kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчёт А тема исследования: "Как диалогическое обучение способствует развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 6 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт А по программе уровневых курсов (2 уровень) по теме исследования: Как диалогическое обучение способствует развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 6 классе». Данный  отчёт тражает работу на практике по данной теме исследования с применением идей семи модулей. Описан ход работы, выявлены положительные и отрицательные стороны практики, сделаны заключения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«отчёт А тема исследования: "Как диалогическое обучение способствует развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 6 классе» »

Педаш Алёна Владимировна Портфолио учителя Отчёт А

40 группа второго уровня

г. Алматы 10.10.14 г.


В Концепции образования РК говорится об учителе Новой формации, который должен постоянно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе, соответствовать потребностям общества, государства. Я, как и все учителя стараюсь соответствовать данным требованиям. Посещаю различные курсы, семинары, проводимые в нашем городе Павлодаре и за его пределами, стараюсь идти в ногу со временем. Работая в малокомплектной школе, в которой средняя наполняемость классов - 4 ребёнка и обучаются дети с разными мыслительными способностями и разным уровнем обученности, постоянно повышаю свой профессиональный уровень, для того чтобы поддерживать интерес к своему предмету. Когда мне предоставилась возможность обучиться на курсах второго уровня по Кембриджской Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я посчитала это подарком судьбы.

Пройдя первый этап «Лицом к лицу» по «Программе курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго основного уровня и познакомившись с методами и приемами, я поняла,что могу стимулировать своих учащихся на достижение более высоких результатов в обучении и повысить у них интерес к своему предмету, поняла, что могу измененить себя, а именно, повысить уровнень своих профессионально-педагогических компетентностей, развить способности глубокого аналитического и творческого характера мышления.

Изучив 7 модулей Программы, я поняла, что применение каждого модуля на уроках русского языка способствует развитию у учащихся определённых навыков и способов обучения. Выбор стал между двумя модулями «Обучение критическому мышлению» или «Диалогическое обучение». Технологии критического мышления использую в практике давно, тем более с этой технологией связана тема моего самообразования. Но всё же, опираясь на свой педагогический опыт, отмечаю, что в данное время актуальной проблемой на уроках русского языка и литературы, равно как и на других предметах гуманитароного цикла является очень бедная речь учащихся, их неумение высказывать своё мнение, выражать мысли, аргументировать ответ или даже элементарно поддержать диалог на должном уровне. Эти моменты и стали для меня ключевыми и определили мой выбор: в качестве основного модуля внедрить «Диалогическое обучение». Важно использовать такие формы организаци диалога между учащимися, учителем и учащимися, чтобы каждый участник вел себя непринуждённо и смог раскрыться, позиционируя свои мысли и идеи. Определяющую, важную роль в этом я вижу у учителя.

Опираясь на вышесказанное, я определила тему исследования: «Как диалогическое обучение способствует развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 6 классе». В фокусе исследования была проблема: как диалог влияет на развитие коммуникативных навыков учащихся.

Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки (руководство для учителя, с. 155).

Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят меня на мысль, что на моих уроках в диалог с учениками в основном пострен на сжатом комментировании действий, или же по структуре: «вопрос- ответ», а иногда только монолог учителя. Я заметила, что когда я много говорю на уроке или объясняю тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Почему? Я считаю, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А моя цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в паре и группе выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.

Диалогическое обучение способствует решению всех интересую щих меня задач в обучении, а именно:

1) эффективное применение работы в паре, групповой работе и создание благоприятной среды для диалогического обучения ;

2) вдумчивое применение приемов, способствующих развитию талантливости и одаренности учащихся;

3) раскрытие творческих способностей учащихся при выполнении заданий с элементами критического мышления;

4) ознакомление учащихся с критериальным оцениванием, а также развитие навыков формативного и суммативного оценивания;

5) обязательное использование в практической деятельности разноуровневых заданий с учетом возрастных особенностей учащихся;

6) рациональное использование ИКТ-модуля на своих уроков для поддержания высокого уровня мотивации к изучению русского языка .

Изучив теоретический материал по теме исследования, я определила, что диалогическое обучение поможет ученикам в:

  • Развитии разговорной речи учащихся

  • формировании уверенности в своих силах

  • самостоятельной постановке и достижении цели

  • улучшении качества усвоения материала


Раздел ІІ. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.


На уроках русского языка необходимо развитие трех умений – говорения, чтения и письма.

