Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

  • Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

  • Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах,

говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги

  • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.)

{указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не

отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

  • Данная (поднятая) проблема очень актуальна (современна) в наше время.

  • Как часто мы видим (слышим)… Автор приводит примеры такого ….отношения к …

  • Поднятый автором вопрос очень важен, так как…

  • Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…

  • Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…

  • Актуальность поставленной автором текста проблемы

подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…

  • Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…

  • Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, так как…



Автор

  • заставляет читателя задуматься над проблемой;

  • посвящает свою статью;

  • привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...

  • - полемически заостряет проблему;

  • - эмоционально воздействует на читателя;

  • - делает читателя своим союзником;

  • - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

  • - раскрывает сущность поставленных проблем;

  • - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

  • - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

  • - убеждает читателя в правоте своей позиции;

  • - пытается найти в читателе единомышленника;

  • - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

  • - пишет интересно и ново о старых проблемах;

  • - говорит с тревогой о наболевших проблемах;

  • - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

  • замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…)

  • убедительно доказывает, что… .



В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части.

  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.

  • Комментариев о действиях героев текста.

  • Избегать повторов слова «проблема»

  • Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».

Например:

«Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

«Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.



Проблема текста – это вопрос, позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает.


Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.


Как определить основную мысль текста (позицию автора)?

    1. Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами

    2. Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале

    3. Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод

    4. художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она как бы вытекает из самого содержания текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно:




Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки

героев?

  • Что хотел сказать автор?

  • Какова была цель его высказывания?

  • Ради чего он это всё написал?

  • Как он сам относится к поставленной проблеме?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

  • Чему учит текст?..


Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:


  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • На чем заостряет внимание?

  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Как выражено отношение автора к изображаемому?

  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.


Помни!

1. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

2. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

3. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл)



Как прокомментировать позицию автора?


Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.



Например:


а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».


б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.


в) Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

Речевые клише:

  • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.

  • Автору важно убедить читателя в том, что…

  • Бесспорно мнение автора о том, что…

  • Автор подводит читателя к мысли (выводу) о том, что…

  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

  • Решая проблему, автор приходит к выводу: …

  • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.

  • … – это высказывание точно отражает мысль автора.

  • …- Так определяет автор своё отношение к …

  • Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

  • Автор убедительно доказывает свою мысль…

  • Автор заставляет читателя задуматься над…

  • Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

  • Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

  • Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

  • Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

  • Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

  • Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);

  • Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

  • Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

  • Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;

  • Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

  • Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

  • Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

  • Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

  • В словах автора звучит мнение большинства людей;

  • Автор пытается понять, почему ...;

  • Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

  • Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

  • Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

  • Автор иронически (отрицательно, саркастично, осуждающе, неоднозначно, небезразлично, сурово, скептически, юмористически, саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях;

  • Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

  • Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

  • Позиция автора заключается в том, что...

  • Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

  • По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

  • Автор словно приглашает вместе с ним полюбоваться ...;

  • Автор с интересом наблюдает за тем ...;

  • Автор любуясь (чем-то), создает словесную картину;

  • Автор как добрый друг и мудрый советчик,

  • Автор беседует с нами о…

  • Автор словно приглашает читателя к диалогу ...;

  • Автор делится своими мыслями, наблюдениями ...;

  • Автор ставит перед читателями важную, злободневную проблему ...;

  • Автор пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

  • Размышляя о  …, автор приходит к выводу: «…».

  • Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…)

  • Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает  ярко, эмоционально:…(цитата).

  • Вывод неожидан. Автор полагает, что…

  • Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста)

  • Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает.

АВТОР

  • Иронизирует над кем \ чем?

  • Осуждает кого \ что?

  • Разделяет мнение …

  • Возражает кому \ в связи с чем?

  • Опровергает что?

  • Критикует, обвиняет, разоблачает кого?

  • Отстаивает что?

  • Доказывает что?

  • Убеждает кого в чем?

  • Обращается к традициям русской жизни, литературы….

