"Особенности развития и социальные функции сленга Российской молодежи"
"Особенности развития и социальные функции сленга Российской молодежи"
Чем же чревато употребление сленга среди современной молодежи?
И возможно ли исключить сленг из лексикона молодёжи?Сможет ли обществе обходиться без "сленговых выражений",которые мы так часто используем в обыденной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ТЕМА: «Особенности развития и социальные функции сленга Российской молодежи»
44.02.01 «Дошкольное образование»
Выполнила студентка 1 «В» группы Руководитель проекта:
Кузнецова Карина Ярина О.В., преподаватель
г.Зерноград
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основная часть 5
1.1. Определение сленга. 5
1.2. Возникновение и развитие сленга 7
1.3. Использование сленга 8
1.4. Плюсы и минусы сленга в молодежной среде. 9
1.5. Функции сленга 10
1.6. Употребление сленга 11
1.7. В чем состоит опасность употребления сленга? 12
2. Практическая часть 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЯ 17
ВВЕДЕНИЕ
Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых "взрослыми" в качестве "хороших", общеупотребимых или литературных. Например, многие подростки сейчас употребляют в своей речи такие слова, как « предки», «шнурки », « балдеть », и т. д. Под словом «предки» они подразумевают родителей.
В данной работе я решила ответить на ряд проблем, связанных с существованием такого явления, как сленг.
Актуальность темы исследовательской работы заключается в активном использовании сленга в речи молодежи во все времена, повышенном интересе молодежи к сленгу как к кодифицированному языку. Проблемы, волнующие современную молодежь, находят свое отражение в том числе и в языке, причем не в устоявшемся литературном, а в быстро изменяющемся разговорном. Молодым людям свойственна «радикальность» во всем, в том числе и в публичности, в речевом поведении, экспрессивности, динамичности. Именно такой и становится молодежная речь, она четко реагирует на все появления новых слов и выражений. Представители молодого поколения отличаются стремлением ко всему новому, способностью моментально реагировать на все происходящее вокруг, уверенностью и «безоглядностью», что делает их поступки и действия решительными, смелыми, бескомпромиссными. Подобные тенденции, как правило, находят свое непосредственное воплощение, прежде всего в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современного молодого поколения.
Тема: «Особенности развития и социальные функции сленга Российской молодежи».
Тип проекта: исследовательский
Цель: показать сущность молодежного сленга, как социального и языкового явления.
Задачи:
Понять что такое «сленг» и выяснить происхождения «сленговой речи».
Узнать в какой среде используется сленговая речь?
Плюсы и минусы сленга в молодежной среде.
Функции сленга
Выяснить причины частого употребления сленга среди молодёжи.
Понять в чём же состоит опасность употребления сленга?!
Проект был реализован в 2016-2017 учебном году и состоит из 3-х этапов:
Подготовительный(ноябрь-декабрь 2016-2017 г.)
Выбор темы
Формулировка целей и задач проекта
2. Реализация проекта(январь-март 2017г.)
Изучение литературы
Проведение опроса среди учащихся
Создание статьи
Подведение итогов
Вывод о проведенном анкетирование
Создание презентации проекта
1. Основная часть 1.1. Определение сленга.
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (сленг), просторечие. Литературный язык - исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями.
Литературный язык обслуживает такие сферы человеческой деятельности, как политика, культура, наука, делопроизводство, законодательство, официальное и неофициальное общение, словесное искусство. Человек может в равной степени владеть двумя или более формами языка (например, литературным языком и диалектом, литературным языком и просторечием), пользоваться ими в зависимости от условий.
Главный признак литературного языка - нормированность. Норма - это единообразное, общепринятое употребление элементов языка, правила их использования в определенный период. Нормы не выдумываются учеными, а отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, поддерживаются речевой практикой. К основным источникам нормы относятся произведения писателей, язык средств массовой информации, общепринятое современное употребление, научные исследования лингвистов.
Помимо литературного языка в национальном языке существуют также нелитературные варианты языка, важной частью которых является сленг.
Сленг - явление во времени не столь устойчивое, и "говор" современных школьников все же отличается от "словарного запаса" их родителей в том же возрасте. По мнению филологов, молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального - "шмонать", "базарить", "шмотки", "стрелка"; компьютерного - "винды", "драйв"; нормативной и ненормативной лексики - "хилять", "бакланить", а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика сленга ограничена интересами тех, кто его использует. Слова одной социальной группы легко заимствуются другой группой. Слово тусовка, например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своему происхождению оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».