Для проведения моего исследования, я спланировала серию последовательных уроков по русскому языку по теме «Синтаксис» (Приложение 1) и краткосрочное планирование данного блока уроков (Приложение 2).

С целью проведения исследования по данной теме и внедрения семи модулей Программы, для улучшения процесса преподавания и обучения, я провела исследование в действии в 6 классе. Учащиеся этого класса обладают активной жизненной позицией, имеют хороший лексический запас, характеризуются высокой когнитивной способностью. В классе 4 учащихся (2 девочки и 2 мальчика). Трое учащихся обучаются вместе с 1 класса, обладают неплохой образовательной базой по предмету, но обладают разным уровнем обученности. Один обучающийся три года назад прибыл из Китая. На данный момент отмечается прогресс в овладении им навыков чтения и письма, разговорной речи. Качество знаний в данном классе составило до эксперимента 75% при успеваемости 100%.

Кроме того, была выбрана группа исследуемых учащихся данного класса–ученик А (Асылхан), мальчик с высоким уровнем обученности, отличным словарным запасов, творчески подходящий к выполнению заданий. Неоднократно участвовал в предметных олимпиадах по русскому языку. Но он не всегда готов к сотрудничеству. Привык всё делать сам. Явный лидер. Ученица В (Энисса)–девочка с хорошим уровнем обученности, хорошим словарным запасом. Выполняющая задания активно, всегда включена в работу, имеет хорошие отношения с одноклассниками, но очень медленно выполняет задания. Хорошо развита письменная речь. Устная речь сопровождается продолжительными паузами. И ученик С (Шынар)– мальчик с низким уровнем обученности, скудным словарным запасом, который затрудняется при выполнении любого задания. Это обусловленно тем, что у мальчика языковой барьер. До четвёртого класса он обучалсяся в Китае.

Мне было интересно наблюдать за работой именно этих учащихся при выполнении новых заданий, потому что хотелось таким образом изменить их отношение к предмету, акти визировать их возможности.

диаграмма 1Перед исследованием я провела анкетирование родителей и учащихся, из которого выяснила, что дети привыкли к проведению традиционных уроков, но с интересом относятся ко всему новому, поэтому с удовольствием отнеслись к моему предложению поучаствовать в данном эксперименте.

На первом уроке всем очень понравился настрой на урок «Пожелание друзьям». При проведении словарной работы использовалось ИКТ, дети путём самооценивания проверили свои знания. Проведённый «Мозговой штурм» по ранее изученному материалу, выход на тему «Словосочетание. Предложение», работа в парах: составление кластеров «словосочетание» – все это сразу подсказало детям, что урок будет необычным, новым, интересным. Выполнение проблемного задания: работа с текстом без знаков препинания, позволил учащимся, работая в парах, сравнивать обработанную ими информацию, сделать выводы в сравнении.

Очень обрадовались проведению музыкальной физ. минутки, которая разрядила обстановку, позитивно настроила на работу.

Так как в классе обучаются только четверо учащихся, организована работа одной группы, задание: изготовление постера «Словосочетание и предложение». Важным моментом для ребят была защита постера, в которой, на моё удивление, каждый хотел себя проявить. Мне понравилось, что учащиеся распределили роли внутри группы.

Для работы в паре было предложено конкретное задание каждой паре при работе с одним и тем же текстом. Устная защита обязала каждого члена пары высказаться и обосновать свой ответ. Детям очень нравятся игровые моменты в работе, поэтому я провела в качестве проверки знаний по теме игру по определению вида предложения при помощи хлопков. Закрепляющим моментом урока стала творческая работа – написать рассказ о любимом времени года, на которой использовались разноуровневые задания. Ученик А должен использовать простые и сложные предложения, ученик В- использовать одно сложное предложение, ученик С- составить предложения по теме. Рефлексия проведена по Лестнице успеха, где каждый учащийся определил степень освоения темы.

В рефлексивных дневниках, которые мы завели с первого урока, большинство учащихся отметили, что работа в паре удалась на уроке. Также отметили интерес к работе в группе и правилам, составленным участниками группы. И конечно же, всем понра вились танцевальные физминутки! Анализируя работу учащихся на уроке, хочется отметить активность всех ребят. Ученик А, работая в паре, старался выслушать своего товарища, хотя инициативу по- прежнему брал на себя. Ученица Б проявила себя при составлении и защите постера. Ученик С очень старался, но его ответы сводились к повторению того, что говорят его товарищи. Тем не менеее, на протяжении урока он проговаривал основные правила урока. В этом я вижу плюсы урока. Всё-таки использование диалога было достаточным. «Минусами» работы стало: не основательное продумывание оценивания работы пар в течение урока. Для планирования следующего урока решила помимо грамматической темы выбрать лексическую тему.

На следующем уроке по теме «Главные и второстепенные члены предложения», новым для ребят стало использование приёма «Горячий стул». Каждый имел возможность задать вопрос и ответить на вопрос товарищей. Активны были все учащиеся. Порадовал ученик С тем, что его вопросы были конкретными, а ответы правильными. С помощью загадки было определена лексическая тема урока- фонари. Выбор темы не случаен, так как ученик А работает над научным проектом по теме «Символ фонарей в историческом наследии предков».

Он выступил в образе фонарщика с кратким сообщением о своей работе, что сразу заинтересовало всех ребят. Причём выступление сопровождалось презентацией с фотографиями фонарей, как одного из видов архитектурных памятников. После предло женных заданий подобрать однокоренные слова к слову фонарь и глаголов, вышли на тему урока.

Деление на пары прошло с помощью использовании метода «Мозаика». Пары выполняли задания, работая с деформированными предложениями, проводя корректурную пробу. Составив критерии оценивания выступлений, учащиеся готовили и выступали с защитой кластеров по конкретной теме: главные и второстепенные членам предложения. Затем оценили работу, согласно критериям.

Использование элементов ИКТ-модуля при проведении физ. минутки настроил учащихся на рабочий лад.

Основным этапом урока стала групповая работа в форме игры. Передложено задание: изобразить на постере и составить лингвистическую сказку «Королевство Члены предложения». В тексте сказки необходимо отразить знание о членах предложения. Хочется отметить работу спикера, который грамотно распределил обязанности между членами группы.

Наблюдать за работой группы было приятно. Дети обучали друг друга, чем еще раз убедили меня в эффективности группового и диало- гического обучения. А когда группы презентовали сказку и постер, в классе царила обстановка, которую в своем рефлексивном дневнике отметили все учащиеся: каждый понимал значимость своего вклада и своей роли в общее дело. Групповая работа и диалогическое обучение действительно активизировали когни тивные способности моих учащихся!

Наблюдая на уроке за работой группы исследуемых учащихся, которые на обычных уроках испытывали различные затруднения, я отметила, что именно это задание сподвигнуло их скачок в обучении русскому языку. Ученик А вел себя более свободно, открыто, старался помочь своей команде, взыл на себя ответственность в составлении лингвистической сказки. Ученица В сразу включилась в работу и активно предлагала варианты того, как можно правильно расположить и обозначить роли членов предложения. Улучшения отметили все участники групы, в которой работали данные ученики при формативном оценивании работы каждого участника сигналами руки. Ученик С пока себя проявил не особо активно, что заставило меня задуматься, как же натолкнуть его на правильное поведение на уроке. Рефлексия «Светофор» помогла мне установить проблемы учащихся по теме. Домашнее задание было творческим, разноуровневым: написать мини сочинение «Если бы у меня был волшебный фонарик». Забегая вперёд, хочется отметить, что при проверке данного задания на слудующем уроке, учащиеся проводили оценивание работ. Но это упражнение выявило прежнюю проблему, дети оценивали не работу, а хозяина работы. Знав об этом, я предложила усложнить данное упражнение. После того, как работа возвращалась к хозяину, и он ее передавал соседу справа. Тот проверял работу первого соседа и писал уже свой комментарий о работе предыдущего соседа. И уже здесь пошло конкретное оценивание работы. Обсуждение данного вопроса расставило все по местам. Ценность взаимооценивания отметили все участники данного упражнения в своих рефлексивных дневниках. Всё-таки хочу отметить, что работы ребят были инте ресными. Они с удовольствием читали свои сочинения и демонстрировали оформление, которое тоже было прокомментировано и получило словесную формативную оценку.Очень порадовала работа ученицы В.

Третий урок по теме «Однородные члены предложения», как показало анкетироввание и рефлексия урока понравился ребятам больше всех уроков. Для проведения актуализации знаний использовался приём приём «Большая стирка». Лексическая тема урока «Дружба» было определена с помощью позитивного момента.

Работая в паре, ребята состаляли определения: «Друг не»- 1 пара- отрицательные качества, 2 пара- положительные качества. Обсуждение было живым и аргументированным. При кумулятивной беседе дети вышли на тему урока. Организована исследовательская работа «Парные разговоры», при которой «исследователи» и «теоретики» составляли постеры по теме. Защищали постеры и оценивали работы друг друга по заранее составленным критериям.

Для развития устной речи, было предложено задание: написать объявление «Ищу друга», используя однородные члены предложения, определяя качества друга по вопросам: Какой? Что делает?

Особо отличилась ученица В, которая смогла выполнить задания, соблюдая все требования. Текст, который она составила получился интерсный, связанный и в речевом плане грамотно оформленный.

Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Автор различает три типа беседы, в которые, зачастую, вовлечены обучающиеся субъекты.(Руководство. Стр. 250). Опираясь на эти знания при исследовательской работе по использованию диалога, я поставила себе цель на проводимых уроках показать все виды бесед. Поэтому следующим этапом работы была работа в парах, между которыми проведена беседа- дебаты на тему «Старый друг лучше новых двух». Ученики В и С отстаивали утверждение о том, что старый друг лучше, а пара с учеником А оспаривали это утверждение, доказывая мнение о том, что новый друг может быть лучше. Хочется отметить, что дебаты удались. Каждый старался аргументировать свою правоту. Даже при оценивании друг друга Ученица В комментируя свою положительную оценку работы аппонентов всё равно упомянула об утверждении своей пары. (приложение видео № )

Очень эффективной и плодотворной была работы над притчей «О друге» используя приём «Чтение с остановками». Ученики предлагали своё продолжение сюжета. Ответы ребят были интересными. Очень точными и близкими к тексту были варианты продолжения притчи у ученика А.

Групповая работа активизировала творческие способности учащихся. Учащиеся состаляли постер «Визитка однородных членов предложения».

При кумулятивной беседе дети пришли к тому, что постер должен отображать основные составляющие изучаемого мате риала. Основные идеи расположения матери ала обозначила ученица В. Активность в оформлении проявил ученик С. Защищали постер всей группой. При оценивании обнаружили не выполнение одного критерия- не во всех случаях присутствовали примеры.

Рефлексия «Яблонька» показала, что ребята очень довольны уроком, своей работой. Изучаемый материал не вызвал затруднений. Домашнее задание было по уровням: ученик С- упражнение по аналогии, ученик В- задание усложнённого характера, ученик А- задание творческого плана.

Хочется отметить высокую активность всех учащихся на уроке. Если посмотреть на рефлексивный экран, то все учащиеся довольны уроком. Комментарии к уроку были слудующие: «Мне урок очень понравился, у нас было много идей», «Урок очень понравился, я был активным, выполнил много работы», « Всё очень понравилось. Было интересно».

Четвёртый, завершающий урок проведён по теме «Обращение».

После позитивного настроя, проведена работа по приёму «Чёрный ящик». Здесь проводилась работа по изученному материалу «Синтаксис». Учащиеся справились с заданиями и провели самооценивание и взаимооценивание. После прослушивания «Сказки про садовника», определяя то, как садовник выражал свои чувства и обращался к цветам, вышли на тему урока. Чтобы ребята смогли правильно составлять диалог, проведены «Парные разговоры». Распределив роли: ученик, присутствующий на уроке и ученик, отсутствующий на уроке, учащиеся, используя обращения, объясняли тему урока по телефону. (видео № )

Как и планировала, организовала работу в групе «Мудрые совы», в которой при исследовательской беседе проведено распределение обращений по значению: «официальные», «любовные», «неформальные». Группа, обсудив и выполнив задание, записывает ответы, оформляет постер. После этого работа презентуется. Спикер оценивает вклад и работу каждого члена группы. Здесь удивил ученик С, который участвовал в исследовательской беседе и помогал группе. Ученик А выполнял работу спикера, руководис работой. Ученица В активно выполняла задания, поддерживая своих товарищей.

Следует отметить, что выполнение задания активизировало логическое и творческое мышление, направило их на значительное расширение словарного запаса по теме и развитие монологической и диалогической речи учащихся, что отметили дети в своих рефлексивных дневниках.

Закрепление темы было проведено с помощью приёма «Ромашка Блума». Следует отметить, что учащиеся А и В сразу выбрали вопросы высокого порядка. А вот ученик В не смог дать чёткого ответа на выбранный вопрос низкого порядка. Не сумел сформулировать мысль, что конечно огорчает.

Творческое задание начатое на уроке, продолжением которого учащиеся занялись дома было эссе- обращение с пожеланиями к президенту, волшебнику.

Рефлексивный цветок «Цветик- семицветик» заста вил учащихся задуматься о пройденном материале и его анализе. На лепестках учащиеся записывали свои мысли по уроку. Было приятно читать такие высказывания, как «Выполнял все задания с большим интересом и скоростью», «Понравилось сочинять и рисовать», «Хорошо и интересно поработали, смогли выполнить все задания, показать себя». Оценивание по сигналу руки показало, что все учащиеся остались довольны уроком. Постоянный рост сторонников новых подходов из числа моих учеников не мог не радовать меня, не осталось сомневающихся учеников. Все рады таким изменениям и готовы продолжать обучение по - новому.

В течение серии последовательных уроков меня порадовали наблюдения за учениками исследуемой группы. На основании рефлексивных дневников учащихся можно отметить, что ученик А в течение данных уроков смог найти язык со всеми учащимися (благодаря парной и групповой работе) и приобрел настоящих друзей, стал более степенный и спокойный старался помочь, поделиться знаниями, активизировать слабых по знаниям товарищей. Понял, что важно не только самому хорошо знать материал, но ценно и то, чему ты учишься у других. Ученица В поняла, как важно уметь работать в команде, не задерживать других, экономя регламентированное время, отведённое на работу. Старалась активно проявлять себя при выполнении заданий. А ученик С приобрел навыки самостоятельной работы в паре и группе благодаря приемам «Большая стирка», «Парные разговоры», не боится просить помощи у одноклассников при выполнении задания, стал проявлять инициативу, но все же не может преодолеть языковой барьер в общение с людьми. Думаю, это вопрос времени.

Наблюдение за серией последовательных уроков проводилось в виде фотосъемки и видеосъёмки всего исследуемого процесса применения новых подходов и выступлений учащихся на защите различных заданий, анкетирование учащихся до и после исследования, заполнение рефлексивных дневников после каждого урока.

Итоговый тест и анкетирование учащихся показали, что за четыре урока дети овладели огромным объемом языковедческой информации о синтаксисе, который могут применить в устной и письменной речи, умеют разрабатывать критерии и оценивать работы друг друга, составляют диалоги, стараются аргументировать свои ответы, ценят время в течение которого выполняют работу, стали более дружными и позитивно настроенными на уроки русского языка. Качество знаний после исследований стабилен – 75 % при успеваемости 100%. Все проведенные уроки понравились всем ученикам данной группы. Есть над чем работать в будущем!

Раздел ІІІ. Выводы и анализ

В завершении исследования мне предстояло обработать данные, что-бы получить ответы на свои вопросы и убедиться в правильности моих действий. Отмечу, что увлеклась темой исследования и мне было очень жаль, что серия последовательных уроков состояла всего из из четырех уроков.

Анализируя доказательную базу своего исследования (рефлексивные дневники и листы учащихся, рефлексивные таблички и рисунки, видео-записи уроков, фотодокументы, беседы с учащимися) я пришла к выводу, что диалогическое обучение в обучении и преподавании значительно стимулировали изучение русского языка в 6 классе, а именно:

  1. Использование новых подходов полностью подтвердило мою уве-ренность, что именно благоприятный настрой на урок, создание ситуации успеха значительно улучшает мотивацию к изучению русского языка и качество знаний учащихся на уроке (диаграмма 1), а вдумчивое

2)диаграмма 2 планирова ние парной и групповой работы (использование различных форм работы на уроке) благотворно влияют на диалогическое обучение (диаграмма 2).



диаграмма 2

  1. Разумное сочетание приемов 7 модулей способствуют развитию коммуникативной компетенции обучаемых, дает мощный всплеск творческих способностей учащихся с помощью применения различных приемов критического мышления (диаграмма 3), а рефлексия своей деятельности способствует развитию когнитив-ного мышления учащихся (диаграмма 4).





  2. количественный анализ итогового теста по теме серии последова-тельных уроков показал отличное усвоение пройденного материа-ла учащимися (и учеников А,В,С).


Диаграмма 5

  1. следует отметить положительную динамику личного роста иссле-дуемых учеников А, В, С, которая произошла с ними в течение проведения серии последовательных уроков по теме (таблица 1)

Таблица 1

Таблица влияния новых подходов на учеников А, В, С. (по итогам записей в «журнале наблюдений»).


Составляющие целостной

личности

Уче ник А (сильный)

Ученица В (хорошо успевает)


Ученик С (слабый)



Социальная

составляющая

Стал понимать, что он часть классного коллектива, и своими знаниями может поделиться с другими, увлекся парной и групповой работой и оцениванием

Понравилось, что к её мнению прислушиваются одноклассники, рада, что может быть лидером

Увеличился интерес к урокам, за счет помощи со стороны других учащихся, старается быть полезным, понравилось диалоговое обучение


Аффективная

(эмоциональная)

составляющая

Ощущение уверенности и радости на уроке за счет умения оказать необхо-димую помощь на уроке команде, одноклассникам, чаще улыбается и шутит

Старается включиться в работу группы, быть нужной, нравится высказывать свое мнение, не боится ошибиться.

Очень повысил оценку парная работа, диалог и обратная связь, стал свободнее чувствовать себя на уроке, охотнее поднимает руку

Когнитивная

(познавательная)

составляющая

Улучшилось общение с учащимися и это стимулировало еще большую познавательную активность ученика, хочется быть самым лучшим

Понравилась парная и групповая работа, понимает свои трудности, старается вдумчиво делать задания, увеличился словарный запас по теме, старается работать быстрее.

Улучшилось качество выполнения домашнего задания, старается лучше выполнять задания в классе, имеется языковой барьер

  1. парная и групповая работа сплотила учащихся данного класса и заставила задуматься для чего нужно диалогическое обучение (диаграмма 6)


Диаграмма 8


Все данные приведенные в текущем Action Research имеют подтверждения в виде фото и видеосъемки, копий творческих работ учащихся, анкетирования.

Анализируя вышеперечисленные выводы можно утверждать, что исследовательский вопрос по теме «Как диалогическое обучение способ ствует развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в 6 классе?» полностью подтвердилась.



Таблица наблюдений за учащимися АВС

Тип данных ученик «А»

Наблюдение урок №1

Наблюдение урок №2

Наблюдение урок № 3

Наблюдение урок №4

Настроение ученика

Позитивное настроение

Приподнятое настроение.

Позитивно настроен на урок.

На протяжении всего урока не менялось, было хорошее.

Взаимодействие в паре, группе

При выполнении групповых заданий взял инициативу в свои руки. Проявил лидерские качества. Активен на всех этапах урока, кроме того заряжает своей активностью ребят из группы.

Отношения в группе сложились хорошие старается оказать помощь, делится знаниями, переживает за одноклассников. Спикер группы

В группе чувствовал себя свободно и комфортно.

Проявил свои ораторские способности

Сплочённый коллектив, хорошая совместная работа.

Выполнение индивидуальных заданий

Индивидуальные задания выполняет добросовестно и качественно

Задание выполнил без ошибок.

Спикер группы. Оказывает помощь при работе в паре.

Задание выполнил безупречно, с творческим подходом

Количество ответов на вопросы .

8

2 Защита постера

4 защита постера

12 вопросов теста

Ученик «А» быстро адаптировался, сразу включился в работу, активно взаимодействовал со всеми участниками пары, группы, я ещё раз убедилась, что «А» является лидером, но теперь старается активизировать слабых учащихся.

В течение данных уроков стал более степенный и спокойный, старался помочь, поделиться знаниями, активизировать слабых по знаниям товарищей. Понял, что важно не только самому хорошо знать материал, но ценно и то, чему ты учишься у других

Тип данных ученик «В»

Наблюдение урок № 1

Наблюдение урок №2

Наблюдение урок №3

Наблюдение урок №4

Настроение ученика

Настроение хорошее, приподнятое.

Позитивное настроение, открыта для общения.

Эмоциональна, открыта, улыбчива.

Хорошее расположение духа

Активное взаимодействие в паре, группе

Очень хорошие отношения с ребятами. В парной и групповой работе была изобретательна, находчива, эмоциональна.

Сплочённо работает в паре, группе. В паре сменного состава чувствует себя хорошо.

Активна, ответственно и добросовестно справляется с заданиями.

При дискуссии старается говорить быстро, чётко, аргументированно.

Выполнение индивидуальных заданий

С интересом выполняла индивидуальные задания.