  • Автор считает (полагает, утверждает), что…

  • Автор осуждает…

  • Автор разделяет мнение…

  • Автор обвиняет…

  • Автор доказывает, отстаивает…

  • Автор призывает к…, так как убежден в том, что…

  • Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции…

  • Позиция автора по затронутым вопросам очевидна…

  • Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает…

  • Автор считает, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения…

  • Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет…

  • Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения (аргументы, доказательства)…

  • Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду. Видит причину этого в том, что…

  • Авторскую позицию нельзя не увидеть в…

  • По мнению автора, «…»

  • Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»

  • Автор с болью в сердце пишет о том, что ...;

  • Автор с горечью говорит о…

  • у автора вызывает негодование ...;

  • Автор не может мириться с тем ...;

  • Автор с горькой иронией пишет о том ...;

  • Свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...



5. Моя позиция

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора + аргументация собственного мнения по указанной проблеме.

В данной части сочинения нужно сформулировать свое мнение по выделенной Вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого тезиса.




Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:


  • тезис авторская - моя позиция

  • аргументация + 1 аргумент

  • + 2 аргумент

  • Вывод

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме.

Помни! если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают.

КАК сформулировать ТЕЗИС?

  • можно использовать высказывания автора либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст.

Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме?

Позиция согласия/несогласия. За. Против. Свое мнение вы должны высказать корректно.

Советы:

  • Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного  опыта.

  • Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, лучше выразить ту же мысль своими словами.

  • Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему.

  • Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером. Важно доказать, почему вы так думаете.

Пример аргументации

1. «Я полностью согласен с мнением автора в том, что, какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».

2. «Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственной опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль».

Шаблоны: 

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном





Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

  • Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

  • Несмотря на то, что и раньше я много думал о ..., интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

  • Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

  • Проблема ...не может не волновать моих современников. Известный публицист ... в своей статье говорит о ...

  • Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…С одной стороны… с другой стороны…

  • Я полностью согласен с мнением автора в том, что…

  • С такой позицией трудно не согласиться.

  • Автор правомерно считает, что…

  • Особенно близка мне мысль автора о…;

  • С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

  • Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

  • Однако трудно согласиться с тем, что…

  • Нельзя не согласиться с автором в том, что…

  • мне близка позиция автора по отношению к … ;

  • Мне близка позиция автора тем, что …

  • Я вполне согласен с мыслями автора о… ;

  • Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

  • Нельзя остаться равнодушным…

  • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…

  • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения

  • Мысль, высказанная …, близка и понятна мне.

  • Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.

  • Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.).

  • Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

  • Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

  • Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что ...

  • С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…

  • Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…

  • С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться

  • Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения

  • Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

  • Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

  • Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора)…

  • Приведем пример…

  • С одной стороны, с другой стороны, наконец…

  • Ярчайшими примерами могут служить не только…, но и …

  • Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

  • позволю себе не согласиться с автором в том, что…

  • В отличие от автора, я считаю, что...

  • в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

  • Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

  • На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…

  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

  • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…



Ключевые фразы к научно-популярному тексту:


На уроках ...я изучал в разделе ..., поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).


  • О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя

Общенаучные термины (примеры).


Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных ..., как ...

  • Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что ...

  • Признаться, я никогда раньше не читал о ..., так что текст ...заинтересовал меня, я узнал много нового о…


Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о ...

  • Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о ...

  • Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)

  • Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой. Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о ...



6. 1 аргумент




+







7. 2 аргумент


Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ:

С помощью словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)

  • Достаточно привести такой пример…

  • Это можно доказать следующим образом..

  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.

  • В этом легко убедиться, обратившись к…

  • Вспомним…

  • Это подтверждается …

  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

  • Приведем пример…

  • Сошлемся, например, на…

  • Возьмем в качестве примера…

  • Сравним…

  • Сопоставим…

  • Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

  • Никто не будет отрицать, что…

  • Никто из нас не будет возражать против того…

  • Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции.

  • Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

  • Действительно,….(аргумент).

  • Не менее интересным (убедительным)  является и…(аргумент).

С помощью вводных слов и словосочетаний:

  • Например,… 

  • Допустим…

  • По свидетельству кого-либо,…

  • Предположим…

  • Во-первых,…

  • Во-вторых,…

  • Таким образом

  • на мой взгляд

  • я убеждён

  • мне кажется

  • по моему мнению

  • несомненно

  • не вызывает сомнении

  • возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

С помощью союзов и придаточной части:

  • Так как…

  • Потому что…

  • Оттого что…

  • Благодаря тому что…

  • В связи с тем что…

Шаблон: 

  • Почему точка зрения … кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) ….