Сленг – своеобразный знак, пароль, пропуск в среду общения, где по слову, цитате или реакции на них узнают человека, близкого по интересам и отношению к жизни. В сленге открытых групп (студенты, музыканты и т. п.) доминирует игровое начало, соблюдение необязательных, но создающих особую атмосферу общения и взаимопонимания «правил» речи. Яркая экспрессия многих сленговых слов делает их привлекательными и для лиц, не принадлежащих социальной группе, где бытует определённый сленг. Проникая во многие сферы языковой деятельности, сленг становится средством создания своеобразной экспрессии и колорита в литературе и кино и главное – существенной частью повседневного языкового общения.
Сленг - слова которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначение предметов, о которых говорят в повседневной речи.
Сленг-это составляющий слой разговорной лексики, отражающий грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи, слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. С помощью сленга говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.
1.2. Возникновение и развитие сленга
Молодежь во все времена стремились самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, отличный от общепринятого среди старшего поколения.
Сведения о лексике студенческого и школьного жаргона содержится в словарных и научных работах конца 19 начало 20 века. В научной публикации Э.М. Береговской «Молодежный сленг: формирование и функционирование», помещенной в журнале «Вопросы языкознания» появление молодежного сленга, интенсивное его развитие связывается с историческими катаклизмами. Бурный всплеск и изучение разных пластов русской речи произошел поле революции 1917 года. В 1918 был создан Институт живого слова, одним из направлений которого было изучение языка молодежи. Речь подростков, учащихся того времени окрасилась множеством «блатных словечек», влияющих, как отмечает автор, на поведенческий нигилизм молодежи.
С начала ХХ века отмечены четыре бурные волны в развитии молодежного сленга.
Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли «стиляги».
Появление третьей волны связано с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Начало четвёртой волны принято сейчас связывать с началом компьютеризации. Если 20-30 лет назад о существовании молодёжного сленга говорили лишь иногда и не очень уверенно, то сейчас об этом говорят открыто и громко. Я нашла много теоретических статей о сленге, его классификациях. Существует уже целая серия словарей-книг и виртуальных словарей. http://rus.1september.ru/
Таким образом, процесс сленговой молодежной речи можно рассматривать как своеобразное языковое творчество, которая базируется на уже существующих традициях и одновременно следует текущей моде. Сленг служит в молодежной среде средством разрядки внутреннего состояния. Одновременно дает представление о говорящем, его мироощущении и интеллекте.
В среде молодёжи 18-30 лет эти слова употребляются, потому что они придают речи живость, юмористический смысл. Больше всего следят за речью детей их родители, с одной стороны, это логично.
1.3. Использование сленга
Сленг зависит от временной эпохи, в которой живёт человек.
Встречаются и целые студенческие сленговые выражения, как, например, забить на пару, что значит – прогулять занятие. В каждом учебном заведении могут быть приняты свои устойчивые выражения (студенческий сленг), которые передаются от старших курсов младшим.
Позднее, когда общеобразовательные предметы сменяются специальными, в речи студентов появляется лексика, характерная для того или иного факультета. Обычно слова образуются от сокращенных названий предметов: ма'теша – математика, литра-литература, физра-физическая культура. Иногда названия предметов студенты заменяют фамилиями преподавателей или авторов учебников.
На старших курсах в сленге студентов появляются специальные термины, присущие скорее не студенческой, а профессиональной среде.
Как и любая социальная группа, студенческая аудитория имеет свой сленг. Студенческий сленг обладает специфической лексикой и фразеологией, зачастую с фамильярной окраской.
Считается, что сленг начал свое существование от сокращений названий предметов. Позже дисциплины стали заменяться фамилиями преподавателей. Сегодня сленг образуется путем переосмысления, переделки и усечения литературных слов. Активную роль в появлении сленга играют и заимствования из иностранных языков.
Студенческий сленг одинаково распространен как среди учащихся, так и среди преподавателей, преимущественно молодого поколения.
Студенческий сленг условно подразделяется на 2 категории:
Традиционный, передающийся из поколения в поколение.
Новые жаргонизмы, постоянно пополняющие лексикон студента. Могут быстро перейти в разряд архаичных, или наоборот, стать частью первой категории.
1.4. Плюсы и минусы сленга в молодежной среде.
В настоящее время, и уст молодёжи, можно услышать слова, да и целые выражения сленговых слов, которые совсем не понятны старшему поколению. У «меня всё пучком», или «мне всё по барабану», такое часто слышат все вокруг в общении той, или иной группы людей.
У молодёжи, всегда существовал «свой» язык, который объединялся общей темой, бытом, работой, или общением по интересам.
Молодёжный сленг, — позволяет людям разного возраста, выражать своё мнение в очень интересной, а иногда и абсурдной форме общения. Самыми распространёнными видами молодёжного сленга, являются сленговые выражения студентов, школьников, солдат, которые имеют свои общие интересы.
Очень много таких слов, приходят в нашу жизнь из других языков, но чаще всего из английского, который достаточно популярен в кругу молодёжи. Самыми крылатыми словами являются, фифти-фифти, лузер, пипл, они так влились в нашу привычную русскую речь, что мы уже не обращаем на это никакого внимания.
Интернет, — также сыграл большую роль, в пополнении новыми словами, и выражениями. Так постепенно, стали составлять словари из таких заимствованных слов, где без специальных знаний, обычный человек, мало что поймёт.
Минусом молодёжного сленга, — является то, что он засоряет русскую речь, но, с другой стороны, такая особенность выражать свои мысли, это интересный способ самовыражения, который позволяет развить свою фантазию. Использование сленга, сокращает длинные выражения слов, совсем не меняя их смысл.
Благодаря молодёжному сленгу, речь становится яркой, и интересной по звучанию.
Если более старшее поколение, начнёт говорить на языке своих детей и внуков, то совсем скоро, появится общее взаимопонимание, и отношения станут более дружескими и доверительными.
Характерная примета нашего времени – активизация сленга, выход его за рамки лексики ограниченной сферы употребления.
1.5. Функции сленга
Опираясь на анализ литературы по исследуемой теме, выделим основные функции молодежного сленга.
Во-первых, молодежный сленг выступает как средство общения людей одной возрастной категории. Молодежный сленг отличается тем, что словарь ограничен реалиями мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, отделяя, таким образом, его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.
Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего вышеперечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для молодого человека. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не столь привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности.
К примеру, молодые люди часто используют такие фразы, как: «Френды, покатили на тусу». Общаясь с помощью таких фраз, они чувствуют себя более комфортно, оттого, что только они понимают, о чем идет речь.
Во-вторых, фразы, употребляемые молодежью, звучат более игриво, чем обыкновенные, придавая речи юмористический характер и превращаясь в «коллективную игру». Например, «Не понтуйтесь, жабы, все болото наше!».
В-третьих, молодежный сленг противопоставляет себя старшему поколению и официозу. Главный принцип - элемент шока, встряски. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий.
1.6. Употребление сленга
Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Ты мне очень нравишься На сленге: Я просто тащусь) Сленг рассматривается как сознательное, преднамеренное употребление элементов общелитературного словаря в разговорной речи в чисто стилистических целях: для создания эффекта новизны, необычности, отличия от признанных образцов, для передачи определенного настроения говорящего, для придания высказыванию конкретности, живости, выразительности, зримости, точности, краткости, образности.
2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих.
3. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудность языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»)
Излишнее использование подобных элементов в средствах массовой информации вызывает отрицательное отношение, т. к. неблагоприятно влияет на развитие языка, потому что тексты СМИ со сниженной лексикой зачастую осознаются аудиторией как совершенно нормальные. И грань между литературными и нелитературными словами, которые любой человек должен разграничивать, стирается. Излишнее увлечение сленгом провоцирует отсутствие навыков общения на деловом или научном уровнях, ведет к упрощению личностных качеств человека. Отсюда отсутствие элементарной коммуникабельности, что в дальнейшем может существенно навредить, например, при приеме на работу или же просто вызвать трудности в общении. А между тем понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. Молодежь должна не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью.
1.7. В чем состоит опасность употребления сленга?
Отдельные словечки и выражения, которые мы бездумно используем как экспрессивные, выразительные средства.
«Растоптали и замусорили русский язык»,— говорил А. И. Солженицын, имея в виду в первую очередь засилье элементов блатной музыки, лагерного жаргона.
Среда влияет на язык, на повседневную речь и может приводить к их спаду, снижению. Но и язык — высокий, чистый, нравственный — может и должен влиять в свою очередь на среду, на ее формирование, ее улучшение, духовное наполнение и преображение.
Правильно говорят: надо беречь природу, и тогда непременно повысится уровень материальной жизни. Почти то же самое можно сказать и о языке. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
Следует всегда помнить о том, что культура языка — составная часть национальной культуры, важная примета нашего современного образа жизни, сокровищница накопленных веками духовных богатств народа. Задача всех нас — обогащать и творчески развивать великий и могучий русский язык — это великое достояние, завещанное нам нашими предшественниками.
В борьбе со сленгом и «черными» словами очень важным оказывается и собственно экологический подход. Зло и злое, грубое слово порождают новое зло, накапливаются в общей «языковой атмосфере», становясь губительными для их носителей (которые наивно полагают, что просто «отторгли» это зло от себя, направив стрелою на других). Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, отравленности, когда они становятся опасными для жизни человека.
Наша среда существования — в том числе и языковая — должна быть здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения и обновления. Значит, борьба за языковую культуру, за здоровый речевой быт приобретает морально-нравственный аспект, перерастая в задачу общекультурную, воспитательную, личностную. От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести.
2. Практическая часть
Проведение анкетирования среди учащихся ГБПОУ РО «Зерн.ПК»
В процессе проведения анализа, в котором принимали участие 50 студентов 16-19 лет, было выяснено, что они постоянно пользуются сленговыми словами и выражениями.
Однако, довольно широко используя в своей речи сленг, учащаяся молодёжь не всегда владеет понятийным аппаратом. Анализ ответов показал, что большинство студентов « не считают сленг необходимым для жизни». Между тем на вопрос: -цель употребления сленга в повседневной жизни?- 92% учащихся ответили, что использует «сленговые выражения» для того ,чтобы придать своей речи живость,юмор, остальные используют сленг для того, чтобы поддерживать хорошие отношения со сверстниками или же для самоутверждения.
«Какова же популярность сленга, в современном обществе?». Исследование показало, что сленг пользуется популярность в обществе, так как с помощью него намного проще общаться.
51% студентов посчитали, что сленг является «формой деградации языка», так как многие забывают об употреблении нормативной лексики, 45% считают же иначе, потому что употребляют сленг везде и всегда, остальные так и не смогли ответить на поставленный вопрос.
Совместив вопросы « Чья речь для вас является эталоном ?» и « Как относятся родители к вашей речи?», мы делаем вывод о том что лишь для 30% опрошенных речь родителей является эталоном и родители следят за их речью, остальные же считают своим эталоном речь: президента, телеведущих, и родителям не столь важно как они говорят, а лишь иногда делают им замечания.
Итак, проведённый опрос показывает нам, что 97% опрошенных не могут обходиться без «сленговых выражений».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, могу сказать, что в процессе его выполнения испытывала разные эмоции чувства – тревоги и переживая, интереса и увлеченности выбранной мной темы. Я подробно вникла в суть исследуемой проблемы, что у меня вызвало необычайный интерес к данной теме, над которой я работала впервые, а так же узнать почему же современная молодежь, так часто использует «сленговую речь». Я никогда не предполагала и не задумывалась над тем ,как значимо употребление «сленговых выражений» в нашем обществе.
Самым важным достижением в выполнении проекта для меня оказалось выяснение причин употребления «сленга» среди молодежи. Меня удивило, что большинство студентов нашего колледжа, используют «сленг» для того, чтобы «придать своей речи живость и юмор или же самоутвердиться среди сверстников» .
Работа над проектом показала мне, что я могу работать с литературой выбирая важную и нужную мне информацию. Я приобрела знания, сделав огромный вывод об употреблении в речи «каверзных- сленговых слов»,который отрицательно влияют на литературную речь.
В целом данная деятельность оказалась для меня, не очень трудно, как казалось в начале выполнения проекта, но очень интересной и познавательной для меня как для будущего воспитателя. Единственное, что вызвало трудности в выполнении проекта – это правильное распределение времени и выполнения проекта по этапам.