Выполнила задание верно. Старается прокомментировать ответ.

Помогает спикеру. Поддержи-

вает диалог.

Старается, чтобы работа была выполнена без ошибок.

Количество ответов на вопросы

4

6 защита постера

3 защита презентации

10 из 12 вопросов теста

Ученица «В» смогла проявить лидерские качества, проявила познавательную активность, задания предложенные мной выполняла с интересом.

Поняла, как важно уметь работать в команде, не задерживать других, экономя регламентированное время, отведённое на работу. Старалась активно проявлять себя при выполнении заданий. А

Тип данных ученик «С»

Наблюдение урок № 1

Наблюдение урок №2

Наблюдение урок № 3

Наблюдение урок № 4

Настроение ученика

Настроение позитивное. Несколько скован.

Смены настроения не наблюдалось.

Не всегда удаётся сформулировать мысль- настроение меняется

Позитивное настроение на протяжении всего урока.

Взаимодействие в паре, группе, степень активности.

Взаимодействие в паре, группе наблюдалось, но не особо активное. Чаще всего просто отсиживался, наблюдая за действиями других. Повторял ответы товарищей

В группе сменного состава чувствовал себя не комфортно, в конце урока немного оживился.

Не стесняется акцента в речи. Стал более открыт для общения, старается отстаивать свою точку зрения

Старается вступать в диалог, степень активности стала увеличилась.

Выполнение индивидуальных заданий

При выполнении заданий испытывал трудности, приходилось пользоваться помощью одноклассников.

Допустил ряд ошибок.

Работал по карточке. Пересказывал соседу порядок выполненного задания.

Из 12 вопросов текста ответил на 7.

Количество ответов на вопросы.

2

1

2

3

Ученик «С» немного преодолел свою неуверенность. Тревожность, наблюдаемая на первом уроке прошла, задания, использованные на уроках способствовали включить ребенка в учебный процесс, стал более открыт для общения появился интерес к обучению.

Приобрел навыки самостоятельной работы в паре и группе благодаря приемам «Большая стирка», «Парные разговоры», не боится просить помощи у одноклассников при выполнении задания, стал проявлять инициативу, но все же не может преодолеть языковой барьер в общение с людьми. Думаю, это вопрос времени. (видео № «Голос ученика А В С»)

Использование диалогического обучения в педагогической практике жизненно необходимо для всех – и для учащихся, и для учителей. У одних, оно развивает когнитивные процессы и стимулирует познавательную деятельность, что положительно влияет на подрастающее поколение, учить их учиться в течение всей жизни и применять свои знания в практике. А для других, использование диалогического обучения становится отправной точкой для постоянного творческого и профессионального роста, без которого трудно представить в наши дни компетентного педагога.


Раздел IV: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.


Несмотря на убедительность вывода из моего исследования о необходимости применения диалогического обучения в обучении и преподавании на практике я столкнулась с некоторыми трудностями.

На тему моего исследования натолкнули частые возмущения педагогов- коллег о слабом развитии устной и письменной речи учащихся. А также, что немаловажно, хочется поддержать и помочь учащимся, стремящимся достичь успехов в учёбе, получить необходимый багаж знаний. Поэтому для таких детей приходится придумывать всё новые и новые формы уроков. Посоветовавшись с администрацией школы и коллегами, прошедшими «Программу повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего уровня, я сформулировала тему моего исследования.

В начале эксперимента мне предстояло всё тщательно спланировать, чтобы учесть использование ключевых идей модулей программы и иметь убедительную доказательную базу проведенных уроков. Вызывало некоторое затруднение проведение уроков с использованием ИКТ, так как в нашей школе всего одна интерактивная доска и два проекторы с экраном. Поэтому приходилось подстраиваться под расписание проведения уроков в классах с таким оборудованием. Были некоторые сложности с фото и видеосъемками, но в конечном счете, мне удалось осуществить наблюде- ние за процессом.

Конечно же, огромной проблемой была нехватка времени на выпол-нение заданий учащимися, я понимала, что у них напрочь отсутствует чув-ство времени, приходилось напоминать о нем, но здесь я вышла из сложившейся ситуации с помощью ответственного ученика, который выполнял роль «хранителей времени (хронометражист)». На первом же уроке они уяснили, как важно соблюдать временные рамки на каждом этапе урока, и данная проблема перестала нас волновать на следующих уроках.