Во-вторых, я неоднократно слышал это от …..

В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из

книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или

журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д).

  • Попытка автора раскрыть (доказать)… , на мой взгляд, удалась.

Во-первых, ….  Во-вторых,…

  • Меня глубоко потрясло убеждение автора в том, что…. Размышляя об этом, я всё больше и больше соглашалась (-лся) с этой мыслью. На память пришли строки (аргументы)

  • Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды, (аргументы).

  • Автор, как мне кажется, очень точно (верно) отмечает, .что…  Доказательством этому служат факты из… (примеры из…  .  Привести конкретные аргументы.)

  • Я разделяю позицию автора, потому что… Во-первых,…

  • Я согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как… Во-первых,….

  • Я полагаю, что…

  • Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Аргументы должны быть точными.

Аргументы должны сильными.

  • пример из литературы

  • примеры, случаи, исторические факты почерпнутые из книг;

  • мнения авторитетных людей, цитаты, пословицы и др.

  • из зрительского опыта

  • логические доказательства, доводы;



слабые

  • примеры, случаи, факты почерпнутые из своей жизни и жизни окружающих.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Речевые клише:

  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...

  • Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...

  • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Образец: «Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…»

ПОМНИ!

  • Не допускайте выражений типа Александр Пушкин

  • говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина

  • говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина.

Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям

Ссылки на авторитет.

Речевые клише:

  • Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...;

  • Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...;

  • Еще Петр 1 говорил, что...;

  • Любой историк скажет вам, что...;

  • Большинство врачей считают, что...;

  • Как установлено японскими учеными... и т. п.

Из зрительского опыта

Речевые клише:

  • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

  • Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ...

Жизненный опыт : реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы, традиционно- исторический опыт

Речевые клише:

  • Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

  • Как часто приходится сталкиваться с ...

  • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?

  • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...

  • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

  • Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что… (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

  • Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

  • Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Клише на тот случай, если забыт автор, неточно помнится фраза.

  • Кто-то (великий) сказал…

  • Я слышал утверждение …

  • Всем известны слова…

  • Меня поразила слышанная мною фраза…

  • Не помню, кто сказал…и т.д.


8. Вывод (заключение).

2-3 предложения, дублирующие вступление

Как заканчивать сочинение?

1. Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Например:

1) «Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых».


2) «Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений».


3) « Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни».


4) «Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом».



2. Обзор всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств. «Итак, грязные реки и озера, ядовитые продукты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведёт человечество его алчность, не знающая предела». 3. Этически корректное возражение автору исходного текста. « Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию... Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптимистичные картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных».


4. Спор с воображаемыми критиками позиции автора. « Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот... Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них — пожары, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе».

5. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.

«Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя homo sapiens — человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище —Землю». 6. Яркий примера, обобщающего твои суждения. « Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы всё, к чему он прикасается, превращалось в золото. Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый Случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью...»



7. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного (-ых) положения (-ий). «О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди.., мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?» 8. Вывод-впечатление. « Одна из крайних сущностей денег - быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных, пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы». 9. Яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям. « Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовестных людей на Земле гораздо меньше.... Тогда почему наш дом полуразрушен?» 10. Развернутое рассуждение об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях. «Вселенские диверсанты... не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против неё, сделав своё самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли кто станет отрицать, что в природе всё взаимосвязано, и, уничтожая связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью».

11. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

«Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?»

12. Призыв, обращение к читателю.

«Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?»

Речевые клише:

  • В заключение хотелось бы отметить...

  • Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..

  • На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

  • Таким образом, нельзя не согласиться…

  • Таким образом, нельзя не согласиться…

  • В заключение хочу подчеркнуть…

  • В заключение хотелось бы отметить…

  • В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

  • Итак,…

  • Следовательно,…

  • Таким образом,…

  • Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

  • Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….

  • В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)

  • В заключении сочинения хочется добавить…

  • В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)

  • Особо следует выделить (отметить, сказать, подчеркнуть…)

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

  • Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…)


Советы

  • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.

  • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Автор: Борисова Алёна Хасановна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства