Отчёт по теме самообразования "Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК в условиях введения ФГОС"
Отчёт по теме самообразования "Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК в условиях введения ФГОС"
В данной работе предоставлен отчёт по теме самообразования "Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК в условиях введения ФГОС"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по теме самообразования "Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК в условиях введения ФГОС"»
Тема самообразования:
«Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК в условиях введения ФГОС»
Введение
Актуальность опыта.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних учеников является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни учащиеся понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ученика зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного подхода к ученикам.
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д. Дифференциация содержания образования и образовательного процесса становится «...определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством установления оптимальных соотношений между потребностями общества в образовательном потенциале его членов и личностной ориентацией каждого отдельного человека».
Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью. Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, выявили зависимость между способом усвоения материала и возможностью воспроизведения приобретенных знаний через какое-то время. Если материал воспринимался на слух, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании зрительного и слухового способов подачи материала запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение повышалось до 75 %. Руководствуясь в своей работе этими данными, я уверенно могу сказать, что поставленные цели реализуются: применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.
Существуют и противники применения данного метода, убежденные, что уход от традиций ведет к снижению процесса усвоения теоретических знаний, использование ИКТ они считают «игрой», «бездумным нажатием кнопок».
Нельзя отрицать, что существует такая крайность - излишнее увлечение компьютерными технологиями и применение их там, где и без них можно обойтись. Разумнее всего соблюдать в преподавании баланс между традиционными и компьютерными технологиями.
Цель и задачи педагогического опыта.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения через использование дифференцированного подхода в обучении русскому языку и литературес учётом психолого-педагогических особенностей учащихся в школе при ИК в условиях введения ФГОС.
.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию социально – активной личности.
Методы исследования:
Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.
Сроки работы: 2014 -2017 гг.
Теоретическая часть.
Обоснование выбранной темы.
Результаты анализа изученной литературы.
Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них прежде всего следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности, дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по качественным характеристикам внешних и внутренних позиций (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, Л.С. Славинова), индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и т.д.
В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия «дифференциация обучения». В трудах Ю.К. Бабанского, М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, И.С. Якиманской и др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой организации коммуникации учителя - учеников. Дифференциация связывается с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и интенсивности обучения (СИ. Зу-бов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова и др.).
Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения. Однако она ограничена лишь одним параметром различий детей и может, вероятно, в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в учебном материале. Для учеников средних и старших классов, а также их преподавателя этого уже недостаточно.
В конце 50-х начале 60-х гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучения и внутри нее индивидуальный подход к школьникам. В научной школе Н.А. Менчинской были выделены педагогические и психологические показатели учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели, как темп усвоения материала, успешность выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К психологическим были причислены такие особенности мыслительной деятельности, как гибкость/ригидность мышления, широта/узость переноса усвоенных знаний, продуктивность/репродуктивность подхода школьников к новой задаче, соотношение операций анализа и синтеза в умственной деятельности и др. Второй ряд показателей определяет процессуальные особенности учения разных детей и дает основания для коррекции работы одних из них и поддержки других. Однако строгой экспериментальной проверки построения групповой работы на основе совокупности этих параметров не было.
Е.А. Певцова, И. Унт и др. рассматривают дифференциацию обучения, как процесс направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных планов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной организации учебного процесса. Во многих работах (М.Д. Виноградова, В.А. Кольцова, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др.) дифференциация рассматривается как важнейший фактор развития познавательной активности обучаемых.
В методическом аспекте проблема дифференциации обучения рассматривается в работах Ю.И. Дика, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.А. Бешенкова, Г.В. Дорофеева, Н.Н. Петровой, В.В. Фирсова, В.А. Орлова, СБ. Суворовой, Л.В. Кузнецовой и др. Дифференциация обучения в этих исследованиях понимается как организация и методика обучения, «при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям».
Концепция дифференциации обучения исходит их того, что «дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования». В данной работе сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.
С социальной точки зрения цель дифференциации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
· уровневую;
· профильную.
Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.
В современной педагогике цель профильной дифференциации содержания обучения определяется «в направленной специализации образования области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении».
С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.
Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.
Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие умственных способностей школьников на основе максимального учета и использования индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:
· выбор содержания обучения соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;
· обоснованное сочетание дифференциации и интеграции, разработку структуры учебной деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, мотивацию, устремления; присвоение школьникам опыта деятельности различного типа - коммуникативной, когнитивной, трудовой, эстетической и др., учитывая, что в этом случае происходит воздействие на все сферы личности: когнитивную, волевую, социально-психологическую, деятельностно-практическую;
· создание благоприятных условий в социальном окружении. Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, его самостоятельности, инициативности.
Профильная дифференциация в организационном аспекте предполагает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где учебный процесс идет по образовательным программам, различающимся содержанием, требованиями к уровню школьников.
Психолого-педагогические исследования и имеющийся опыт реализации профильной дифференциации содержания образования показывают, что наиболее оптимальный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных особенностей учащихся, 15 лет (10-й класс), т.е. возраст, когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные устремления и т.д.
Важнейшим направлением профильной дифференциации содержания образования являются предметы изучения научных дисциплин, основы которых представлены в школьном образовании, иначе говоря, «предметный» подход к дифференциации.
Профильная дифференциация содержания образования по предметным областям в настоящее время уже получила достаточно широкое распространение в практике школы разных регионов страны.
Вместе с тем предлагаются и другие подходы к профильной дифференциации содержания образования, в частности, проектируемая профессия. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.
Наличие корреляции между учебными интересами учащихся и их профессиональными намерениями установлено исследованиями психологов и социологов. Так, И.С. Кон отмечает, что на этапе профессионального самоопределения, называемом в психологии ступенью предварительного выбора профессии (он охватывает весь подростковый и значительную часть юношеского возраста) «различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка... затем с точки зрения его способностей... и, наконец, с точки зрения его системы ценностей...» .
Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности. Аналогично возникновение интереса, мотивации к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением определенных способностей к ней и инициирует их развитие.
Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:
· профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;
· профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени школы;
· профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;
· основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.
Практическая часть.
Методы и приемы организации работы.
Методы обучения, применяемые на уроках: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный. Приемы - это познавательные акты, организуемые учителем и выполняемые учениками. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, решение задач, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Применение ИКТ значительно расширяет возможности проиллюстрировать изучаемый материал, создать проблемные ситуации и организовать поисковую деятельность учащихся, формирует учебную мотивацию, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся.
Этапы работы по проблеме.
- Изучить теоретический материал по данной проблеме; - Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения школьников; - Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации; - Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.
1. Совершенствование методической подготовки учителя.
2. Выявление противоречий, формулирование проблемы и поиск способов ее решения.
3. Изучение литературы по данной проблеме. Знакомство с передовым педагогическим опытом.
4. Апробация новой технологии в собственной практике.
5. Подведение итогов.
Степень реализации поставленных задач.
Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.
Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую навыками 21 века:
- Информационные и коммуникационные навыки;
- Навыки решения проблем;
- Навыки межличностного общения и самоконтроля.
Эти надпредметные навыки и компетенции возможно сформировать только в реальной деятельности. Поэтому информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения главной цели школы, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности.
Участие в конкурсах, одимпиадах, викторинах за три года работы над темой:
№ п/п
Мероприятие
Название
Результат
1
Международный творческий конкурс для работников образования «Лучшая методическая разработка»
Мастер – класс «Современный урок в свете ФГОС»
Диплом I степени
2
Международный творческий конкурс для работников образования «Мастерская успеха»
Внеклассное мероприятие «День Матери»
Диплом I степени
3
Международный творческий конкурс для работников образования «Мастерская успеха»
Мастер – класс «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка»
Диплом I степени
4
Вебинар, проект Инфоурок
«Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы»
Свидетельство
5
Вебинар, проект Инфоурок
«Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС»
Свидетельство
6
Международная интернет-олимпиада
«Разработка рабочих программ по ФГОС»
Диплом I степени
7
Всероссийское издание «Вестник педагога»
Создание персонального сайта педагога в сети интернет
Сертификат
8
Публикация
Тесты по русскому языку для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС
Свидетельство
9
Публикация
Тесты по литературе для учащихся 9 класса
Свидетельство
10
Международная олимпиада
«Портфолио участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»
Диплом I степени
11
Международный конкурс
«Деятельность классного руководителя в рамках ФГОС»
Диплом II степени
12
Всероссийская олимпиада «ФГОС ПРОВЕРКА»
«Знания содержания профессионального стандарта «Педагог»
Диплом I степени
13
Всероссийская олимпиада «Подари знание»
«ФГОС основного общего образования»
Диплом I степени
14
Публикация
Статья «Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе в школе при ИК»
Свидетельство
Адресная направленность опыта.
Мой опыт по этой теме может быть успешно использован учителями в любой общеобразовательной школе, где имеется компьютерный класс и соответствующие мультимедийные продукты и программы.
Трудоемкость опыта.
Трудоёмкость опыта заключается в том, что информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Однако надо отметить, подготовка и проведение подобных уроков представляют собой достаточно трудоемкий творческий процесс.