Для меня, как для учителя, вначале было дискомфортно предо- ставить полномочия учащимся на уроке, из активного участника урока перейти в разряд координатора, наблюдателя, помощника. На первом уроке это немного смущало меня, но после увиденных результатов парной и групповой работы, диалогического обучения, критического мышления, я была очень рада, что главными участниками урока стали именно дети. Они достигли значительного успеха в обучении благодаря таким приемам, как «Большая стирка», «Карусель», «Горячий стул», «Мозговой штурм». Не только улучшились образовательные показатели учащихся, но и взаимоотношения в классе стали намного лучше!

Еще одним барьером для учащихся на уроке стало знакомство с оце-ниванием: если самооценивание, взаимооценивание, формативное, сумма- тивное оценивание они воспринимали хорошо, то с критериальным оцени ванием необходимо было учащихся знакомить. Нужно было время, чтобы понять, что учащийся тоже может ставить оценки и комментировать работы. Для преодоления данного барьера многие учащиеся потратили много времени, но к итоговому уроку оценили необходимость данных навыков в школьной жизни.

Некоторые проблемы возникали и при выполнении рефлексии. Для учащихся это было необычным: они привыкли к рефлексии в виде отметок учителя и его комментариев о работе на уроке, было новинкой для многих, что им нужно самим ставить оценки, высказывать свое мнение, делать выводы. Но стоит отметить, как только они уяснили о важности данного модуля, они вошли во вкус. Оценивание во всех видах понравилось всем участникам данного исследования и учащиеся отметили в своих рефлек-сивных дневниках, что они будут использовать эти навыки на всех уроках и жизни для решения любых проблем.

Руководствуясь определением Александера, я не упустила в своей практике и применением пяти способов усвоения знаний посредством диалогового обучения:

-механическое запоминание

-декламацию

-инструкцию

-обсуждение

- диалог

Таким образом, я пришла к выводу, что органичное слияние идей 7-и модулей Программы второго уровня способствует решению любых образовательных задач и позволяет по- новому организовать процесс обучения и получать гарантированные результаты.

Анализируя свое исследование, хочется отметить, что несмотря на возникающие трудности, моим подопечным и мне очень понравилось работать с диалогическим обучением. Я сделала для себя открытие, что учащиеся и учитель могут наравне сотрудничать на уроке, принося значительно большую пользу этим, чем на традиционном уроке. В дальнейшем я буду продолжать обучение учащихся данного класса с использованием диалогического обучения с целью пополнения своей копилки педагогических находок. Наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшем надо преодолеть. Необходимо продолжить работу по

  1. отработке приёмов, способствующих развитию речи обучающихся;

  2. организации и проведению трёх типов бесед: кумулятивной, исследовательской и беседы- дебаты.

  3. оттачиванию навыков критериального оценивания, самооцени- вания и взаимооценивания

  4. укреплению и развитию желания самореализации каждого ученика

Эти проблемы я буду решать через применение различных форм, методов и приёмов, которые найдут отражение в тематическом планировании. Однозначно продолжу работу по данной теме исследования. Продумаю формы отслеживания развития устной и письменной речи учащихся. Постараюсь четко сформулировать критерии успеха ученика по конк- ретной теме (разделу), которые уже буду разрабатывать совместно с учениками, учить проводить анализ их учебных достижений. На уроках оставлю работу в паре и групповую форму работы. Выделю группы учеников А, В, С для решения разноуровневых заданий с учетом их способностей.

Продолжу исследование возможностей учеников А,В,С.

Подытоживая работу, проделанную во время практики, хочу отметить, что достигнутое за данный период подтверждает правильность выбора направления работы. Я наглядно увидела, что уровневая Прог- рамма даёт свои результаты, и дальнейшее ее применение поможет решить определенные проблемы в моей профессиональной деятельности.

Также я планирую продолжить сотрудничество с учителями гуманитарного цикла нашей школы для проведения дальнейших иссле- дований на уроках для повышения качества знания и поддержания мотивации к изучению предметов языковых дисциплин. Продолжу внедрять в свою практику 7 модулей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы и развития профессиональной компетенции учителей школы.

Используемые ресурсы:

1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень-3-е изд.-Астана: Центр педагогического мастерства АОО «НИШ», 2014. – 292 с.

2. Мастер-классы по обмену опытом тренеров на основе программы кембриджского университета, Алматы, 2014



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Педаш Алёна Владимировна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства